7 сентября 1941 - (с 29 августа) в НИИ ВВС завершились испытания головного серийного истребителя Пе-3.
Заводские номера самолётов продолжали уже использованные на Пе-2: так, первый серийный истребитель имел № 391902. Полёты производились на Центральном аэродроме в Москве. Они выявили примерно такие же лётные характеристики, как и у опытного самолёта. Максимальная скорость серийной машины, полученная на испытаниях, составила 535 км/ч.29 августа первый серийный Пе-3 вышел на государственные испытания, продолжавшиеся до 7 сентября 1941 года. Полеты производились на Центральном аэродроме в Москве. Летные характеристики, сохранились, как и у опытного экземпляра: максимальная скорость на высоте 5000 м составила 535 км/ч. По конструкции самолет, как и его бомбардировочный прототип Пе-2, представлял собой цельнометаллический двухмоторный двухкилевой моноплан. Фюзеляж типа полумонокок состоял из трех частей. Его продольный набор состоял из четырех лонжеронов и стрингеров, поперечный - включал в себя штампованные из листового дюралюминия шпангоуты. дюралевая обшивка крепилась к каркасу заклепками "впотай". В качестве обшивки рулей и элеронов использовалась полотно. Крыло двухлонжеронное - состояло из двух съемных консолей и центроплана. Центроплан и средняя часть фюзеляжа конструктивно образовывали единый узел. В корневых частях консолей размещались водяные радиаторы моторов. Профиль крыла имел острый носок, что, по расчетам создателей, должно было обеспечить машине высокую скорость. Однако дальнейшее исследование показало, что это вызывало преждевременный срыв потока при полете с малой скоростью на больших углах атаки. Самолет получился очень "строгим" на посадке: малейшее перетягивание ручки могло привести к аварии. Поэтому модификацию Пе-3бис оборудовали предкрылками, которые несколько затягивали срыв потока на больших углах атаки. Это несколько улучшило маневренность истребителя. Помимо автоматических предкрылков, крыло оснащалось щелевыми посадочными щитками. Хвостовое оперение состояло из стабилизатора и килей-шайб, смонтированных на его концах. Стабилизатор двухлонжеронный, состоял из двух симметричных половин, состыкованных по оси самолета. Угол установки стабилизатора мог изменяться в полете с помощью электромеханизма. Это было необходимо, поскольку при заходе на посадку эффективности рулей высоты не хватало для балансировки машины. Дистанционные электромеханизмы применялись также для управления триммерами элеронов и рулей, посадочными щитками и створками радиаторов. Самолет оснащался двухстоечным убирающимся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Колеса 900х300 мм оборудовались пневматическими тормозами. Костыль самоориентирующийся с колесом размером 470х210 мм. Силовая установка состояла из двух двигателей М-105Р, мощностью по 1050 л.с. каждый. На самолет устанавливались трехлопастные воздушные винты с регулируемым шагом ВИШ-61Б. Вооружение первоначального варианта состояло из двух 12 ,7-мм пулеметов БК (боекомплект - по 250 патронов на ствол), одного ШКАСа на верхней установке и ещё одного в хвостовом коке. Истребитель мог нести бомбы общей массой до 400 кг (в перегруз - до 700 кг). Некоторые самолеты уже в строевых частях дополнительно оснащались 20-мм пушкой ШВАК, верхний ШКАС заменялся 12,7-мм пулеметом УБТ. Часть истребителей получили направляющие для запуска реактивных снарядов РС-82 или РС-132. Самолет оснащался радиостанцией РСИ-4. Дальность радиосвязи с землей не превышала 110 км, а с другими самолетами - не более 60 км. Несмотря на высокую степень унификации с Пе-2, серийное производство Пе-3 разворачивалось с большими трудностями. Не успели вовремя подготовить комплекты чертежей на ряд узлов и, потому, первые машины собирали по эскизам, с подгонкой деталей по месту. Крупные сборочные единицы – бензобаки, носовая установка дополнительного пулемета БК и хвостовая установка ШКАСа были новыми и не были достаточно отработаны, что приводило к сбоям ритма производства.