1871 Будапешт — 1960 Москва Учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета1889 — 1893), в Петербургской Академии художеств1894 — 1896) уИ. Е. Репина, посещал мастерскую П. П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене1896 — 1898), где затем преподавал1898 — 1901). С 1913 — академик. Действительный член Академии хдожеств. Попечитель1913 — 1918), а затем директор1918 — 1925) Третьяковской галереи. Профессор и директор Московского художественного и института1937 — 1943), Института живописискульптурыархитектуры1943 — 1946), участник выставок Московского общества любителей художеств1898 — 1899), «Мира искусства»1901 — 1922), Союза русских художников1903 — 1910). народный художник СССРс 195?).Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиямикоторыек немалому удивлению окружающихон сумел реализовать. Стал значительным художникомискусствоведомхудожественным критикомреставраторомпедагогоммузейным деятелемзамечательным организаторомдаже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет онблагодаря своему неистовому темпераментубыл одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.В 1876 г. родители Грабарябывшие в числе сторонников славянского освободительного движенияпоселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее1882−89). Он мечтал о живописистарался быть ближе к художественным кругампосещал все выставкиизучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.Осенью 1889 г., восемнадцати лет от родупочти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университетучится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого имИ. Е. Репина.Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в БерлинПарижВенециюФлоренциюРимНеаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрожденияа в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистовчто Грабарь на протяжении 1896−1900 гг. колесит по Европес целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».В 1900 г. Грабарь возвращается в Россиюи тут начинаетсяпо признанию художникасамый еготворческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природуошеломлен красотой русской зимыбез конца пишетсверхъестественное дереводерево-сказку» — березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег»1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег»все 1904), «Хризантемы»1905), «Неприбранный стол»1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухеучитывая достижения французских импрессионистовноне желая слепо им подражатьпишет по-русскилюбявещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественныйпортрет» березы. Мы смотрим на нее снизу вверхиз глубокой траншеи в снегукоторую вырыл автор и в которой он работалневзирая на жестокие морозыпереполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радугиобъединенных голубой эмалью неба». Пейзаж написан чистыми цветамимазки положены плотным слоем. «Мартовский снег» — «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» — художник тоже писал на пленэрес таким увлечением и азартомчто швырял краски на холсткак в исступлениине слишком раздумывая и взвешиваястараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». В этих произведениях Грабарю удалось создать еще одинновыйпосле русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.1910−23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектуройисторией искусствамузейной деятельностьюохраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первойИстории русского искусства» в шести томах1909- 16), пишет для нее важнейшие разделыпубликует монографии о В. А. Серове иИ. И. Левитане.В течение двенадцати лет1913−25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галереюзначительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерскиес которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близкихпишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвалПортрет матери»1924), «Светлану»1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа»1934), «Портрет сына»1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина»1935). Широко известны и два автопортрета художника«Автопортрет с палитрой», 1934; «Автопортрет в шубе», 1947). Обращается он и к тематической картине — «В. И. Ленин у прямого провода»1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина»1938). Разумеетсяон продолжает писать пейзажипредпочитая по-прежнему снегсолнце и улыбку жизни: «Последний снег»1931), «Березовая аллея»1940), «Зимний пейзаж»1954), серия картин на темуДень инея».Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясьтак же как в других областях своей деятельностихранителем русской культуры. «Лучший отдых есть перемена работы», — говорил художник. Если он не писал картиныто преподавалвыступалготовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданиемИстории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусствачто такой человек действительно существовал», — говорил о нем С. В. Герасимов.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
ГрабарьХрабов)Игорь Эммануилович
1871 Будапешт — 1960 Москва
Учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета1889 — 1893), в Петербургской Академии художеств1894 — 1896) уИ. Е. Репина, посещал мастерскую П. П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене1896 — 1898), где затем преподавал1898 — 1901). С 1913 — академик. Действительный член Академии хдожеств. Попечитель1913 — 1918), а затем директор1918 — 1925) Третьяковской галереи. Профессор и директор Московского художественного и института1937 — 1943), Института живописискульптурыархитектуры1943 — 1946), участник выставок Московского общества любителей художеств1898 — 1899), «Мира искусства»1901 — 1922), Союза русских художников1903 — 1910). народный художник СССРс 195?).Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиямикоторыек немалому удивлению окружающихон сумел реализовать. Стал значительным художникомискусствоведомхудожественным критикомреставраторомпедагогоммузейным деятелемзамечательным организаторомдаже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет онблагодаря своему неистовому темпераментубыл одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.В 1876 г. родители Грабарябывшие в числе сторонников славянского освободительного движенияпоселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее1882−89). Он мечтал о живописистарался быть ближе к художественным кругампосещал все выставкиизучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.Осенью 1889 г., восемнадцати лет от родупочти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университетучится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого имИ. Е. Репина.Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в БерлинПарижВенециюФлоренциюРимНеаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрожденияа в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистовчто Грабарь на протяжении 1896−1900 гг. колесит по Европес целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».В 1900 г. Грабарь возвращается в Россиюи тут начинаетсяпо признанию художникасамый еготворческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природуошеломлен красотой русской зимыбез конца пишетсверхъестественное дереводерево-сказку» — березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег»1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег»все 1904), «Хризантемы»1905), «Неприбранный стол»1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухеучитывая достижения французских импрессионистовноне желая слепо им подражатьпишет по-русскилюбявещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественныйпортрет» березы. Мы смотрим на нее снизу вверхиз глубокой траншеи в снегукоторую вырыл автор и в которой он работалневзирая на жестокие морозыпереполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радугиобъединенных голубой эмалью неба». Пейзаж написан чистыми цветамимазки положены плотным слоем. «Мартовский снег» — «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» — художник тоже писал на пленэрес таким увлечением и азартомчто швырял краски на холсткак в исступлениине слишком раздумывая и взвешиваястараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». В этих произведениях Грабарю удалось создать еще одинновыйпосле русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.1910−23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектуройисторией искусствамузейной деятельностьюохраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первойИстории русского искусства» в шести томах1909- 16), пишет для нее важнейшие разделыпубликует монографии о В. А. Серове иИ. И. Левитане.В течение двенадцати лет1913−25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галереюзначительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерскиес которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близкихпишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвалПортрет матери»1924), «Светлану»1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа»1934), «Портрет сына»1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина»1935). Широко известны и два автопортрета художника«Автопортрет с палитрой», 1934; «Автопортрет в шубе», 1947). Обращается он и к тематической картине — «В. И. Ленин у прямого провода»1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина»1938). Разумеетсяон продолжает писать пейзажипредпочитая по-прежнему снегсолнце и улыбку жизни: «Последний снег»1931), «Березовая аллея»1940), «Зимний пейзаж»1954), серия картин на темуДень инея».Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясьтак же как в других областях своей деятельностихранителем русской культуры. «Лучший отдых есть перемена работы», — говорил художник. Если он не писал картиныто преподавалвыступалготовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданиемИстории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусствачто такой человек действительно существовал», — говорил о нем С. В. Герасимов.