Метро 2033: Луч надежды[3]) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, сиквел игры Metro 2033. Главным героем Metro: Last Light вновь является Артём, которому на этот раз придется предотвратить гражданскую войну между обитателями разных станций московского метро. После событий предыдущей части Спарта, красные и нацисты воюют между собой, стремясь получить огромные запасы вируса Эбола из бункера Д6, способного дать могущество и власть над всем Метро. А ведь мутанты никуда не делись и продолжают нападать как под землёй, так и на тех, кто высунется наружу. Разобраться в этом хаосе предстоит Артёму. Сиквел разрабатывался на трёх основных руководящих принципах: первый — это сохранить атмосферу ужаса первой части, второй — разнообразить набор оружия, третий — усовершенствовать технологии Metro 2033. Разработчики из 4А Games также учли некоторые пожелания игроков и пообещали на этот раз исправить некоторые ошибки, подправить искусственный интеллект и стелс элементы. Прeдыстория С того дня, как Артём, наведя ракеты, уничтожил улей «Чёрных», прошло около года, и на поверхности наступила весна. Отряд «Спарта» переехал в Д6. Хан, тайком пробравшись туда и оказавшись рядом с Артёмом, сообщает ему, что сумел всё-таки обнаружить ещё одного Чёрного, ещё детёныша, и, полагая, что действия Артёма глубоко ошибочны, призывает Артёма спасти того. Но у Мельника на этот счёт своё мнение — он арестовывает Хана, не веря ему, отправляет вместе с Артёмом свою дочь Анну и приказывает им уничтожить «Чёрного». Когда им удаётся обнаружить его, тот вызывает у Артёма галлюцинации (воспоминания) — на время, достаточное, чтобы обоих обнаружили и взяли в плен солдаты Рейха. Анна же не успевает спасти Артема от нацистов. Побег и поиски Чёрного В плену Артёму вместе с пленником, разведчиком с Красной Линии по имени Павел Морозов, удаётся уничтожить часть стражи и убежать, попутно узнав, что «чёрный» в руках Рейха. На «Театральной» Павел, оказавшийся майором, сдаёт Артёма генералу красных Корбуту, на которого работает Лесницкий — бывший боец Ордена («Спарта»), оказавшийся красным шпионом. От красных Артёму помогает сбежать Леонид Москвин — сын генерального секретаря Москвина, не разделяющий жестокость отца. По пути Артём узнаёт о намерении красных захватить всё метро с помощью подготовленной армии и оружия, хранящегося на складах Д6. По пути, Артём встречает Андрея «Мастера»,который даёт ему моторизованную бронедрезину "Регину", на которой тот сквозь заброшенные туннели доезжает до «Третьяковской» (называемой Венецией из-за затопления большей части станции), а оттуда добирается до «Октябрьской», так как знает, что Павел направляется туда. На «Третьяковской» он едва не ловит Павла на складе, но тому удаётся сбежать. На помощь приходит старый знакомый Артёма с "Третьяковской" - Семён, он даёт Артёму бронекостюм и объясняет, как добраться до форпоста "Cпарты". Идя к «Октябрьской» по заболоченной поверхности, Артём в конце концов приходит к старому форпосту Спарты, разместившемуся в Храме Христа Спасителя, где его с рейнджерами ждёт Анна, но пришедший Лесницкий и красные убивают всех и забирают Анну в заложники. Попав через древние церковные катакомбы на «Октябрьскую», Артём видит, что красные, заразив станцию вирусом, под предлогом карантина уничтожают её население. Там Артём спасает Анну, но Лесницкий вновь скрывается. Успешно пройдя карантин Ганзы, Артём вновь встречается с Ханом, после чего отправляется с ним искать чёрного. При помощи мистической «Реки Судьбы» Артём и Хан оказываются в нужное время и в нужном месте, чтобы успеть перехватить поезд с Чёрным. В итоге поезд взрывается, к счастью Артём и Чёрный выжили в крушении поезда, отделавшись небольшим испугом. Далее, Чёрный показывает Артёму, что тот ошибался, позволив разрушить городище чёрных в 2033-м году. После этого Артём отправляется вместе с Чёрным в поход по поверхности, во время которого Чёрный помогает Артёму своими телепатическими и гипнотическими способностями, достаёт ему полезные вещи и пытается постичь мир людей. Оборона Д6 На поверхности Артём вновь пересекается с Лесницким, видя при помощи телепатии Чёрного его намерения — уничтожить Спарту на Д6 с помощью боевого вируса, испытанного на Октябрьской, — после чего игроку даётся выбор: убить Лесницкого ударом ножа или оглушить. Затем Артём спешит в Кремль, чтобы как можно скорее передать новости своим. На Красной площади Артём попадает в устроенную Павлом засаду, но отбивается и в итоге добирается до предателя. (Здесь игроку опять предоставляется выбор — убить его или пощадить. Второй вариант, как и в прошлом случае, даёт бонус к хорошей концовке) Добравшись до Полиса, Чёрный показывает Артёму и Хану, что за одной из запертых дверей Д6 спят ещё чёрные, — детёныш не последний из них. Во время проведения переговоров между Рейхом, Ганзой, Орденом и Красной Линией Мельник, Хан, Артём и Чёрный, принявший облик ребёнка в плаще, врываются в зал Совета. Все группировки соглашаются с предложенными Полисом условиями раздела "найденного" в Д-6 продовольствия и лекарств (на самом деле в бункере нашлись лишь запасы оружия и боевых вирусов) и подписывают мирный договор, заверяя друг друга в мире и дружбе. Москвин, под действием разума Чёрного, уличается во лжи и рассказывает о намерении захватить Д-6. Артём видит, что и Москвин лишь пешка в игре «серого кардинала», генерала Чеслава Андреевича Корбута. Поскольку красные уже собираются брать Д6 штурмом, Полис немедленно отправляет туда лучших людей. В Д6 Артём, Хан, Мельник, Ульман и воины «Спарты» принимают последний бой. Мельник говорит Артёму, что комплекс заминирован и в случае чего достаточно повернуть рубильник. Начинается оборона комплекса Д-6. После продолжительной атаки спартанцы отстояли Д-6, но... внезапно на платформу, прямо на последний рубеж обороны, влетает бронепоезд красных. Артём теряет сознание... Очнувшись, он видит, что Мельнику оторвало ноги, а вокруг стоят красные во главе с генералом Корбутом. Генерал триумфально оглядывает раненого Мельника, в то время как полковник говорит Артёму, что «время пришло». Пока ни о чём не подозревающий Корбут неторопливо подходит к Артёму, тот подползает к пульту и кладёт руку на рубильник. Концовки Плохая Артём, понимая неизбежное, поворачивает рубильник и закрывает глаза. В последние секунды своей жизни он видит, как проходит через стоящий навытяжку строй бойцов Спарты, в едином порыве вскинувших руки к шлемам в знак почёта. В конце строя — Бурбон, Мельник, Хан, Ульман, Павел и… Хантер. А дальше, в конце тоннеля, — только ослепительный свет. В то же время перед глазами Артёма проносятся самые памятные мгновения жизни — Аня, поход в детстве на поверхность, последняя поездка в метро и слова матери в Ботаническом саду: « Не бойся… Ничего не бойся, мой милый… » Взрыв уничтожает Д6, захваченное красными…Проходит несколько лет. Анна рассказывает сыну о подвиге отца. « ...