Комментарии
- 31 янв 2019 21:47Вера ПчелинцеваМНОГО ИНТЕРЕСНОГО ИЗ ЖИЗНИ МОСКВЫ ,ЗАВОДА МОЖНО УЗНАТЬ В ЗАВОДСКОМ МУЗЕЕ !!! ПРИХОДИТЕ ОН НАХОДИТСЯ ОКОЛО ст Метро ПЛОЩАДЬ ИЛЬИЧА ,Золоторожский вал, в 16 Этажном здании ,ранее ОБЩЕЖИТИЕ ЗАВОДА !
- 31 янв 2019 22:39Владимир Щербаков ответил Вере ПчелинцевойУже)
- 13 фев 2019 11:40Юрий НефедкинВ профилактории Завода в Кучино стоял огромный стол для игры в бильярд с графитовой плитой. По приданию, в бильярд за этим столом играли Гужон и промышленник К.С.Алексеев (он же - Станиславский, основатель МХТ).
- 13 фев 2019 16:54Владимир Щербаков ответил Юрию НефедкинуСпасибо))
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Московский металлургический завод "Серп и Молот"
:Владимир Щербаков
Как в Москву пришли «мартены»
Из истории Московского металлургического завода «Серп и Молот»
Проблема была решена в 1883 году: в Москве создается Товарищество Московского металлического завода (после 1922 года – Большой металлический завод «Серп и Молот»). Основатель завода – французский поданный Юлий Петрович Гужон.
Завод был построен на средства отца – Петра Гужона, который с 1845 года числился московским промышленником, построим в Москве сначала небольшую шелковую фабрику, затем он организовал у Бутырской заставы небольшой заводик для производства проволоки и гвоздей, который позже Ю. П. Гужоном переведен в Бабий городок.
Дела отца продолжил его сын Юлий Петрович Гужон, приехавший в Россию в 1870 году. «Подкрепленный» капиталами некоторых других известных промышленников, он строит у села Ново-Андроновка у Проломной и Рогожской застав крупный технический современный металлургический завод с полным циклом производства. Огромный завод давал значительные ресурсы железного лома, дешевую рабочую силу и близость к потребителю. В том же году он строит прокатное отделение, выделывавшее главным образом проволочное железо, которое отправлялось на тянульный гвоздильный завод Бабьем городке. В 1885 году гвоздильный завод сгорел, и его производство в 1886 году восстанавливается на основном заводе в Андроновке.
Создавая этот завода, Ю.П. Гужон пошел по пути развития металлургического производства, основанного на новейшей в то время технологии получения стали в мартеновских печах. На многих отечественных заводах еще широко применялись пудлинговые печи, на которых изготовлялось сварочное железо. Они были малопроизводительны, да и качество железа было не высоким. Напомним, что первую мартеновскую печь построил в 1864 году французский инженер Пьер Мартен, а в России эти печи стали работать в конце 1860-х годов – начале 1870-х гг. (организация мартеновского производства инженером А. Износковым на Златоустовском заводе в 1866 году; ввод в действие мартеновской печи на Сормовском заводе в 1870 году). Таким образом, завод Гужона был одним из первопроходцев использования мартеновских печей в сталеплавильном производстве и первым заводом с мартеновскими печами в Москве.
В 1890 году на металлургическом заводе были построены и пущены первая мартеновская печь на 2 тонны и болтовое отделение. В 1893 году Ю.П. Гужон строит новый корпус для сталелитейного отделения с двумя мартеновскими печами на 15 тонн каждая (первая пущена в том же году, вторая – в 1894 г.)
К 1896 году на заводе работали 7 отделений: сталелитейное, прокатное, тянульно-гвоздильное, болтовое (боты, шайбы, заклепки, костыли, шурупы, телеграфные крюки), строительное и канатное; слесарно-токарная и кузнечная мастерские, химические и механические лаборатории, вспомогательный мастерские для обработки проволоки (обжигательная, цинковальная, калильная, лудильная).
По данным 1895-1896 годов, машины и оборудование завода приводятся в движение паром (17 паровых котлов с общей нагревательной поверхностью 1800 квадратных метров). Котлы отапливаются нефтяными остатками. Завод имеет 7 паровых машин общей мощностью 2400 лошадиных сил, 6 электрических двигателей общей мощностью 50 лошадиных сил. Помещения завода освещаются 74 дуговыми электрическими и 1254 лампами накаливания.
