«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие «эстрада» значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. На советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, владеющие музыкальным инструментом в объёме курса общего фортепиано (по крайней мере, не являющиеся по основной специальности музыкантами-инструменталистами) и не пишущие сами свой репертуар. Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Александр Вертинский, Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Георгий Виноградов, Вадим Козин, Рашид Бейбутов, Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев. Среди артистов «оттепели» и эпохи «застоя» — Марк Бернес, Юрий Гуляев, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Капиталина Лазаренко, Гелена Великанова, Валентина Дворянинова, Раиса Неменова, Гертруда Юхина, Гюлли Чохели, Тамара Миансарова, Лидия Клемент, Нина Бродская, Вероника Круглова, Мария Пахоменко, София Ротару, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Олег Анофриев, Кола Бельды, Геннадий Белов, Вадим Мулерман, Галина Ненашева, Мария Лукач, Виктор Вуячич, Анна Герман, Валерий Ободзинский, Галина Беседина, Лев Барашков, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Алла Пугачёва, Николай Гнатюк, Ксения Георгиади, Альберт Асадуллин, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко, Яак Йоала, Валентина Толкунова, Ольга Зарубина, Сергей Захаров. Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов. Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова, Василий Соловьёв-Седой, Тихон Хренников, Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Эдуард Ханок, Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами (Михаил Матусовский, Василий Лебедев-Кумач, Николай Добронравов, Владимир Харитонов, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Юрий Энтин, Илья Резник, Григорий Виеру, Янис Петерс). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику. Послевоенные годы на эстраде были временем больших надежд, песен о хорошем настроении и бесконечной любви; 60-е годы отражали идеи космополитизма и были полны душевности и разговоров о личномЭстраду 70-х отличали доморощенность и задушевность, спокойствие и поиски; звучали песни о недавней войне и Родине, о любви. 70-е были временем расцвета ВИА и формирования национальных сцен со своим языком и звуком, а также расцвета музыкальных фестивалей, таких как «Песня года», «Международный фестиваль песни в Сопоте», «Интервидение» и «Золотой Орфей». В 1977 году также был создан первый в истории России музыкальный чарт — хит-парад «Звуковая дорожка» газеты «Московского комсомольца». В конце 80-х годов, в разгар перестройки, советская песня стала восприниматься как «музыка компромиссов с советской властью» и потеряла свою актуальность и популярность
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЮНОСТЬ»
:Любовь Качусова
Эстрадная песня
«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие «эстрада» значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. На советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, владеющие музыкальным инструментом в объёме курса общего фортепиано (по крайней мере, не являющиеся по основной специальности музыкантами-инструменталистами) и не пишущие сами свой репертуар.
Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Александр Вертинский, Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Георгий Виноградов, Вадим Козин, Рашид Бейбутов, Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев.
Среди артистов «оттепели» и эпохи «застоя» — Марк Бернес, Юрий Гуляев, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Капиталина Лазаренко, Гелена Великанова, Валентина Дворянинова, Раиса Неменова, Гертруда Юхина, Гюлли Чохели, Тамара Миансарова, Лидия Клемент, Нина Бродская, Вероника Круглова, Мария Пахоменко, София Ротару, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Олег Анофриев, Кола Бельды, Геннадий Белов, Вадим Мулерман, Галина Ненашева, Мария Лукач, Виктор Вуячич, Анна Герман, Валерий Ободзинский, Галина Беседина, Лев Барашков, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Алла Пугачёва, Николай Гнатюк, Ксения Георгиади, Альберт Асадуллин, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лев Лещенко, Яак Йоала, Валентина Толкунова, Ольга Зарубина, Сергей Захаров.
Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов.
Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова, Василий Соловьёв-Седой, Тихон Хренников, Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Эдуард Ханок, Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами (Михаил Матусовский, Василий Лебедев-Кумач, Николай Добронравов, Владимир Харитонов, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Юрий Энтин, Илья Резник, Григорий Виеру, Янис Петерс). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику.
Послевоенные годы на эстраде были временем больших надежд, песен о хорошем настроении и бесконечной любви; 60-е годы отражали идеи космополитизма и были полны душевности и разговоров о личномЭстраду 70-х отличали доморощенность и задушевность, спокойствие и поиски; звучали песни о недавней войне и Родине, о любви. 70-е были временем расцвета ВИА и формирования национальных сцен со своим языком и звуком, а также расцвета музыкальных фестивалей, таких как «Песня года», «Международный фестиваль песни в Сопоте», «Интервидение» и «Золотой Орфей». В 1977 году также был создан первый в истории России музыкальный чарт — хит-парад «Звуковая дорожка» газеты «Московского комсомольца».
В конце 80-х годов, в разгар перестройки, советская песня стала восприниматься как «музыка компромиссов с советской властью» и потеряла свою актуальность и популярность