Так твой папа победил врагов и спас метро. — Папа был храбрый? — Он был самый храбрый. Потому что не боялся неизвестного. — Мама, а куда делись Чёрные? — Они ушли, но обещали вернуться. » Показывается уход Чёрных из метро. Хорошая При условии, что игрок помогал мирным жителям, подслушивал разговоры встречающихся персонажей, не убивал людей и мутантов, когда можно было обойтись без этого, и пощадил Павла и Лесницкого, в последний момент Чёрный, приведший подмогу, останавливает Артёма: « Артём, уже не нужно… » Чёрные побеждают войска "коммунистов". Артём рассказывает о последующих событиях: « Ульман погиб… как и большинство спартанцев. Мельник выжил и теперь возрождает охрану Полиса с кресла-каталки. А Хан — просто исчез. Как-то он сказал мне: «А что, если этот маленький Чёрный — последний из ангелов, посланных, чтобы спасти нас?" То, что Чёрный вернулся и привёл с собой своих… Может, это и есть помилование. Мне. Ордену. И всем нам, забившимся в Метро. Луч надежды в нашем беспросветном царстве… » Чёрные покидают метро. Чёрный, уводя своих, говорит Артёму: « Мы уйдем, Артём… Так будет лучше всем… Но наступит день и мы вернёмся. Я уже тоже буду большой. Прощай… ДРУГ. » « Чёрные ушли но я знаю что они вернутся ещё,может мы заслужили прощения. » Предпосылки к концовке Узнать о том, какая будет концовка, можно в момент отправления из Полиса в Д6. Чёрный произносит фразу: « Если вы проиграете, то будет плохо для всех?.. » Фразу он завершит одним из двух способов, от которых собственно концовка и зависит. « Тогда я попрошу их помочь. » либо: « Тогда я должен спасти своих. » Персонажи Протагонисты Артём(†/?) — главный герой игры. Его голос слышен в загрузках, в самой же игре он почти не разговаривает, только в своих воспоминаниях Артема о детстве. При хорошей концовке выживает и рассказывает о дальнейших событиях, в плохой — погибает при взрыве Д6. Антагонисты Чеслав Корбут(†) — главный антагонист игры и командующий разведки красных. Посредством манипуляций и шантажа Максима Москвина добился власти. Руководил планом по внедрению шпиона Лесницкого в орден Спарты на секретный объект Д6 под видом учёного с целью похищения вируса. В плохой концовке погибает при взрыве Д6. В хорошей концовке погибает от рук маленького «чёрного». Лесницкий(†/?) — офицер Красной линии, бывший солдат Спарты. Выполнял план по похищению с секретного объекта Д6 биологического оружия (из разговоров на уровне «Карантин» можно понять, что это боевой штамм вируса Эбола). По выбору игрока может быть оглушён или убит. Павел Морозов(†/?) — офицер Красной линии (майор). Был в плену у Рейха, обманом взял «языка» — Артёма. По выбору игрока может умереть от отравления заражённым воздухом или получить шанс выжить: Артём поделится с ним фильтром для противогаза, и тогда, если верить маленькому чёрному, «он выживет». Второстепенные персонажи Анна — снайпер Спарты, дочь Мельника, в ходе сюжета стала девушкой Артёма. Если Артём погиб в последнем сражении, рассказывает о нём сыну в концовке. Мельник(†/?) — лидер Спарты, друг Хантера, отец Анны. Теряет ногу до колен, когда в финальной битве за Д6 на станцию влетает бронепоезд красных. Погибает или выживает в зависимости от концовки. Ульман(†) — прославленный боец Спарты. В отличие от предыдущей части, играет менее значимую роль и появляется лишь пару раз за игру. Погибает при обороне Д6 в обоих вариантах концовок. Выступает протагонистом в одной из миссий дополнения «Chronicles Pack». Максим Москвин — генеральный секретарь Красной линии. По совету Корбута отравил своего брата — предыдущего генсека — и стал во главе Красной линии вместо него, однако из-за шантажа со стороны Корбута вынужден выполнять его указания. В предпоследней главе, во время своей речи на мирных переговорах Спарты, Рейха и Красных под воздействием маленького «чёрного» признался в убийстве брата и выдал планы Корбута. Дальнейшая судьба неизвестна. Леонид Москвин — сын генсека красной линии. Не разделяет жестокие взгляды отца. Помогает Артему сбежать из плена красных. Дальнейшая судьба раскрывается в книге «Метро 2034». Андрей Москвин(†) — брат Максима Москвина, бывший генсек красной линии. Был отравлен Максимом после того, как Корбут оклеветал Андрея в предательстве. В игре появляется только в тот момент, когда Черный копается в голове Максима. Хан'(†/?)' — загадочный человек. В хорошей концовке он пропадает без вести, а в плохой концовке погибает вместе с Артёмом и Спартой. Чёрный — детёныш «чёрных». Спасся после взрыва Улья, позже захвачен Рейхом, затем «Ганзой», в итоге спасён Артёмом. От его выбора зависит концовка. Независимо от финала, уводит «чёрных» под предлогом того, что так будет лучше. Семён — инженер на станции «Венеция». Ненавидит бандитов. Помогает Артёму выбраться на поверхность после уничтожения бандитов на складе станции. Фёдор — рыбак. Спас Артёма от упырей и креветок, привёз его в Венецию. Андрей «Кузнец/Мастер» — друг Хана. В игре «Метро 2033» спасает Артёма при побеге с Красной линии, в «Метро: Луч Надежды» дарит Артёму дрезину «Регину». Снаряжение Оружие По сравнению с прошлой частью, оружие претерпело изменения вплоть до кардинальных. Валюта в виде довоенных патронов 5,45×39 мм осталась прежней, однако теперь при попадании во врага они действуют как зажигательные. Добавились новые патроны - 7,62×54 мм R и 12,7×108 мм. Добавилась возможность тюнинга — теперь во всех ларьках оружия можно его улучшить, например, на автомат можно поставить лазерный целеуказатель, прицел и модификацию ствола. Ниже перечисляется всё оружие, доступное в данной игре: Револьвер (.44 Magnum) — револьвер типа Smith & Wesson с барабаном на 6 патронов. Присутствовал и в прошлой части. Варианты тюнинга: приклад, ночной, коллиматорный и 2-кратный прицел, длинный ствол, глушитель. В реальности глушитель на револьверах неэффективен из-за прорыва газов между барабаном и стволом (одним из немногих исключений из этого правила является револьвер системы Нагана), тем более, что патрон .44 Magnum имеет слишком громкий звук стрельбы, чтобы быть полностью заглушённым. С модификациями может стать револьверным карабином. Подонок (.44 Magnum) — самозарядный кустарный пистолет. Ёмкость — 8 патронов в отъёмном коробчатом магазине. Варианты: автоматический огонь, цевье и приклад, увеличенный магазин на 20 патронов, глушитель или длинный ствол, двукратная оптика, коллиматорный или ночной прицел, лазерный целеуказатель. С модификациями может стать автоматическим пистолетом. Прототип — Mauser C96 M712. Ашот (12/70 мм) — однозарядный кустарный дробовик, в описаниях называемый «картечным пистолетом». Есть варианты с глушителем, удлиненным стволом, а также цевьём с прикладом и различными прицелами. Дуплет (12/70 мм) — двуствольный дробовик кустарного производства. Имеет возможность одновременной стрельбы с обоих (или четырёх, при наличии соответствующей модификации) стволов. Может быть модернизирован прикладом, глушителем или удлиненным стволом, лазерным целеуказателем, а также второй парой стволов. Присутствовал в прошлой части. Убойник (12/70 мм) — 6-зарядный дробовик с револьверной схемой заряжания, обладает хорошими темпом и мощью стрельбы, перезаряжается медленно. Присутствовал и в прошлой части, но теперь зарядить шесть патронов можно и при наличии патрона в стволе, также убрана возможность удара прикладом или штыком в обмен на более точный прицел. Сайга (12/70 мм) — самый мощный дробовик в игре, отличающийся быстрой перезарядкой благодаря питанию из коробчатого магазина на 10 патронов (что больше, чем у всех остальных дробовиков, кроме Абзаца), и высоким темпом стрельбы из-за того, что является самозарядным. Есть вариант с барабанным магазином на 20 патронов, позволяющим стрелку реже отвлекаться на перезарядку, и глушителем. Представляет собой Сайгу-12 с увеличенным магазином. Ублюдок (5,45×39 мм) — маломощный кустарный (в первой части говорится, что он производится на «Кузнецком мосту») автомат, отличающийся быстрым перегревом, невысокой кучностью и, по описанию, низкой надёжностью, что в геймплее не отражено. Среди модификаций есть радиатор. Присутствовал и в прошлой части. Прототип — STEN. Калаш (5,45×39 мм) — автомат, обладающий большей мощностью по сравнению с «Ублюдком», но в целом не обладающий высокой точностью стрельбы. Есть вариант с оптикой и увеличенным до 45 патронов магазином. Присутствовал и в прошлой части. ВСВ (5,45×39 мм) — автомат с глушителем, более мощный, чем Калаш. Глушитель можно снять. Однако магазин рассчитан всего на 20 патронов. Прототип — ВСК-94 АК 2012 (5,45×39 мм) — точный и скорострельный автомат с газоотводной системой от АК74 и магазином на 40 патронов над стволом с поперечным