Казахский национальный орнамент в ювелирных украшениях!
Казахский национальный орнамент в ювелирных украшениях народных мастеров имеет еще и особый, глубокий смысл. Об этом подробно рассказал ювелир в третьем поколении Кудайберген Кулмамбетов.
К Наурызу природа юга Казахстана обновляется уже совсем по-весеннему. И люди встречают праздник с особым воодушевлением. Как в старину, так и сегодня живет в городах и селах традиция до прихода Наурыза приводить свои дома и хозяйство в порядок, сажать в усадьбах и на улицах деревья. А с наступлением праздника нужно непременно одеться в самую лучшую одежду, а женщинам и девушкам недть свои самые красивые украшения. Считается, что щедрое празднование Наурыза в красивых нарядах и украшениях принесет в дом изобилие и успех на целый год. У каждой казахстанки, конечно, есть сережки, кольца, кулоны с национальным казахским орнаментом. Их обычно и достают из заветных шкатулок к Наурыз мейрамы. А знаете ли вы, что от того, с каким орнаментом человек носит ювелирные изделия, порой зависят его судьба, жизненный выбор, здоровье? Житель Аральска Кудайберген Кулмамбетов научился рисовать казахские орнаменты, принятые у ювелиров со старинных времен, в три года. Дело в том, что отец Кудайбергена Тогжан был ювелиром. И все знания о своей профессии, как, впрочем и само ремесло, передал сыну. А самому Тогжану показал, как работать с металлами и камнями, его отец, тоже ювелир Избасхан. "Народный орнамент на ювелирных изделиях я считаю великим культурным достоянием, - рассказывает Кудайберген Кулмамбетов. - Поэтому предпочитаю делать вещи в национальном стиле, какие еще наши бабушки носили. И орнаментировать их так, чтобы в изделии был заложен смысл, ведь раньше каждый орнамент наши предки воспринимали на сакральном уровне. Вещи с одним орнаментом могла носить каждая женщина, поделки с другим рисунком и особой формы — избранные". На заказ ювелиры юга делают редкие нынче кольца — кус жузик. "Это массивное кольцо в форме птичьего клюва с незатейливым растительным орнаментом", - уточняет Кулмамбетов. Кус жузик дарят девушкам их отцы в тот день, когда дочки выходят замуж. Если в новом доме невестку принимают как родную дочь, то вскоре она отправит родителям кус-жузик обратно. И те будут это украшение хранить. Если есть дочь младше, передадут ей в день свадьбы, если нет, будет лежать кольцо в резной шкатулке на дне сундука. Плохо, когда дочь долго не возвращает отцу его подарок. И упорно носит кус-жузик на пальце, будучи замужем не день и не два. Значит, не нравится ей в доме свекрови, не сумел сделать счастливой муж, не балует добрыми словами свёкор. "В изделиях ювелиров, которые работают в национальном стиле, не много так называемых звериных орнаментов и форм, - рассказал Кулмамбетов. - Но исключение - тумары. Они сейчас снова в моде". Тумар — это оберег. Они могут быть какими угодно: кожаными мешочками на шнурках, зубом на витой цепочке и полноценным ювелирным изделием. Интересно то, что раньше о форме тумара люди советовались со знахарями, те подсказывали. Часто надо носить украшение в форме паука или черепахи. У черепахи на панцире сакральный геометрический орнамент - символ вечности и неспешности. "При изготовлении украшений народные умельцы используют множество приемов, - подчеркивает мастер. - Ковка и литье, чеканка, штамповка, гравировка, ажурная и накладная скань, зернь, чернение знакомы всем зергерам. А вот само украшение, а также его применение в деталях казахского национального костюма, при декорировании традиционных бытовых предметов - целая философия". Ювелирные изделия в национальном стиле с традиционным казахским орнаментом из золота, как правило, не делают, чаще из серебра. Золото и старые мастера почти не использовали. Что интересно, даже на вещи под старину есть своя мода. Например, нынче снова модно дарить свахам кольца с растительным, цветочным орнаментом. Залог, к слову, успеха того, что девушка, которую надобно выдать замуж, будет пристроена, пока она еще свежа, как цветочек, а не перезрела. В моде снова мужские тумары в форме серебряного когтя с зооморфным орнаментом. Зооморфный орнамент - это обычно символ охотника, добытчика, твердо стоящего на ногах сильного человека. Важно, чтобы в серебряный коготь был вделан коготь настоящей птицы.
Казахские орнаменты на украшениях, по заверениям ювелиров, способны и лечить. Например, если у женщины слабые зубы, она может заказать кольцо или кулон круглой формы с геометрическим орнаментом, где углы должны быть сглаженные. И желательно в изделие вставить кусочки янтаря. А вот вместо современных обручальных колец можно использовать старинные казахские — в форме юрты с национальным орнаментом, они называются отау-жузик. Тогда семейная жизнь заладится. Мастера говорят, что ни одна пара, что в ЗАГСе обменялась отау-жузик, еще не разводилась.
