Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней. .В Повести временных лет есть рассказ о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет. Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, один из тех, кто воловьи кожи руками мял, стараясь им мягкость придать
Подвиг этого героя описан в «Повести временных лет».
В 989 году правитель Руси «Красное Солнце ( Красное Солнце, то есть Красивое Солнце– это часть титула древних правителей Руси до принятия христианства). Великий князь, каган» Владимир Святославич, принял христианскую веру. Это привело в ярость соседних печенежских ханов, незадолго до того принявших ислам, так как они были уверены, что Владимир также примет его.
Правители Хеттской империи, основатели которой неситы родственны народам среднеевропейской расы, к которой относятся славяне и германцы, носили титул «Мое Солнце».
Потому печенежскими ханами и миссионерами из Хорезма (был центром распространения ислама в Восточной Европе в X-XI веках) было принято решение силой заставить Владимира сменить христианство на ислам. Началась ожесточенная война, которая шла почти 10 лет и в которой Русь едва устояла.
Ниже приведенный эпизод боя богатыря с печенежским великаном из этой войны произошел в 993 году на берегах реки Сула. .
С началом года многотысячная армия печенегов в очередной раз двинулась на Русь. Владимир перехватил печенегов у притока Сулы речке Трубеж. И стали две армии друг против друга на разных берегах речки. И стояли друг против друга несколько дней. Никто не решался первым начинать битву.
Наконец, прибыл посланец от хана печенегов с предложением выставить поединщиков и чтобы боролись голыми руками. Условия поединка были следующими: если победит русский воин, то печенеги заключают мир и три года не воюют с Русью; если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.
И назвали печенеги имя своего воина, который будет сражаться за честь печенежских орд. Имя было известное.Воин был роста огромного и силы непомерной. О нем слышали многие, и никто из дружинников князя не хотел рисковать жизнью в бою один на один с подобным врагом. Князь был возмущен. Ситуация складывалась позорная. Не выставить воина на поединок – это был такой позор для государства, что не отмоешься перед соседями и союзниками.
Князь приказал огласить вызов печенегов перед ополченцами: может, кто из них пойдет на бой. Кликнули желающих. Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Звали его Ян. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука.
Утром обе армии выстроились друг против друга, оставив место для поединка. Вышел печенег. Вышел русич. Среднего роста он был явно мелковат против печенежского богатыря. Тот даже смеяться начал со своего противника. Однако, когда они схватились врукопашную, Ян задушил печенега, а потом хряснул его телом о землю.
Печенеги были потрясены, а восторженные воины Владимира ринулись в атаку на врага. Смяли печенежские отряды и долго гнали их в степь, уничтожая отстающих. Владимир был так доволен этой нежданной победой на фоне прочих неудач, что возвел Яна в ранг воевод, а на месте поединка на речке Трубеж у брода заложил город, который назвал Переяславец, в честь победы над врагом. Ян Усмошвец, то есть шорник шьющий кожу таково было полное имя победителя, еще не раз в ранге воеводы воевал с печенегами и одержал над ними не одну победу. Со временем в народном фольклоре эта реальная история рассказывалась как былина, в устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине, в России его звали Никитой Кожемякой.
Победа Кожемяки над печенегом (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)
По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь. Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного русского богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.
Интересно то, что народ наделяет богатыря не только огромной силой, но смекалкой и умом. Не сумев одержать победу в открытом бою, Никита прибегнул к хитрости, предложив проложить межу между владениями Змея и Никиты. -Разделим же весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я в другой. – Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было. Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею: – Землю мы разделили, теперь давай море делить, чтобы и о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить; вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил. Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Эта сказание характеризует его не только как сильного богатыря, но, как умного и смекалистого мужика. Этим он и близок русскому человеку. Когда в критической ситуации применяется не только сила, но и голова. И тому в истории России примеров более, чем достаточно.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени в две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке. А та борозда вышиною в две сажени, и поныне называется она Змиевы валы.
БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ
Реальная история Никиты Кожемяки.
Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней.
.В Повести временных лет есть рассказ о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет. Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, один из тех, кто воловьи кожи руками мял, стараясь им мягкость придать
В 989 году правитель Руси «Красное Солнце ( Красное Солнце, то есть Красивое Солнце– это часть титула древних правителей Руси до принятия христианства). Великий князь, каган» Владимир Святославич, принял христианскую веру. Это привело в ярость соседних печенежских ханов, незадолго до того принявших ислам, так как они были уверены, что Владимир также примет его.
Правители Хеттской империи, основатели которой неситы родственны народам среднеевропейской расы, к которой относятся славяне и германцы, носили титул «Мое Солнце».
Потому печенежскими ханами и миссионерами из Хорезма (был центром распространения ислама в Восточной Европе в X-XI веках) было принято решение силой заставить Владимира сменить христианство на ислам. Началась ожесточенная война, которая шла почти 10 лет и в которой Русь едва устояла.
Ниже приведенный эпизод боя богатыря с печенежским великаном из этой войны произошел в 993 году на берегах реки Сула. .
С началом года многотысячная армия печенегов в очередной раз двинулась на Русь. Владимир перехватил печенегов у притока Сулы речке Трубеж. И стали две армии друг против друга на разных берегах речки. И стояли друг против друга несколько дней. Никто не решался первым начинать битву.
Наконец, прибыл посланец от хана печенегов с предложением выставить поединщиков и чтобы боролись голыми руками. Условия поединка были следующими: если победит русский воин, то печенеги заключают мир и три года не воюют с Русью; если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.
И назвали печенеги имя своего воина, который будет сражаться за честь печенежских орд. Имя было известное.Воин был роста огромного и силы непомерной. О нем слышали многие, и никто из дружинников князя не хотел рисковать жизнью в бою один на один с подобным врагом. Князь был возмущен. Ситуация складывалась позорная. Не выставить воина на поединок – это был такой позор для государства, что не отмоешься перед соседями и союзниками.
Князь приказал огласить вызов печенегов перед ополченцами: может, кто из них пойдет на бой. Кликнули желающих. Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Звали его Ян. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука.
Утром обе армии выстроились друг против друга, оставив место для поединка.
Вышел печенег. Вышел русич. Среднего роста он был явно мелковат против печенежского богатыря. Тот даже смеяться начал со своего противника. Однако, когда они схватились врукопашную, Ян задушил печенега, а потом хряснул его телом о землю.
Печенеги были потрясены, а восторженные воины Владимира ринулись в атаку на врага. Смяли печенежские отряды и долго гнали их в степь, уничтожая отстающих.
Владимир был так доволен этой нежданной победой на фоне прочих неудач, что возвел Яна в ранг воевод, а на месте поединка на речке Трубеж у брода заложил город, который назвал Переяславец, в честь победы над врагом.
Ян Усмошвец, то есть шорник шьющий кожу таково было полное имя победителя, еще не раз в ранге воеводы воевал с печенегами и одержал над ними не одну победу.
Со временем в народном фольклоре эта реальная история рассказывалась как былина, в устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине, в России его звали Никитой Кожемякой.
По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь. Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного русского богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.
Интересно то, что народ наделяет богатыря не только огромной силой, но смекалкой и умом. Не сумев одержать победу в открытом бою, Никита прибегнул к хитрости, предложив проложить межу между владениями Змея и Никиты.
-Разделим же весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я в другой.
– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
– Землю мы разделили, теперь давай море делить, чтобы и о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить; вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Эта сказание характеризует его не только как сильного богатыря, но, как умного и смекалистого мужика. Этим он и близок русскому человеку. Когда в критической ситуации применяется не только сила, но и голова. И тому в истории России примеров более, чем достаточно.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени в две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке. А та борозда вышиною в две сажени, и поныне называется она Змиевы валы.