Конспект занятия: Роспись Плешковской игрушки, в рамках серии занятий "Народные промыслы Орловского края".

(На основе программы Б.М. Неменского ).
Цель
урока-
Познакомиться с народным промыслом
Орловского края «Плешковская игрушка».
Познакомиться с принципами и элементами
народного рисунка и народной лепки.
Отличия декоративного искусства от
классического. Их взаимосвязь.
Дать
на практике понятия линия-пятно. Развить
у обучающихся пространственное и
наглядно- образное мышление.
Задачи:
Обучающие-
Овладеть теоретическими и практическими
знаниями и навыками. Познакомиться с
элементами и основными композиционными
мотивами Плешковской игрушки.
Научиться
лепке и росписи Плешковской игрушки.
Воспитательные-
Патриотическое, эстетическое, духовно-
нравственное воспитание. Развитие
чувства художественного вкуса. Развитие
чувства художественного вкуса. Умение
отличать Орловскую народную игрушку
от Каргопольской и прочих. Развитие
положительных, нравственных качеств.
Оборудование и материалы:
-Плешковская игрушка.
-Гуашь.
-Краски, кисточки.
-Фартуки, тряпочки, клеёнки.
-Плакаты, наглядные пособия.
Програмный материал:
Игрушка
Плешковского промысла- на первый взгляд
невзрачна, неказиста. Не очень богатая
палитра красок. Но не смотря на это,
многие поражаются её декоративными
качествами. В чём же секрет? А весь секрет
в том, что народный, порой даже неграмотный,
«неотёсанный» мастер имел своё особенное,
природное чувство ритма и чувство цвета.
Кроме природного цвета глины, использовалось
всего два- три цвета. Но посмотрите, как
точно из этой цветовой паллитры созданы
такие необычные, декоративные цветовые
композиции. В то время не было художественных
школ, специальных учбных заведений, где
подобное ремесло могло бы преподаваться
в массовом порядке. Как мы уже сказали,
простой сельский мастер не владел
общеобразовательной грамотой, а уж тем
более изобразительной. Но у народного
художника есть своё, внутреннее,
незамутнённое видение искусства. По
своей декоративности Плешковская
игрушка привлекает отечественных и
зарубежных искусствоведов. Но не смотря
на видимую простоту, очень много ушло
трудов, чтобы собрать хоть какую- то
информацию о данном промысле.
Плешковская
глина довольно пластичная и поддатливая.
Обладает хорошими декоративными
качествами и прекрасно поддаётся обжегу.
После обжега цвет глины принимает очень
интересный, бледно- терракотовый оттенок.
Именно поэтому на нём очень удачно
смотрятся пятна красного и зелёного
цвета. Древнее, непревзойдённое сочетание
цветов. Изделие не нужно излишне
декорировать, делать налепы и «кренделя».
При помощи «чирочек», аналогов современных
стеков делалась нехитрая гравировка.
Цвет являлся лишь дополнением к форме.
Но выполняя задание, следует подойти к
нему с особенным усердием и ответственностью.
В целом, роспись представляет собой
небольшие пятна сдержаных цветов.
Плешковские мастера Фроловы любили
повторять- «А больше и не надо». Мастера
Фроловы известны тем, что часто применяют
и свои, авторские узоры, которые для
других мастеров Плешковской игрушки
не характерны.
Форма
игрушки цельная, без лишних деталей,
небольшого размера, с ладошку ребёнка.
В
сюжетах преобладает крестьянская тема
- домашняя скотина и птица. Роспись
животных, как и роспись людей имеет как
характерные детали рисунка, так и
символические знаки.
Фигурки
людей такие же, как в других областях -
бабы, кормилки, солдаты. Особенный
местный сюжет - мужчина одет в форму
солдата русско-японской войны.
Детали
одежды женщин, по-видимому, характерны
для этого села - островерхий капор,
косынка на шее. Напоминает крестьянский
костюм Орловской Губернии. Встречается
также убор в виде кокошника . Возможно-
местный, или символический. Кокошник,
как правило окрашивается в красный
цвет.
Баба
(или Барыня, Кормилица, Нянюшка, она же
Берегиня) — связь с культурой наших
предков. Тысячи лет отделяют нас от
наших предков- дикарей, но женское
изображение плешковской пластики
удивительным образом перекликается с
фигурой древнего божества — хранительницей
очага, связанной с культом плодородия.
Та же проработка лица (защипом обозначен
нос), тот же головной убор, так же выполнена
укороченная рука со свистком. Узоры на
поверхности женско фигурки- солярные
знаки — двойной крест, пятна с мелкими
точками. Вертикальные линии — знаки
падающего дождя, и волнистые — земля,
наполненная дождем, ещё может быть
морская стихия, водные источники. С
дождём в народных приметах так же
ассоциируется лягушка. Лягушки квакают
на дождь. Среди писателей и художников,
приезжавших в Плешково в 60-х, 70-х годах
прошлого века, известны рассказы о
Юродивом Васюне, который мастерски,
правдоподобно квакал, изображал лягушек.
«Квак!» «Квак!». Отсюда следует, что в
генетической памяти плешковцев жива