За время серийного выпуска машины с сентября 1941-го по сентябрь 1944 года, двумя авиазаводами (№22 и №39) было выпущено 360 истребителей Пе-3 Пе-3бис. Ещё в процессе испытаний было обращено внимание на ряд недостатков. По единому мнению конструкторов и летчиков, требовалось усилить вооружение и защитить броней экипаж, установить радиостанцию с большей дальностью связи и изыскать возможность размещения аэрофотоаппарата для использования Пе-3 в качестве разведчика. Серийный Пе-3бис Так появилась модификация Пе-3бис, чьим главным отличием от предшественника стало вооружение. Для стрельбы вперед установили пушку ШВАК (боезапас 250 снарядов) и пару крупнокалиберных пулеметов с общим боезапасом 500 патронов. У штурмана ШКАС заменили "Березиным" (180 патронов) на установке ВУБ-1, оставив лишь один ШКАС в хвосте на неподвижной установке. Бомбовое вооружение, теперь составляло не более четырех фугасных авиабомб ФАБ-100. Помимо этого, для заполнения (по мере расхода горючего) топливных баков применили систему "нейтрального газа", установили автоматические концевые предкрылки, усилили бронезащиту экипажа - спереди пилотаа прикрыли отдельными бронеплигами толщиной от 4 до 6,5 мм, бронеспинку сиденья выполнили из стали толщиной 13 мм. Нижний люк кабины экипажа был забронирован для защиты от случайного выстрела из УБК в момент посадки в самолет. Общий вес брони вырос до 148 кг. Кроме того, смонтировали спиртовую антиобледенительную систему винтов и лобовых стекол фонаря кабины пилота. С 29 сентября по 10 октября 1941 г. Пе-3бис прошел госиспытания. Было выявлено, что летные данные потяжелевшей машины незначительно ухудшились: полетная масса истребителя возросла до 8040 кг (на 180 кг больше, чем у Пе-3), скорость на границе высотности уменьшилась до 530 км/ч. Зато возросла скорость у земли - до 448 км/ч. Дальность и продолжительность полета остались без изменений. Пе-3 на взлете с зимнего аэродрома Стоит сказать и о других модификациях которые не производились серийно. Это разработанные на заводе №22 Пе-2И и Пе-2ВИ, а также ночной истребитель на базе Пе - 2 с РЛС "Гнейс-2" . В 1944 г. под руководством В. М. Мясищева был создан вариант Пе-3М с более мощными двигателями ВК- 105ПФ (1210 л . с .) и вооружением из двух 20-мм пушек и трех 12, 7 - мм пулеметов. Эта версия в серийное производство также не пошла. Первыми частями, получившими Пе-3 в августе-сентябре 1941 г., стали 95-й, 40-й и 208-й скоростные бомбардировочные авиационные полки (сокращенно - СБАП). Первый из них, реорганизованный приказом Командующего ВВС от 25 сентября 1941 г. в истребительный авиаполк численностью 40 машин, в конце сентября 1941 года вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Уже через несколько днейсамолеты выполнили первое боевое задание. Шесть Пе-3 под командованием капитана А. Жатькова вылетели на сопровождение транспортных С-47 английской военной делегации, направлявшейся из Вологды в Москву. Двухмоторные истребители отбили три атаки немцев и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом же полку был открыт счет боевым успехам Пе-3. 3 октября старший лейтенант Фортовов сбил немецкий бомбардировщик Ju 88. В тот же день еще один Ju 88 был подбит лейтенантом Куликовым. В октябре 95-й полк стал привлекаться к нанесению ударов по наземным целям. Так, 4 октября эскадрилья майора А. Сачкова атаковала крупную колонну немецкой автомобилей и бронетехники. На противника было сброшено 40 бомб ФАБ-50 и ФАБ-100, после чего произвели обстрел из пулеметов. Были отмечены прямые попадания в танки и автомобили, в колонне возникли пожары. На обратном пути эскадрилью догнали немецкие истребители Bf 109 и в завязавшемся бою каждая из сторон потеряла по одной машине. При посадке раненым летчиком был разбит еще один Пе-3. С октября 1941-го в том же корпусе действовал на Пе-3 и 208-й СБАП. Главной задачей полка было прикрытие железнодорожных станций и мест погрузки-выгрузки войск в районе Москвы. Помимо этого, он активно участвовал в нанесении бомбо-штурмовых ударов по наступающим частям вермахта. За три месяца боев полк совершил 683 боевых вылета, уничтожив 34 танка, 212 автомашин, 6 железнодорожных эшелонов и 33 самолета противника. Собственные безвозвратные потери составили десять Пе-3. Ввиду больших потерь и прекращения поставок от промышленности, уже в декабре 1941 года он передал свои оставшиеся Пе-3 95-му полку и отбыл для получения другой материальной части. Также осенью 1941г. на Пе-3 летали 9-й и 511-й ближне-бомбардировочные полки (ББАП ) и 54-й СБАП. Во всех этих частях в период битвы под Москвой самолеты Пе-3 также использовались для нанесения штурмовых ударов по наземным целям. С весны 1942 года Пе-3 применялся, главным образом, как разведчик. На них летали 1-й, 2-й, 3-й и 4-й полки дальней авиаразведки.