«…ЛЮБИМ… ПРОЩАЙТЕ»
(на основе расследования специального корреспондента газеты «Медуза» Саши Сулим)
Денис Муравьёв перешел в 24-ю школу в 2014 году, когда он с семьей - мамой, отчимом и младшими сестрами - переехал из города Мирный Архангельской области в Псков. Его отчим Игорь Гаан, бывший военный, устроился в городе в строительную компанию монтажником железобетонных изделий; а мама, Ольга Муравьева, сидела дома с детьми.
С Катей Власовой Денис познакомился весной 2016 года, учась в восьмом классе. Был разгар третьей четверти, и он вместе с другом Максимом Пульциным разговорились на перемене с незнакомой девчонкой из параллельного класса. Сама Катя ребят заметила давно: они с Денисом и еще несколькими парнями из их компании считались красавцами среди всех одноклассников.
После той первой встречи Денис и Катя добавили друг друга в качестве «друзей» «ВКонтакте» и стали переписываться… А вскоре договорились вместе погулять после уроков. После чего стали встречаться часто.
О том, что у Дениса «крутая первая любовь», его мать, Ольга, узнала случайно, когда сын пошел переночевать к Максиму. «Я позвонила им около 11 вечера, - вспоминала она, - и попросила дать трубку Денису. Макс сказал, что он уже спит. Я им, конечно, не поверила».
Оказалось, что в тот вечер Денис и Катя отправились гулять по ночному Пскову. В три часа ночи в квартире Муравьевых зазвонил домофон:
- Тут ваши дети – забирайте, - сказал Ольге полицейский, который нашел подростков на городских улицах.
Та страшно разозлилась, вышла и сказала Кате:
- Как тебе не стыдно, ты еще маленькая. Где твои родители?
- Им не до меня, - ответила та, - у них свои проблемы…
На этом «романтика» не закончилась: вскоре Денис и Катя снова сбежали. Игорь нашел подростков только к утру - на одной из крыш, фотографии с которой увидел на их страничках в соцсетях.
«Я смотрю, - вспоминала мама Дениса, - а у меня уже не сынок, а мужчина. Его ведь до этого девочки вообще не интересовали, только игры в танчики».
Спустя несколько недель Ольга зашла на страничку Дениса «ВКонтакте» и увидела, что он продолжает переписываться с Катей. Одна из записей была такая:
«Только с тобой мне хорошо».
- Тогда веди ее сюда, - сказала она сыну, - будем знакомиться, разговаривать, чтобы у вас больше побегов не было. Будете общаться здесь, со мной.
Катя пришла знакомиться - и наступили «мир и дружба».
Ольга с Катей действительно подружились: часто переписывались в соцсетях, вместе ходили по магазинам, иногда девушка сидела с сестрами Дениса - учила семилетнюю Дашу рисовать.
«По ней было видно, - вспоминала Ольга, - что ей не хватает материнской любви, женской дружбы - между девочкой и тетенькой постарше… Вещи ей родители покупали, но никакой душевности в семье не было. Она мне даже писала, что кроме меня ей больше не с кем общаться по душам»…
Мать Кати, Наталья Иванова, ушла от своего первого мужа и в 2008-м вышла замуж за бойца спецназа Алексея Власова.
До знакомства с Денисом Катя хотела связать свою жизнь с музыкой и поступить в соответствующий ВУЗ. А Денис собирался учиться в Военно-Медицинской академии. Кроме того, он любил «рыться» в системных блоках, ходил к репетитору по английскому и занимался кикбоксингом.
«Но когда они стали встречаться с Катей, - вспоминает его отчим Игорь, - мы обнаружили, что он бросил тренировки. Брал деньги якобы для оплаты занятий, а сам ходил на свиданки: в кино, в кафе».
А летом 2016 года комиссия по делам несовершеннолетних вынесла Ольге Муравьевой предупреждение за ненадлежащее воспитание сына. Оказалось, что Денис «систематически прогуливал уроки в школе; а когда приходил, то дерзил учителям и бегал курить на переменах». У его матери в полиции спрашивали, знает ли она, что Денис «выпивал и жил половой жизнью»?