связь с «Матерью- Сырой- Землёй» и водными
стихиями. Так же, как и в китайской
традиции, этот символ имеет значение
достатка, плодородия. В Плешковском
промысле не случайно встречается сюжет
«лягушка». Плешковцы любят говорить-
«У нас весной лягушки как прям
преображаются, становятся на редкость
красивыми, и куда уродство всё девается?
Кода преобретает голубоватый оттенок.»
Напоминает процесс изменения цвета
глины при обжиге. Не сложно вспомнить
и русскую народную сказку о Царевне-лягушке.
Следует
помнить: в росписи вертикальные полосы
- знак падающего дождя; волнистые линии
- земля напоенная дождем; пятна - знаки
зерна, двойные кресты - солярные знаки
(солнце).
Мастерица Александра Михайловна
Иванилова. Многие исследователи, со
всей России приезжали к ней в гости,
чтобы проникнуться в суть Плешковского
промысла. Александра михайловна
осуществляла роспись своих изделий
тоненькой палочкой- лучиной. Сверху
наматывала ватку. Линии получались
певучие, живые и сочные. Культуролог И.
И. Борисова вспоминает, как плешковские
мастера не только не признавали
художественных кистей, но даже смеялись
над профессионалами, членами Союза
Художников- « Эко вы тут казюлин
налепили...»
Среди
жителей Ливенского района бытовало по
верье,
что в мае, на Николу, нужно праздновать
"Свистунью". Звонким свистом
выгоняли из домов и сердец все лишнее
и наносное, что накопилось за зиму.
Зелёный цвет- цвет майской зелени. Стоит
отметить, что это всё- язычество и не
имеет ничего общего с современной
наукой. Но эти поверья несут нам знания
общекультурологического характера.
Местные жители верили, что солнце от
этого жарче греет. Об этом говорит
красный цвет в росписи. По другим данным,
этот праздник празднуется в конце марта-
середине апреля. Символизирует талый
снег, первую зелень. (Е.Щ.) Однако смысл-
один и тот же. Приход весны и обновление
природы.
Возможно,
с этим связана и роспись плешковских
игрушек. По народной традиции, издавна
выполняемая тертым кирпичом и соком
лопуха. Как свидетельствуют старинные
образцы игрушек, сохранившихся до наших
дней, цвета не протятся, не выгорают.
При этом учитывается то, что в эти
свистульки и Барышни играло не одно
поколение. Древние цвета природы, своим
происхождением и предназначением
относящие нас к временам наших далёких
предков- Вятичей. Пятна, произвольно
покрывающие поверхность игрушки,
напоминают знаки колоса и травы -
символическое обозначение майской
зелени.
Плешковцы
гордо говорили- у нас краска своя,
домодельная, не то что покупная.
Затирается, варится с душой... Цвета
природные, истинные. Но к сожалению,
секреты тех, народных красок «канули в
лету», да и на изготовление подобных
красок не предусмотрено времени. В
школьном курсе изобразительного
искусства рекомендуется использовать
гуашевые, акриловые, темперные краски,
которые сейчас свободно продаются в
художественных салонах.
В
Плешковском промысле, единственном из
всех похожих, у барыни
встречаются вертикальные и волнообразные
линии - символы падающего дождя и земли,
напоенной дождем. Земля и женщина
призваны порождать, плодить новую жизнь.
Об этом говорит зелёный цвет в росписи,
который брали из лопуха, цвет земной
растительности.
Ход
занятия:
-Подготавливаем
рабочее место.
-Обзор
расписанной игрушки: Кто скажет, какие
символы Вы видите в цветовых пятнах,
которыми расписана игрушка, и что они
означают?
-
Какие цвета преобладают?
-Какими
красками расписывали игрушки народные
мастера?
Роспись
изделия производится кисточкой, без
предварительой разметки.
Плешковские
народные мастера, по началу не признавали
кисточки. Выстругивали спичку или
палочку- лучину. Наматывали ватку.
- Берём в руки
игрушку. Желательно, с точки зрения
народного искусства постоянно держать
её, крутя в ладони. Народные мастера не
пользовались каким- либо подиумом.
Начинаем
роспись с крупных, локальных пятен.
Окрашиваем кокошник. Применяем красный,
оранжевый или красно- коричневый цвет.
Кто нам
скажет, что же такое кокошник?
-Окрашиваем
детали одежды.
-Изображаем
на одежде круги, дождь, или двойной
крест, что является, как было сказано
выше, символическими знаками в народном
искусстве.
-Уточняем,
прорабатываем мелкие детали.
-Даём изделию
высохнуть. В конце занятия- выставка-
просмотр. http://www.maam.ru/users/1090768

Конспект занятия: Роспись Плешковской игрушки, в рамках серии занятий "Народные промыслы Орловского края". - 852892887805
Конспект занятия: Роспись Плешковской игрушки, в рамках серии занятий "Народные промыслы Орловского края". - 852892900605
Конспект занятия: Роспись Плешковской игрушки, в рамках серии занятий "Народные промыслы Орловского края". - 852892923389
Конспект занятия: Роспись Плешковской игрушки, в рамках серии занятий "Народные промыслы Орловского края". - 852892933117

Комментарии

Комментариев нет.