18 фев 2021
Краеведческий час в музее д.
Буткинское -Озеро.
Экскурсия в Буткино – Озерский краеведческий музей
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нет деревни без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем
Наш земляк и краевед!
Экскурсия в любой музей всегда очень познавательна и интересна. Музеи связаны с историческим прошлым, настоящим и будущим нашей страны.
Недаром народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”. Мы приглашаем вас в краеведческий музей, уголок старины и быта.
В Буткино – Озерском краеведческом музее есть изделия прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества.
За годы работы в музее собрано с 2013 года - столы, зеркала, этажерка резная, тумбочки, буфет с декоративной резьбой, ткацкий станок, на котором было выткано много выкладных половиков, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.
Наш далёкий предок жил среди лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.
Буткино –Озерские жители сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но и искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, делали лодки.
Повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлены в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.
Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.
Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, кубышки, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самое широкое применение.
Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме.
В русской избе на стенах Буткино – Озерские рукодельницы раньше демонстрировали свои вышивки гладью, крестиком – расшитые полотенца - рушники, на кроватях кружевные оборки – подзоры. Телевизоров же не было, и по вечерам вышивали.
Сейчас некоторые из этих произведений искусств находятся у нас в музее.
Многое уходит в прошлое, поэтому многие вещи в современном быту не используются и увидеть их можно только в музеях или прабабушкиных подвалах и чердаках. Это: рубеля, коромысла, прялки, сундуки, самовары, капусторезки, ступки, корыта, ухваты, сковородники и многое другое.
В музее они не только хранятся, с их помощью наши жители и гости знакомятся с бытом сельчан, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими.
Ведь кто не знает своего прошлого - недостоин будущего.
В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?
Недаром народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”. Мы приглашаем вас познакомиться с предметами быта в старину:
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда.
По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.
Рубель
Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Угольные утюги
пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.
Самопрялки
пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Коромысло
изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.
Полотенце — "кусок полотна".
В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.
Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.
Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.
Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов.
Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.
Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Наряду с веселой балалайкой и симпатичной матрешкой, одним из почитаемых символов России является самовар. С середины XIX века чаепитие из самовара стало национальной традицией. Несмотря на сравнительно высокую стоимость, этот прибор для варки чая становился не просто гостем, но и хозяином многих купеческих поместий и крестьянских домов.
Самовар был настолько удобным и незаменимым атрибутом в хозяйстве, что его даже брали с собой в дорогу. Для этого специально изготовлялись съемные ножки, опускающиеся ручки, а по форме они были кубические, цилиндрические или многогранные. Самовар, по праву, считался самой популярной «техникой» того времени.
Люлька, зыбка - Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле. ... Около года «жилищем» младенцу служит люлька, точнее две — дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй — спит.
Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами, может, не с таким умением, но любовно и перекрестясь.
Процесс изготовления зыбки представить не очень трудно. Из сухих тонких (лучше — еловых) дощечек сколачивался встык, без гвоздей неглубокий ящик (короб). Дном служили мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево.
По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать зыбкой для его дочек и сыночков.
Будущая мама меж тем готовила полог на зыбку: не только ткань подбирала красивую, но и делала украшения — вышивкой, аппликацией, кружевами. На худой конец, если уж
семья совсем бедная или мать устала от многократного изготовления пологов, могли просто сарафан бабушкин на зыбку надеть. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие.
Строго-настрого запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребёнок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас в отношении коляски или кроватки.
Во многих деревенских избах висели люльки, т.к. детей было по 8 – 10 в семье, родителям нужно было работать, старшие дети или бабушки качали новорожденных в люльках, ребенок быстрее в ней успокаивался и не доставлял лишних хлопот.
Здесь предметы быта и старины не только хранятся, с их помощью наши дети знакомятся с бытом сельчан, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими.
Есть у нас в музее еще стена Памяти о Великой Отечественной войне, где расположены стенды с фотографиями участников ВОВ, стенд тружеников тыла, альбомы воспоминаний.
Экспозиции полностью посвящены истории деревни в годы войны: здесь есть сведения об участниках войны, детях войны...
Располагаем мы и предметами быта Советского периода.
Располагаем мы и предметами быта Советского периода.
Нынешняя молодежь с удивлением разглядывают магнитофоны, радио, пластинки виниловые, авоськи калоши 50 –х годов , обувь до сих пор как новая, т.к раньше ее надевали только по праздникам -берегли, платья кремпленовые, школьные формы, газовые платки, шкатулки сшитые из открыток и многое другое - очень интересное тому поколению. кто жил в то время и детям, которые живут в мире гаджетов.
Мы разрешаем посетителям трогать, крутить, нажимать, открывать и рассказываем об экспонатах всё, что знаем. Мальчики сразу бросаются смотреть монеты, некоторые монеты ребята нам принесли в музей. Жернова, мышеловка деревянная, часы разной модификации , стена Памяти их больше интересует, а девочки, женщины обращают внимание на вышивку, вспоминают как они в молодости одевались и что вышивали, пряли, ткали. Есть у нас еще коллекция кукол- оберегов – 43 экспоната. Нам специально для музея и мероприятий их изготовила Берсенева Антонина Николаевна.
Сбор экспонатов музея продолжается. Проводим экскурсии, встречаемся с местными жителями. В 2020 году нам принес Чусовитин Иван Михайлович дорогую и памятную для себя и близких вещь – деревянная чаша с крышкой .Досталась она им еще от деда, который воевал в ВОВ.Хранил он в ней мелкие для починки – иглы хомутные,нитки. «Пусть хоть у вас сохранится» наказ от внука ….
Затем оформляются альбомы, стенды о людях родного края и села, проводятся экскурсии по музею для жителей и гостей деревни.
Нина, молодец, что собрала такие ценности. Это все мы еще помним, все было при нас. Вот выражение было: "Че ты вертишь шары по воробам", современным детям не понять. Они не знают, что такое воробы. Воробы- это установка, на которой сновали основу для половиков и ковров. Их устанавливали под крышей и крутили по часовой стрелке. Сооружение было в диаметре метра 3-4. Они крутятся, а глазами не успеваешь следить за ними. Вот что означает это выражение.
На буфете (их в то время называли шкап) лежит вроде сильница, это большой широкий тазик. В нем приносили из амбара муку и просеивали. Я часто о таком вспоминаю. Удобно было, чтобы стол не пачкать в муке. но сейчас ставить такую некуда. Раньше сильница стояла на полке на середе. А сейчас ни полки, ни середы.