Пе-3бис поступали во 2-й и 4-й полки, а также в 40-й, тоже ставший разведывательным, где использовались вместе с самолетами других типов. Полностью перевооруженным на Пе-3бис, стал только один 9-й ближне-бомбардировочный авиаполк. К середине 1944 г. в строю оставалось около двадцати Пе-3бис распределенных между 47-м, 48-м и 98-м гвардейских отдельных разведывательных авиаполках Верховного главнокомандования. Истребитель Пе-3 в полете 95-й истребительный авиаполк весной 1942 г. перевели в состав ВВС Северного флота. Он оказался единственной частью, воевавшей на Пе-3бис до самого конца войны. С апреля 1942 г. его самолеты наносили бомбо-штурмовые удары по портам и аэродромам в Северной Финляндии и Норвегии. Они сопровождали торпедоносцы и бомбардировщики, а также сами атаковали корабли и суда противника, осуществляли прикрытие с воздуха морских конвоев. Так 13 июля 1942 года прикрывая суда печально известного каравана PQ-17 ведущий четверки "пешек" 95-го полка капитан К. Володин заметил группу вражеских самолетов направлявшихся к прикрываемым кораблям. Разделившись, пары Володина и лейтенанта А. Сучкова атаковали немецкие бомбардировщики. Реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем они сбили семь Ju-88.19 сентября 1942 г. четверка Пе-3, возглавляемая командиром полка, успешно отразила атаку 24 бомбардировщиков Ju-88 на суда конвоя PQ-18, стоявшие на рейде Молотовска. Короткое время на Пе-3бис на Севере действовали также 13-й и 121-й авиаполки. Несколько таких машин имелось в 118-м отдельном морском разведывательном авиаполку. Пе-3 пытались использовать для борьбы с подводными лодками, но успеха такие попытки не имели. Так, в одном из боевых вылетов, два Пе-3 атаковали немецкую подлодку, шедшую в надводном положении. Однако обстрел реактивными снарядами и бортовыми пушками не произвел на немцев решительно никакого впечатления - они даже не стали погружаться. На Северном флоте самолет ещё в течении нескольких лет после войны продолжал нести службу. На Черном море действовала отдельная эскадрилья на Пе-3. Она недолгое время использовалась для прикрытия и сопровождения кораблей. К 1943 году из-за отсутствия боеготовых машин эскадрилья была расформирована. Трофейный Пе-3бис с опознавательными знаками финских ВВС. Один Пе-3бис в 1942 году попал в руки финнов, совершив вынужденную посадку. Последние были ребятами хозяйственными и после ремонта включили его в состав своих ВВС. Там он служил в одном подразделении вместе с трофейными Пе-2 в качестве разведчика. Служба Пе-3 в советских ВВС завершилась в начале 1950-х. Но ещё до этого было списано три десятка машин в соответствии с постановлением Совмина СССР № 632-260сс от 22 марта 1946 года. Пе-3 оказался единственным отечественным двухмоторным истребителем ВВС Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Создаваемый как истребитель, самолет находился на вооружении лишь одного номинально истребительного полка. Если в 1941 году по летным характеристикам он был более менее в уровень с Bf110 модификации "С" несколько уступая по стрелково-пушечному вооружению, то модификациям E/F, он уже проигрывал по всем параметрам. О самолетах подобного класса находившихся на вооружении у союзников, таких как истребительные версии "Москито" или "Лайтнинг" Р-38 и говорить не приходится. Даже у "прародителя" семейства - ВИ-100 было более мощное стрелково-пушечное вооружение. Возможно, если было бы больше времени для доработки, а не четыре дня, машина получилась бы более совершенной. Но получилось как получилось. По своим боевым возможностям Пе-3, скорее, многоцелевой самолет. Об этом говорит тот факт, что гораздо больше он использовался в бомбардировочных и разведывательных частях. Но, в любом случае, самолет внес свой вклад в Победу. В том числе и как истребитель.