🕌🇰🇿 Ұлы дала сазы🎼Музыка великой степи 🇰🇿🕌
:Lilly Eduard Ritter
Lilly
Казахский национальный орнамент в ювелирных украшениях!
К Наурызу природа юга Казахстана обновляется уже совсем по-весеннему. И люди встречают праздник с особым воодушевлением. Как в старину, так и сегодня живет в городах и селах традиция до прихода Наурыза приводить свои дома и хозяйство в порядок, сажать в усадьбах и на улицах деревья. А с наступлением праздника нужно непременно одеться в самую лучшую одежду, а женщинам и девушкам недть свои самые красивые украшения. Считается, что щедрое празднование Наурыза в красивых нарядах и украшениях принесет в дом изобилие и успех на целый год. У каждой казахстанки, конечно, есть сережки, кольца, кулоны с национальным казахским орнаментом. Их обычно и достают из заветных шкатулок к Наурыз мейрамы.
А знаете ли вы, что от того, с каким орнаментом человек носит ювелирные изделия, порой зависят его судьба, жизненный выбор, здоровье?
Житель Аральска Кудайберген Кулмамбетов научился рисовать казахские орнаменты, принятые у ювелиров со старинных времен, в три года. Дело в том, что отец Кудайбергена Тогжан был ювелиром. И все знания о своей профессии, как, впрочем и само ремесло, передал сыну. А самому Тогжану показал, как работать с металлами и камнями, его отец, тоже ювелир Избасхан.
"Народный орнамент на ювелирных изделиях я считаю великим культурным достоянием, - рассказывает Кудайберген Кулмамбетов. - Поэтому предпочитаю делать вещи в национальном стиле, какие еще наши бабушки носили. И орнаментировать их так, чтобы в изделии был заложен смысл, ведь раньше каждый орнамент наши предки воспринимали на сакральном уровне. Вещи с одним орнаментом могла носить каждая женщина, поделки с другим рисунком и особой формы — избранные".
На заказ ювелиры юга делают редкие нынче кольца — кус жузик.
"Это массивное кольцо в форме птичьего клюва с незатейливым растительным орнаментом", - уточняет Кулмамбетов.
Кус жузик дарят девушкам их отцы в тот день, когда дочки выходят замуж. Если в новом доме невестку принимают как родную дочь, то вскоре она отправит родителям кус-жузик обратно. И те будут это украшение хранить. Если есть дочь младше, передадут ей в день свадьбы, если нет, будет лежать кольцо в резной шкатулке на дне сундука.
Плохо, когда дочь долго не возвращает отцу его подарок. И упорно носит кус-жузик на пальце, будучи замужем не день и не два. Значит, не нравится ей в доме свекрови, не сумел сделать счастливой муж, не балует добрыми словами свёкор.
"В изделиях ювелиров, которые работают в национальном стиле, не много так называемых звериных орнаментов и форм, - рассказал Кулмамбетов. - Но исключение - тумары. Они сейчас снова в моде".
Тумар — это оберег. Они могут быть какими угодно: кожаными мешочками на шнурках, зубом на витой цепочке и полноценным ювелирным изделием. Интересно то, что раньше о форме тумара люди советовались со знахарями, те подсказывали. Часто надо носить украшение в форме паука или черепахи. У черепахи на панцире сакральный геометрический орнамент - символ вечности и неспешности.
"При изготовлении украшений народные умельцы используют множество приемов, - подчеркивает мастер. - Ковка и литье, чеканка, штамповка, гравировка, ажурная и накладная скань, зернь, чернение знакомы всем зергерам. А вот само украшение, а также его применение в деталях казахского национального костюма, при декорировании традиционных бытовых предметов - целая философия".
Ювелирные изделия в национальном стиле с традиционным казахским орнаментом из золота, как правило, не делают, чаще из серебра. Золото и старые мастера почти не использовали. Что интересно, даже на вещи под старину есть своя мода. Например, нынче снова модно дарить свахам кольца с растительным, цветочным орнаментом. Залог, к слову, успеха того, что девушка, которую надобно выдать замуж, будет пристроена, пока она еще свежа, как цветочек, а не перезрела.
В моде снова мужские тумары в форме серебряного когтя с зооморфным орнаментом. Зооморфный орнамент - это обычно символ охотника, добытчика, твердо стоящего на ногах сильного человека. Важно, чтобы в серебряный коготь был вделан коготь настоящей птицы.
Казахские орнаменты на украшениях, по заверениям ювелиров, способны и лечить. Например, если у женщины слабые зубы, она может заказать кольцо или кулон круглой формы с геометрическим орнаментом, где углы должны быть сглаженные. И желательно в изделие вставить кусочки янтаря.
А вот вместо современных обручальных колец можно использовать старинные казахские — в форме юрты с национальным орнаментом, они называются отау-жузик. Тогда семейная жизнь заладится. Мастера говорят, что ни одна пара, что в ЗАГСе обменялась отау-жузик, еще не разводилась.