расположением патронов (аналогично FN P90), защитным цветом, компоновкой и наличием пластмасс в корпусе напоминающий Steyr AUG. Как сообщается в меню продажи, перед катастрофой это был самый мощный автомат в России. Присутствовал и в прошлой части. Вентиль (7,62×54 мм R) — кустарная винтовка с магазином на 5 патронов. Может быть модернизирована коллиматорным, ИК ПНВ и четырёхкратным прицелами, пламегасителем (снижает отдачу), лазерным целеуказателем и увеличенным магазином (позволяет заряжать 10 патронов). Превед (12,7×108 мм) — крупнокалибреная однозарядная кустарная винтовка, использующая тот же патрон, что и ДШК. Патроны к этой винтовке не продаются у торговцев, они редки и могут быть найдены в некоторых местах после депо. Может быть модернизирована: пламегасителем (снижает отдачу), улучшенным магазином (позволяет заряжать 5 патронов), лазерным целеуказателем и четырёхкратным оптическим прицелом. Название, по-видимому, произошло от известного интернет-мема «Превед!». Баг: при перезарядке винтовки с улучшенным магазином, при условии что в запасе осталось 5 или меньше патронов, все они исчезнут, вне зависимости от того, сколько патронов зарядилось. Тихарь (15 мм шарики) — бесшумная кустарная пневматическая винтовка с магазином на 15 патронов, стреляющая металлическими шариками. Есть вариант с лазерным целеуказателем и различными прицелами, а также с клапаном, не стравливающим воздух при перекачке баллона. Присутствовал в прошлой части. Хельсинг (арбалетные болты) — пневматическое восьмиствольное ружье, стреляющее стальными болтами, которые можно поднимать и использовать вновь. Экипируется лазерным целеуказателем, прицелами, довоенным клапаном. Присутствовал и в прошлой части. Название является отсылкой к фильму Ван Хельсинг. Ручной пулемёт — мощный кустарный пулемёт с вращающимся блоком из трёх стволов и коробом на 500 патронов. Очень редко встречается (за всю игру всего 2 раза). Впервые игрок увидит его у Андрея Мастера (персонаж из первой части), а пострелять из него удастся только на последнем уровне, при обороне Д6. Пополнить боезапас невозможно. Также появляется в дополнении Faction pack в миссии за Четвёртый Рейх, где игрок должен отстреливать атакующих "коммунистов" на линии фронта. Здесь игрок уже может пополнять боеприпасы и носить запасной короб. В дополнении Developer Pack, на карте «Разработчик», имеет короб всего на 150 патронов, зато становятся доступны усовершенствования, среди которых — возможность замены трёх стволов на пять. Баг: если после установки пяти стволов снять этот модуль, то стволы у пулемёта пропадают. Кроме того, в игре есть и другое, не стрелковое, оружие. Нож — появляется в начале побега из Рейха, после того, как нам его отдаёт Павел. Им можно пользоваться постоянно. Если игрок находится достаточно близко к противнику, то есть две версии удара: убийство и оглушение. Метательный нож — после броска может использоваться повторно, если не разрушается, однако с собой их можно носить не более пяти штук. При броске не привлекает ненужного внимания. Убивает слабых противников одним броском в любую часть тела. Граната — представляет собой отрезок стальной трубы со взрывчаткой внутри и фитилём снаружи. Обладает большой мощностью, поэтому при близком броске способна ранить того, кто её бросил. Зажигательная граната — конструкция схожа с гранатой, но трубка стеклянная, а вместо взрывчатки используется горючая смесь. Аналог коктейля Молотова. Противопехотная мина — кустарная мина, срабатывающая при приближении противника. По внешнему виду напоминает американскую противопехотную мину Клеймор, однако передняя крышка отсутствует. Видна взрывчатка и вставленные в неё болты и гайки. Очень редко встречается, но обладает большой эффективностью. Установленную, но не подорванную мину можно подобрать и использовать вновь. Сам игрок, наступив на свою установленную мину, сдетонировать её не сможет. Также существует возможность получить эксклюзивное оружие, которое включено в разные DLC или особые издания. РПК (5,45×39 мм) — ручной пулемёт с магазином на 45 патронов, особыми преимуществами перед Калашом не обладающий, но имеющий более низкую скорострельность, что позволяет экономить патроны. Возможность установить глушитель отсутствует. Есть варианты с различными прицелами, а также барабанным магазином на 100 патронов. Становится доступен при покупке «ограниченного издания» игры (предзаказ) или соответствующего дополнения. АКСУ (5,45×39 мм) — укороченная модификация Калаша, обладает более высоким темпом стрельбы, но меньшей точностью. Доступен после приобретения дополнения «Ranger Mode» только на сложности «Рейнджер» и «Рейнджер хардкор». Абзац (12/70 мм) — 20-зарядный автоматический дробовик, требующий длительной перезарядки, но имеющий высокий темп стрельбы, а также альтернативный режим стрельбы отсечкой по 5 выстрелов. Может быть модернизирован дульным тормоз-компенсатором (снижает отдачу), лазерным целеуказателем, увеличенным магазином (позволяет заряжать 40 патронов), и скорострельным УСМ. Доступен после покупки сборника дополнений «Season Pass». Присутствовал и в прошлой части под названием «автодробовик». Рельса (15 мм) — кустарно созданное электрическое ружьё, стреляет шариками для пневматики при помощи электрозаряда, убивающим средних врагов с одного выстрела, но расходующий энергию. В отличие от «рельсы» из предыдущей части игры, у этой присутствует оптический прицел, что повышает дальнобойность. Добавлена в дополнении «Faction Pack». Медвед (40 мм) — кустарный трёхствольный гранатомёт, стреляющий кустарными гранатами-трубками, подрывающимися при контакте с препятствием. Один из персонажей отдаёт его игроку под конец миссии за Четвёртый Рейх, добавленной в дополнении «Faction Pack». Граната-ёж — в отличие от обычной гранаты, на этой присутствуют гвозди, благодаря чему граната может прикрепиться к жертве, что увеличивает её эффективность. Присутствовала и в Metro 2033. Появилась в дополнении «Faction Pack». ВССК «Выхлоп» (12,7x55 мм) — крупнокалиберная снайперская винтовка с глушителем, появляющаяся в снайперской миссии дополнения «Faction Pack». Велопал (12/70 мм) — 6-ствольный автоматический дробовик, собранный по револьверной схеме из обрезков металлических труб и деталей велосипеда. Появляется в дополнении «Developer Pack» на уровне «Разработчик» и в «Chronicles Pack» на уровне «Хан», в его воспоминаниях. Вспомогательное снаряжение Фонарь — прибор освещения. Имеется у Артёма с самого начала. Единичный экземпляр. ПНВ — прибор ночного видения. Динамо-машинка — прибор заряжающий ПНВ и фонарь. Имеется у Артёма с самого начала. Такую же мы видим у Хана. Противогаз ППМ-88 — прибор для дыхания в условиях химического и радиационного загрязнения. Может разбиться при повреждениях главного героя. Выдаётся Артёму в оружейной в начале игры (Д6), впоследствии встречается в изобилии и повсеместно. Фильтр — сменный фильтр для противогаза. Часы — показатель времени, срока работы фильтров и освещённости. Имеется у Артёма с самого начала. Единичный экземпляр. Время, которое они показывают, аналогично времени на часах компьютера. Аптечка — моментально восстанавливает здоровье. Появляется в главе «Спарта» (Начало игры), далее покупается или находится повсеместно. Планшет — планшет, который имеет компас и на который записываются задания. Зажигалка — выполненная в виде патрона зажигалка, используется для освещения и сжигания паутины. По конструкции аналогична первым зажигалкам IMCO. Мутанты Хотя основной акцент в Metro: Last Light сделан на противостоянии людей, мутанты всё так же представляют большую угрозу для главного героя и остальных людей. Появились новые мутанты, со своими особенностями и ареалом. В то же время, некоторые монстры, характерные для первой части игры, отсутствуют. Стражи — напоминают