К 1869 году на заводе проложены три ширококолейные железнодорожные линии протяженностью 1368 саженей (около трех километров), соединенные веткой с Московско-Курской железной дорогой. Движение по линиям производилось заводским паровозом.
Для мартеновского передела применялся чугун уральских заводов в количестве 488 тысяч пудов в год. Железный лом поставлялся из Москвы и окрестностей, в 1880-х годах ежегодно поставлялось около 950 тысяч пудов.
Кроме того, в 1895 году было израсходовано 596 пудов донецкого угля и 128 тысяч пудов донецкого кокса; расход нефтяных остатков составлял 1355 тысяч пудов.
Выработка продукции по основным производствам в 1895 году:
сталелитейное отделение работает на трех мартеновских печах, оснащенных подъемными кранами и паровыми загрузочным механизмом. Годовая производительность - 1600 тысяч пудов слитков и разных отливок. Выпускаются обычное литое железо с содержанием углерода до 1,25% . Отливки направлялись на машиностроительные и станкостроительные заводы для выделки деталей и частей паровых и земледельческих машин, принадлежностей железных дорог и т.п.;
прокатное отделение производит железо – сортовое, проволочное и фасонное, квадратное, круглое и угловое. Прокатка производится на двух станах-трио, крупносортном стане и двух проволочных станах. Было изготовлено: отжатой болванки 1223 тысячи пудов, прокатано сортового железа 69 тысяч пудов и 970 пудов проволочного железа;
гвоздильное отделение выделывает до 720 тысяч пудов разных гвоздей и 13 тысяч пудов мебельных пружин. Выпускаются гвозди: обыкновенные толевые, шитовые, кровельные, сапожные шпильки. Для изготовления гвоздей отделение оснащено 160 станками; специальный станок выпускает шпильки; имеются станок для изготовления мебельных пружин и 64 барабана для очистки гвоздей;
тянульное (волочильное) отделение изготавливал 988500 пудов проволоки, преимущественно светлой, обожженной – 94000 пудов, бронзированной – 15000, телеграфной – 14000 и оцинкованной – 6000 пудов. Выпускается также закаленная стальная проволока высокой прочности, идущая на изготовление канатов, пружин, струн для музыкальных инструментов, иголок и др.;
болтовое отделение изготавливает 150000 погонных саженей разных канатов из стальной проволоки с пределом прочности от 60 до 150 кг/мм2. Это канаты для рудников, для передачи силы на расстояние, буксирование судов, для семафоров и для воздушных железных дорог.
В 1896 году продукция Товарищества Московского металлического завода успешно экспонировалась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. На выставке завод Товарищества построил железный остов для крупного здания Художественного отдела.
Продукция завода была удостоена высшей награды – права изображения Государственного герба. В постановлении выставочной комиссии отмечено: «Экспертная комиссия со своей стороны признала, что завод этот вполне заслуживает название передового как по современному оборудованию своему, так и по весьма разнообразным своим производствам».
Кроме Московского металлического завода, Товарищество владело на правах аренды Колпинским заводом графини Уваровой, находящимся в Муромском уезде Владимирской губернии. Завод был оснащен двумя доменными, четырьмя пудлинговыми печами, обжимным и сортовым прокатными станами.
Ю.П. Гужон занимался не только заводской деятельностью, но и теснейшим образом был связан с крупнейшими промышленно-финансовыми кругами России. Он возглавлял Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района, был вице-председателем Русско-французской торговой палаты, участвовал в деятельности Французского благотворительного общества.
В обществе заводчиков и фабрикантов, организованное Ю.П. Гужоном, первоначально входила группа московских и подмосковных металлургических и металлообрабатывающих заводов. Вскоре Общество превращается в крупнейший синдикат, в который вошли также предприятия машиностроительной, текстильной, кондитерской, химической, парфюмерной, сахарной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности. Вошел в Общество заводчиков и фабрикантов и Меднопрокатный и кабельный завод Товарищества «Владимир Алексеев и П. Вишняков и А. Шамшин», председателем правления которого был К.С. Алексеев (Сталиславский). Представительствовал инженер Т.А. Шамшин. В 1960 году он прислал автору этой статьи из Экс-ле-Бена (Франция), куда вынужден был эмигрировать в 1918 году, свои воспоминания. В частности, Тихон Александрович вспоминал и о встречах с Ю.П. Гужоном.