Рождённые в СССР
7 сентября 1941 - (с 29 августа) в НИИ ВВС завершились испытания головного серийного истребителя Пе-3.
Заводские номера самолётов продолжали уже использованные на Пе-2: так, первый серийный истребитель имел № 391902. Полёты производились на Центральном аэродроме в Москве. Они выявили примерно такие же лётные характеристики, как и у опытного самолёта. Максимальная скорость серийной машины, полученная на испытаниях, составила 535 км/ч.29 августа первый серийный Пе-3 вышел на государственные испытания, продолжавшиеся до 7 сентября 1941 года. Полеты производились на Центральном аэродроме в Москве. Летные характеристики, сохранились, как и у опытного экземпляра: максимальная скорость на высоте 5000 м составила 535 км/ч.
По конструкции самолет, как и его бомбардировочный прототип Пе-2, представлял собой цельнометаллический двухмоторный двухкилевой моноплан.
Фюзеляж типа полумонокок состоял из трех частей. Его продольный набор состоял из четырех лонжеронов и стрингеров, поперечный - включал в себя штампованные из листового дюралюминия шпангоуты. дюралевая обшивка крепилась к каркасу заклепками "впотай". В качестве обшивки рулей и элеронов использовалась полотно.
Крыло двухлонжеронное - состояло из двух съемных консолей и центроплана. Центроплан и средняя часть фюзеляжа конструктивно образовывали единый узел. В корневых частях консолей размещались водяные радиаторы моторов. Профиль крыла имел острый носок, что, по расчетам создателей, должно было обеспечить машине высокую скорость. Однако дальнейшее исследование показало, что это вызывало преждевременный срыв потока при полете с малой скоростью на больших углах атаки. Самолет получился очень "строгим" на посадке: малейшее перетягивание ручки могло привести к аварии. Поэтому модификацию Пе-3бис оборудовали предкрылками, которые несколько затягивали срыв потока на больших углах атаки. Это несколько улучшило маневренность истребителя. Помимо автоматических предкрылков, крыло оснащалось щелевыми посадочными щитками.
Хвостовое оперение состояло из стабилизатора и килей-шайб, смонтированных на его концах. Стабилизатор двухлонжеронный, состоял из двух симметричных половин, состыкованных по оси самолета. Угол установки стабилизатора мог изменяться в полете с помощью электромеханизма. Это было необходимо, поскольку при заходе на посадку эффективности рулей высоты не хватало для балансировки машины. Дистанционные электромеханизмы применялись также для управления триммерами элеронов и рулей, посадочными щитками и створками радиаторов.
Самолет оснащался двухстоечным убирающимся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Колеса 900х300 мм оборудовались пневматическими тормозами. Костыль самоориентирующийся с колесом размером 470х210 мм.
Силовая установка состояла из двух двигателей М-105Р, мощностью по 1050 л.с. каждый. На самолет устанавливались трехлопастные воздушные винты с регулируемым шагом ВИШ-61Б.
Вооружение первоначального варианта состояло из двух 12 ,7-мм пулеметов БК (боекомплект - по 250 патронов на ствол), одного ШКАСа на верхней установке и ещё одного в хвостовом коке. Истребитель мог нести бомбы общей массой до 400 кг (в перегруз - до 700 кг).
Некоторые самолеты уже в строевых частях дополнительно оснащались
20-мм пушкой ШВАК, верхний ШКАС заменялся 12,7-мм пулеметом УБТ. Часть истребителей получили направляющие для запуска реактивных снарядов РС-82 или РС-132.
Самолет оснащался радиостанцией РСИ-4. Дальность радиосвязи с землей не превышала 110 км, а с другими самолетами - не более 60 км.
Несмотря на высокую степень унификации с Пе-2, серийное производство Пе-3 разворачивалось с большими трудностями. Не успели вовремя подготовить комплекты чертежей на ряд узлов и, потому, первые машины собирали по эскизам, с подгонкой деталей по месту. Крупные сборочные единицы – бензобаки, носовая установка дополнительного пулемета БК и хвостовая установка ШКАСа были новыми и не были достаточно отработаны, что приводило к сбоям ритма производства.За время серийного выпуска машины с сентября 1941-го по сентябрь 1944 года, двумя авиазаводами (№22 и №39) было выпущено 360 истребителей Пе-3 Пе-3бис.
Ещё в процессе испытаний было обращено внимание на ряд недостатков. По единому мнению конструкторов и летчиков, требовалось усилить вооружение и защитить броней экипаж, установить радиостанцию с большей дальностью связи и изыскать возможность размещения аэрофотоаппарата для использования Пе-3 в качестве разведчика.
