Правила заполнения больничного листа: вопросы и ответы
Какой документ называют «больничный лист» Больничный лист представляет собой листок нетрудоспособности, то есть бумажный документ, в котором содержится информация, подтверждающая временную нетрудоспособность рабочего в связи с каким-либо заболеванием. На его основании можно получить возмещение денежных средств из ФСС, которые работник израсходовал на покупку лекарств и лечение. Какие функции выполняет такой документ, как больничный лист Специалисты утверждают, что лист нетрудоспособности придуман и разработан не просто так. Он выполняет две важные функции: 1. Финансового документа (об этом говорилось ранее в данной статье), который является основанием для назначения пособия по нетрудоспособности и его выплаты. 2. Отчетного документа, который подтверждает и удостоверяет факт освобождения от трудовой деятельности работника в связи с его нетрудоспособностью. При этом следует помнить, что болеющий гражданин может взять сразу несколько таких документов, для подтверждения факта нетрудоспособности в нескольких организациях, в которых он трудится (например, на основании основного трудового договора и договора по совместительству). Кем и в каких случаях выдается листок нетрудоспособности Больничный лист обычно выдается медицинским учреждением, в котором проходило лечение работника. Это происходит в таких случаях: 1. Амбулаторное лечение заболеваний самого работника (травмы, отравления, другие болезненные состояния): до 15 календарных дней выдается ответственным медицинским сотрудником; свыше этого периода – врачебной комиссией. 2. Отпуск по беременности и родам получает работница в тридцатинедельный срок беременности – продолжительность 140 календарных дней (70 до родов и 70 после них), вдается: акушером-гинекологом; семейным врачом или врачом общей практики; фельдшером. 3. Уход за болеющим членом семьи – больничный лист выдается лечащим врачом болеющего: на срок до 3 дней – при амбулаторно-поликлинических условиях лечения; на срок до 7 дней – по решению ВКК, зависит от тяжести заболевания. Так как этот документ выдается в основном медицинским учреждением или его сотрудником, то и первая его часть заполняется там же, а остальные части бланка уже заполняет либо сам работодатель, либо ответственное лицо, отвечающее за оформление больничных листов. Существуют ли основные общие правила заполнения больничных листов Да, такие правила есть: 1. Язык оформления – русский (государственный). 2. Буквы – печатные, заглавные. 3. Начинать следует с первой ячейки. 4. Нельзя выходить за границы ячеек. 5. Использовать можно только установленный цвет чернил и ручку. Ни в коем случае нельзя допускать описок и ошибок в бланке, в противном случае понадобится проводить процедуру оформления дубликата испорченного бланка. Какие буквы и шрифт используются в больничном листе Одним из правил заполнения является правильно записанные данные о самом больном. Как же правильно внести их в больничный лист? Это следует делать только печатными заглавными буквами в каждой ячейке соответствующего поля. Все записи производятся на русском языке, но если в названии организации, в которой работает сотрудник, получающий данный документ, есть буквы какого-то иностранного языка, это не будет являться ошибкой. Какой ручкой пользоваться, заполняя больничный лист Министерство здравсоцразвития нашего государства утвердило приказ № 624н, в котором вмещен Порядок заполнения подобной документации. В Порядке, а именно в пункте 65, указано, что бланк листа нетрудоспособности заполняется определенной ручкой (ни в коем случае не шариковой!): гелевой; капиллярной; перьевой. Читайте также: Особенности больничного во время отпуска При этом цвет чернил допускается только черный, использование синего или какого-то другого цвета чернил будет рассмотрено как ошибка, следовательно, придется бланк дублировать. Можно ли заполнять больничный лист с помощью компьютера Действительно, не будет признано за ошибку, если бланк данного документа заполняется с помощью компьютера – письмо № 17-03-09/06-3841П ФСС (от 23.10.2014 года). Также не является нарушением общих правил заполнения бланка больничного листа и комбинирование рукописного текста с компьютерным набором. Например, если начальная часть бланка заполняется сотрудником медицинского учреждения от руки капиллярной ручкой с чернилами черного цвета, а последующие графы – работодателем с помощью компьютера. Допускаются ли пробелы в ячейках при внесении данных в бланк Этот вопрос вызывает много споров: следует ли оставлять пустые ячейки в качестве пробелов между цифрами, в названиях организации, при написании фамилии и инициалов работника или врача? Специалисты отвечают: в государственном документе прописывается, что пробел в виде одной ячейки между написанной фамилией и двумя буквами инициалов, ошибкой считаться не будет. Например: «ВАСИЛЬЕВА ТГ». Вот этот документ – письмо № 14-03-11/15-8605 Фонд Соцстраха (от 14.09.2011 года). Нужно ли проставлять в бланке конкретный диагноз пациента В текущем 2016 году диагноз в бланк больничного листа не вписывается. Для этого существует специальная графа «Причина нетрудоспособности». Она заполняется с помощью специально разработанного двузначного цифрового кода. Эти цифровые коды в обязательном порядке должны соответствовать основанию, по которому выдается данный документ болеющему сотруднику: «01» – заболевание; «02» – травма; «03» – карантин. Такие предосторожности и кодирование диагноза работника связаны с гарантированным соблюдением врачебной тайны. Всегда ли на бланке проставляется печать Дело в том, что не все организации-работодатели имеют в своем пользовании печати, поэтому этот момент является несущественным, что подтверждается Федеральным законодательством: 1. ФЗ, закон № 208, статья № 2, пункт 7. 