Бюджетирование на предприятии: как организовать и с чего начать
Подготовка процесса бюджетирования — это создание организационных структур, отвечающих за организацию процесса бюджетирования; нормативных документов и комитета по бюджету. Различают две схемы организации работ по составлению бюджетов. Ведение на постоянной основе процесса сквозного планирования (бюджетирования) невозможно без наличия адекватной организационной структуры предприятия. Составление операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов требует наличия подразделений с соответствующими функциями и полномочиями. На небольших предприятиях проект сводного бюджета обычно составляется бухгалтерией и утверждается генеральным директором, на средних и крупных предприятиях сводный бюджет, как правило, утверждается правлением. ✔ В организационной структуре процесса бюджетирования выделяют субъекты планирования и объекты планирования: - субъекты планирования — подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета: аппарат управления организацией. Он рассматривает, корректирует и представляет на утверждение бюджетные показатели объектов планирования. К ним относятся планово-экономические, финансово-экономические, планово-аналитические службы, отдел труда и заработной платы, управление маркетинга и сбыта и др.; - объекты планирования — подразделения, которым составляется сводный бюджет и которые ответственны за выполнение сводного бюджета: производственные цехи, служба сбыта, отдел снабжения, складские службы и др. В «чистом виде» субъектов планирования не бывает, так как любое подразделение предприятия ответственно за выполнение того или иного бюджетного задания. Например, планово-экономическая служба, составляющая бюджетные сметы затрат функциональных служб, имеет свою бюджетную смету затрат, за выполнение которой оно ответственно и т.д. ✔ Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов: - по методу break-down (сверху — вниз): работа по составлению бюджета начинается « сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений -по методу build-up (снизу — вверх) поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. I. Вводные рекомендации На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Бюджеты должны быть структурированными, ясными и подробными. Цифры бюджета должны укладываться в пределы, установленные на основе предыдущих результатов, текущих тенденций, экономических факторов, желаемого темпа роста, перспектив развития, ограничений на трудовые и физические ресурсы. Подготовка, анализ и утверждение бюджета должны представлять собой единый процесс, открытый к изменениям, свободный от эмоций и политического давления и построенный на основе информации, скоординированной между подразделениями. Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими или неоправданно заниженными. В первом случае это приводит к невозможности исполнения бюджета и недовольству персонала. Во втором — становится допустимой потеря рабочего времени. Они должны быть реалистичными, достижимыми и документально обоснованными. ✔ При бюджетировании следует учитывать эти факторы: - стадии жизненного цикла продукта; - потребности покупателей; - уровень конкуренции; - человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе; - тенденции в развитии технологии; - уровень предпринимательского и финансового риска; -потребности и ресурсы производства; - запасы на складе и оборачиваемость активов; - наличие и стоимость сырья; - маркетинговые и рекламные условия, в том числе долю рынка; - ценообразование на товары или услуги; - моральное устаревание товаров и услуг; - потребности в финансировании и наличие средств; - корпоративную и отраслевую стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами; - спрос на продукцию; - государственное регулирование; - особенности цикла и сезонные колебания; - факторы политики и экономики. ↪ Продолжение читайте здесь - http://www.elitarium.ru/bjudzhetirovanie-predprijatie-organizacija-processa-sistema/ Рубрика #Деньги ✌ #бизнес #экономика #успех #предпринимательство #богатство #Прибыль
BL - Business Lounge
Бюджетирование на предприятии: как организовать и с чего начать
Подготовка процесса бюджетирования — это создание организационных структур, отвечающих за организацию процесса бюджетирования; нормативных документов и комитета по бюджету. Различают две схемы организации работ по составлению бюджетов.
Ведение на постоянной основе процесса сквозного планирования (бюджетирования) невозможно без наличия адекватной организационной структуры предприятия. Составление операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов требует наличия подразделений с соответствующими функциями и полномочиями.
На небольших предприятиях проект сводного бюджета обычно составляется бухгалтерией и утверждается генеральным директором, на средних и крупных предприятиях сводный бюджет, как правило, утверждается правлением.
✔ В организационной структуре процесса бюджетирования выделяют субъекты планирования и объекты планирования:
- субъекты планирования — подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета: аппарат управления организацией. Он рассматривает, корректирует и представляет на утверждение бюджетные показатели объектов планирования. К ним относятся планово-экономические, финансово-экономические, планово-аналитические службы, отдел труда и заработной платы, управление маркетинга и сбыта и др.;
- объекты планирования — подразделения, которым составляется сводный бюджет и которые ответственны за выполнение сводного бюджета: производственные цехи, служба сбыта, отдел снабжения, складские службы и др.
В «чистом виде» субъектов планирования не бывает, так как любое подразделение предприятия ответственно за выполнение того или иного бюджетного задания. Например, планово-экономическая служба, составляющая бюджетные сметы затрат функциональных служб, имеет свою бюджетную смету затрат, за выполнение которой оно ответственно и т.д.
✔ Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов:
- по методу break-down (сверху — вниз): работа по составлению бюджета начинается « сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений
-по методу build-up (снизу — вверх) поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия.
I. Вводные рекомендации
На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Бюджеты должны быть структурированными, ясными и подробными. Цифры бюджета должны укладываться в пределы, установленные на основе предыдущих результатов, текущих тенденций, экономических факторов, желаемого темпа роста, перспектив развития, ограничений на трудовые и физические ресурсы. Подготовка, анализ и утверждение бюджета должны представлять собой единый процесс, открытый к изменениям, свободный от эмоций и политического давления и построенный на основе информации, скоординированной между подразделениями.
Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими или неоправданно заниженными. В первом случае это приводит к невозможности исполнения бюджета и недовольству персонала. Во втором — становится допустимой потеря рабочего времени. Они должны быть реалистичными, достижимыми и документально обоснованными.
✔ При бюджетировании следует учитывать эти факторы:
- стадии жизненного цикла продукта;
- потребности покупателей;
- уровень конкуренции;
- человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе;
- тенденции в развитии технологии;
- уровень предпринимательского и финансового риска;
-потребности и ресурсы производства;
- запасы на складе и оборачиваемость активов;
- наличие и стоимость сырья;
- маркетинговые и рекламные условия, в том числе долю рынка;
- ценообразование на товары или услуги;
- моральное устаревание товаров и услуг;
- потребности в финансировании и наличие средств;
- корпоративную и отраслевую стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами;
- спрос на продукцию;
- государственное регулирование;
- особенности цикла и сезонные колебания;
- факторы политики и экономики.
↪ Продолжение читайте здесь - http://www.elitarium.ru/bjudzhetirovanie-predprijatie-organizacija-processa-sistema/ Рубрика #Деньги ✌
#бизнес #экономика #успех #предпринимательство #богатство #Прибыль