Чем живет детский YouTube😲 (и нужно ли его бояться)👹
Психологи прокомментировали популярные среди детей ролики о говорящих кошках, кукле Момо и пиксельном учителе-психопате. Если рекомендации на YouTube забиты роликами про Балди (мы тоже не знали, кто это) , устрашающую Момо, обзорами приложения Tik Tok и очередной куклы «Лол», скорее всего, с вашего аккаунта сидит ребенок. Взрослый YouTube и детский — два разных мира. Контент для школьников может быть полным разрывом шаблона даже для тех, кто вышел из подросткового возраста пару лет назад. Какой детский контент лидирует в трендах и что об этом думают психологи, читайте дальше. Достаточно посмотреть на топ-100 каналов. Из первой десятки пять — мультики, обзоры игрушек и блоги про детей-младшеклассников. Половина из сотни о темах, интерес к которым со стороны взрослых сомнителен: распаковки игрушек, инструкции по созданию лизунов, обзоры компьютерных игр (в основном сотни роликов про Minecraft — игру-песочницу, популярную среди детей по всему миру), челленджи «скупи все сладости в супермаркете», мультики и видео подростков-блогеров. Точно подсчитать, что массово смотрят дети и подростки, практически невозможно. Но комментарии к видео и контингент подписчиков блогеров показывают, что дети разных возрастов и подростки — частые гости на их страницах. Мурка-воровка В числе самых просматриваемых видео YouTube — «КОШКА МУРКА и РИСУНКИ ОТ ПОДПИСЧИКОВ! КОТ МАЛЫШ и ШКОЛА КОТОВ! Смешные ТРИ КОТА и КОШЕЧКА КУКЛА ЛОЛ» (здесь и далее авторское написание сохранены.). За пять дней оно набрало более 650 тыс. просмотров. На экране рисунки от подписчиков, наглядно показывающих, что главные зрители — дети. Их мультяшным голосом комментирует кошка Мурка. Комплименты рисункам прерываются фразами типа: «Крошки-макарошки, я же уроки забыла сделать!» и неохотными признаниями в краже колбасы. Похожий канал — «Познаватель» (12 место в топе) — про желейного медведя Валеру, который постоянно участвует в безобидных челленджах. Видео с конфетой-медведем набирают по меньшей мере по 5 млн просмотров. Например, хозяин предлагает медведю решить задачу: ты должен парикмахеру 472 рубля, булочнику — 273 рубля и молочнику — 178 рублей, итого сколько ты должен всем? «Не знаю, но я бы лучше в другой район переехал», — отвечает Валера. Детский и подростковый психолог Елена Лосева: "Сам ролик ничего плохого не несет, вполне безобидные ситуации. Важны скорее реакция взрослых и наблюдение. Во-первых, чтобы это не переросло во что-то агрессивное, что можно классифицировать как жестокое обращение с животными. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать не только оценки в школе и домашнее задание, но и интересоваться тем, чем он увлекается. Обсуждать мультфильмы, ролики, фильмы нужно всегда. Объяснить мультфильм ребенку в три года — это родители воспринимают как естественный процесс, а сделать то же самое, когда ребенку 12 или 15 лет — почему-то нет. Ералаш 2.0 Видео канала Follow me, набравшее 1,5 млн просмотров, очень напоминает «Ералаш». Трое ребят снимают сценки из будничной жизни школьников, которые хотят больше шоколада, но не хотят делать уроки, ссорятся и почему-то таскают за собой якобы оживший скелет Гришу (это чаще всего вызывает недоумение у комментаторов). "За внешней необычностью остро стоит проблема дружбы в детском и подростковом сообществе. Ведь и со скелетом ребята не дружат, потому что не умеют. Их действия напоминают детскую игру в «дочки-матери», хотя сами герои постоянно повторяют, что они друзья. Ролик является зеркальным отражением подростковых проблем — страхов, трудностей в общении." Боляш и Безнадежик Девчачьи блоги, как и звездные дети, история не новая. Как и мемы — поменялись лишь темы и формат подачи. Шутки про хамство в общественном транспорте, руки дяди Федора из «Простоквашино», напоминающие ягодицы, Ким Кардашьян и тысячи других