2. ФЗ, закон № 14, статья № 2, пункт 5. Что касается печатей-штампов медицинской организации, то они являются обязательными. Но в связи с соблюдением врачебной тайны существуют печати, на которых не указывается профиль медицинского учреждения: психиатрическое; наркологическое; Центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Но это отсутствие профиля медучреждения на печати, как указано в соответствующей документации, является исключением из общепринятых правил. Существуют ли отдельные правила для работодателя при заполнении бланка больничного листа Для работодателя есть свои правила, которых следует придерживаться, заполняя больничный лист. Основное и главное из них – это проверка правильности внесения всех данных специалистом медицинского учреждения. В случае выявления каких-либо ошибочных записей либо несоответствий стандартному порядку заполнения бланка этого документа, придется требовать его дубликат у того же медучреждения, где проходил лечение работник (чаще всего за дубликатом он сам же и обращается). Теперь более подробно о других правилах, которые касаются конкретно внесения в бланк листа нетрудоспособности информации работодателя: 1. Наименование организации-работодателя может быть прописано в двух вариантах (на это отводится ровно двадцать девять ячеек), но выходить за пределы раздела нельзя: полном; сокращенном. 1. Из наименования ни в коем случае не исключаются такие знаки препинания, как кавычки, запятые, восклицательные знаки, тире и двоеточия. 2. Работодатель вносит данные в графу «Дата начала работы», а сотрудник медицинского учреждения в графу «Приступить к работе». 3. Нельзя исправлять допущенные описки и ошибки с помощью корректора – Порядок, пункт 65 (приказ № 624н Министерства здравсоцразвития от 29.06.2011 года). В случае допущенной описки или внесения неверной информации работодатель должен аккуратно зачеркнуть ошибочно сделанную запись, после чего на обороте бланка пишут правильные данные. Кто из организации-работодателя заполняет свою часть бланка Этот вопрос должен решить непосредственно сам работодатель либо руководящий работник данной организации. Чаще всего больничный лист заполняет от имени организации-работодателя один из работников бухгалтерии или отдела кадров. Хотя это могут делать и два работника, так как для каждого отдела существуют свои графы внесения необходимой информации.
Пособия, пенсии и льготы. Тюменская область
Правила заполнения больничного листа: вопросы и ответы
Больничный лист представляет собой листок нетрудоспособности, то есть бумажный документ, в котором содержится информация, подтверждающая временную нетрудоспособность рабочего в связи с каким-либо заболеванием. На его основании можно получить возмещение денежных средств из ФСС, которые работник израсходовал на покупку лекарств и лечение.
Какие функции выполняет такой документ, как больничный лист
Специалисты утверждают, что лист нетрудоспособности придуман и разработан не просто так. Он выполняет две важные функции:
1. Финансового документа (об этом говорилось ранее в данной статье), который является основанием для назначения пособия по нетрудоспособности и его выплаты.
2. Отчетного документа, который подтверждает и удостоверяет факт освобождения от трудовой деятельности работника в связи с его нетрудоспособностью.
При этом следует помнить, что болеющий гражданин может взять сразу несколько таких документов, для подтверждения факта нетрудоспособности в нескольких организациях, в которых он трудится (например, на основании основного трудового договора и договора по совместительству).
Кем и в каких случаях выдается листок нетрудоспособности
Больничный лист обычно выдается медицинским учреждением, в котором проходило лечение работника. Это происходит в таких случаях:
1. Амбулаторное лечение заболеваний самого работника (травмы, отравления, другие болезненные состояния):
до 15 календарных дней выдается ответственным медицинским сотрудником;
свыше этого периода – врачебной комиссией.
2. Отпуск по беременности и родам получает работница в тридцатинедельный срок беременности – продолжительность 140 календарных дней (70 до родов и 70 после них), вдается:
акушером-гинекологом;
семейным врачом или врачом общей практики;
фельдшером.
3. Уход за болеющим членом семьи – больничный лист выдается лечащим врачом болеющего:
на срок до 3 дней – при амбулаторно-поликлинических условиях лечения;
на срок до 7 дней – по решению ВКК, зависит от тяжести заболевания.
Так как этот документ выдается в основном медицинским учреждением или его сотрудником, то и первая его часть заполняется там же, а остальные части бланка уже заполняет либо сам работодатель, либо ответственное лицо, отвечающее за оформление больничных листов.
Существуют ли основные общие правила заполнения больничных листов
Да, такие правила есть:
1. Язык оформления – русский (государственный).
2. Буквы – печатные, заглавные.
3. Начинать следует с первой ячейки.
4. Нельзя выходить за границы ячеек.
5. Использовать можно только установленный цвет чернил и ручку.
Ни в коем случае нельзя допускать описок и ошибок в бланке, в противном случае понадобится проводить процедуру оформления дубликата испорченного бланка.
