*** Техника выполнения росписи по ткани “узелковый батик” — одна из древнейших китайских техник окрашивания ткани. В уезде Дали провинции Юньнань, где проживает народность бай, эту технику называют “узелковая набивная ткань”, “узелковые цветы”. И так как эту технологию применяла, главным образом, народность бай в уезде Дали, ее часто называют узелковый батик из Дали и узелковый батик народности бай. И сегодня мастеров, использующих эту традиционную технику вываривания тканей, можно встретить в деревне Чжоучэн в Дали-Байском автономном округе и в Вэйшань-И-Хуэйском автономном уезде. Но, пожалуй, самым известным местом изготовления узелкового батика, так называемая “родина этого народного ремесла”, все же остается деревня Чжоучэн. Народное ремесло “Узелковый батик” — традиционное ремесло народности бай, их изделия гармонично сочетают в себе и культуру народа, и искусство, с каким эти изделия выполняются, ведь после окрашивания в результате получаются красивые тщательно размещенные на ткани узоры, которые могут напоминать растения, а также различные орнаменты, которые в старину украшали одежду знати. Узоры смотрятся невероятно сочно и ярко, ведь для окрашивания применяются только натуральные красители, при этом ткань не линяет, более того, она благоприятно воздействует на состояние кожи, производит противовоспалительный эффект и снижает негативные последствия от современных химических красителей. Сегодня мастерицы народности бай, на основе сочетания старинного метода “узелковой набойки” и современных технологий окрашивания ткани, открывают новые методы и способы окрашивания, развивая новую технологию ручного окрашивания ткани – так называемый “цветной узелковый батик”, что открывает широкие возможности для творчества, варьирования цвета и создания разнообразных художественных эффектов. Сегодня в некоторых районах компактного проживания народности бай развивается новая технология — “возвращение к простоте, имитация технологии узелкового батика”. Эта технология, в основе которой лежит древняя узелковая техника выполнения росписи по ткани, в то же время не является узелковым батиком, она похожа на технику “рисования брызгами” и по стилю эта новая технология является соединением стиля батика и стиля “набрызг”. Особенностью этой технологии является то, что в ней отсутствует этап завязывания узелков, но присутствует большее разнообразие цветов, орнаментов и узоров, цветовая гамма более насыщенная, расцветка ткани получается более пестрая. По мере расширения рыночного спроса рисунки и орнаменты изделий мастеров из уезда Дали, естественно, все более усложняются и на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен вариаций. Сегодня можно приобрести сделанную из ткани в этой технике одежду, сумки, шапки и многие другие изделия. Технология узелкового батика Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним или несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается вдвое, и только потом на ней завязываются узлы. Затем опускают ткань в чан с краской и оставляют там на определенное количество времени. После этого ткань извлекают и дают высохнуть на солнце. Процесс окрашивания и высыхания повторяют несколько раз. После этого ткань промывают в чистой воде, чтобы удалить избыточную краску из ткани. Затем нить вынимают и получают красивую “вареную” ткань с интересным узором. В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка. Для окрашивания применяются только натуральные красители: вайда красильная, полынь и другие растения. Раньше для изготовления красителей использовали только дикоросы, сейчас же мастера сами выращивают в горах необходимые им растения. Как мы уже говорили, деревня Чжоучэн славится своими красильными мастерскими. Женщины этой деревни – признанные мастера народного искусства. Окрашенная ими хлопчатобумажная ткань имеет белый рисунок на фоне синего цвета, полученного с помощью индиго. Эти ткани широко используются для платков, скатертей, штор, женской одежды. Развешанные во дворах для сушки прокрашенные куски материи создают необыкновенный цветной колорит деревни Чжоучэн. Для рисунков чаще используют цветочные узоры или картинки из легенд и мифов. Большая часть произведенной ткани идет на изготовление одежды, одеял, занавесей, пологов и поясов. Эта ткань всегда пользуется спросом, а в современных мегаполисах Китая по-прежнему модно приобретать и использовать эти оригинальные традиционные ткани в различных целях.