волков и крыс одновременно. Живут на поверхности. Внешний вид стражей по сравнению с первой игрой был несколько переработан, главным образом, в пользу более густой шерсти. Упыри, они же Носачи (от англ. Nosalises) — напоминают кротов, могут совершать мощные прыжки на дальние расстояния. Самки имеют кожистую перепонку для планирования, как белки-летяги, и оглушают жертву на расстоянии ультразвуком. Демоны — крылатые монстры, обитающие только на поверхности. Может схватить героя и унести в небо, но при этом, в отличие от первой части, игрок не погибнет, а лишь получит тяжёлое ранение. Возможно, мутировавшие летучие мыши. Их внешний вид также несколько отличен от демонов первой игры — здесь они больше напоминают летающих ящериц. На уровне «Мёртвый город» на одной из крыш можно найти гнездо демона с детёнышем. Вскоре на защиту прилетит его мать, но первой атаковать человека не будет. Лианы — свисающие с потолка растения, сильно бьющие игрока, если тот достаточно долго находится рядом с ними. Обитают на поверхности. Уничтожить невозможно, зато можно временно вывести их из строя нанесением какого-либо урона. Медведи — мутировавшие медведи, встречающиеся только на уровне «Сад» — взрослая самка и два детёныша. Защищающая детёнышей самка крайне опасна. Детёныши угрозы не представляют. Креветки (ласторогие) — похожи на огромных креветок, водятся около водоёмов. Есть несколько видов. Более крупные стремятся подползти к жертве и атаковать передними конечностями, защищёнными непробиваемым панцирем. Более мелкие плюются слизью на расстоянии, вызывая повреждения и пачкая стекло противогаза, сильно ухудшая обзор. Уязвимо только не покрытое бронированным панцирем брюхо. Также есть совсем мелкие креветки, ползающие около трупов или просто собирающиеся в кучки — но они не опасны. Пауки — мутировавшие пауки. Помимо почти обычных пауков-кругопрядов, увеличившихся до размеров ладони и плетущих сети, также можно встретить крупных паукообразных размером с крупную собаку. Встречаются скорпионоподобные (с жаляющим членистым хвостом) и паукообразные (похожи на огромных кругопрядов), которые, вероятно, впрочем, все принадлежат, к одному виду, а внешние различия обусловлены полом и иерархической нишей, наподобие того, как это проявляется у пчел, муравьев или термитов. Обитают в лишённых света пространствах, так как на свету получают ожоги. Хитиновый панцирь крупных особей почти пуленепробиваем, уязвимо лишь брюшко и нижняя часть головогруди. При воздействии света они валятся на спину, открывая уязвимое место, которое можно расстрелять. Так же в этот момент можно провести особый добивающий удар. Кикиморы — мутировавшие крысы. Во второй части практически отсутствуют как враги и присутствуют только «для фона»: можно увидеть в заброшенных строениях, разбегаются и прячутся, если войти в помещение или по приближении к ним. Также, в театре на уровне «Большой» можно увидеть представление с дрессированной кикиморой. В дополнении «Faction Pack» стали полноценными противниками (уровень «Кшатрии Полиса»). Пожалуй, наиболее претерпевший изменения после первой части игры монстр: В «Метро 2033» кикиморы были крайне похожи на стражей, отличие было лишь в меньших размерах и голых, лишённых меха, телах. Здесь же они более напоминают костлявых упырей. Библиотекарь — очень опасный монстр, появившийся в дополнении «Faction Pack». Повадками и внешностью схож с гориллой. Заметив игрока, подходит к нему и выполняет «ритуал», заключающийся в попытке испугать человека или спровоцировать его на открытие огня. Если герой, не двигаясь или почти не двигаясь, смотрит ему в глаза, то мутант поворачивается и уходит, но если тот откроет огонь или повернётся к нему спиной, то библиотекарь сразу перейдёт в нападение. Также библиотекарь может напасть, если игрок слишком часто попадается ему на глаза. Как и в первой части игры, обитает в Великой Библиотеке. Также в игре присутствуют так называемые боссы — особо опасные мутанты, не являющиеся постоянными противниками и встречающиеся в игре только один раз. Рино (Большая мама) — нечто вроде матки упырей, обитает в катакомбах под церковью. Очень опасное существо. Намного крупнее прочих упырей, не летает, не использует ультразвук, покрыта толстыми костяными наростами, хорошо защищающими её от огнестрельных ранений. По поведению и внешности отчасти напоминает носорога. Медведица — медведь-мутант. Встречается на уровне «Сад». Пытается защитить своих медвежат от стаи стражей, а заодно и от Артёма, случайно оказавшегося поблизости. Её агрессия обусловлена защитой своего потомства. После схватки игрок может даже спасти медведицу, убив рвущих её «Стражей» (это засчитывается как хороший поступок). Гигантская креветка — креветка, мутировавшая до невероятных размеров. Из-за большого возраста панцирь покрыт толстым слоем ила с водорослями и фосфоресцирующими грибами. На уровне «Закат» Артём дважды подвергается нападению креветки, и лишь прочная конструкция самолёта, а потом напавший на креветку демон спасают его. На уровне «Ночь» Артём ещё несколько раз пересечётся с гигантской креветкой, пока не убьёт её после долгого и тяжёлого сражения. Труп такой креветки можно найти на уровне «Сад». История разработки Авторы экшена Metro: Last Light решили не брать за основу сюжет событий второй книги Дмитрия Глуховского. Вместо этого игра станет прямым продолжением первой части с насыщенным линейным сюжетом[4]. Разработчики пообещали сохранить всё лучшее, что было в Metro 2033, и исправить некоторые существующие недостатки. Обещался так же продвинутый ИИ и оптимизацию графического движка[5]. На специальной конференции для инвесторов THQ на конец 2011 финансового года, генеральный директор компании Брайан Фаррелл (Brian Farrell) сообщил и официально подтвердил, что продолжение шутера Метро 2033 будет носить название Metro: Last Light. Согласно полученной информации IGN, игра будет «прямым продолжением» оригинальной игры Metro 2033. Сюжет Metro: Last Light будет развиваться спустя год после оригинальных событий игры Metro 2033, где выжившие люди после ядерных событий по-прежнему живут в относительной безопасности на станциях московского метро, в то время как на поверхности господствует ядовитый воздух и мутанты. И вновь, нам ещё раз предстоит играть за Артёма. И что самое важное, наконец-то компанией THQ был официально подтверждён многопользовательский режим, который на этот раз будет присутствовать в сиквеле[6]. Журналисты ведущих изданий CVG, IGN и многие другие побывали в Лондоне на показе демо игры. Они говорят, что игра выглядит превосходно. В игре также остались стелс миссии, улучшились перестрелки, которые теперь выглядят намного лучше тех, что были в оригинале Metro 2033. 24 мая 2012 год компания THQ выпустила короткометражный игровой фильм по мотивам Metro: Last Light. Он был размещён на официальном сайте игры[7]. Вскоре был показан геймплей игры, где главный герой первой части Артём вместе с Ханом ищут заключённого и уничтожают базу Рейха. В журнале «Шпиль» появилось сообщение, что мультиплеер будет удалён. Возможно, он будет доступен позже в качестве DLC или как отдельная бесплатная игра. Также было опубликовано русское название игры — «Метро 2033: Луч надежды»[8]. 22 января 2013 года состоялся 22-часовой аукцион, на котором компания THQ распродала права на лучшие проекты среди своих игр, чтобы погасить долг перед кредиторами в десятки миллионов долларов. По итогам аукциона Metro: Last Light теперь принадлежит компании Koch Media. Авторские права на Metro являлись не самыми дорогими в портфеле THQ, новый обладатель предложил за серию почти 6 миллионов долларов[9].
๑۩۩๑Игры на Компьютер๑۩۩๑
:Дмитрий Медведев
Metro: Last Light (рус.
Метро 2033: Луч надежды[3]) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, сиквел игры Metro 2033.