Серийный Пе-3бис
Так появилась модификация Пе-3бис, чьим главным отличием от предшественника стало вооружение. Для стрельбы вперед установили пушку ШВАК (боезапас 250 снарядов) и пару крупнокалиберных пулеметов с общим боезапасом 500 патронов. У штурмана ШКАС заменили "Березиным" (180 патронов) на установке ВУБ-1, оставив лишь один ШКАС в хвосте на неподвижной установке. Бомбовое вооружение, теперь составляло не более четырех фугасных авиабомб ФАБ-100.
Помимо этого, для заполнения (по мере расхода горючего) топливных баков применили систему "нейтрального газа", установили автоматические концевые предкрылки, усилили бронезащиту экипажа - спереди пилотаа прикрыли отдельными бронеплигами толщиной от 4 до 6,5 мм, бронеспинку сиденья выполнили из стали толщиной 13 мм. Нижний люк кабины экипажа был забронирован для защиты от случайного выстрела из УБК в момент посадки в самолет. Общий вес брони вырос до 148 кг.
Кроме того, смонтировали спиртовую антиобледенительную систему винтов и лобовых стекол фонаря кабины пилота.
С 29 сентября по 10 октября 1941 г. Пе-3бис прошел госиспытания. Было выявлено, что летные данные потяжелевшей машины незначительно ухудшились: полетная масса истребителя возросла до 8040 кг (на 180 кг больше, чем у Пе-3), скорость на границе высотности уменьшилась до 530 км/ч. Зато возросла скорость у земли - до 448 км/ч. Дальность и продолжительность полета остались без изменений.
Пе-3 на взлете с зимнего аэродрома
Стоит сказать и о других модификациях которые не производились серийно. Это разработанные на заводе №22 Пе-2И и Пе-2ВИ, а также ночной истребитель на базе Пе - 2 с РЛС "Гнейс-2" . В 1944 г. под руководством В. М. Мясищева был создан вариант Пе-3М с более мощными двигателями ВК- 105ПФ (1210 л . с .) и вооружением из двух 20-мм пушек и трех 12, 7 - мм пулеметов. Эта версия в серийное производство также не пошла.
Первыми частями, получившими Пе-3 в августе-сентябре 1941 г., стали 95-й, 40-й и 208-й скоростные бомбардировочные авиационные полки (сокращенно - СБАП). Первый из них, реорганизованный приказом Командующего ВВС от 25 сентября 1941 г. в истребительный авиаполк численностью 40 машин, в конце сентября 1941 года вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Уже через несколько днейсамолеты выполнили первое боевое задание. Шесть Пе-3 под командованием капитана А. Жатькова вылетели на сопровождение транспортных С-47 английской военной делегации, направлявшейся из Вологды в Москву. Двухмоторные истребители отбили три атаки немцев и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом же полку был открыт счет боевым успехам Пе-3. 3 октября старший лейтенант Фортовов сбил немецкий бомбардировщик Ju 88. В тот же день еще один Ju 88 был подбит лейтенантом Куликовым.
В октябре 95-й полк стал привлекаться к нанесению ударов по наземным целям. Так, 4 октября эскадрилья майора А. Сачкова атаковала крупную колонну немецкой автомобилей и бронетехники. На противника было сброшено 40 бомб ФАБ-50 и ФАБ-100, после чего произвели обстрел из пулеметов. Были отмечены прямые попадания в танки и автомобили, в колонне возникли пожары. На обратном пути эскадрилью догнали немецкие истребители Bf 109 и в завязавшемся бою каждая из сторон потеряла по одной машине. При посадке раненым летчиком был разбит еще один Пе-3.
С октября 1941-го в том же корпусе действовал на Пе-3 и 208-й СБАП. Главной задачей полка было прикрытие железнодорожных станций и мест погрузки-выгрузки войск в районе Москвы. Помимо этого, он активно участвовал в нанесении бомбо-штурмовых ударов по наступающим частям вермахта. За три месяца боев полк совершил 683 боевых вылета, уничтожив 34 танка, 212 автомашин, 6 железнодорожных эшелонов и 33 самолета противника. Собственные безвозвратные потери составили десять Пе-3. Ввиду больших потерь и прекращения поставок от промышленности, уже в декабре 1941 года он передал свои оставшиеся Пе-3 95-му полку и отбыл для получения другой материальной части. Также осенью 1941г. на Пе-3 летали 9-й и 511-й ближне-бомбардировочные полки (ББАП ) и 54-й СБАП. Во всех этих частях в период битвы под Москвой самолеты Пе-3 также использовались для нанесения штурмовых ударов по наземным целям.
