Развитие образного мышления происходит только при условии накопления достаточного чувственного опыта и развития речи у детей. Необходимо показать, как изменяются формы образного мышления на протяжении дошкольного возраста. Для определения особенностей образного мышления детей конкретной воз-растной группы рекомендуется провести с десятью детьми ряд экспериментов: 1. Предложить ребёнку описать предмет (мяч и куклу). Ответы записать. 2. Дать ребёнку для сравнения поочередно пары предметных картинок с изображением кошки и собаки, чашки и стакана. Предложить перечислить сначала признаки их различия, затем сходства. 3. Разложить перед ребёнком девять предметных картинок: три картинки с изображением одежды, три – с изображением посуды, три – с изображением мебели. Предложить сгруппировать картинки по принципу назначения изображённых на них предметов, выяснить, чем ребёнок руководствовался, подбирая их. Форму вопроса к ребёнку следует подбирать с учётом его возраста. Зафиксировать результаты выбора ребёнка и его ответы. 4. Предложить ребёнку отгадать две загадки и объяснить отгадки. Ответы записать. Анализируя данные экспериментов, следует сделать выводы: 1. Какие признаки дети берут в основу, описывая, сравнивая и группируя предметы, изображённые на картинках, отгадывая загадки. 2. В какой степени обстоятельны ответы детей. Занятия, дидактические игры и наблюдения в природе используются воспитателем с целью накопления и систематизации знаний детей об окружающем. В рекомендованной литературе следует найти ответ на вопрос, как занятия по изобразительной деятельности и строительно-конструктивные игры могут способствовать развитию у детей образного мышления. Литература: 1. Богословский В.В. и др. Общая психология. М., «Просвещение», 1973, с. 214 – 243. 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. – «Дошкольное воспитание», 1974, №7. 3. Георгенберген О. Развитие умственной активности детей в ролевой игре. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4. 4. Гурович Л.М. Пересказ как приём активизации умственной деятельности детей на занятиях. Там же. 5. Конкина В. Строительно-конструктивные игры в умственном развитии детей. Там же. 6. Красильникова Г. Игра в шахматы в работе с дошкольниками. Там же. 7. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 202 – 215. 8. Парафеева С. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4. 9. Цехановская Я. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. – «Дошкольное воспитание», 1976, №6. Вариант 16 ТЕМА: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. ПЛАН 1. Общая характеристика мышления. 2. Изменения в развитии логического мышления у детей на протяжении дошкольного возраста. 3. Характеристика мышления конкретной возрастной группы. 4. Роль занятий по методике развития речи, методике формирования элементар-ных математических представлений и методике ознакомления с природой в развитии логического мышления у детей. 5. Использование дидактических игр, загадок в развитии логического мышления у дошкольников. Методические указания Освещая вопрос развития логического мышления у детей дошкольного возраста, важно вскрыть взаимосвязь двух степеней познания, кратко определить виды мышления и наиболее подробно остановиться на характеристике логического мышления. Нужно помнить, что логическое мышление правильно развивается лишь на основе наглядно-действенного и образного мышления. Ставить вопрос о развитии логического развития у детей можно только при условии накопления у них достаточного чувственного опыта и развития речи. Поэтому необходимо указать пути обогащения опыта детей и отменить изменения, которые происходят в их суждениях и умозаключениях на протяжении младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Для выявления особенностей мышления детей конкретной возрастной группы (пять-шесть) человек рекомендуется провести эксперименты: 1. Предложить каждому ребенку описать матрешку, указав материал, из которого она сделана, цвет и величину. Ответы записать. 2. Дать ребенку разобранную на части матрешку или пирамидку. Предложить рассказать, как можно собрать все части в одно целое. Вопрос ребенку поставить можно в следующей форме: «Расскажи, как ты будешь собирать матрешку (пирамидку)» Ответы записать. 