КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗВУКИ В РЕЧИ РЕБЕНКА?

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ВСЕ ЗВУКИ? ЧТО МЕШАЕТ РЕБЕНКУ ГОВОРИТЬ ЧИСТО?
Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:1) ребенок усваивает движения и позиции языка и других органов артикуляции, нужные для произнесения звука - это называется «артикуляция звука».
2) одновременно с усвоением артикуляции усваиваются различительные признаки звуков. В противном случае ребенок будет смешивать схожие по акустическим и артикуляционным признакам в устной речи («шаса» - Саша) или на письме («курова» - корова).
Научится ребенок произносить правильно звуки или нет, зависит от следующих условий:
1. от уровня развития «речевого» слуха, т.е. слышит ли ребенок разницу между звуками;
2. от уровня развития кинестетического восприятия – может ли ребенок воспринять положение его языка, губ и т.д.
3. от нормального строения артикуляционного аппарата: нарушения произношения звуков могут быть, например, из-за укороченной подъязычной складки – «уздечки».
4. от уровня развития артикуляционной моторики – движений органов артикуляции.
Артикуляционные движения могут быть не сформированы по разным причинам, например, из-за физиологической незрелости (еще не пришло время) или из-за недостаточности нервной системы.
Недостатки произношения могут наблюдаться в ходе нормального развития речи (например, ребенок в 3 года не произносит звук «Р»), но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка. В этих случаях помощь логопеда может не потребоваться.
Однако, если ребенок в речи заменяет звук на другой звук, которого нет в системе родного языка (например, звук «Р» изменяется на неприятный «горловой» звук), то такое нарушение обязательно потребует вмешательства логопеда.
Хочу еще раз отметить, что ребенок может неверно произносить звуки в том числе, если он слышит неверное произношение от взрослых. Поэтому, если и мама, и ребенок неверно произносят звуки, советуем начать заниматься вдвоем.
Если нарушения звукопроизношения вызваны недостаточной иннервацией (к языку подходят нервы, по которым мозг «посылает команды» языку двигаться), то работа логопеда будет более длительной, так как эти нарушения более сложные.
В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести.
Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят.
Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди. На 2 месяце в момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок произносит: а, е, о, у.
К концу 2-го месяца он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе)
В 3 месяца начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th"
До 6 месяца издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка. Ребенок лепечет и вокализирует, связывает звуки "напевает", прекращает и снова начинает "петь".
Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.
На 2 году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам г, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, рь, р, что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка.
На 3 году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается, его произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: р и л — й или ль, шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками ть, дъ («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки, «зюк, дюк» вместо жук, «тяй» вместо чай). Нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй» вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков т, д, с, з (т. е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных (п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук ы звуком и, звук х звуком к.
В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки а, у, и, о (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки ы, э), согласные м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х (некоторые дети еще заменяют звук х звуком к: «клеп» вместо хлеб, смягченно произносят звуки т, д: «тянк» вместо танк), йотированные звуки й, я, ю, е, ё, усваивают мягкие согласные сь, зь (твердые согласные большинство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук ц отсутствует и заменяется звуком тъ или сь (с). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно. Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук ль, заменяя им недостающие звуки л, рь, р («люк», «лепа», «лядио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком й («йук», «йека» вместо лук, река), иногда звук ль заменяют также звуком й («бойно» вместо больно).
Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и твердые свистящие звуки звуками ть, дь; наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков с, а, нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На 4 году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц копчика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 г. произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж — з («заба» вместо жаба), ч — ц («цасы» вместо часы), щ — с или сь («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, рь, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка). С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо- шипящих свистящие звуки. К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков л, р), что еще не является патологией в речевом развитии ребенка.
На 5 году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих,— в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.
На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение, тем быстрее оно формируется. Ошибкой всех родителей является то, что они надеются на самопроизвольное появление речи у малыша. Всё это ведет к стойкому нарушению в речи.
Если Вы беспокоитесь за речевое развитие ребенка, то его нужно показать логопеду и пройти речевое обследование. Логопед проверит речь и скажет соответствует ли она возрасту ребенка, поможет понять, что мешает ребенку говорить и даст рекомендации и специальные упражнения, для стимуляции речи ребенка.
Если ребенок до 2-3 лет не произносит ни звука, а к 4 годам он так и не заговорил, то это говорит о грубой патологии!
Родители, не тяните время и в случае отсутствия звуков и речи бейте тревогу! Вместе со специалистом вы поможете вырасти ребенку здоровы и счастливым!
Консультация логопеда в городе Железноводск: 8 938 309 50 70

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗВУКИ В РЕЧИ РЕБЕНКА? - 850225610449

Комментарии

Комментариев нет.