С весны 1942 года Пе-3 применялся, главным образом, как разведчик. На них летали 1-й, 2-й, 3-й и 4-й полки дальней авиаразведки.Пе-3бис поступали во 2-й и 4-й полки, а также в 40-й, тоже ставший разведывательным, где использовались вместе с самолетами других типов. Полностью перевооруженным на Пе-3бис, стал только один 9-й ближне-бомбардировочный авиаполк. К середине 1944 г. в строю оставалось около двадцати Пе-3бис распределенных между 47-м, 48-м и 98-м гвардейских отдельных разведывательных авиаполках Верховного главнокомандования.
Истребитель Пе-3 в полете
95-й истребительный авиаполк весной 1942 г. перевели в состав ВВС Северного флота. Он оказался единственной частью, воевавшей на Пе-3бис до самого конца войны. С апреля 1942 г. его самолеты наносили бомбо-штурмовые удары по портам и аэродромам в Северной Финляндии и Норвегии. Они сопровождали торпедоносцы и бомбардировщики, а также сами атаковали корабли и суда противника, осуществляли прикрытие с воздуха морских конвоев. Так 13 июля 1942 года прикрывая суда печально известного каравана PQ-17 ведущий четверки "пешек" 95-го полка капитан К. Володин заметил группу вражеских самолетов направлявшихся к прикрываемым кораблям. Разделившись, пары Володина и лейтенанта А. Сучкова атаковали немецкие бомбардировщики. Реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем они сбили семь Ju-88.19 сентября 1942 г. четверка Пе-3, возглавляемая командиром полка, успешно отразила атаку 24 бомбардировщиков Ju-88 на суда конвоя PQ-18, стоявшие на рейде Молотовска.
Короткое время на Пе-3бис на Севере действовали также 13-й и 121-й авиаполки. Несколько таких машин имелось в 118-м отдельном морском разведывательном авиаполку. Пе-3 пытались использовать для борьбы с подводными лодками, но успеха такие попытки не имели. Так, в одном из боевых вылетов, два Пе-3 атаковали немецкую подлодку, шедшую в надводном положении. Однако обстрел реактивными снарядами и бортовыми пушками не произвел на немцев решительно никакого впечатления - они даже не стали погружаться.
На Северном флоте самолет ещё в течении нескольких лет после войны продолжал нести службу.
На Черном море действовала отдельная эскадрилья на Пе-3. Она недолгое время использовалась для прикрытия и сопровождения кораблей. К 1943 году из-за отсутствия боеготовых машин эскадрилья была расформирована.
Трофейный Пе-3бис с опознавательными знаками финских ВВС.
Один Пе-3бис в 1942 году попал в руки финнов, совершив вынужденную посадку. Последние были ребятами хозяйственными и после ремонта включили его в состав своих ВВС. Там он служил в одном подразделении вместе с трофейными Пе-2 в качестве разведчика.
Служба Пе-3 в советских ВВС завершилась в начале 1950-х. Но ещё до этого было списано три десятка машин в соответствии с постановлением Совмина СССР № 632-260сс от 22 марта 1946 года.
Пе-3 оказался единственным отечественным двухмоторным истребителем ВВС Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Создаваемый как истребитель, самолет находился на вооружении лишь одного номинально истребительного полка. Если в 1941 году по летным характеристикам он был более менее в уровень с Bf110 модификации "С" несколько уступая по стрелково-пушечному вооружению, то модификациям E/F, он уже проигрывал по всем параметрам. О самолетах подобного класса находившихся на вооружении у союзников, таких как истребительные версии "Москито" или "Лайтнинг" Р-38 и говорить не приходится. Даже у "прародителя" семейства - ВИ-100 было более мощное стрелково-пушечное вооружение. Возможно, если было бы больше времени для доработки, а не четыре дня, машина получилась бы более совершенной. Но получилось как получилось.
По своим боевым возможностям Пе-3, скорее, многоцелевой самолет. Об этом говорит тот факт, что гораздо больше он использовался в бомбардировочных и разведывательных частях. Но, в любом случае, самолет внес свой вклад в Победу. В том числе и как истребитель.