3. Дать ребенку для сравнения две игрушки (двух зайцев, две куклы и т.д.), различающиеся или величиной, или цветом, или позой. Предложить перечислить признаки различия и сходства игрушек. Вопросы ребенку целесообразно задавать в следующем порядке: «Чем отличаются куклы (зайцы и т.д.)?», «Чем похожи?» 4. Провести дидактическую игру «Четвертый – лишний», используя предметные картинки. Примерное содержание предметных картинок: а) лук, морковь, огурец, яблоко; б) грузовик, троллейбус, автобус, дом; На основании проведенных экспериментов сделать вывод о характере мышления детей: 1. Как анализирует, сравнивает, группирует ребенок. Опираясь на практические действия с объектами или на основе обобщенных знаний о них, то есть с помощью понятий. 2. Умеют ли люди выделять существенные признаки, сравнивая и груп-пируя предметы. 3. Могут ли дети выразить в связной речи свои наблюдения. Ответы на четвертый и пятый вопросы следует строить исходя из опыта работы воспитателей, обобщенного в указанной литературе, а также с использованием собственного опыта проведения занятий и организации дидактических игр. Показать место и роль проблемно- поисковых ситуаций при организации занятий и проведении дидактических игр, а также значение систематизации знаний об окружающем в развитии логического мышления дошкольников. ЛИТЕРАТУРА 1. Венгер Л.А. О диагностике умственного развития детей. - «Дошкольное воспитание», 1977, №2. 2. Грачева З. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников. – «Дошкольное воспитание», 1975, №11. 3. Золотова Е. Роль сравнения в умственном развитии детей. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6. 4. Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6. 5. Крутецкий В.А. Психология М., «Просвещение», 1974, с 138-145. 6. Логинова В. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию ре-чи.– «Дошкольное воспитание», 1973, №4. 7. Люблинская А.А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971, с. 235-261. 8. Маневцова Л. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – «Дошкольное воспита-ние», 1973, №4 9. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4. 10. Эрдниев Б. Системный подход в упражнениях по развитию логического мышления у детей. – «Дошкольное воспитание», 1976, №1. Вариант № 17 ТЕМА: Развитие самостоятельности и активности мышления у детей дошкольного возраста на занятиях ПЛАН 1. Общая характеристика мышления. 2. Поисковая деятельность – стимул развития самостоятельности и активности мышления у детей. 3. Развитие самостоятельносттти и активности мышления у детей на занятиях по развитию речи (ознакомление с окружающим), по ознакомлению с природой, по изобразительной деятельности. 4. Работа по активизации мыслительной деятельности детей конкретной возрастной группы. Методические указания Давая общую характеристику мышления, показать, что оно возникая на основе чувственного познания, носит проблемный, обобщенный и опосредованный характер. Кратко описать формы, виды и операции мышления. Раскрытие второго вопроса следует начать с определения активности и самостоятельности мышления. Показать роль проблемно-поисковых ситуаций в активизации мыслительной деятельности детей. Обосновать необходимость руководящей роли воспитателя в создании проблемно-поисковых ситуаций на занятиях в детском саду. Раскрыть приемы активизации мыслительной деятельности дошкольников (организация практической самостоятельной деятельности детей, проведение словесных дидактических игр, использование загадок). Определить характер влияния интереса детей к деятельности на повышение их мыслительной активности и самостоятельности. Характеризуя пути развития активности и самостоятельности мышления у детей на занятиях, следует привести конкретные примеры из опыта работы воспитателей, обобщенного в литературе. В результате самостоятельной работы по активизации мыслительной дея-тельности детей конкретной возрастной группы следует сделать вывод о значении работы воспитателя в процессе подготовки к занятиям. Приложить конспекты двух занятий, где определить характер обстановки на занятиях и приемы развития самостоятельности и активности мышления у детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Богословский В.В. и др. Общая психология. М., «Просвещение»,1971, с 214-243. 