Главным героем Metro: Last Light вновь является Артём, которому на этот раз придется предотвратить гражданскую войну между обитателями разных станций московского метро. После событий предыдущей части Спарта, красные и нацисты воюют между собой, стремясь получить огромные запасы вируса Эбола из бункера Д6, способного дать могущество и власть над всем Метро. А ведь мутанты никуда не делись и продолжают нападать как под землёй, так и на тех, кто высунется наружу. Разобраться в этом хаосе предстоит Артёму.
Сиквел разрабатывался на трёх основных руководящих принципах: первый — это сохранить атмосферу ужаса первой части, второй — разнообразить набор оружия, третий — усовершенствовать технологии Metro 2033. Разработчики из 4А Games также учли некоторые пожелания игроков и пообещали на этот раз исправить некоторые ошибки, подправить искусственный интеллект и стелс элементы.
Прeдыстория
С того дня, как Артём, наведя ракеты, уничтожил улей «Чёрных», прошло около года, и на поверхности наступила весна. Отряд «Спарта» переехал в Д6. Хан, тайком пробравшись туда и оказавшись рядом с Артёмом, сообщает ему, что сумел всё-таки обнаружить ещё одного Чёрного, ещё детёныша, и, полагая, что действия Артёма глубоко ошибочны, призывает Артёма спасти того. Но у Мельника на этот счёт своё мнение — он арестовывает Хана, не веря ему, отправляет вместе с Артёмом свою дочь Анну и приказывает им уничтожить «Чёрного». Когда им удаётся обнаружить его, тот вызывает у Артёма галлюцинации (воспоминания) — на время, достаточное, чтобы обоих обнаружили и взяли в плен солдаты Рейха. Анна же не успевает спасти Артема от нацистов.
Побег и поиски Чёрного
В плену Артёму вместе с пленником, разведчиком с Красной Линии по имени Павел Морозов, удаётся уничтожить часть стражи и убежать, попутно узнав, что «чёрный» в руках Рейха. На «Театральной» Павел, оказавшийся майором, сдаёт Артёма генералу красных Корбуту, на которого работает Лесницкий — бывший боец Ордена («Спарта»), оказавшийся красным шпионом. От красных Артёму помогает сбежать Леонид Москвин — сын генерального секретаря Москвина, не разделяющий жестокость отца. По пути Артём узнаёт о намерении красных захватить всё метро с помощью подготовленной армии и оружия, хранящегося на складах Д6. По пути, Артём встречает Андрея «Мастера»,который даёт ему моторизованную бронедрезину "Регину", на которой тот сквозь заброшенные туннели доезжает до «Третьяковской» (называемой Венецией из-за затопления большей части станции), а оттуда добирается до «Октябрьской», так как знает, что Павел направляется туда. На «Третьяковской» он едва не ловит Павла на складе, но тому удаётся сбежать. На помощь приходит старый знакомый Артёма с "Третьяковской" - Семён, он даёт Артёму бронекостюм и объясняет, как добраться до форпоста "Cпарты".
Идя к «Октябрьской» по заболоченной поверхности, Артём в конце концов приходит к старому форпосту Спарты, разместившемуся в Храме Христа Спасителя, где его с рейнджерами ждёт Анна, но пришедший Лесницкий и красные убивают всех и забирают Анну в заложники. Попав через древние церковные катакомбы на «Октябрьскую», Артём видит, что красные, заразив станцию вирусом, под предлогом карантина уничтожают её население. Там Артём спасает Анну, но Лесницкий вновь скрывается. Успешно пройдя карантин Ганзы, Артём вновь встречается с Ханом, после чего отправляется с ним искать чёрного.
При помощи мистической «Реки Судьбы» Артём и Хан оказываются в нужное время и в нужном месте, чтобы успеть перехватить поезд с Чёрным. В итоге поезд взрывается, к счастью Артём и Чёрный выжили в крушении поезда, отделавшись небольшим испугом.
Далее, Чёрный показывает Артёму, что тот ошибался, позволив разрушить городище чёрных в 2033-м году. После этого Артём отправляется вместе с Чёрным в поход по поверхности, во время которого Чёрный помогает Артёму своими телепатическими и гипнотическими способностями, достаёт ему полезные вещи и пытается постичь мир людей.
Оборона Д6
На поверхности Артём вновь пересекается с Лесницким, видя при помощи телепатии Чёрного его намерения — уничтожить Спарту на Д6 с помощью боевого вируса, испытанного на Октябрьской, — после чего игроку даётся выбор: убить Лесницкого ударом ножа или оглушить. Затем Артём спешит в Кремль, чтобы как можно скорее передать новости своим. На Красной площади Артём попадает в устроенную Павлом засаду, но отбивается и в итоге добирается до предателя. (Здесь игроку опять предоставляется выбор — убить его или пощадить. Второй вариант, как и в прошлом случае, даёт бонус к хорошей концовке)
Добравшись до Полиса, Чёрный показывает Артёму и Хану, что за одной из запертых дверей Д6 спят ещё чёрные, — детёныш не последний из них. Во время проведения переговоров между Рейхом, Ганзой, Орденом и Красной Линией Мельник, Хан, Артём и Чёрный, принявший облик ребёнка в плаще, врываются в зал Совета.
Все группировки соглашаются с предложенными Полисом условиями раздела "найденного" в Д-6 продовольствия и лекарств (на самом деле в бункере нашлись лишь запасы оружия и боевых вирусов) и подписывают мирный договор, заверяя друг друга в мире и дружбе. Москвин, под действием разума Чёрного, уличается во лжи и рассказывает о намерении захватить Д-6. Артём видит, что и Москвин лишь пешка в игре «серого кардинала», генерала Чеслава Андреевича Корбута.
Поскольку красные уже собираются брать Д6 штурмом, Полис немедленно отправляет туда лучших людей. В Д6 Артём, Хан, Мельник, Ульман и воины «Спарты» принимают последний бой. Мельник говорит Артёму, что комплекс заминирован и в случае чего достаточно повернуть рубильник.
Начинается оборона комплекса Д-6. После продолжительной атаки спартанцы отстояли Д-6, но... внезапно на платформу, прямо на последний рубеж обороны, влетает бронепоезд красных. Артём теряет сознание...
Очнувшись, он видит, что Мельнику оторвало ноги, а вокруг стоят красные во главе с генералом Корбутом.
Генерал триумфально оглядывает раненого Мельника, в то время как полковник говорит Артёму, что «время пришло». Пока ни о чём не подозревающий Корбут неторопливо подходит к Артёму, тот подползает к пульту и кладёт руку на рубильник.
Концовки
Плохая
Артём, понимая неизбежное, поворачивает рубильник и закрывает глаза. В последние секунды своей жизни он видит, как проходит через стоящий навытяжку строй бойцов Спарты, в едином порыве вскинувших руки к шлемам в знак почёта. В конце строя — Бурбон, Мельник, Хан, Ульман, Павел и… Хантер. А дальше, в конце тоннеля, — только ослепительный свет. В то же время перед глазами Артёма проносятся самые памятные мгновения жизни — Аня, поход в детстве на поверхность, последняя поездка в метро и слова матери в Ботаническом саду:
« Не бойся… Ничего не бойся, мой милый… »
Взрыв уничтожает Д6, захваченное красными…Проходит несколько лет. Анна рассказывает сыну о подвиге отца.
« ...Так твой папа победил врагов и спас метро.
— Папа был храбрый?
— Он был самый храбрый. Потому что не боялся неизвестного.
— Мама, а куда делись Чёрные?
— Они ушли, но обещали вернуться.
»
Показывается уход Чёрных из метро.
Хорошая
При условии, что игрок помогал мирным жителям, подслушивал разговоры встречающихся персонажей, не убивал людей и мутантов, когда можно было обойтись без этого, и пощадил Павла и Лесницкого, в последний момент Чёрный, приведший подмогу, останавливает Артёма:
« Артём, уже не нужно… »
Чёрные побеждают войска "коммунистов". Артём рассказывает о последующих событиях:
« Ульман погиб… как и большинство спартанцев.
Мельник выжил и теперь возрождает охрану Полиса с кресла-каталки.
А Хан — просто исчез.
