Метеостанция –как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Из опыта работы
Васильева Галина Эдуардовна, воспитатель первой кв. категории МБДОУ №38 пос. Эльбан
В своей работе по ознакомлению детей с профессией метеоролог мы опирались на то, что в условиях стремительно меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно. Именно в старшем дошкольном возрасте такое отношение к миру проявляется наиболее активно. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют инициативность и самостоятельность.
Экспериментирование с разнообразными объектами открывает огромные возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника. И очень важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Однажды дети задались вопросом: «Как определяют погоду? Какие приборы помогают определить погоду? А сможем ли сами определить погоду?» и мы решили организовать специальный проект «Юные метеорологи». Где познакомили детей с историей профессии, содержанием труда, какими профессиональными качествами должен обладать человек, работающий метеорологом.
Сначала мы с детьми обсудили план предстоящих действий, для этого использовали метод трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно узнать? В процессе обсуждения дети пришли к выводу: погода-это состояние природы. Затем мы стали разбираться, что такое прогноз погоды? Выяснили, что прогноз погоды включает: показание температуры воздуха,сила и направление ветра, наличие осадков, состояние неба и солнца, влажность воздуха. Следующим закономерным вопросом было то, как же определить все эти показания? И мы рассказали детям о том, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.
После рассказа о работе метеоролога дети захотели узнать и о приборах, которыми пользуются при составлении прогноза. Было предложено детям вместе с родителями подготовить краткие сообщения о таких приборах. И в группе появились странички для книги «Метео - приборы». Были странички о таких приборах, как анемометр, барометр, флюгер, осадкомер и др.
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Было решено создать свою детскую метеостанцию. И тут на помощь пришли снова родители, которые предложили изготовить переносную метеостанцию своими руками.
Наша переносная метеостанция имеет свое оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. Метеорологические приборы, красиво оформленные и объединенные в переносную метеостанцию.
Ребята вместе с взрослыми своими руками изготовили приборы-помощники для наблюдения за погодой: флюгер, анемометр, ветряной рукав, дождемер, барометр, вертушки и султанчики, термометр и др.
Созданная метеостанция позволяет вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность, а разная погода стимулирует детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Все наблюдения, которые были сделаны на прогулке, с помощью переносной метеостанции, обязательно фиксирует в «Дневнике погоды юных метеорологов» с помощью погодных пиктограмм метеослужба. Календарь ведётся по месяцам и в конце месяца обязательно подводится итог по количеству дней солнечных, пасмурных, дождливых, ветреных, снежных и т. д. Дети наглядно видят, когда первый раз выпал снег, сравнивают, каких дней было больше, определяют, какая погода в этом месяце преобладала. В конце месяца и каждого сезона можно сделать соответствующие выводы и подвести итоги.
А еще дети были очень удивлены, что предсказывать погоду можно с помощью цветов. Сейчас в средней полосе России известно более 400 видов растений, которые могут быть использованы как живые барометры.
Летом мы посадили и вырастили фиалки, маргаритки, мальву и календулу на клумбе участке детского сада и назвали ее «метео - клумба». А одуванчики дети нашли сами. Получилась настоящая исследовательская деятельность, в ходе которой дети попытались понять - правду мы им рассказали про эти цветы или нет. Все результаты наших исследований мы записали и зарисовали. В результате получился очень интересный информационный справочник «Живые барометры».
Ведь внимательно наблюдая за поведением не только растений, но и животных, можно научиться самостоятельно, предсказывать погоду. В этом может помочь и календарь народных примет. И это ещё один интереснейший информационный справочник.
Далее, в следующем учебном году, мы планируем закрепление знаний об атмосферных явлениях через различные опыты и эксперименты.
Мероприятия проекта "Мы - юные метеорологи" смогли сделать наиболее интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобрели огромный и ценный коммуникативный опыт, взяли на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом. У детей значительно повысился уровень развития исследовательских умений.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
А наш главный вывод в том, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. А создание тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
ТПК Умничка
Метеостанция –как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Васильева Галина Эдуардовна,
воспитатель первой кв. категории
МБДОУ №38 пос. Эльбан
Экспериментирование с разнообразными объектами открывает огромные возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника. И очень важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Однажды дети задались вопросом: «Как определяют погоду? Какие приборы помогают определить погоду? А сможем ли сами определить погоду?» и мы решили организовать специальный проект «Юные метеорологи». Где познакомили детей с историей профессии, содержанием труда, какими профессиональными качествами должен обладать человек, работающий метеорологом.
Сначала мы с детьми обсудили план предстоящих действий, для этого использовали метод трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно узнать? В процессе обсуждения дети пришли к выводу: погода-это состояние природы. Затем мы стали разбираться, что такое прогноз погоды? Выяснили, что прогноз погоды включает: показание температуры воздуха,сила и направление ветра, наличие осадков, состояние неба и солнца, влажность воздуха. Следующим закономерным вопросом было то, как же определить все эти показания? И мы рассказали детям о том, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.
После рассказа о работе метеоролога дети захотели узнать и о приборах, которыми пользуются при составлении прогноза. Было предложено детям вместе с родителями подготовить краткие сообщения о таких приборах. И в группе появились странички для книги «Метео - приборы». Были странички о таких приборах, как анемометр, барометр, флюгер, осадкомер и др.
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Было решено создать свою детскую метеостанцию. И тут на помощь пришли снова родители, которые предложили изготовить переносную метеостанцию своими руками.
Наша переносная метеостанция имеет свое оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. Метеорологические приборы, красиво оформленные и объединенные в переносную метеостанцию.
Ребята вместе с взрослыми своими руками изготовили приборы-помощники для наблюдения за погодой: флюгер, анемометр, ветряной рукав, дождемер, барометр, вертушки и султанчики, термометр и др.
Созданная метеостанция позволяет вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность, а разная погода стимулирует детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Все наблюдения, которые были сделаны на прогулке, с помощью переносной метеостанции, обязательно фиксирует в «Дневнике погоды юных метеорологов» с помощью погодных пиктограмм метеослужба. Календарь ведётся по месяцам и в конце месяца обязательно подводится итог по количеству дней солнечных, пасмурных, дождливых, ветреных, снежных и т. д. Дети наглядно видят, когда первый раз выпал снег, сравнивают, каких дней было больше, определяют, какая погода в этом месяце преобладала. В конце месяца и каждого сезона можно сделать соответствующие выводы и подвести итоги.
А еще дети были очень удивлены, что предсказывать погоду можно с помощью цветов. Сейчас в средней полосе России известно более 400 видов растений, которые могут быть использованы как живые барометры.
Летом мы посадили и вырастили фиалки, маргаритки, мальву и календулу на клумбе участке детского сада и назвали ее «метео - клумба». А одуванчики дети нашли сами. Получилась настоящая исследовательская деятельность, в ходе которой дети попытались понять - правду мы им рассказали про эти цветы или нет. Все результаты наших исследований мы записали и зарисовали. В результате получился очень интересный информационный справочник «Живые барометры».
Ведь внимательно наблюдая за поведением не только растений, но и животных, можно научиться самостоятельно, предсказывать погоду. В этом может помочь и календарь народных примет. И это ещё один интереснейший информационный справочник.
Далее, в следующем учебном году, мы планируем закрепление знаний об атмосферных явлениях через различные опыты и эксперименты.
Мероприятия проекта "Мы - юные метеорологи" смогли сделать наиболее интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобрели огромный и ценный коммуникативный опыт, взяли на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом. У детей значительно повысился уровень развития исследовательских умений.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
А наш главный вывод в том, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. А создание тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.