В апреле 1964 года состоялась премьера лирической комедии Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве".
«Я шагаю по Москве» — советский художественный фильм 1963 года, лирическая кинокомедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова. В ролях: Никита Михалков: Коля Алексей Локтев: Володя Ермаков Евгений Стеблов: Саша Шаталов (Александр Индустриевич) Галина Польских: Алёна, продавщица грампластинок Ирина Титова: Света, невеста Саши Ирина Мирошниченко: Катя, сестра Коли Любовь Соколова: мать Коли Екатерина Мельникова: бабушка Коли Аркадий Смирнов: Воронов, писатель Владимир Басов: полотёр Ролан Быков: «загипнотизированный» прохожий Валентина Ананьина: продавщица мороженого Вероника Васильева: конферансье на конкурсе рисунков Ирина Скобцева: «Надя», дама с зонтиком Мария Виноградова: «хозяйка» собаки Геннадий Ялович: экскурсовод Алевтина Румянцева: дежурная по станции метро Владимир Шурупов: Виктор, двоюродный брат Коли Данута Столярская: Аня, жена Виктора Борис Балакин: таксист Борис Битюков: Петрович, отец Алёны Пётр Должанов: прохожий Лев Дуров: милиционер в отделении Арина Алейникова: девушка, танцующая на аэродроме Игорь Боголюбов: военком Вадим Шилов: спорщик в метро Анна Павлова : Ангелина Петровна, секретарь в военкомате Виктор Волков: прораб Виктор Шкурин: вор Евгений Казаков: приятель Петровича Уно Масааки: пассажир такси Инна Чурикова: «победительница» в конкурсе рисунков (нет в титрах) Валентин Смирнитский: военный, покупатель в отделе грампластинок (нет в титрах) Зоя Русина: старушка, покупательница в отделе грампластинок (нет в титрах) Маргарита Мерино (Ромашина): девушка в метро (нет в титрах) Георгий Данелия: чистильщик обуви (нет в титрах) Олег Видов: парень на велосипеде с зонтом (нет в титрах) Светлана Беседина: «Девушка под дождём» (нет в титрах) Эльза Леждей : эпизод Съемочная группа: Режиссёр- Георгий Данелия Автор сценария- Геннадий Шпаликов Оператор- Вадим Юсов Композитор- Андрей Петров Кинокомпания- Мосфильм Факты о фильме: Образ Москвы и времени в картине создаётся благодаря тонкой операторской работе Вадима Юсова и музыке Андрея Петрова. Заглавная песня для фильма, на слова Геннадия Шпаликова, ставшая затем такой популярной, была написана Г. Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку. Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять. Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»: — Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США? Песня «Я шагаю по Москве» стала одной из самых популярных песен начала 1960-х. Позднее исполнялась Эмилем Горовцом, Ксенией Георгиади, а также в дуэте Людмилой Сенчиной и Эдуардом Хилем. Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме камео в роли чистильщика обуви. Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелия в архитектурном институте — открылся в 1964 году показом именно этого фильма. Данелия назвал героя Михалкова именем Коля в честь своего сына. Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. Когда уже была отснята часть фильма, Никита Михалков попросил Данелия поднять оплату одного съёмочного дня с 8 рублей до 25. Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что тогда на его роль возьмут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил старший брат Андрон. В отделе грампластинок ГУМа показан ажиотажный спрос на Робертино Лоретти, про причину отсутствия дисков которого Володя, а затем и Алёна, шутят: «Подрос». Герой Ролана Быкова, проходя по темной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Данелия «Путь к причалу». Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Володя садится в поезд, следующий из центра, чтобы ехать, как сейчас очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик, чуть позже Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идет по вестибюлю на эскалатор (хотя также хорошо было видно, что вместе с Володей в «сторону Внуково» в вагоне уезжают и другие пассажиры). Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково. Правда, монтаж не очень аккуратен: когда Коля направляется с песней на выход от платформы, где «посадки нет», перед ним не противоположная платформа, а лестницы на переход, хотя мгновением раньше там был проем, куда убежала, торопясь на поезд, Алёна. Кадры в метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции «Студенческая». Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному «несмешная комедия». Впоследствии, в 1971 году, титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария. В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по невыясненной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра. Награды и признание Каннский кинофестиваль (1964 год) Георгий Данелия — особое упоминание лент молодых режиссёров Ленинградский кинофестиваль (1964 год) Вадим Юсов — приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ IV Международный технический конкурс фильмов в рамках Конгресса УНИАТЕК (Милан, 1964 год) Первая премия на конкурсе фильмов Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер» за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год). Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии. #музыка
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
В апреле 1964 года состоялась премьера лирической комедии Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве".