картинок. Всё это школьники смотрят в формате слайд-шоу с закадровыми комментариями. Поколение, выросшее на «Смешариках», шутит про персонажей с именами Боляш, Пьян, Страх Страхыч, Дрожь, Суициднюша и Безнадежик. Это из трендов с 3,3 млн просмотров. Детский и подростковый психолог Елена Лосева: "Никакого криминала я здесь не увидела. Лексика, конечно, менее литературная, но даже ведущий некоторые слова заменяет более приемлемыми. Мем про мультики в самом начале я бы расценила как отрицание собственной «детскости». Когда ребенку говорят — «Ну ты чего как маленький», когда он, например, плачет из-за царапины, это ни у кого не вызывает недоумения." Демонизировать такие ролики не стоит, но и оставлять вообще без внимания тоже. Стараются же родители привить ребенку какой-то вкус или предпочтения к музыке, искусству, почему бы не делать тоже самое с юмором. Как? Личным примером. Вместе с ребенком смотреть то, что считаете действительно смешным. Пиксельный учитель Сотни видео с сомнительной рисовкой уровня игр 90-х годов второй год набирают по миллиону просмотров. Все они про Балди — персонажа компьютерной игры Baldi’s Basics in Education and Learning. По легенде Балди это учитель математики, который от одной лишь ошибки (а в игре ее невозможно не допустить — попадаются попросту нечитаемые задания) звереет и начинает лупить линейкой. Детский и подростковый психолог Евгения Чмутова: "Персонаж примитивный, на мой взгляд. В нем сосредоточены основные негативные качества учителя: критичность, нетерпимость, агрессивность, склонность к угрозам. Очень неприятный образ. Ролики создают ощущение напряжения и небезопасности. Даже мама, взрослый человек, призванный защищать, убегает из собственного дома и в определенный момент бросает сына". Чему могут научить ролики? Ничему. Их просмотр расшатывает эмоциональную систему, делая детей сверхвозбудимыми, агрессивными. Байки из склепа Рука об руку с Балди идет еще один загадочный персонаж — кукла Момо, которую связывали с суицидальными играми по типу «Синих китов». О кукле Момо серию роликов сняла 15-летняя Карина Аракелян. Ее блог со страшилками — темный фон, мрачная музыка, заставки с кровопотеками — не из трендов, но явно популярен среди детей. Вообще прототип куклы Момо — созданный японским художником Мидори Хаяси макет женщины-птицы с выпученными глазами. Этот персонаж якобы втягивает детей в игры с выполнением сомнительных заданий, если ему написать в мессенджер (множество номеров Момо гуляет по соцсетям). YouTube предупреждает, что ролик про Момо «не рекомендуется смотреть детям и лицам с неустойчивой психикой»: подросток в комнате с приглушенным светом пишет кукле, которая подозрительно много о ней знает, пугается, нагнетает обстановку, а в конечном счете блокирует номер и сообщает о загадочном фото, сделанном во время звонка. Вопреки ожиданиям, психолог не видит ничего криминального в этой страшилке. "По поводу этой страшилки — девочка экспериментирует. Кукла Момо, как мне кажется, ассоциируется со смертью. Написать ей — возможность доказать себе, что с ней можно справиться. Она ведь потом заблокировала ее, тем самым обеспечив ощущение всемогущества — я могу управлять своей судьбой и мне не страшно. Вот смотрите — я столкнулась с чем-то сложным и справилась. Это здоровая, конструктивная позиция." Есть впечатлительные дети, для которых это травматично. Им начнут сниться кошмары, может проявиться лунатизм, они начнут на этом зацикливаться. А есть дети, которые получили свою дозу сильных эмоций, зарядились и пошли дальше с ощущением, что жизнь не такая страшная, как могло бы показаться. Нужно отметить, что дети и подростки, кроме того, могут таким образом восполнять недостаток внимания. Родителям есть смысл поговорить с детьми: а что эта страшилка значит для них? И им нужно понять — они боятся за ребенка или это их личные мистические страхи.
