Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И.
Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает». На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную. Блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А.Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие. Александр Бенуа.Эскиз афиши и обложки программы к постановке балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". Бумага, гуашь, тушь. 34 х 30,5 Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими идеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства» и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.
Александр Бенуа (1870-1960).Эскизы костюмов к «Петрушке» - кучер суда и няня. Карандаш тушь, акварель и гуашь на бумаге. 22,2 х 17,5 см Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма Нижинского в «Петрушке». Карандаш, тушь, гуашь на бумаге. 32 х 26,8 см Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
Александр Бенуа (1870-1960) Эскиз костюма к «Петрушке» - Мужчина с гармошкой. Карандаш тушь, акварель и гуашь на бумаге. 22,5 х 14,6
Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Картон, акварель, белила, бронза, серебро, графит. 28 х 20,5 Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумага, графит, акварель. 34,2 х 26
Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумаг, гуашь, тушь, графит. 21 х 35
Эскиз декорации 3-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в Государственном академическом театре оперы и балета (бывш. Мариинcкий театр). Петроград, 1920. Бумага, акварель, гуашь, графит. 29,7 х 44,9
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Маг. Карандаш, тушь и акварель на бумаге. 24,8 х 17,1 см
Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната мавра. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскизы костюмов к «Петрушке» - элегантная дама и её сын. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 22,9 х 16,5
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Первый шарманщик. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 21,6 х 14,3 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - главный барабанщик гвардии Павловского полка с четырьмя детьми. Тушь карандаш и акварель гуашь на бумаге. 22,5 х 15,9 см
Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой. # #стравинский#бенуа#петрушка#балет #балет#бенуа#стравинйский#ТеатральноеИскусство
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И.
Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает». На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.
Блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А.Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие.
Александр Бенуа.Эскиз афиши и обложки программы к постановке балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". Бумага, гуашь, тушь. 34 х 30,5
Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими идеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства» и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.
Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма Нижинского в «Петрушке». Карандаш, тушь, гуашь на бумаге. 32 х 26,8 см
Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
Александр Бенуа (1870-1960) Эскиз костюма к «Петрушке» - Мужчина с гармошкой. Карандаш тушь, акварель и гуашь на бумаге. 22,5 х 14,6
Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Картон, акварель, белила, бронза, серебро, графит. 28 х 20,5
Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумага, графит, акварель. 34,2 х 26
Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумаг, гуашь, тушь, графит. 21 х 35
Эскиз декорации 3-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в Государственном академическом театре оперы и балета (бывш. Мариинcкий театр). Петроград, 1920. Бумага, акварель, гуашь, графит. 29,7 х 44,9
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Маг. Карандаш, тушь и акварель на бумаге. 24,8 х 17,1 см
Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната мавра. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскизы костюмов к «Петрушке» - элегантная дама и её сын. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 22,9 х 16,5
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Первый шарманщик. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 21,6 х 14,3 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - главный барабанщик гвардии Павловского полка с четырьмя детьми. Тушь карандаш и акварель гуашь на бумаге. 22,5 х 15,9 см
Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.
# #стравинский #бенуа #петрушка #балет
#балет #бенуа #стравинйский #ТеатральноеИскусство