«Я шагаю по Москве» — советский художественный фильм 1963 года, лирическая кинокомедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова.
В ролях:
Никита Михалков: Коля
Алексей Локтев: Володя Ермаков
Евгений Стеблов: Саша Шаталов (Александр Индустриевич)
Галина Польских: Алёна, продавщица грампластинок
Ирина Титова: Света, невеста Саши
Ирина Мирошниченко: Катя, сестра Коли
Любовь Соколова: мать Коли
Екатерина Мельникова: бабушка Коли
Аркадий Смирнов: Воронов, писатель
Владимир Басов: полотёр
Ролан Быков: «загипнотизированный» прохожий
Валентина Ананьина: продавщица мороженого
Вероника Васильева: конферансье на конкурсе рисунков
Ирина Скобцева: «Надя», дама с зонтиком
Мария Виноградова: «хозяйка» собаки
Геннадий Ялович: экскурсовод
Алевтина Румянцева: дежурная по станции метро
Владимир Шурупов: Виктор, двоюродный брат Коли
Данута Столярская: Аня, жена Виктора
Борис Балакин: таксист
Борис Битюков: Петрович, отец Алёны
Пётр Должанов: прохожий
Лев Дуров: милиционер в отделении
Арина Алейникова: девушка, танцующая на аэродроме
Игорь Боголюбов: военком
Вадим Шилов: спорщик в метро
Анна Павлова : Ангелина Петровна, секретарь в военкомате
Виктор Волков: прораб
Виктор Шкурин: вор
Евгений Казаков: приятель Петровича
Уно Масааки: пассажир такси
Инна Чурикова: «победительница» в конкурсе рисунков (нет в титрах)
Валентин Смирнитский: военный, покупатель в отделе грампластинок (нет в титрах)
Зоя Русина: старушка, покупательница в отделе грампластинок (нет в титрах)
Маргарита Мерино (Ромашина): девушка в метро (нет в титрах)
Георгий Данелия: чистильщик обуви (нет в титрах)
Олег Видов: парень на велосипеде с зонтом (нет в титрах)
Светлана Беседина: «Девушка под дождём» (нет в титрах)
Эльза Леждей : эпизод
Съемочная группа:
Режиссёр- Георгий Данелия
Автор сценария- Геннадий Шпаликов
Оператор- Вадим Юсов
Композитор- Андрей Петров
Кинокомпания- Мосфильм
Факты о фильме:
Образ Москвы и времени в картине создаётся благодаря тонкой операторской работе Вадима Юсова и музыке Андрея Петрова.
Заглавная песня для фильма, на слова Геннадия Шпаликова, ставшая затем такой популярной, была написана Г. Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку.
Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять.
Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова
«Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»:
— Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?
Песня «Я шагаю по Москве» стала одной из самых популярных песен начала 1960-х. Позднее исполнялась Эмилем Горовцом, Ксенией Георгиади, а также в дуэте Людмилой Сенчиной и Эдуардом Хилем.
Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме камео в роли чистильщика обуви.
Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелия в архитектурном институте — открылся в 1964 году показом именно этого фильма.
Данелия назвал героя Михалкова именем Коля в честь своего сына.
Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.
Когда уже была отснята часть фильма, Никита Михалков попросил Данелия поднять оплату одного съёмочного дня с 8 рублей до 25. Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что тогда на его роль возьмут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил старший брат Андрон.
В отделе грампластинок ГУМа показан ажиотажный спрос на Робертино Лоретти, про причину отсутствия дисков которого Володя, а затем и Алёна, шутят: «Подрос».
Герой Ролана Быкова, проходя по темной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Данелия «Путь к причалу».
Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Володя садится в поезд, следующий из центра, чтобы ехать, как сейчас очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик, чуть позже Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идет по вестибюлю на эскалатор (хотя также хорошо было видно, что вместе с Володей в «сторону Внуково» в вагоне уезжают и другие пассажиры). Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково. Правда, монтаж не очень аккуратен: когда Коля направляется с песней на выход от платформы, где «посадки нет», перед ним не противоположная платформа, а лестницы на переход, хотя мгновением раньше там был проем, куда убежала, торопясь на поезд, Алёна.
Кадры в метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции «Студенческая».
Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному «несмешная комедия». Впоследствии, в 1971 году, титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.
В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по невыясненной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.
Награды и признание
Каннский кинофестиваль (1964 год)
Георгий Данелия — особое упоминание лент молодых режиссёров
Ленинградский кинофестиваль (1964 год)
Вадим Юсов — приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ
IV Международный технический конкурс фильмов в рамках Конгресса УНИАТЕК (Милан, 1964 год)
Первая премия на конкурсе фильмов
Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер» за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год).
Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии.
#музыка