- А что, - отвечала та, - я с ним за ручку в 14 лет гулять буду? Не маленький уже...
В начале 9-го класса Максим заметил, что его друг изменился: стал «сильнее и наглее». Вспомнил, как однажды Денис с Катей ругались с прохожим, который сделал им замечание за то, что они забрались с ногами на лавочку:
- Я даже испугался тогда - они прямо орали на него...
В итоге, рассказывает Максим, победа осталась за подростками: «Мужик просто ушел».
Однажды Катя написала Ольге, что убежала из дома - после того, как ее избил отчим, Алексей Власов. Денис побежал ее искать, а Ольга в мессенджере стала уговаривать ее прийти к ним домой и дождаться приезда родителей. Катя согласилась; но, когда пришла, заявила, что лучше будет жить на улице, чем вернется домой. Когда за ней приехали мама и отчим, она наотрез отказывалась садиться в машину.
Мать Дениса так описывает происходящее в тот вечер:
- Пришел Алексей, дядя-амбал. Ни здрасьте, ни до свидания. Схватил её за шею и потащил к выходу. Катя даже захрипела… А потом на лестничной площадке послышался звук сильного удара. Позже оказалось, что это отчим ударил Катю головой о стену…
Ольга пожалела, что позвонила Катиной матери. И наутро написала ей об этом «ВКонтакте». Катя ответила, что не обижается. Но несколько сообщений спустя намекнула, что всерьез задумалась о самоубийстве. Мать Дениса попросила ее зайти к ним в гости, чтобы поговорить. Когда Катя пришла, на голове у нее был ушиб. Ольга стала обрабатывать шишку мазью.
- Только вы обо мне и заботитесь, — сказала ей девушка.
А когда Ольга затронула тему суицида, Катя заявила, что «уже все переосмыслила» и кончать с собой передумала…
Встречаться подросткам приходилось тайком – на крышах, чердаках или у знакомых, когда дома у тех не было родителей…
Однажды Катя, придя вечером домой, стала отпрашиваться у матери на ночёвку к подруге. На что та ей ответила отказом. Очевидно, понимая, что там опять будет её свидание с Денисом. Катя разозлилась на мать и ушла без спроса. Ночью Наталья заявилась в квартиру подруги и отхлестала дочь по лицу. Дома был примерно такой же «разговор» с отчимом…
А утром в пятницу, 11 ноября, Ольга и Игорь обнаружили, что Денис ушел, а его телефон выключен. Из дома пропали теплые вещи, посуда, нож, бутылка спиртного и банковская карта матери.
Когда Ольга позвонила Катиной маме, та ответила, что её дочь уже два дня не ночует дома.
На вторые сутки после пропажи Дениса его отчим обошел все места, где обычно бывали подростки. Но мальчишку не нашёл. И тогда Ольга решила подать заявление в полицию. Но вскоре Денис вышел на связь: написал СМС, что с ним все хорошо; но где они с Катей находятся, не сообщил. Он также попросил маму забрать заявление из полиции и не искать их.
До этого Катина мать, Наталья, написала Ольге, что в понедельник, 14 ноября, обратится в комиссию по делам несовершеннолетних - чтобы определить Катю в интернат. Мол, сама она с дочерью больше не справляется. Ольга не исключает, что дети могли увидеть это сообщение и из-за него сбежать из дома.
Поиски Дениса и Кати продолжались все выходные. Но ни полиция, ни родители на след подростков так и не вышли.
В понедельник рано утром Ольге позвонила Наталья и сказала, что выехала в посёлок Струги Красные, где у Власовых был загородный коттедж. Проверить, не там ли обосновались беглецы. Муравьева вызвалась ехать с ней, но та ей отказала. Спустя час Катина мать позвонила снова и сообщила, что дети здесь, но закрылись изнутри. Ольга предложила ей вызвать полицию, однако та наотрез отказалась. Заявив, что ломать двери не даст — они «слишком дорогие». Добавив: „Буду ждать, когда сами откроют“.