Какие буквы и шрифт используются в больничном листе
Одним из правил заполнения является правильно записанные данные о самом больном. Как же правильно внести их в больничный лист? Это следует делать только печатными заглавными буквами в каждой ячейке соответствующего поля. Все записи производятся на русском языке, но если в названии организации, в которой работает сотрудник, получающий данный документ, есть буквы какого-то иностранного языка, это не будет являться ошибкой.
Какой ручкой пользоваться, заполняя больничный лист
Министерство здравсоцразвития нашего государства утвердило приказ № 624н, в котором вмещен Порядок заполнения подобной документации. В Порядке, а именно в пункте 65, указано, что бланк листа нетрудоспособности заполняется определенной ручкой (ни в коем случае не шариковой!):
гелевой;
капиллярной;
перьевой.
Читайте также: Особенности больничного во время отпуска
При этом цвет чернил допускается только черный, использование синего или какого-то другого цвета чернил будет рассмотрено как ошибка, следовательно, придется бланк дублировать.
Можно ли заполнять больничный лист с помощью компьютера
Действительно, не будет признано за ошибку, если бланк данного документа заполняется с помощью компьютера – письмо № 17-03-09/06-3841П ФСС (от 23.10.2014 года). Также не является нарушением общих правил заполнения бланка больничного листа и комбинирование рукописного текста с компьютерным набором. Например, если начальная часть бланка заполняется сотрудником медицинского учреждения от руки капиллярной ручкой с чернилами черного цвета, а последующие графы – работодателем с помощью компьютера.
Допускаются ли пробелы в ячейках при внесении данных в бланк
Этот вопрос вызывает много споров: следует ли оставлять пустые ячейки в качестве пробелов между цифрами, в названиях организации, при написании фамилии и инициалов работника или врача?
Специалисты отвечают: в государственном документе прописывается, что пробел в виде одной ячейки между написанной фамилией и двумя буквами инициалов, ошибкой считаться не будет. Например: «ВАСИЛЬЕВА ТГ». Вот этот документ – письмо № 14-03-11/15-8605 Фонд Соцстраха (от 14.09.2011 года).
Нужно ли проставлять в бланке конкретный диагноз пациента
В текущем 2016 году диагноз в бланк больничного листа не вписывается. Для этого существует специальная графа «Причина нетрудоспособности». Она заполняется с помощью специально разработанного двузначного цифрового кода. Эти цифровые коды в обязательном порядке должны соответствовать основанию, по которому выдается данный документ болеющему сотруднику:
«01» – заболевание;
«02» – травма;
«03» – карантин.
Такие предосторожности и кодирование диагноза работника связаны с гарантированным соблюдением врачебной тайны.
Всегда ли на бланке проставляется печать
Дело в том, что не все организации-работодатели имеют в своем пользовании печати, поэтому этот момент является несущественным, что подтверждается Федеральным законодательством:
1. ФЗ, закон № 208, статья № 2, пункт 7.
2. ФЗ, закон № 14, статья № 2, пункт 5.
Что касается печатей-штампов медицинской организации, то они являются обязательными. Но в связи с соблюдением врачебной тайны существуют печати, на которых не указывается профиль медицинского учреждения:
психиатрическое;
наркологическое;
Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
Но это отсутствие профиля медучреждения на печати, как указано в соответствующей документации, является исключением из общепринятых правил.
Существуют ли отдельные правила для работодателя при заполнении бланка больничного листа
Для работодателя есть свои правила, которых следует придерживаться, заполняя больничный лист. Основное и главное из них – это проверка правильности внесения всех данных специалистом медицинского учреждения. В случае выявления каких-либо ошибочных записей либо несоответствий стандартному порядку заполнения бланка этого документа, придется требовать его дубликат у того же медучреждения, где проходил лечение работник (чаще всего за дубликатом он сам же и обращается).
Теперь более подробно о других правилах, которые касаются конкретно внесения в бланк листа нетрудоспособности информации работодателя:
1. Наименование организации-работодателя может быть прописано в двух вариантах (на это отводится ровно двадцать девять ячеек), но выходить за пределы раздела нельзя:
полном;
сокращенном.
1. Из наименования ни в коем случае не исключаются такие знаки препинания, как кавычки, запятые, восклицательные знаки, тире и двоеточия.
2. Работодатель вносит данные в графу «Дата начала работы», а сотрудник медицинского учреждения в графу «Приступить к работе».
3. Нельзя исправлять допущенные описки и ошибки с помощью корректора – Порядок, пункт 65 (приказ № 624н Министерства здравсоцразвития от 29.06.2011 года).
В случае допущенной описки или внесения неверной информации работодатель должен аккуратно зачеркнуть ошибочно сделанную запись, после чего на обороте бланка пишут правильные данные.
Кто из организации-работодателя заполняет свою часть бланка
Этот вопрос должен решить непосредственно сам работодатель либо руководящий работник данной организации. Чаще всего больничный лист заполняет от имени организации-работодателя один из работников бухгалтерии или отдела кадров. Хотя это могут делать и два работника, так как для каждого отдела существуют свои графы внесения необходимой информации.