2. Бондаренко А. Воспитание самостоятельности мышления у детей подго-товительной группы детского сада с помощью словесных дидактический игр – «Дошкольное воспитание», 1970, № 9 3. Дементьева А. Развитие умственной активности детей на занятиях по конструированию. №Дошкольное воспитание», 1973, № 10Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6. 4. Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6. 5. Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения. – «Дошкольное воспитание», 1970, № 9 6. Люблинская А.А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971, с. 235-261. 7. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – «Дошкольное воспитание», 1973, № 4. 8. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 202-215. 9. Шамова Т. Проблемность – стимул познавательной активности. – «Народное образование», 1966, № 3. Вариант № 18 ТЕМА: Развитие волевого поведения у детей дошкольного возраста. ПЛАН 1. Общая характеристика воли. 2. Развитие воли в дошкольном возрасте. 3. Формирование волевых качеств личности дошкольника в процессе усвоения общественный норм поведения. 4. Опыты роботы по воспитанию воли у детей конкретной возрастной группы. Методические указания. Давая общую характеристику воли, необходимо: 1. Показать значение воли в практической и познавательной деятельности человека. 2. Вскрыть физиологические механизмы волевого действия. 3. Описать компоненты волевого действия. 4. Перечислить и охарактеризовать волевые качества личности. 5. Показать роль воспитания и обучения в развитии волевого поведения человека. Давая характеристику развития воли в дошкольном возрасте, необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Как изменяется на протяжении дошкольного возраста способность детей подчинять свои действия поставленной цели (охарактеризовать виды целенаправленности). 2. Чем определяется сложность формирования у детей волевого усилия в достижении цели. 3. Какова роль мотивов в регулировании поведения младших, средних и старших дошкольников. 4. Как влияют знания, умения и навыки на достижение ребенком результата деятельности. 5. Как меняется роль слова в развитии волевого поведения дошкольника. Для развития волевых качеств личности ребенка педагог может использо-вать различные виды деятельности (игру, учение, труд и т.д.). Проанализировав опыт работы педагогов в этом направлении, освещенный в литературе, показать возможность формирования волевых качеств в процессе усвоения дошкольниками общественных норм поведения. Привести примеры из собственного опыта работы по воспитанию воли у детей, указав, какое задание давалось ребенку, в чем заключалось его сложность, насколько терпеливым был ребенок при выполнении задания, насколько правильно и аккуратно было выполнено требование взрослого. ЛИТЕРАТУРА 1. бронников И. Осознание поступков детьми. - «Дошкольное воспитание», 1965, № 10. 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание воли дошкольника. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 1. 3. Запорожец А.В. Психология. М., «Просвещение», 1965, с. 157-172. 4. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. 5. Крутецкий В.А. Психология. М., «Просвещение», 1974, с. 196-209. 6. Люблинская А.А. Детская психология. Гл. 13 М., «Просвещение», 1971. 7. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 166-174. 8. Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости детей. – «Дошкольное воспитание», 1976, № 8 Вариант № 19 ТЕМА: Капризы, упрямство, негативизм – отрицательные проявления волевого развития дошкольников ПЛАН 1. Понятие «воля». Характеристика волевых качеств личности. 2. Причины появления капризов и упрямства в поведении детей. 3. Особенности работы с капризными и упрямыми детьми. 