Вот что он написал: «Все большие металлургические заводы Московского района были объединены между собой в «Синдикат» (так здесь и далее Т.А. Шамшин называл это «Общество» - авт.), для руководства которым было выбрано «Правление» («Совет Общества» - авт.). Председателем правления был господин Гужон (француз), а в числе членов правления находился и я. В мае 1917 года цены на все начали очень быстро расти, и рабочие всех заводов требовали прибавку жалования. На собрании Синдиката г. Гужон поднял этот вопрос и убеждал всех его членов ни коем случае не прибавлять заработной платы. Тогда членами правления Синдиката были главным образом иностранцы (голландцы, датчане) и они единодушно приняли это постановление. Тогда я выступил и сказал, что все главные работы заводов идут для военного ведовства и что по контрактам цены автоматически поднимаются на сдаваемые выработанные предметы, если увеличивается стоимость жизни. Зарабатывать излишки за счет ухудшения возможности жизни рабочих, по-моему, есть абсурд и громадная опасность для хозяев заводов. Поэтому я подаю в отставку из членов правления Синдикатом и заявляю официально, что прибавлю заработки всем (своим) рабочим. Свое решение я исполнил и жалование рабочим и служащим поднял. Вопрос все же серьезный, и мы имели очень длинный разговор с Константином Сергеевичем (Алексеевым-Сталиславским). Я просил его переговорить лично с Гужоном, но Гужон имел с ним лишь короткий разговор по телефону и остался непреклонен. Тогда я постарался иметь частный разговор с Гужоном, которого знал давно и хорошо, чтобы постараться убедить его и переменить его точку зрения. К сожалению, Гужон уже уехал к себе на дачу в Крым (между Алупкой и Ялтой). В Москве всюду на заводах начались забастовки и притоки ненависти к начальству. На наших заводах этих забастовок не было. Что касается г. Гужона, то он был убит у себя ночью на даче через 2-3 недели».
Вплоть до 1917 года Товарищество завода сохранило в основном профиль своего производства.
В 1929-1935 годах была проведена реконструкция завода: возведены новые мартеновские печи, модернизированы прокатные станы, пущен первый в стране цех холодной прокатки ленты из нержавеющей стали, введены дуговые электропечи.
В довоенные годы «Серп и Молот» выполнял производственные заказы предприятий и новостроек страны, обеспечивал металлом строительство первых гидро- и тепловых электростанций, участвуя в реализации плана ГОЭЛРО, перевооружении народного хозяйства, развитии транспорта и авиационной техники. Завод выполнял заказы для строительства Московского метрополитена. Достойны восхищения на станции «Маяковская» опорные колонны из тонкой гофрированной нержавеющей ленты. Технология ее изготовления впервые разработана специалиста «Серп и Молота».
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов завод выпускал продукцию для фронта, ремонтировал танки и другое тяжелое вооружение, выпускал различные марки сталей и полуфабрикатов.
В послевоенные годы в производство внедрен целый ряд технических усовершенствований. В частности, на завода впервые в мировой практике применен кислород в качестве интенсификатора выплавки стали в мартеновских печах, давший большой экономический эффект. Это новшество положило начало его применении. В отечественной и мировой металлургии.
С 1973 года на заводе началась новая техническая реконструкция. 14 мая 1976 года состоялась последняя плавка в последней мартеновской печи с последующем ее демонтажем. В настоящее время плавильный процесс осуществляется на электрических дуговых печах. Тогда же был остановлен отживший свой век прокатный стан 750. Ныне завод «Серп и Молот» - АООТ «Серп и молот» - выполняет производственные заказы Москвы.
Н.К. Ламан,
Ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН. Из журнала «Металлоснабжение и сбыт»
Опубликована статья в заводской газете «Мартеновка» №11 (10934), ноябрь 1998 год.