Однако уже через час Ольга получила от Власовой СМС: „Срочно едь сюда, тут стреляют“…
Тот понедельник был первым днем после осенних каникул; и Максим сильно удивился, когда не обнаружил в классе Дениса. Когда спустя несколько часов Денис и Катя начали свою первую трансляцию в перископе (интернет-программа, позволяющая транслировать происходящее онлайн), Максим отпросился домой.
- Мне стало страшно, - рассказывал он позднее, - я сразу почувствовал: что-то произойдет…
Примерно в это же время к дому в Стругах Красных по адресу улица Кудрявцева, 9 подъехал служебный УАЗ - мать и отчим Кати позвонили в полицию и сообщили, что их дочь удерживают в заложниках. Хотя на видео Катя это отрицала.
Всего подростки выходили в эфир пять раз - видеотрансляции длились от четырех с половиной до 55 минут. На кадрах видно, что ребята были одеты в спортивную одежду и сделали себе новые прически: Катя отрезала свои светлые волосы и перекрасилась в брюнетку, а Денис – наполовину в блондина. Они демонстрировали зрителям ружья, пневматический пистолет и десятки патронов, которые нашли в доме, взломав сейф. А также нож, которым вскрыли дом. Снимали, как ели лапшу быстрого приготовления, пили какую-то темную жидкость, курили, стреляли в сторону забора и в телевизор, который затем выкинули в окно.
Вот их послания:
- Короче, такая ситуация, - говорил Денис, - мы сбежали из дома из-за плохих отношений с родителями. Катюху вообще избили. Теперь нас ищут менты. Точнее, они нас нашли, вон их «бобик» там стоит. Расстрелянный нами… У нас есть оружие и мы не сдаемся… Мы, кстати, задали вопрос - можно ли в них стрельнуть. Они дали добро, но потом испугались и убежали. Так неинтересно, ребят!
- Подождите немного, потом пипец начнется, - комментировала Катя (она говорила больше, чем Денис). - Нас будут штурмовать, мы будем отстреливаться…Это будет весело. Ну, по крайней мере, нам. И вам смотреть будет весело… Они задолбали там стоять, просто бездействовать. Вы понимаете, насколько у нас фиговая полиция, что вот они боятся детей!
- Одумайтесь, у вас вся жизнь впереди, - читал Денис комментарии в трансляции.
- Какая жизнь? - отвечала на камеру Катя. - Блин, вы не понимаете, что мы натворили?!
- Нас посадят, — соглашался Денис. – Лет на двадцать пять.
- Это мне уже будет сорок, – говорила Катя…
Машина Ольги въехала в поселок одновременно с „газелью“ СОБРа. Оба автомобиля остановились у оцепленного участка. Мать Дениса сразу же бросилась в сторону дома, но путь ей преградила Власова. Она показала порванный пуховик и сказала:
- Видишь, это сделал твой сын!
Все остальное время Наталья сидела в машине своего мужа и к дому больше не приближалась.
- Я, короче, с ножом стояла, - продолжала вести трансляцию из осаждённого дома Катя, - мать с бабушкой на меня налетели типа: „Отдай нож! Отдай нож!“ В итоге разрезали мне руку неудачно. Дениска за меня вступился. Он предупредил: лучше отойти.
- Да, я им говорил спокойно, они не понимали, - продолжал описывать ситуацию Денис.
- Они вообще ноль реакции, - продолжала Катя, - потом он уже психанул, куда-то стрельнул из пневмата. И попал в правое бедро маме.
Следующий диалог был у них с Максимом:
Катя: Они хотят, чтобы мы вышли… Вы понимаете, если мы вернемся, жизнь по сути будет кончена: уголовка, проблемы с родителями, проблемы в школе.
Максим: А что тогда, если не сдаться?
Денис: А если мы не сдадимся, нас убьют. «Соболь» не заламывает. Он просто вышибает ногой дверь, сразу бах-бах, и мы трупы…
Катя: Все смотрят.
Денис: Кто все?
Катя: Меня весь класс смотрит! (Смеется).
Максим: Я так буду скучать!
Катя: Максон, мы тоже будем очень скучать. Честно. По всем.
Максим: Что с вами-то?
Катя: У меня немного порезаны руки от моей мамы. А что с нами… Мы морально убиты.