4. «Портрет» капризного (упрямого) ребенка. Методические указания Воля – «деятельная сторона разума и морального чувства…» Раскрывая общее понятие «воля», необходимо показать, что воля обеспечивает регулирование практической и познавательной деятельности человека. Дать краткую характеристику волевым качествам личности (самостоятельность, решительность, самообладание, настойчивость и др.) обосновав роль воспитания в их развитии. Капризы, упрямство, негативизм – отрицательные проявления волевого развития человека. Каждому воспитателю необходимо помнить, что капризы и упрямство в поведении детей являются результатом неправильного воспитания. Учащемуся следует описать внешние проявления данных черт характера. Вскрывая причины возникновения детских капризов и упрямства, необходимо учитывать, что они могут носить как временный, так и постоянный характер. Нравственные привычки ребенка развиваются и крепнут в процессе его взаимоотношений со взрослыми. Ответ на третий вопрос должен содержать анализ опыта работа педагогов с капризными и упрямыми детьми. При этом следует обосновать необходимость осуществления индивидуальной работы с капризными и упрямыми детьми, роль тесного контакта детского сада с семьей. Практическое задание заключается в составлении «портрета» капризного ребенка. Примерный план характеристики: 1. Описание ситуаций, в которых проявляются капризы, упрямство ребенка 2. особенности взаимоотношений капризного (упрямого) ребенка со сверстниками. 3. Сравнительная характеристика поведения ребенка в условиях детского сада и семьи. ЛИТЕРАТУРА 1. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психологии. Учебник пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. Изд. 2-ое, перераб М., «Просвещение»,1977,с. 176-177. 2. Запорожец А.В. Психология. М., «Просвещение», 1965, с. 157-172. 3. Крутецкий В.А. Психология. М., «Просвещение», 1974, с.196-209. 4. Люблинская А.А. Детская психология. Гл. 13. М., «Просвещение», 1971. 5. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 166-174. 6. Островская Л.Ф. Поговорим о капризах и упрямстве. – «Дошкольное воспитание», 1976, № 5. 7. Шакуров Р. О мотивах нравственного поведения маленьких детей. – «Дошкольное воспитание», 1966, № 7. 8. Шакуров Р. Х. Человек формируется с детства. М., «Педагогика», 1972, с. 21-34. Вариант № 20 ТЕМА: Типологические особенности детей и формирование характера. ПЛАН 1. Общая характеристика темперамента. 2. Проявление темперамента в поведении деятельности человека. 3. Влияние темперамента на развитие черт характера. 4. Характеристика типологических особенностей детей конкретной воз-растной группы. Методические указания Каждый воспитатель должен помнить, что работа по формированию черт характера требует знания типологических и индивидуальных особенностей детей. Давая общую характеристику темперамента, необходимо: 1. Вскрыть понятие «темперамент». 2. Рассказать о физиологической основе темперамента. 3. Перечислить и охарактеризовать основные типы темперамента. Темперамент оказывает влияние на характер психической деятельности человека. Учащемуся следует показать, как тип темперамента определяет динамику познавательных процессов (памяти, мышления и др.) и особенности поведения человека (сдержанность, работоспособность, общительность и тд.) Приступая к раскрытию вопроса о связи темперамента и характера, необходимо учесть, что типологические особенности проявляются в психической деятельности человека не изолированно, а в единстве с его характером и взглядами, складывающимися в индивидуальном опыте и процессе воспитания, при этом учащемуся следует: а) вскрыть сущность «маскировки» темперамента; б) описать условия, которые могут способствовать «маскировке» темперамента; в) обосновать возможность взаимовлияния темперамента и характера (привести примеры). Для выполнения практического задания следует провести наблюдения за двумя детьми, анализируя реакции детей на различные ситуации, их подвижность, быстроту образования чувств, степень их выразительности, темп речи, степень вдумчивости, общительность и др. на основании данных наблюдений составить характеристику типологиче-ских особенностей (темперамента) данных детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Богословский В.В. и др. Общая психология. Гл. 17,18. М., «Просвеще-ние», 1971 2. Крутецкий В.А. Психология. Гл. 16,17. М., «Просвещение», 1974. 3. Кагальняк А. О связи характера и темперамента. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 8. 4. Общая психология. Учебник. Под. ред./А.В. Петровского, М., «Просвещение», 1976, с. 405-440. 5. Островская Л. Работа с детьми – работа творческая. – «Дошкольное воспитание», 1975. № 5. 6. Устинова Т. Изучение личности ребенка. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 8.
441 - 1А
:Наталия Кавкаева
наглядно-действенного мышления.
