Влияет ли на успеваемость скорость чтения?

Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.
В средней школе положение с чтением не улучшается, но углубляется.
Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических.
Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности.По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов.
Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников.
Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных.
Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять......... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей.
На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени».
А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин
.Это отрывок из работы учителя начальных классов Грищенко Л.А, Думаю, он достаточно убедителен и открывает для нас перспективы к движению вперед.Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие) устранять.
Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку.
Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.
Это интересно: В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., с такой же скоростью читают люди, закончившие кузнецовские курсы. Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.
Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Влияет ли на успеваемость скорость чтения? - 839838312913

Комментарии

Комментариев нет.