Как-то он сказал мне: «А что, если этот маленький Чёрный — последний из ангелов, посланных, чтобы спасти нас?" То, что Чёрный вернулся и привёл с собой своих… Может, это и есть помилование. Мне. Ордену. И всем нам, забившимся в Метро. Луч надежды в нашем беспросветном царстве…
»
Чёрные покидают метро. Чёрный, уводя своих, говорит Артёму:
« Мы уйдем, Артём… Так будет лучше всем… Но наступит день и мы вернёмся. Я уже тоже буду большой. Прощай… ДРУГ. »
« Чёрные ушли но я знаю что они вернутся ещё,может мы заслужили прощения. »
Предпосылки к концовке
Узнать о том, какая будет концовка, можно в момент отправления из Полиса в Д6. Чёрный произносит фразу:
« Если вы проиграете, то будет плохо для всех?.. »
Фразу он завершит одним из двух способов, от которых собственно концовка и зависит.
« Тогда я попрошу их помочь. »
либо:
« Тогда я должен спасти своих. »
Персонажи
Протагонисты
Артём(†/?) — главный герой игры. Его голос слышен в загрузках, в самой же игре он почти не разговаривает, только в своих воспоминаниях Артема о детстве. При хорошей концовке выживает и рассказывает о дальнейших событиях, в плохой — погибает при взрыве Д6.
Антагонисты
Чеслав Корбут(†) — главный антагонист игры и командующий разведки красных. Посредством манипуляций и шантажа Максима Москвина добился власти. Руководил планом по внедрению шпиона Лесницкого в орден Спарты на секретный объект Д6 под видом учёного с целью похищения вируса. В плохой концовке погибает при взрыве Д6. В хорошей концовке погибает от рук маленького «чёрного».
Лесницкий(†/?) — офицер Красной линии, бывший солдат Спарты. Выполнял план по похищению с секретного объекта Д6 биологического оружия (из разговоров на уровне «Карантин» можно понять, что это боевой штамм вируса Эбола). По выбору игрока может быть оглушён или убит.
Павел Морозов(†/?) — офицер Красной линии (майор). Был в плену у Рейха, обманом взял «языка» — Артёма. По выбору игрока может умереть от отравления заражённым воздухом или получить шанс выжить: Артём поделится с ним фильтром для противогаза, и тогда, если верить маленькому чёрному, «он выживет».
Второстепенные персонажи
Анна — снайпер Спарты, дочь Мельника, в ходе сюжета стала девушкой Артёма. Если Артём погиб в последнем сражении, рассказывает о нём сыну в концовке.
Мельник(†/?) — лидер Спарты, друг Хантера, отец Анны. Теряет ногу до колен, когда в финальной битве за Д6 на станцию влетает бронепоезд красных. Погибает или выживает в зависимости от концовки.
Ульман(†) — прославленный боец Спарты. В отличие от предыдущей части, играет менее значимую роль и появляется лишь пару раз за игру. Погибает при обороне Д6 в обоих вариантах концовок. Выступает протагонистом в одной из миссий дополнения «Chronicles Pack».
Максим Москвин — генеральный секретарь Красной линии. По совету Корбута отравил своего брата — предыдущего генсека — и стал во главе Красной линии вместо него, однако из-за шантажа со стороны Корбута вынужден выполнять его указания. В предпоследней главе, во время своей речи на мирных переговорах Спарты, Рейха и Красных под воздействием маленького «чёрного» признался в убийстве брата и выдал планы Корбута. Дальнейшая судьба неизвестна.
Леонид Москвин — сын генсека красной линии. Не разделяет жестокие взгляды отца. Помогает Артему сбежать из плена красных. Дальнейшая судьба раскрывается в книге «Метро 2034».
Андрей Москвин(†) — брат Максима Москвина, бывший генсек красной линии. Был отравлен Максимом после того, как Корбут оклеветал Андрея в предательстве. В игре появляется только в тот момент, когда Черный копается в голове Максима.
Хан'(†/?)' — загадочный человек. В хорошей концовке он пропадает без вести, а в плохой концовке погибает вместе с Артёмом и Спартой.
Чёрный — детёныш «чёрных». Спасся после взрыва Улья, позже захвачен Рейхом, затем «Ганзой», в итоге спасён Артёмом. От его выбора зависит концовка. Независимо от финала, уводит «чёрных» под предлогом того, что так будет лучше.
Семён — инженер на станции «Венеция». Ненавидит бандитов. Помогает Артёму выбраться на поверхность после уничтожения бандитов на складе станции.
Фёдор — рыбак. Спас Артёма от упырей и креветок, привёз его в Венецию.
Андрей «Кузнец/Мастер» — друг Хана. В игре «Метро 2033» спасает Артёма при побеге с Красной линии, в «Метро: Луч Надежды» дарит Артёму дрезину «Регину».
Снаряжение
Оружие
По сравнению с прошлой частью, оружие претерпело изменения вплоть до кардинальных. Валюта в виде довоенных патронов 5,45×39 мм осталась прежней, однако теперь при попадании во врага они действуют как зажигательные. Добавились новые патроны - 7,62×54 мм R и 12,7×108 мм. Добавилась возможность тюнинга — теперь во всех ларьках оружия можно его улучшить, например, на автомат можно поставить лазерный целеуказатель, прицел и модификацию ствола. Ниже перечисляется всё оружие, доступное в данной игре:
Револьвер (.44 Magnum) — револьвер типа Smith & Wesson с барабаном на 6 патронов. Присутствовал и в прошлой части. Варианты тюнинга: приклад, ночной, коллиматорный и 2-кратный прицел, длинный ствол, глушитель. В реальности глушитель на револьверах неэффективен из-за прорыва газов между барабаном и стволом (одним из немногих исключений из этого правила является револьвер системы Нагана), тем более, что патрон .44 Magnum имеет слишком громкий звук стрельбы, чтобы быть полностью заглушённым. С модификациями может стать револьверным карабином.
Подонок (.44 Magnum) — самозарядный кустарный пистолет. Ёмкость — 8 патронов в отъёмном коробчатом магазине. Варианты: автоматический огонь, цевье и приклад, увеличенный магазин на 20 патронов, глушитель или длинный ствол, двукратная оптика, коллиматорный или ночной прицел, лазерный целеуказатель. С модификациями может стать автоматическим пистолетом. Прототип — Mauser C96 M712.
Ашот (12/70 мм) — однозарядный кустарный дробовик, в описаниях называемый «картечным пистолетом». Есть варианты с глушителем, удлиненным стволом, а также цевьём с прикладом и различными прицелами.
Дуплет (12/70 мм) — двуствольный дробовик кустарного производства. Имеет возможность одновременной стрельбы с обоих (или четырёх, при наличии соответствующей модификации) стволов. Может быть модернизирован прикладом, глушителем или удлиненным стволом, лазерным целеуказателем, а также второй парой стволов. Присутствовал в прошлой части.
Убойник (12/70 мм) — 6-зарядный дробовик с револьверной схемой заряжания, обладает хорошими темпом и мощью стрельбы, перезаряжается медленно. Присутствовал и в прошлой части, но теперь зарядить шесть патронов можно и при наличии патрона в стволе, также убрана возможность удара прикладом или штыком в обмен на более точный прицел.
Сайга (12/70 мм) — самый мощный дробовик в игре, отличающийся быстрой перезарядкой благодаря питанию из коробчатого магазина на 10 патронов (что больше, чем у всех остальных дробовиков, кроме Абзаца), и высоким темпом стрельбы из-за того, что является самозарядным. Есть вариант с барабанным магазином на 20 патронов, позволяющим стрелку реже отвлекаться на перезарядку, и глушителем. Представляет собой Сайгу-12 с увеличенным магазином.
Ублюдок (5,45×39 мм) — маломощный кустарный (в первой части говорится, что он производится на «Кузнецком мосту») автомат, отличающийся быстрым перегревом, невысокой кучностью и, по описанию, низкой надёжностью, что в геймплее не отражено. Среди модификаций есть радиатор. Присутствовал и в прошлой части. Прототип — STEN.