Денис: Просто если мы сдадимся, мы навряд ли с вами увидимся.
Максим: Где вы бабки взяли?
Катя: Ну, сначала мы сняли с карты мамы Дениса…
Максим: А потом?
Денис: Дала бабушка. А еще один способ мы не скажем.
Максим: Копы-то че?
Катя: А копы стоят и бездействуют! Дали нам время...
Наблюдая, как выстраивается отряд СОБРа, Ольга случайно услышала слова одного из бойцов:
- Ну, где там этот ушлепок, которого надо завалить?
«Я подошла к нему, - вспоминала она, - и сказала:
- Это не ушлепок, а мой сын. И валить ты здесь никого не будешь.
Тот ничего не ответил...
Их старший по званию все это время пытался вести переговоры с детьми через громкоговоритель. Сначала он кричал: „Денис, отпусти Катю“; „Возьми ее за руку и выведи!“; „Выходи, мы все замерзли!“; „Ты что, не мужик?“
- Я не заложница, я по своей воле! – кричала в окно Катя. Но за забором ее не слышали…
А затем в Сети состоялся такой диалог:
Катя: Убиваемся?
Денис: Может, не на камеру?
Катя: А разница?
Денис: Не хочу на камеру. Давай просто.
Катя: Как в себя, вот так?
Денис: Да.
Катя: Или вот так?
Денис: Надо быстрей, там спецназ идет. Я люблю тебя.
Катя: Я тебя тоже… Может, ты нажмешь? Я не дотянусь.
Денис: Я не могу…
Катя: Я просто не знаю, каким образом…
Денис: Вот так вот ставишь и нажимаешь.
Катя: Мне не дотянуться…
На этом трансляция обрывается, но чуть позже возобновляется вновь:
Катя: Страшно не от того, что нас нашли... Страшно другое: мы сделали выбор.
Денис: Мне страшно то, что я потеряю Катю.
Катя: Да, от нашего выбора мы потеряем друг друга…
Тем временем полицейский Андреев смог дозвониться до Дениса и уговорил его отдать все имеющееся в доме оружие. Передать его дети согласились Ольге. Та подошла к дому. Подростки вышли на балкон и долго говорили с ней.
«Я попросила скинуть мне все оружие, которое осталось в доме, - вспоминала она. - Они выбросили ружья, патроны, ножи и сказали, что осталась только поварешка“. В рупор закричал офицер: „Ольга, возьмите все оружие и осторожно вынесите за забор!“. Я подчинилась, а потом сразу же вернулась к детям. Пообещала им, что сделаю все, что они захотят. Даже предложила идти жить к нам домой. Сказала Денису, чтобы он не переживал, что натворил тут столько дел, что ему за это ничего страшного не будет; а если и будет, то я их не оставлю, пойду с ними до конца… Дети попросили, чтобы им дали 40 минут обдумать все мои предложения - и тогда они выйдут. Я попросила их не делать глупостей. Денис мне сказал:
- Мамуль, не переживай, все будет хорошо!..»
Пересчитав оружие, полицейские заподозрили, что Денис и Катя отдали Ольге не все «стволы». Затем о наличии ещё одного ружья в доме заявил и его хозяин, Катин отчим Алексей Власов…
Спустя 40 минут Ольга вновь подошла к крыльцу и спросила, готовы ли Денис с Катей выйти. Сын ответил, что им нужно еще пять минут, и скрылся в доме. Ольга потянула ручку входной двери - та была открыта. Она готова была уже войти внутрь, как вдруг командир СОБРа закричал:
- Стой, отойди за забор или за машину!
Та снова подчинилась.
- Эти пять минут мне показались вечностью, - вспоминает Ольга. - Когда я снова набрала номер Дениса, его телефон был уже выключен. Я сообщила об этом бойцам СОБРа. И те начали штурм. Одни из них полезли в окно, другие в дверь... А потом был глухой хлопок на первом этаже - взрыв светошумовой гранаты. Из дверей пошел дым. После еще один громкий хлопок и яркая вспышка на втором этаже…
А затем всё происходящее для Ольги было как в тумане. Она ждала, когда будут выводить детей. Но из дома выходили только СОБРовцы. Она подбежала к одному из них (он снимал с себя обмундирование) и спросила:
- Что с детками?