Развитие образного мышления происходит только при условии накопления достаточного чувственного опыта и развития речи у детей. Необходимо показать, как изменяются формы образного мышления на протяжении дошкольного возраста.
Для определения особенностей образного мышления детей конкретной воз-растной группы рекомендуется провести с десятью детьми ряд экспериментов:
1. Предложить ребёнку описать предмет (мяч и куклу). Ответы записать.
2. Дать ребёнку для сравнения поочередно пары предметных картинок с изображением кошки и собаки, чашки и стакана.
Предложить перечислить сначала признаки их различия, затем сходства.
3. Разложить перед ребёнком девять предметных картинок: три картинки с изображением одежды, три – с изображением посуды, три – с изображением мебели. Предложить сгруппировать картинки по принципу назначения изображённых на них предметов, выяснить, чем ребёнок руководствовался, подбирая их. Форму вопроса к ребёнку следует подбирать с учётом его возраста. Зафиксировать результаты выбора ребёнка и его ответы.
4. Предложить ребёнку отгадать две загадки и объяснить отгадки. Ответы записать.
Анализируя данные экспериментов, следует сделать выводы:
1. Какие признаки дети берут в основу, описывая, сравнивая и группируя предметы, изображённые на картинках, отгадывая загадки.
2. В какой степени обстоятельны ответы детей.
Занятия, дидактические игры и наблюдения в природе используются воспитателем с целью накопления и систематизации знаний детей об окружающем. В рекомендованной литературе следует найти ответ на вопрос, как занятия по изобразительной деятельности и строительно-конструктивные игры могут способствовать развитию у детей образного мышления.
Литература:
1. Богословский В.В. и др. Общая психология. М., «Просвещение», 1973, с. 214 – 243.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. – «Дошкольное воспитание», 1974, №7.
3. Георгенберген О. Развитие умственной активности детей в ролевой игре. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4.
4. Гурович Л.М. Пересказ как приём активизации умственной деятельности детей на занятиях. Там же.
5. Конкина В. Строительно-конструктивные игры в умственном развитии детей. Там же.
6. Красильникова Г. Игра в шахматы в работе с дошкольниками. Там же.
7. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 202 – 215.
8. Парафеева С. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4.
9. Цехановская Я. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. – «Дошкольное воспитание», 1976, №6.
Вариант 16
ТЕМА: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
ПЛАН
1. Общая характеристика мышления.
2. Изменения в развитии логического мышления у детей на протяжении дошкольного возраста.
3. Характеристика мышления конкретной возрастной группы.
4. Роль занятий по методике развития речи, методике формирования элементар-ных математических представлений и методике ознакомления с природой в развитии логического мышления у детей.
5. Использование дидактических игр, загадок в развитии логического мышления у дошкольников.
Методические указания
Освещая вопрос развития логического мышления у детей дошкольного возраста, важно вскрыть взаимосвязь двух степеней познания, кратко определить виды мышления и наиболее подробно остановиться на характеристике логического мышления.
Нужно помнить, что логическое мышление правильно развивается лишь на основе наглядно-действенного и образного мышления. Ставить вопрос о развитии логического развития у детей можно только при условии накопления у них достаточного чувственного опыта и развития речи. Поэтому необходимо указать пути обогащения опыта детей и отменить изменения, которые происходят в их суждениях и умозаключениях на протяжении младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Для выявления особенностей мышления детей конкретной возрастной группы (пять-шесть) человек рекомендуется провести эксперименты:
1. Предложить каждому ребенку описать матрешку, указав материал, из которого она сделана, цвет и величину. Ответы записать.
2. Дать ребенку разобранную на части матрешку или пирамидку. Предложить рассказать, как можно собрать все части в одно целое. Вопрос ребенку поставить можно в следующей форме: «Расскажи, как ты будешь собирать матрешку (пирамидку)» Ответы записать.