"Китай: экономика и сотрудничество"
Узелковый батик народности Бай
***
Техника выполнения росписи по ткани “узелковый батик” — одна из древнейших китайских техник окрашивания ткани. В уезде Дали провинции Юньнань, где проживает народность бай, эту технику называют “узелковая набивная ткань”, “узелковые цветы”. И так как эту технологию применяла, главным образом, народность бай в уезде Дали, ее часто называют узелковый батик из Дали и узелковый батик народности бай. И сегодня мастеров, использующих эту традиционную технику вываривания тканей, можно встретить в деревне Чжоучэн в Дали-Байском автономном округе и в Вэйшань-И-Хуэйском автономном уезде. Но, пожалуй, самым известным местом изготовления узелкового батика, так называемая “родина этого народного ремесла”, все же остается деревня Чжоучэн.
Народное ремесло
“Узелковый батик” — традиционное ремесло народности бай, их изделия гармонично сочетают в себе и культуру народа, и искусство, с каким эти изделия выполняются, ведь после окрашивания в результате получаются красивые тщательно размещенные на ткани узоры, которые могут напоминать растения, а также различные орнаменты, которые в старину украшали одежду знати. Узоры смотрятся невероятно сочно и ярко, ведь для окрашивания применяются только натуральные красители, при этом ткань не линяет, более того, она благоприятно воздействует на состояние кожи, производит противовоспалительный эффект и снижает негативные последствия от современных химических красителей.
Сегодня мастерицы народности бай, на основе сочетания старинного метода “узелковой набойки” и современных технологий окрашивания ткани, открывают новые методы и способы окрашивания, развивая новую технологию ручного окрашивания ткани – так называемый “цветной узелковый батик”, что открывает широкие возможности для творчества, варьирования цвета и создания разнообразных художественных эффектов. Сегодня в некоторых районах компактного проживания народности бай развивается новая технология — “возвращение к простоте, имитация технологии узелкового батика”. Эта технология, в основе которой лежит древняя узелковая техника выполнения росписи по ткани, в то же время не является узелковым батиком, она похожа на технику “рисования брызгами” и по стилю эта новая технология является соединением стиля батика и стиля “набрызг”. Особенностью этой технологии является то, что в ней отсутствует этап завязывания узелков, но присутствует большее разнообразие цветов, орнаментов и узоров, цветовая гамма более насыщенная, расцветка ткани получается более пестрая. По мере расширения рыночного спроса рисунки и орнаменты изделий мастеров из уезда Дали, естественно, все более усложняются и на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен вариаций. Сегодня можно приобрести сделанную из ткани в этой технике одежду, сумки, шапки и многие другие изделия.
Технология узелкового батика
Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним или несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается вдвое, и только потом на ней завязываются узлы. Затем опускают ткань в чан с краской и оставляют там на определенное количество времени. После этого ткань извлекают и дают высохнуть на солнце. Процесс окрашивания и высыхания повторяют несколько раз. После этого ткань промывают в чистой воде, чтобы удалить избыточную краску из ткани. Затем нить вынимают и получают красивую “вареную” ткань с интересным узором. В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка.
Для окрашивания применяются только натуральные красители: вайда красильная, полынь и другие растения. Раньше для изготовления красителей использовали только дикоросы, сейчас же мастера сами выращивают в горах необходимые им растения.
Как мы уже говорили, деревня Чжоучэн славится своими красильными мастерскими. Женщины этой деревни – признанные мастера народного искусства. Окрашенная ими хлопчатобумажная ткань имеет белый рисунок на фоне синего цвета, полученного с помощью индиго. Эти ткани широко используются для платков, скатертей, штор, женской одежды. Развешанные во дворах для сушки прокрашенные куски материи создают необыкновенный цветной колорит деревни Чжоучэн.
Для рисунков чаще используют цветочные узоры или картинки из легенд и мифов. Большая часть произведенной ткани идет на изготовление одежды, одеял, занавесей, пологов и поясов. Эта ткань всегда пользуется спросом, а в современных мегаполисах Китая по-прежнему модно приобретать и использовать эти оригинальные традиционные ткани в различных целях.