Пограничник-танкист о своей службе в Восточном пограничном округе: я впервые увидел китайцев рядышком
Анатолий Домажиров в 1969 году был призван на службу в Пограничные войска КГБ СССР: 134-й Курчумский пограничный отряд (в/ч 2535) Восточного пограничного округа. Проходил обучение в танковом учебном полку г. Самарканда, откуда, выпущен командиром танка (наводчик 3-го класса) с присвоением воинского звания "младший сержант". Проходил дальнейшую службу на Советско-Китайской границе в 5-м Отдельном Танковом Батальоне (в/ч 2578). За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, успешном строительстве материальнотехнической базы по Приказу начальника ВПО был досрочно демобилизован в звании сержанта в 1971 году.
После обострений на Советско-Китайской границе, в 1969 году, на протяжении от Дальнего востока и до стыка с Монголией, были созданы 11 Отдельных Танковых Батальонов. Один из них, в котором мне пришлось служить, был расквартирован в р.п. Курчум Усть-Каменогорской области Восточного Казахстана. В 1971 году мы постоянно участвовали на разных учениях, часто поднимались по "Тревоге", но это были учебные будни. Однажды, в середине лета, после очередного подъема по "Тревоге" ночью, нас погрузили в машины и повезли в неизвестном направлении. Ехали около 2-2.5 часов. Проехали много населенных пунктов, когда прибыли на заставу "Алкабек". Только тогда мы поняли, что прибыли на самую крайнюю линию нашей страны – границу. Утром, еще до подъема, нас подняли, мы получили сухой паек и нас развезли по периметру вдоль какой-то речки. Впоследствии оказалось, что речка называлась Алкабек. Вдоль речки для наших танков были вырыты окопы. Их вырыли солдаты СА, которые пригнали в отряд танки в начале 1969 года. Тогда мы только поняли, для чего нам выдали танковые лопаты. У нас их называли БСЛ-110 – Большая саперная лопата 110 см. Быстро позавтракали и приступили к чистке капониров. После обеда командиры танков получили задание "Уточнить огневые точки на местности!". У каждого командира имеется свой бинокль и карточка огня, вот тогда я впервые и увидел китайцев рядышком. Да и все-то их видели первый раз. Тогда и узнали от офицеров, кто копал окопы, кто делал рекогносценировку на местности. На мой вопрос командиру роты: "Почему поехали на автомашинах, а не на танках?"- Он ответил, что мосты через речки и арыки не выдержат такой нагрузки, и на обратном пути придется переезжать по бродам! Узнали, что на данной заставе имеется «спорный участок», так как в описании границы было написано – И дальше граница пошла по ручью. А ручей, то есть речка Алкабек, в этом месте раздваивалась на два рукава! Еще два раза выезжали по такому же плану.
Батальон, приданный погранотряду для усиления границы, был не полным. Он состоял из двух танковых рот, взвода подвоза, хозяйственного взвода, взвода связи и взвода управления – всего около 500 человек. От ММГ принимали участие до 300 пограничников, 5 БТР-ов, 10 автомобилей. Все шло по программе учений. Наводчик моего танка начал поражать пулеметные цели, но не успел он сделать несколько очередей , как у него перестал работать электроспуск. До следующего рубежа около 200 метров. Я оторвал провода электроспуска, отвернул планшайбу и вынул пулемет из гнезда крепления. Прижал его к плечу, взялся за триплекс и скомандовал наводчику, чтобы он наводил пушку в район цели. Хорошо, что в магазинах были трассирующие патроны. В общем, я отстрелял на отлично. Только в наушниках слышал указания ротного, по каким целям нужно стрелять. Ведь запасы пулеметных патронов все уже расстреляны, и мой экипаж был один, у которого патроны оставались. На последних рубежах стрельбы их штатных орудий нам разрешалось поражать цели в первую очередь «свои», а затем и у соседа. Когда стрельба заканчивалась, в эфире прозвучало сообщение, что у одного из танков, а именно 515К (нашей 1 танковой роты) произошла осечка. В таких случаях снаряд нельзя вынимать из ствола раньше 3 минут. Мог произойти "затяжной" выстрел. От командира роты поступил приказ : "Всем танкам пушки вверх, кроме 515 экипажа. 515 экипажу держать пушку на цели!". Главное было не в том, что пушка не выстрелила, а в том, что все цели, кроме одной, были поражены, а на кону было – либо стрельба "отлично", либо – "хорошо". Командир роты перекурил, взял с собой запасной ударник и полез в танк. Мы все лежали в укрытии и ждали. Через несколько минут ротный вылез из танка и пошел к нам. Как он пояснил – произошла вторая "осечка". Через некоторое время командир роты взял с собой новую боевую пружину и повторил все с начала. У нас всех дыхание остановилось. Но вот раздался выстрел. Все смотрели не на танк, а на цель. Ротный не посрамил звания офицера – цель была поражена. Батальон получил оценку за стрельбу "отлично!".
Танковое братство Алтая
Пограничник-танкист о своей службе в Восточном пограничном округе: я впервые увидел китайцев рядышком
учениях, часто поднимались по "Тревоге", но это были учебные будни. Однажды, в середине лета, после очередного подъема по "Тревоге" ночью, нас погрузили в машины и повезли в неизвестном направлении. Ехали около 2-2.5 часов. Проехали много населенных пунктов, когда прибыли на заставу "Алкабек". Только тогда мы поняли, что прибыли на самую крайнюю линию нашей страны – границу. Утром, еще до подъема, нас подняли, мы получили
сухой паек и нас развезли по периметру вдоль какой-то речки. Впоследствии
оказалось, что речка называлась Алкабек. Вдоль речки для наших танков
были вырыты окопы. Их вырыли солдаты СА, которые пригнали в отряд
танки в начале 1969 года. Тогда мы только поняли, для чего нам выдали
танковые лопаты. У нас их называли БСЛ-110 – Большая саперная лопата 110 см. Быстро позавтракали и приступили к чистке капониров. После обеда командиры танков получили задание "Уточнить огневые точки на
местности!". У каждого командира имеется свой бинокль и карточка огня,
вот тогда я впервые и увидел китайцев рядышком. Да и все-то их видели
первый раз. Тогда и узнали от офицеров, кто копал окопы, кто делал
рекогносценировку на местности. На мой вопрос командиру роты: "Почему
поехали на автомашинах, а не на танках?"- Он ответил, что мосты через
речки и арыки не выдержат такой нагрузки, и на обратном пути придется
переезжать по бродам! Узнали, что на данной заставе имеется «спорный
участок», так как в описании границы было написано – И дальше граница
пошла по ручью. А ручей, то есть речка Алкабек, в этом месте раздваивалась на два рукава! Еще два раза выезжали по такому же плану.