3. Дать ребенку для сравнения две игрушки (двух зайцев, две куклы и т.д.), различающиеся или величиной, или цветом, или позой. Предложить перечислить признаки различия и сходства игрушек. Вопросы ребенку целесообразно задавать в следующем порядке: «Чем отличаются куклы (зайцы и т.д.)?», «Чем похожи?»
4. Провести дидактическую игру «Четвертый – лишний», используя предметные картинки.
Примерное содержание предметных картинок:
а) лук, морковь, огурец, яблоко;
б) грузовик, троллейбус, автобус, дом;
На основании проведенных экспериментов сделать вывод о характере мышления детей:
1. Как анализирует, сравнивает, группирует ребенок. Опираясь на практические действия с объектами или на основе обобщенных знаний о них, то есть с помощью понятий.
2. Умеют ли люди выделять существенные признаки, сравнивая и груп-пируя предметы.
3. Могут ли дети выразить в связной речи свои наблюдения.
Ответы на четвертый и пятый вопросы следует строить исходя из опыта работы воспитателей, обобщенного в указанной литературе, а также с использованием собственного опыта проведения занятий и организации дидактических игр. Показать место и роль проблемно- поисковых ситуаций при организации занятий и проведении дидактических игр, а также значение систематизации знаний об окружающем в развитии логического мышления дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер Л.А. О диагностике умственного развития детей. - «Дошкольное воспитание», 1977, №2.
2. Грачева З. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников. – «Дошкольное воспитание», 1975, №11.
3. Золотова Е. Роль сравнения в умственном развитии детей. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6.
4. Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6.
5. Крутецкий В.А. Психология М., «Просвещение», 1974, с 138-145.
6. Логинова В. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию ре-чи.– «Дошкольное воспитание», 1973, №4.
7. Люблинская А.А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971, с. 235-261.
8. Маневцова Л. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – «Дошкольное воспита-ние», 1973, №4
9. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. – «Дошкольное воспитание», 1973, №4.
10. Эрдниев Б. Системный подход в упражнениях по развитию логического мышления у детей. – «Дошкольное воспитание», 1976, №1.
Вариант № 17
ТЕМА: Развитие самостоятельности и активности мышления у детей дошкольного возраста на занятиях
ПЛАН
1. Общая характеристика мышления.
2. Поисковая деятельность – стимул развития самостоятельности и активности мышления у детей.
3. Развитие самостоятельносттти и активности мышления у детей на занятиях по развитию речи (ознакомление с окружающим), по ознакомлению с природой, по изобразительной деятельности.
4. Работа по активизации мыслительной деятельности детей конкретной возрастной группы.
Методические указания
Давая общую характеристику мышления, показать, что оно возникая на основе чувственного познания, носит проблемный, обобщенный и опосредованный характер. Кратко описать формы, виды и операции мышления.
Раскрытие второго вопроса следует начать с определения активности и самостоятельности мышления. Показать роль проблемно-поисковых ситуаций в активизации мыслительной деятельности детей. Обосновать необходимость руководящей роли воспитателя в создании проблемно-поисковых ситуаций на занятиях в детском саду. Раскрыть приемы активизации мыслительной деятельности дошкольников (организация практической самостоятельной деятельности детей, проведение словесных дидактических игр, использование загадок). Определить характер влияния интереса детей к деятельности на повышение их мыслительной активности и самостоятельности.
Характеризуя пути развития активности и самостоятельности мышления у детей на занятиях, следует привести конкретные примеры из опыта работы воспитателей, обобщенного в литературе.
В результате самостоятельной работы по активизации мыслительной дея-тельности детей конкретной возрастной группы следует сделать вывод о значении работы воспитателя в процессе подготовки к занятиям. Приложить конспекты двух занятий, где определить характер обстановки на занятиях и приемы развития самостоятельности и активности мышления у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богословский В.В. и др. Общая психология. М., «Просвещение»,1971, с 214-243.