Детская Академия (Краснокаменск)
Чем живет детский YouTube😲 (и нужно ли его бояться)👹
Психологи прокомментировали популярные среди детей ролики о говорящих кошках, кукле Момо и пиксельном учителе-психопате.
Если рекомендации на YouTube забиты роликами про Балди (мы тоже не знали, кто это) , устрашающую Момо, обзорами приложения Tik Tok и очередной куклы «Лол», скорее всего, с вашего аккаунта сидит ребенок. Взрослый YouTube и детский — два разных мира. Контент для школьников может быть полным разрывом шаблона даже для тех, кто вышел из подросткового возраста пару лет назад. Какой детский контент лидирует в трендах и что об этом думают психологи, читайте дальше.
Достаточно посмотреть на топ-100 каналов. Из первой десятки пять — мультики, обзоры игрушек и блоги про детей-младшеклассников.
Половина из сотни о темах, интерес к которым со стороны взрослых сомнителен: распаковки игрушек, инструкции по созданию лизунов, обзоры компьютерных игр (в основном сотни роликов про Minecraft — игру-песочницу, популярную среди детей по всему миру), челленджи «скупи все сладости в супермаркете», мультики и видео подростков-блогеров.
Точно подсчитать, что массово смотрят дети и подростки, практически невозможно. Но комментарии к видео и контингент подписчиков блогеров показывают, что дети разных возрастов и подростки — частые гости на их страницах.
Мурка-воровка
В числе самых просматриваемых видео YouTube — «КОШКА МУРКА и РИСУНКИ ОТ ПОДПИСЧИКОВ! КОТ МАЛЫШ и ШКОЛА КОТОВ! Смешные ТРИ КОТА и КОШЕЧКА КУКЛА ЛОЛ» (здесь и далее авторское написание сохранены.). За пять дней оно набрало более 650 тыс. просмотров.
На экране рисунки от подписчиков, наглядно показывающих, что главные зрители — дети. Их мультяшным голосом комментирует кошка Мурка. Комплименты рисункам прерываются фразами типа: «Крошки-макарошки, я же уроки забыла сделать!» и неохотными признаниями в краже колбасы.
Похожий канал — «Познаватель» (12 место в топе) — про желейного медведя Валеру, который постоянно участвует в безобидных челленджах. Видео с конфетой-медведем набирают по меньшей мере по 5 млн просмотров. Например, хозяин предлагает медведю решить задачу: ты должен парикмахеру 472 рубля, булочнику — 273 рубля и молочнику — 178 рублей, итого сколько ты должен всем? «Не знаю, но я бы лучше в другой район переехал», — отвечает Валера.
Детский и подростковый психолог Елена Лосева: "Сам ролик ничего плохого не несет, вполне безобидные ситуации. Важны скорее реакция взрослых и наблюдение. Во-первых, чтобы это не переросло во что-то агрессивное, что можно классифицировать как жестокое обращение с животными. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать не только оценки в школе и домашнее задание, но и интересоваться тем, чем он увлекается.
Обсуждать мультфильмы, ролики, фильмы нужно всегда. Объяснить мультфильм ребенку в три года — это родители воспринимают как естественный процесс, а сделать то же самое, когда ребенку 12 или 15 лет — почему-то нет.
Ералаш 2.0
Видео канала Follow me, набравшее 1,5 млн просмотров, очень напоминает «Ералаш». Трое ребят снимают сценки из будничной жизни школьников, которые хотят больше шоколада, но не хотят делать уроки, ссорятся и почему-то таскают за собой якобы оживший скелет Гришу (это чаще всего вызывает недоумение у комментаторов).
"За внешней необычностью остро стоит проблема дружбы в детском и подростковом сообществе. Ведь и со скелетом ребята не дружат, потому что не умеют. Их действия напоминают детскую игру в «дочки-матери», хотя сами герои постоянно повторяют, что они друзья. Ролик является зеркальным отражением подростковых проблем — страхов, трудностей в общении."
Боляш и Безнадежик
Девчачьи блоги, как и звездные дети, история не новая. Как и мемы — поменялись лишь темы и формат подачи. Шутки про хамство в общественном транспорте, руки дяди Федора из «Простоквашино», напоминающие ягодицы, Ким Кардашьян и тысячи других картинок. Всё это школьники смотрят в формате слайд-шоу с закадровыми комментариями.