Калаш (5,45×39 мм) — автомат, обладающий большей мощностью по сравнению с «Ублюдком», но в целом не обладающий высокой точностью стрельбы. Есть вариант с оптикой и увеличенным до 45 патронов магазином. Присутствовал и в прошлой части.
ВСВ (5,45×39 мм) — автомат с глушителем, более мощный, чем Калаш. Глушитель можно снять. Однако магазин рассчитан всего на 20 патронов. Прототип — ВСК-94
АК 2012 (5,45×39 мм) — точный и скорострельный автомат с газоотводной системой от АК74 и магазином на 40 патронов над стволом с поперечным расположением патронов (аналогично FN P90), защитным цветом, компоновкой и наличием пластмасс в корпусе напоминающий Steyr AUG. Как сообщается в меню продажи, перед катастрофой это был самый мощный автомат в России. Присутствовал и в прошлой части.
Вентиль (7,62×54 мм R) — кустарная винтовка с магазином на 5 патронов. Может быть модернизирована коллиматорным, ИК ПНВ и четырёхкратным прицелами, пламегасителем (снижает отдачу), лазерным целеуказателем и увеличенным магазином (позволяет заряжать 10 патронов).
Превед (12,7×108 мм) — крупнокалибреная однозарядная кустарная винтовка, использующая тот же патрон, что и ДШК. Патроны к этой винтовке не продаются у торговцев, они редки и могут быть найдены в некоторых местах после депо. Может быть модернизирована: пламегасителем (снижает отдачу), улучшенным магазином (позволяет заряжать 5 патронов), лазерным целеуказателем и четырёхкратным оптическим прицелом. Название, по-видимому, произошло от известного интернет-мема «Превед!». Баг: при перезарядке винтовки с улучшенным магазином, при условии что в запасе осталось 5 или меньше патронов, все они исчезнут, вне зависимости от того, сколько патронов зарядилось.
Тихарь (15 мм шарики) — бесшумная кустарная пневматическая винтовка с магазином на 15 патронов, стреляющая металлическими шариками. Есть вариант с лазерным целеуказателем и различными прицелами, а также с клапаном, не стравливающим воздух при перекачке баллона. Присутствовал в прошлой части.
Хельсинг (арбалетные болты) — пневматическое восьмиствольное ружье, стреляющее стальными болтами, которые можно поднимать и использовать вновь. Экипируется лазерным целеуказателем, прицелами, довоенным клапаном. Присутствовал и в прошлой части. Название является отсылкой к фильму Ван Хельсинг.
Ручной пулемёт — мощный кустарный пулемёт с вращающимся блоком из трёх стволов и коробом на 500 патронов. Очень редко встречается (за всю игру всего 2 раза). Впервые игрок увидит его у Андрея Мастера (персонаж из первой части), а пострелять из него удастся только на последнем уровне, при обороне Д6. Пополнить боезапас невозможно. Также появляется в дополнении Faction pack в миссии за Четвёртый Рейх, где игрок должен отстреливать атакующих "коммунистов" на линии фронта. Здесь игрок уже может пополнять боеприпасы и носить запасной короб. В дополнении Developer Pack, на карте «Разработчик», имеет короб всего на 150 патронов, зато становятся доступны усовершенствования, среди которых — возможность замены трёх стволов на пять. Баг: если после установки пяти стволов снять этот модуль, то стволы у пулемёта пропадают.
Кроме того, в игре есть и другое, не стрелковое, оружие.
Нож — появляется в начале побега из Рейха, после того, как нам его отдаёт Павел. Им можно пользоваться постоянно. Если игрок находится достаточно близко к противнику, то есть две версии удара: убийство и оглушение.
Метательный нож — после броска может использоваться повторно, если не разрушается, однако с собой их можно носить не более пяти штук. При броске не привлекает ненужного внимания. Убивает слабых противников одним броском в любую часть тела.
Граната — представляет собой отрезок стальной трубы со взрывчаткой внутри и фитилём снаружи. Обладает большой мощностью, поэтому при близком броске способна ранить того, кто её бросил.
Зажигательная граната — конструкция схожа с гранатой, но трубка стеклянная, а вместо взрывчатки используется горючая смесь. Аналог коктейля Молотова.
Противопехотная мина — кустарная мина, срабатывающая при приближении противника. По внешнему виду напоминает американскую противопехотную мину Клеймор, однако передняя крышка отсутствует. Видна взрывчатка и вставленные в неё болты и гайки. Очень редко встречается, но обладает большой эффективностью. Установленную, но не подорванную мину можно подобрать и использовать вновь. Сам игрок, наступив на свою установленную мину, сдетонировать её не сможет.
Также существует возможность получить эксклюзивное оружие, которое включено в разные DLC или особые издания.
РПК (5,45×39 мм) — ручной пулемёт с магазином на 45 патронов, особыми преимуществами перед Калашом не обладающий, но имеющий более низкую скорострельность, что позволяет экономить патроны. Возможность установить глушитель отсутствует. Есть варианты с различными прицелами, а также барабанным магазином на 100 патронов. Становится доступен при покупке «ограниченного издания» игры (предзаказ) или соответствующего дополнения.
АКСУ (5,45×39 мм) — укороченная модификация Калаша, обладает более высоким темпом стрельбы, но меньшей точностью. Доступен после приобретения дополнения «Ranger Mode» только на сложности «Рейнджер» и «Рейнджер хардкор».
Абзац (12/70 мм) — 20-зарядный автоматический дробовик, требующий длительной перезарядки, но имеющий высокий темп стрельбы, а также альтернативный режим стрельбы отсечкой по 5 выстрелов. Может быть модернизирован дульным тормоз-компенсатором (снижает отдачу), лазерным целеуказателем, увеличенным магазином (позволяет заряжать 40 патронов), и скорострельным УСМ. Доступен после покупки сборника дополнений «Season Pass». Присутствовал и в прошлой части под названием «автодробовик».
Рельса (15 мм) — кустарно созданное электрическое ружьё, стреляет шариками для пневматики при помощи электрозаряда, убивающим средних врагов с одного выстрела, но расходующий энергию. В отличие от «рельсы» из предыдущей части игры, у этой присутствует оптический прицел, что повышает дальнобойность. Добавлена в дополнении «Faction Pack».
Медвед (40 мм) — кустарный трёхствольный гранатомёт, стреляющий кустарными гранатами-трубками, подрывающимися при контакте с препятствием. Один из персонажей отдаёт его игроку под конец миссии за Четвёртый Рейх, добавленной в дополнении «Faction Pack».
Граната-ёж — в отличие от обычной гранаты, на этой присутствуют гвозди, благодаря чему граната может прикрепиться к жертве, что увеличивает её эффективность. Присутствовала и в Metro 2033. Появилась в дополнении «Faction Pack».
ВССК «Выхлоп» (12,7x55 мм) — крупнокалиберная снайперская винтовка с глушителем, появляющаяся в снайперской миссии дополнения «Faction Pack».
Велопал (12/70 мм) — 6-ствольный автоматический дробовик, собранный по револьверной схеме из обрезков металлических труб и деталей велосипеда. Появляется в дополнении «Developer Pack» на уровне «Разработчик» и в «Chronicles Pack» на уровне «Хан», в его воспоминаниях.
Вспомогательное снаряжение
Фонарь — прибор освещения. Имеется у Артёма с самого начала. Единичный экземпляр.
ПНВ — прибор ночного видения.
Динамо-машинка — прибор заряжающий ПНВ и фонарь. Имеется у Артёма с самого начала. Такую же мы видим у Хана.
Противогаз ППМ-88 — прибор для дыхания в условиях химического и радиационного загрязнения. Может разбиться при повреждениях главного героя. Выдаётся Артёму в оружейной в начале игры (Д6), впоследствии встречается в изобилии и повсеместно.
Фильтр — сменный фильтр для противогаза.
Часы — показатель времени, срока работы фильтров и освещённости. Имеется у Артёма с самого начала. Единичный экземпляр. Время, которое они показывают, аналогично времени на часах компьютера.
Аптечка — моментально восстанавливает здоровье. Появляется в главе «Спарта» (Начало игры), далее покупается или находится повсеместно.
Планшет — планшет, который имеет компас и на который записываются задания.