2. Бондаренко А. Воспитание самостоятельности мышления у детей подго-товительной группы детского сада с помощью словесных дидактический игр – «Дошкольное воспитание», 1970, № 9
3. Дементьева А. Развитие умственной активности детей на занятиях по конструированию. №Дошкольное воспитание», 1973, № 10Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6.
4. Илларионова Ю. Загадка учит логически мыслить. – «Дошкольное воспитание», 1974, №6.
5. Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения. – «Дошкольное воспитание», 1970, № 9
6. Люблинская А.А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971, с. 235-261.
7. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – «Дошкольное воспитание», 1973, № 4.
8. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 202-215.
9. Шамова Т. Проблемность – стимул познавательной активности. – «Народное образование», 1966, № 3.
Вариант № 18
ТЕМА: Развитие волевого поведения у детей дошкольного возраста.
ПЛАН
1. Общая характеристика воли.
2. Развитие воли в дошкольном возрасте.
3. Формирование волевых качеств личности дошкольника в процессе усвоения общественный норм поведения.
4. Опыты роботы по воспитанию воли у детей конкретной возрастной группы.
Методические указания.
Давая общую характеристику воли, необходимо:
1. Показать значение воли в практической и познавательной деятельности человека.
2. Вскрыть физиологические механизмы волевого действия.
3. Описать компоненты волевого действия.
4. Перечислить и охарактеризовать волевые качества личности.
5. Показать роль воспитания и обучения в развитии волевого поведения человека.
Давая характеристику развития воли в дошкольном возрасте, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Как изменяется на протяжении дошкольного возраста способность детей подчинять свои действия поставленной цели (охарактеризовать виды целенаправленности).
2. Чем определяется сложность формирования у детей волевого усилия в достижении цели.
3. Какова роль мотивов в регулировании поведения младших, средних и старших дошкольников.
4. Как влияют знания, умения и навыки на достижение ребенком результата деятельности.
5. Как меняется роль слова в развитии волевого поведения дошкольника.
Для развития волевых качеств личности ребенка педагог может использо-вать различные виды деятельности (игру, учение, труд и т.д.). Проанализировав опыт работы педагогов в этом направлении, освещенный в литературе, показать возможность формирования волевых качеств в процессе усвоения дошкольниками общественных норм поведения.
Привести примеры из собственного опыта работы по воспитанию воли у детей, указав, какое задание давалось ребенку, в чем заключалось его сложность, насколько терпеливым был ребенок при выполнении задания, насколько правильно и аккуратно было выполнено требование взрослого.
ЛИТЕРАТУРА
1. бронников И. Осознание поступков детьми. - «Дошкольное воспитание», 1965, № 10.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Воспитание воли дошкольника. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 1.
3. Запорожец А.В. Психология. М., «Просвещение», 1965, с. 157-172.
4. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
5. Крутецкий В.А. Психология. М., «Просвещение», 1974, с. 196-209.
6. Люблинская А.А. Детская психология. Гл. 13 М., «Просвещение», 1971.
7. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 166-174.
8. Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости детей. – «Дошкольное воспитание», 1976, № 8
Вариант № 19
ТЕМА: Капризы, упрямство, негативизм – отрицательные проявления волевого развития дошкольников
ПЛАН
1. Понятие «воля». Характеристика волевых качеств личности.
2. Причины появления капризов и упрямства в поведении детей.
3. Особенности работы с капризными и упрямыми детьми.
4. «Портрет» капризного (упрямого) ребенка.
Методические указания
Воля – «деятельная сторона разума и морального чувства…»
Раскрывая общее понятие «воля», необходимо показать, что воля обеспечивает регулирование практической и познавательной деятельности человека. Дать краткую характеристику волевым качествам личности (самостоятельность, решительность, самообладание, настойчивость и др.) обосновав роль воспитания в их развитии.
Капризы, упрямство, негативизм – отрицательные проявления волевого развития человека. Каждому воспитателю необходимо помнить, что капризы и упрямство в поведении детей являются результатом неправильного воспитания. Учащемуся следует описать внешние проявления данных черт характера. Вскрывая причины возникновения детских капризов и упрямства, необходимо учитывать, что они могут носить как временный, так и постоянный характер.