Тот ответил:
- Два трупа… самовыстрел...
Ольга бросилась в дом, но её остановили. Она кричала, умоляла, плакала… Затем ей стало плохо…
…Дениса и Катю похоронили на кладбище „Белый Мох“ недалеко от Пскова. Через две могилы друг от друга. Ольга хотела похоронить их рядом, однако Власовы ей решительно в этом отказали. Кроме того, они заблокировали Ольгу и её мужа „ВКонтакте“ и перестали отвечать на их звонки и сообщения...
После похорон сына Ольга увидела у могилы Кати мужчину. Тот стоял, обхватив голову руками… потом достал из пакета бутылку водки и стал пить.
Ольга подошла. Оказалось, это был родной отец Кати, Дмитрий Иванов. Увы, его бывшая жена даже не сообщила ему о смерти дочери. И он узнал о случившемся только из новостей.
О себе он рассказал, что служил в Чечне; а 10 лет назад мать Катерины ушла от него к Алексею Власову, лишила его родительских прав, забрала дочь и поменяла ей фамилию и отчество. Затем Наталья обрезала с ним все контакты.
- Когда нас разводили, - сказал он, - и спросили у нее о причинах развода, она ответила: „Устала жить с работягой“. Ну конечно, она все искала сладкую жизнь... Сам избаловал ее, потому что любил. Да, у нас бывали дни, когда нечего было есть - дети поужинали, а мы только чай попили; но развелась она со мной, когда все уже наладилось… Выкладывала в сетях, что она теперь отлично и богато живет. Хотя на самом деле в их семье все было совершенно по-другому. Чужие дети кому нужны?.. А для чего она это выкладывала? Чтобы люди до меня донесли, как у нее все замечательно...
После он добавил, что если бы знал о трансляции, то обязательно примчался бы к Кате...
Я вкратце рассказала ему, как всё происходило…
После этого Дмитрий положил на могилу Дениса две красные розы и сказал, что скоро во всей этой истории станет одним трупом больше, потому что он обязательно доберется до отчима своей дочери. С трудом удалось его успокоить и отговорить от необдуманных действий…
Ровесники Дениса и Кати в соцсетях по-разному отнеслись к случившемуся. Некоторые называли подростков «дебилами». Которые отдали жизни за «мимолётный кайф». К тому же не подумали, какое горе причиняют родителям. Другие восхищались ими как героями, называя «псковскими Бонни и Клайдом» (по именам персонажей знаменитого американского фильма). Выдвинув при этом версию, что ребят при штурме «замочил Соболь» - из страха, что подростки откроют по ним огонь. Хотя, по заключению следствия, бойцы СОБРа оружие не применяли. Но в основном ребятам сочувствовали. Полагая, что те попали в безвыходное положение: возвращаться домой, где бьют и унижают, Катя не хотела. А Денис потому и палил из ружья по забору и полицейской машине – чтобы их оставили в покое. Но когда они поняли, что дело зашло слишком далеко и им светит колония, приняли роковое решение. Возможно, осознавая, что разлука друг с другом была бы для них невыносима…
А взрослые пользователи недоумевали: почему переговоры с ребятами не вели опытные педагоги и психологи? А решение проблемы, связанное с жизнью подростков, отдали тем, кто специализируется на уничтожении террористов?.. Но, как известно, после драки кулаками не машут…
P.S. Каждый Новый год, едва часы пробьют 12, друзья Дениса и Кати приходят в гости к Ольге. Некоторые, в том числе Максим Пульцин, заходят чаще и без всякого повода.
- Когда это только все произошло, мы чуть ли не каждый день виделись, - вспоминал Максим. - Хотелось её как-то поддержать...
А 14 ноября ежегодно Максим с родителями Дениса и школьными друзьями приезжают к нему и Кате на кладбище. Вспоминают детство, школьные годы… А затем на смартфоне просматривают последние кадры их трансляции из того злополучного дома:
Взрослые были такими важными и компетентными...
Но колобки всё таки убежали...
жаль колобков... очень... хотя, не знаю, может быть и к лучшему...