Как составить правильное ТЗ для дизайнера?

Какой результат получается без внятного ТЗ, вы и сами знаете. А поскольку бизнесу часто требуется работа дизайнера — рекламные креативы, лендинги, буклеты, оформление группы в соцсети и т.п. — давайте разберёмся, как грамотно написать задание для него.
Как составить правильное ТЗ для дизайнера? - 948131038080

Для чего нужно ТЗ

Техническое задание, или ТЗ, фиксирует договорённость между заказчиком и исполнителем по поводу конечного результата заказа. Исполнителю оно позволяет контролировать качество работы и избежать разногласий по ключевым моментам. Заказчику — быстрее и эффективнее выполнить заказ, минимизировав количество правок.

Информация в ТЗ включает в себя:

• описание заказчика и его целевой аудитории,
• сроки выполнения заказа,
• подробное описание задачи,
• технические требования к результату,
• примеры похожих работ,
• описание процесса согласования результата.

В случае с дизайном к ТЗ также прикладывают брендбук — документ с требованиями и примерами использования брендовой символики и палитры.

Брендбук содержит всё, что требуется при работе: от логотипа в векторном формате до шестнадцатеричных кодов цветов, которые можно использовать. А также словесные рекомендации по работе с разными элементами бренда — на чём делать акцент, какие эмоции вызвать у пользователя и т.п.

Элементы хорошего ТЗ

Теперь перейдём к конкретным элементам грамотно составленного ТЗ. Если выполнить все пункты из этого списка, дизайнер будет вам благодарен:

1. Заголовок
Чтобы исполнитель с самого начала понимал, что вы заказываете – обобщите описание задачи в виде заголовка ТЗ. Укажите результат работы, его краткую характеристику и сроки сдачи.

Например: «5 креативов для таргетированной рекламы в ОК к 13 мая».

Это поможет дизайнеру сразу настроиться на проект – а если у него их много, правильно распределить время на ваш.

2. Исходные данные и цель
Прежде чем ставить задачу, представьте исполнителю контекст. Опишите:
• Цель, с которой создаётся дизайн (например, «чтобы пользователь записался на пробный урок»),
• Аудиторию бренда (демографию, занятия, интересы и увлечения),
• Продукт, его характеристики и особенности,
• Позиционирование продукта и бренда (например, «доступное катание на сапах по реке для людей 35-45 лет, которым нечем заняться на даче»),
• Список конкурентов, от которых нужно отличаться, и у которых можно брать идеи.
3. Описание задачи
Теперь переходите к максимально подробному описанию задачи. Избегайте пространных формулировок («добавьте воздуха») — для эмоциональной составляющей есть брендбук.

Пусть описание будет скучным, но зато охватит все важные детали. Например: «В верхнем левом углу надпись “Пишешь музыку? Вступай!” одним из фирменных шрифтов, с выравниванием по левому краю», «Обязательно использовать логотип, но он должен занимать не более 10% площади баннера» и т.п.

Будьте особенно внимательны с текстом, который попадёт в дизайн. Дизайнер — не копирайтер, он не станет придумывать свой или проверять ваш текст. Убедитесь, что написали именно то, что хотели, и не допустили опечаток.

Если сможете схематично набросать макет готового результата, исполнителю будет гораздо проще работать — а вы получите дизайн, наиболее близкий к изначальной задумке. Впрочем, такие макеты требуются только для крупных проектов (например, дизайн лендинга).

4. Референсы
Референсами называют примеры похожих работ, на которые дизайнеру нужно ориентироваться. Вы можете сделать снимок экрана с понравившимся баннером или приложить ссылку на контент в близком стиле.

Постарайтесь не добавлять слишком много референсов — двух-пяти обычно достаточно. Если не получается найти конкретные примеры, можно составить мудборд — «доску настроения».

На неё добавляют много изображений, но те лишь передают общий колорит и настроение дизайна, а не его стиль или композицию. Исполнитель смотрит на мудборд для вдохновения, он может не брать оттуда идеи.

5. Технические требования к файлу
Обязательно укажите, в каком формате ждёте результат. Дизайнеры используют разные программы и единого стандарта для сдачи работ у них нет.

Скажем, дизайн сайта можно представить в виде изображения JPG, PDF-документа или готового к веб-разработке макета Figma. Изображения выгружают в JPG, PNG, SVG, WebP и не только — всё зависит от задач и пожеланий заказчика.

Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с компетентным специалистом. А лучше всего – с человеком, который будет использовать в работе этот дизайн (например, таргетологом).

Заказывая изображение, сверьтесь с правилами площадки, где оно будет размещаться. Необходимо указать размеры картинки, разрешение и цветовое пространство. Если не знаете, что это — вновь спросите у специалиста или самого дизайнера (в этом он не откажется вам помочь).

6. Сроки сдачи
Зафиксируйте сроки по каждому этапу работ: сдача первых макетов, время на правки, сдача итогового дизайна и т.п. Стоит также указать допустимое число правок, после которого работа будет считаться принятой или невыполненной (в зависимости от качества результата на этот момент). Это спасёт от споров с исполнителем и мотивирует его на добросовестную работу.

7. Контакты ответственного лица
Укажите контакты лица, которому нужно будет отправить готовый дизайн. Даже если это вы сами: исполнителю не придётся листать переписки в поисках того, кто и что у него заказывал. Этот пункт особенно важен, когда ТЗ исполнителю отправляет один человек, а принимать работу будет другой. Например, подбором фрилансеров занимается HR, но использовать дизайны будет веб-разработчик.

Инструменты

Чтобы составлять ТЗ было проще и быстрее, могут понадобиться следующие инструменты:
• Облачное хранилище. Здесь можно разместить документ с самим ТЗ, а также другие необходимые файлы: референсы, брендбук и т.п.
• Приложение для снимка экрана. Удобно, чтобы фотографировать рекламу конкурентов и другие понравившиеся дизайны.
• Сервис для создания макетов. Даже без навыков дизайнера вы сможете набросать желаемую композицию — и легко поделиться ей с исполнителем.
• SEO-инструмент. Он позволит найти и выгрузить сайты главных конкурентов, которые могут понадобиться дизайнеру.
• Платформа для мудборда. Такие платформы позволяют сохранять на одной странице любые изображения из интернета.

Бонусный совет

Грамотное ТЗ поможет получить от дизайнера именно то, что вы хотели. А чтобы исполнитель захотел работать с вами снова, ловите бонусный совет.
Спустя какое-то время расскажите ему, как используется его работа. Например, покажите статистику переходов из рекламы, готовую упаковку товара или фотографию рекламного баннера с его дизайном.
Если что-то пошло не так, вы тоже можете вежливо указать на это. В конце концов, когда всё сделано по ТЗ, исполнитель не виноват. При этом конструктивную обратную связь ценят все профессионалы — ведь она помогает им развиваться для новых, более масштабных, проектов.

Комментарии

  • 1 ноя 2024 09:01
  • 3 ноя 2024 18:04
    Я не прошу от своих клиентов ТЗ, составляю техзадание под задачу клиента. И клиент "не заморачивается" и получает высокоэффективный результат