Нравственные привычки ребенка развиваются и крепнут в процессе его взаимоотношений со взрослыми. Ответ на третий вопрос должен содержать анализ опыта работа педагогов с капризными и упрямыми детьми. При этом следует обосновать необходимость осуществления индивидуальной работы с капризными и упрямыми детьми, роль тесного контакта детского сада с семьей.
Практическое задание заключается в составлении «портрета» капризного ребенка. Примерный план характеристики:
1. Описание ситуаций, в которых проявляются капризы, упрямство ребенка
2. особенности взаимоотношений капризного (упрямого) ребенка со сверстниками.
3. Сравнительная характеристика поведения ребенка в условиях детского сада и семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психологии. Учебник пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. Изд. 2-ое, перераб М., «Просвещение»,1977,с. 176-177.
2. Запорожец А.В. Психология. М., «Просвещение», 1965, с. 157-172.
3. Крутецкий В.А. Психология. М., «Просвещение», 1974, с.196-209.
4. Люблинская А.А. Детская психология. Гл. 13. М., «Просвещение», 1971.
5. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975, с. 166-174.
6. Островская Л.Ф. Поговорим о капризах и упрямстве. – «Дошкольное воспитание», 1976, № 5.
7. Шакуров Р. О мотивах нравственного поведения маленьких детей. – «Дошкольное воспитание», 1966, № 7.
8. Шакуров Р. Х. Человек формируется с детства. М., «Педагогика», 1972, с. 21-34.
Вариант № 20
ТЕМА: Типологические особенности детей и формирование характера.
ПЛАН
1. Общая характеристика темперамента.
2. Проявление темперамента в поведении деятельности человека.
3. Влияние темперамента на развитие черт характера.
4. Характеристика типологических особенностей детей конкретной воз-растной группы.
Методические указания
Каждый воспитатель должен помнить, что работа по формированию черт характера требует знания типологических и индивидуальных особенностей детей.
Давая общую характеристику темперамента, необходимо:
1. Вскрыть понятие «темперамент».
2. Рассказать о физиологической основе темперамента.
3. Перечислить и охарактеризовать основные типы темперамента.
Темперамент оказывает влияние на характер психической деятельности человека. Учащемуся следует показать, как тип темперамента определяет динамику познавательных процессов (памяти, мышления и др.) и особенности поведения человека (сдержанность, работоспособность, общительность и тд.)
Приступая к раскрытию вопроса о связи темперамента и характера, необходимо учесть, что типологические особенности проявляются в психической деятельности человека не изолированно, а в единстве с его характером и взглядами, складывающимися в индивидуальном опыте и процессе воспитания, при этом учащемуся следует:
а) вскрыть сущность «маскировки» темперамента;
б) описать условия, которые могут способствовать «маскировке» темперамента;
в) обосновать возможность взаимовлияния темперамента и характера (привести примеры).
Для выполнения практического задания следует провести наблюдения за двумя детьми, анализируя реакции детей на различные ситуации, их подвижность, быстроту образования чувств, степень их выразительности, темп речи, степень вдумчивости, общительность и др.
на основании данных наблюдений составить характеристику типологиче-ских особенностей (темперамента) данных детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богословский В.В. и др. Общая психология. Гл. 17,18. М., «Просвеще-ние», 1971
2. Крутецкий В.А. Психология. Гл. 16,17. М., «Просвещение», 1974.
3. Кагальняк А. О связи характера и темперамента. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 8.
4. Общая психология. Учебник. Под. ред./А.В. Петровского, М., «Просвещение», 1976, с. 405-440.
5. Островская Л. Работа с детьми – работа творческая. – «Дошкольное воспитание», 1975. № 5.
6. Устинова Т. Изучение личности ребенка. – «Дошкольное воспитание», 1974, № 8.