ПОВТОРЯЮ МАТЕРИАЛ

ПОДВЕСНАЯ РУССКАЯ ЛЮЛЬКА. МУДРОСТЬ ВЕКОВ
История люльки
С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей, Праотцев человечества. Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле.
Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). В Африке и Латинской Америке женщины носят грудных детей за спиной, или в специально сделанных люльках, или особым образом повязанных платках. В современных условиях такой способ ношения детей имеет название «кенгуру».
У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и чётко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки, но она всегда имела объём для туго спеленатого малыша, что иногда служило плохой «помощью» для детей, предрасположенных к некоторым заболеваниям опорно-двигательного аппарата, (например, для детей с врождённым вывихом бедра).
Как на других континентах, так и в России семейный уклад складывался веками, и каждая местность имела свои традиции в пестовании младенцев. Даже нашу современную кроватку разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка и т. д.
Роды у северной крестьянки чаще всего принимала повитуха. Мужчина — акушер, с точки зрения народов Руского Севера, — нелепость, противоречие здравому смыслу, как например, женщина — коновал. Ребенка мыли либо в бане, либо в жарко истопленной печи, подослав под себя ржаную солому. Затем ребенка плотно пеленали и лишь после всего этого подносили к материнской груди и укладывали в зыбку. «Что ревёт дитятко, аль никто не зыблет его?» — так говорили на Севере.
Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп — это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола.
Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян весьма редко были подвержены морской болезни.
Иногда колыбель представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках.
А в народном обиходе города встречалась другая форма люльки — напольная, которая качалась по принципу «ваньки-встаньки».
В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку также с сеном и соломой. Для защиты от комаров, мух и света на колыбель вешали полог.
У большинства народов европейской части России, Сибири колыбель подвешивалась не только из соображений удобства.

ПОВТОРЯЮ МАТЕРИАЛ - 770621505392
Верили, что приподнятый над полом ребёнок находится под покровом небесных сил. Считалось также, что в состоянии приподнятости ребёнок растёт лучше.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несёт не только практическую пользу, убаюкивая дитя; хорошо изготовленная, красивая и радующая глаз люлька предназначена радовать саму мать, чтобы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на уход за своим чадом и его воспитание.

Мало того, во всех народах люлька несла и мистическое значение.

Так, у народов Сибири сохранилось немало преданий, посвящённых люльке: согласно верованиям хантов, мифологический предок спустил первочеловека с неба в узорчатой колыбели на золотой цепи. В образе люльки воплощена мощь Богинь-матерей, бесконечно возрождающих всё живое.

Колыбель на золотой цепи остаётся нитью, связывающей легендарного Предка с ныне живущими людьми. Каждая, даже самая незатейливая на вид, деревянная или берестяная зыбка — её подобие. В каждом колыбельном обряде отзывается миф о перворождении. Каждый младенец повторяет путь пращура, впервые оглядывая мир из раскачивающейся, подвешенной к шесту чума люльки.

Около года «жилищем» младенцу служит люлька, точнее две — дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй — спит.

До появления зубов и имянаречения младенческая плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Её стремятся захватить духи леса, воды, преисподней. Без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи.

Младенца способны охранить собака и горящий в очаге огонь. И всё же опасности подстерегают его повсюду, особенно за пределами дома и вблизи порога. Выносить колыбель из дома и заносить её полагается не иначе как спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку с ребёнком через порог, оставлять в пустом доме. Тем более опасно покидать ребенка одного на улице, иначе его могут подменить духи Нижнего мира, подсунув в люльку своего детёныша.

Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами, может, не с таким умением, но любовно.

По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать зыбкой для его дочек и сыночков.

Будущая мама меж тем готовила полог на зыбку: не только ткань подбирала красивую, но и делала украшения — вышивкой, аппликацией, кружевами. На худой конец, если уж семья совсем бедная или мать устала от многократного изготовления пологов, могли просто сарафан бабушкин на зыбку надеть. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, которая передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Доказательство мудрости наших Предков

Пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания. И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости.

А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.
Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь – это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких – осмысленных произвольно-волевых действий.

Подвесная люлька – это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.

В 80-ые годы ХХ столетия под нашим руководством на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).
Оформленность внутреннего гравитационного ритма – это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.).
В широком плане это привело к понижению телесно-функционального и духовно – психического потенциала на уровне целого народа. Все это позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в т.ч. на особую развивающую роль руских качелей.


Колыбель русской культуры нужно искать в деревенской люльке.

Люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Потому и делать люльку поручали настоящему мастеру, непременно с добрым сердцем, ну и непременно с золотыми руками. Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин, вот только дерево надо было выбрать подходящее. Ни в коем случае не осина – дерево с нечистью всякой дружное, а потому в осиновой люльке младенцу долгой и счастливой жизни не видать. Распространенными материалами был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы.

Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой. «Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец на полу. Часто «рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам 7-8 лет, среди которых обнаруживались настоящие таланты – «славные пестуньи», которые легко могли угомонить слишком резвого дитятку.

Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами: в изголовье часто вырезали солнце, в ножках – месяц и звезды, крепилось некое подобие современных погремушек – разноцветные тряпицы, деревянные ложки, надутый бычий пузырь с горсткой зерна, непременно клали иконку и крестик. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.



Люлька приобретала статус «счастливой», если в ней благополучно вырастал ребенок – мало хворал, еще меньше капризничал, в общем, изо всех своих неокрепших сил радовал поведением счастливых родителей. Такая люлька долго не пустовала: место подросшего бутуса занимал его новорожденный брат или сестра. Кстати, качать пустую люльку строго-настрого возбранялось, иначе не видать малышу спокойных снов. Эта примета дошла и до наших дней. Когда счастливая люлька приходила в негодность, ее непременно надо было унести в лес и повесить на березовую ветку.



Кроме чисто практических соображений – теплый воздух, как известно, поднимается вверх, - были и другие причины, по которым люльку непременно надо было подвесить. Например, верили, что небесным силам лучше защитить приподнятого над землей ребенка, к тому же по полу вместе с мышами того и гляди домовой пробежит. Не случайно под подвешенную люльку клали различные колюще-режущие предметы: ножницы, ножи, гребень – они защищали младенца от нечисти. Еще одним защитником, как известно, был кот, который ладил с домовым.



Одним из необычных экспонатов Оружейной палаты несомненно является люлька Александра I. Она была выполнена тульскими мастерами в 1779 году по заказу бабушки будущего императора Екатерины Великой. Стальной каркас, резьба, вензеля, орлы и прочие атрибуты явно свидетельствуют, что изделие сделано не для простого смертного. Правда, свой заказ Екатерина получила, когда царевичу исполнилось полтора года, поэтому доподлинно неизвестно, успел ли «господин Александр» опробовать роскошную люльку.

Приятных снов!
ПОВТОРЯЮ МАТЕРИАЛ - 770621540464
ПОВТОРЯЮ МАТЕРИАЛ - 770621544560

Комментарии