Зажигалка — выполненная в виде патрона зажигалка, используется для освещения и сжигания паутины. По конструкции аналогична первым зажигалкам IMCO.
Мутанты
Хотя основной акцент в Metro: Last Light сделан на противостоянии людей, мутанты всё так же представляют большую угрозу для главного героя и остальных людей. Появились новые мутанты, со своими особенностями и ареалом. В то же время, некоторые монстры, характерные для первой части игры, отсутствуют.
Стражи — напоминают волков и крыс одновременно. Живут на поверхности. Внешний вид стражей по сравнению с первой игрой был несколько переработан, главным образом, в пользу более густой шерсти.
Упыри, они же Носачи (от англ. Nosalises) — напоминают кротов, могут совершать мощные прыжки на дальние расстояния. Самки имеют кожистую перепонку для планирования, как белки-летяги, и оглушают жертву на расстоянии ультразвуком.
Демоны — крылатые монстры, обитающие только на поверхности. Может схватить героя и унести в небо, но при этом, в отличие от первой части, игрок не погибнет, а лишь получит тяжёлое ранение. Возможно, мутировавшие летучие мыши. Их внешний вид также несколько отличен от демонов первой игры — здесь они больше напоминают летающих ящериц. На уровне «Мёртвый город» на одной из крыш можно найти гнездо демона с детёнышем. Вскоре на защиту прилетит его мать, но первой атаковать человека не будет.
Лианы — свисающие с потолка растения, сильно бьющие игрока, если тот достаточно долго находится рядом с ними. Обитают на поверхности. Уничтожить невозможно, зато можно временно вывести их из строя нанесением какого-либо урона.
Медведи — мутировавшие медведи, встречающиеся только на уровне «Сад» — взрослая самка и два детёныша. Защищающая детёнышей самка крайне опасна. Детёныши угрозы не представляют.
Креветки (ласторогие) — похожи на огромных креветок, водятся около водоёмов. Есть несколько видов. Более крупные стремятся подползти к жертве и атаковать передними конечностями, защищёнными непробиваемым панцирем. Более мелкие плюются слизью на расстоянии, вызывая повреждения и пачкая стекло противогаза, сильно ухудшая обзор. Уязвимо только не покрытое бронированным панцирем брюхо. Также есть совсем мелкие креветки, ползающие около трупов или просто собирающиеся в кучки — но они не опасны.
Пауки — мутировавшие пауки. Помимо почти обычных пауков-кругопрядов, увеличившихся до размеров ладони и плетущих сети, также можно встретить крупных паукообразных размером с крупную собаку. Встречаются скорпионоподобные (с жаляющим членистым хвостом) и паукообразные (похожи на огромных кругопрядов), которые, вероятно, впрочем, все принадлежат, к одному виду, а внешние различия обусловлены полом и иерархической нишей, наподобие того, как это проявляется у пчел, муравьев или термитов. Обитают в лишённых света пространствах, так как на свету получают ожоги. Хитиновый панцирь крупных особей почти пуленепробиваем, уязвимо лишь брюшко и нижняя часть головогруди. При воздействии света они валятся на спину, открывая уязвимое место, которое можно расстрелять. Так же в этот момент можно провести особый добивающий удар.
Кикиморы — мутировавшие крысы. Во второй части практически отсутствуют как враги и присутствуют только «для фона»: можно увидеть в заброшенных строениях, разбегаются и прячутся, если войти в помещение или по приближении к ним. Также, в театре на уровне «Большой» можно увидеть представление с дрессированной кикиморой. В дополнении «Faction Pack» стали полноценными противниками (уровень «Кшатрии Полиса»). Пожалуй, наиболее претерпевший изменения после первой части игры монстр: В «Метро 2033» кикиморы были крайне похожи на стражей, отличие было лишь в меньших размерах и голых, лишённых меха, телах. Здесь же они более напоминают костлявых упырей.
Библиотекарь — очень опасный монстр, появившийся в дополнении «Faction Pack». Повадками и внешностью схож с гориллой. Заметив игрока, подходит к нему и выполняет «ритуал», заключающийся в попытке испугать человека или спровоцировать его на открытие огня. Если герой, не двигаясь или почти не двигаясь, смотрит ему в глаза, то мутант поворачивается и уходит, но если тот откроет огонь или повернётся к нему спиной, то библиотекарь сразу перейдёт в нападение. Также библиотекарь может напасть, если игрок слишком часто попадается ему на глаза. Как и в первой части игры, обитает в Великой Библиотеке.
Также в игре присутствуют так называемые боссы — особо опасные мутанты, не являющиеся постоянными противниками и встречающиеся в игре только один раз.
Рино (Большая мама) — нечто вроде матки упырей, обитает в катакомбах под церковью. Очень опасное существо. Намного крупнее прочих упырей, не летает, не использует ультразвук, покрыта толстыми костяными наростами, хорошо защищающими её от огнестрельных ранений. По поведению и внешности отчасти напоминает носорога.
Медведица — медведь-мутант. Встречается на уровне «Сад». Пытается защитить своих медвежат от стаи стражей, а заодно и от Артёма, случайно оказавшегося поблизости. Её агрессия обусловлена защитой своего потомства. После схватки игрок может даже спасти медведицу, убив рвущих её «Стражей» (это засчитывается как хороший поступок).
Гигантская креветка — креветка, мутировавшая до невероятных размеров. Из-за большого возраста панцирь покрыт толстым слоем ила с водорослями и фосфоресцирующими грибами. На уровне «Закат» Артём дважды подвергается нападению креветки, и лишь прочная конструкция самолёта, а потом напавший на креветку демон спасают его. На уровне «Ночь» Артём ещё несколько раз пересечётся с гигантской креветкой, пока не убьёт её после долгого и тяжёлого сражения. Труп такой креветки можно найти на уровне «Сад».
История разработки
Авторы экшена Metro: Last Light решили не брать за основу сюжет событий второй книги Дмитрия Глуховского. Вместо этого игра станет прямым продолжением первой части с насыщенным линейным сюжетом[4].
Разработчики пообещали сохранить всё лучшее, что было в Metro 2033, и исправить некоторые существующие недостатки. Обещался так же продвинутый ИИ и оптимизацию графического движка[5].
На специальной конференции для инвесторов THQ на конец 2011 финансового года, генеральный директор компании Брайан Фаррелл (Brian Farrell) сообщил и официально подтвердил, что продолжение шутера Метро 2033 будет носить название Metro: Last Light. Согласно полученной информации IGN, игра будет «прямым продолжением» оригинальной игры Metro 2033. Сюжет Metro: Last Light будет развиваться спустя год после оригинальных событий игры Metro 2033, где выжившие люди после ядерных событий по-прежнему живут в относительной безопасности на станциях московского метро, в то время как на поверхности господствует ядовитый воздух и мутанты. И вновь, нам ещё раз предстоит играть за Артёма. И что самое важное, наконец-то компанией THQ был официально подтверждён многопользовательский режим, который на этот раз будет присутствовать в сиквеле[6].
Журналисты ведущих изданий CVG, IGN и многие другие побывали в Лондоне на показе демо игры. Они говорят, что игра выглядит превосходно. В игре также остались стелс миссии, улучшились перестрелки, которые теперь выглядят намного лучше тех, что были в оригинале Metro 2033.
24 мая 2012 год компания THQ выпустила короткометражный игровой фильм по мотивам Metro: Last Light. Он был размещён на официальном сайте игры[7].
Вскоре был показан геймплей игры, где главный герой первой части Артём вместе с Ханом ищут заключённого и уничтожают базу Рейха. В журнале «Шпиль» появилось сообщение, что мультиплеер будет удалён. Возможно, он будет доступен позже в качестве DLC или как отдельная бесплатная игра. Также было опубликовано русское название игры — «Метро 2033: Луч надежды»[8].
22 января 2013 года состоялся 22-часовой аукцион, на котором компания THQ распродала права на лучшие проекты среди своих игр, чтобы погасить долг перед кредиторами в десятки миллионов долларов. По итогам аукциона Metro: Last Light теперь принадлежит компании Koch Media. Авторские права на Metro являлись не самыми дорогими в портфеле THQ, новый обладатель предложил за серию почти 6 миллионов долларов[9].