Поколение, выросшее на «Смешариках», шутит про персонажей с именами Боляш, Пьян, Страх Страхыч, Дрожь, Суициднюша и Безнадежик. Это из трендов с 3,3 млн просмотров.
Детский и подростковый психолог Елена Лосева: "Никакого криминала я здесь не увидела. Лексика, конечно, менее литературная, но даже ведущий некоторые слова заменяет более приемлемыми. Мем про мультики в самом начале я бы расценила как отрицание собственной «детскости». Когда ребенку говорят — «Ну ты чего как маленький», когда он, например, плачет из-за царапины, это ни у кого не вызывает недоумения."
Демонизировать такие ролики не стоит, но и оставлять вообще без внимания тоже. Стараются же родители привить ребенку какой-то вкус или предпочтения к музыке, искусству, почему бы не делать тоже самое с юмором. Как? Личным примером. Вместе с ребенком смотреть то, что считаете действительно смешным.
Пиксельный учитель
Сотни видео с сомнительной рисовкой уровня игр 90-х годов второй год набирают по миллиону просмотров. Все они про Балди — персонажа компьютерной игры Baldi’s Basics in Education and Learning. По легенде Балди это учитель математики, который от одной лишь ошибки (а в игре ее невозможно не допустить — попадаются попросту нечитаемые задания) звереет и начинает лупить линейкой.
Детский и подростковый психолог Евгения Чмутова: "Персонаж примитивный, на мой взгляд. В нем сосредоточены основные негативные качества учителя: критичность, нетерпимость, агрессивность, склонность к угрозам. Очень неприятный образ. Ролики создают ощущение напряжения и небезопасности. Даже мама, взрослый человек, призванный защищать, убегает из собственного дома и в определенный момент бросает сына".
Чему могут научить ролики? Ничему. Их просмотр расшатывает эмоциональную систему, делая детей сверхвозбудимыми, агрессивными.
Байки из склепа
Рука об руку с Балди идет еще один загадочный персонаж — кукла Момо, которую связывали с суицидальными играми по типу «Синих китов». О кукле Момо серию роликов сняла 15-летняя Карина Аракелян. Ее блог со страшилками — темный фон, мрачная музыка, заставки с кровопотеками — не из трендов, но явно популярен среди детей.
Вообще прототип куклы Момо — созданный японским художником Мидори Хаяси макет женщины-птицы с выпученными глазами. Этот персонаж якобы втягивает детей в игры с выполнением сомнительных заданий, если ему написать в мессенджер (множество номеров Момо гуляет по соцсетям). YouTube предупреждает, что ролик про Момо «не рекомендуется смотреть детям и лицам с неустойчивой психикой»: подросток в комнате с приглушенным светом пишет кукле, которая подозрительно много о ней знает, пугается, нагнетает обстановку, а в конечном счете блокирует номер и сообщает о загадочном фото, сделанном во время звонка.
Вопреки ожиданиям, психолог не видит ничего криминального в этой страшилке.
"По поводу этой страшилки — девочка экспериментирует. Кукла Момо, как мне кажется, ассоциируется со смертью. Написать ей — возможность доказать себе, что с ней можно справиться. Она ведь потом заблокировала ее, тем самым обеспечив ощущение всемогущества — я могу управлять своей судьбой и мне не страшно. Вот смотрите — я столкнулась с чем-то сложным и справилась. Это здоровая, конструктивная позиция."
Есть впечатлительные дети, для которых это травматично. Им начнут сниться кошмары, может проявиться лунатизм, они начнут на этом зацикливаться. А есть дети, которые получили свою дозу сильных эмоций, зарядились и пошли дальше с ощущением, что жизнь не такая страшная, как могло бы показаться.
Нужно отметить, что дети и подростки, кроме того, могут таким образом восполнять недостаток внимания. Родителям есть смысл поговорить с детьми: а что эта страшилка значит для них? И им нужно понять — они боятся за ребенка или это их личные мистические страхи.