Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе. В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических. Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять......... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах. Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин .Это отрывок из работы учителя начальных классов Грищенко Л.А, Думаю, он достаточно убедителен и открывает для нас перспективы к движению вперед.Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие) устранять. Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки. Это интересно: В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг. Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Логопедический центр "БУКВАРИК" Железноводск
Влияет ли на успеваемость скорость чтения?
Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.
В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется.
Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических.
Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов.
Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников.
Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных.
Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять......... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей.
На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени».
А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин
.Это отрывок из работы учителя начальных классов Грищенко Л.А, Думаю, он достаточно убедителен и открывает для нас перспективы к движению вперед.Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие) устранять.
Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку.
Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.
Это интересно: В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.
Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.