Анализ детского рисунка: СКРОМНАЯ УМНИЦА В детском рисунке можно найти тайный смысл. Поэтому сегодня многие родители взволнованно изучают первые «работы» своих малышей, желая разобраться, что же они могут означать, и стремятся провести анализ детского рисунка. Когда ребенок начинает рисовать, он особенно не задумывается о технической стороне процесса. Психология детского рисунка такова, что в большинстве случаев рисунок – это просто искренний «рассказ» об эмоциях малыша, его проблемах и особенностях. Ведь во время рисования активно работает правое полушарие мозга, которое связано с интуицией, чувствами, образами. Что же прорывается во внешний мир из глубин детской души с помощью красок и карандашей? Прежде всего, при непроизвольном творчестве малыш отражает значимых для него персонажей и важные ситуации. Так он перерабатывает тот опыт, который получает в семье и социальном окружении. Очень важно при анализе детского рисунка учитывать его сюжет, т.е. что именно и кого ребенок хотел изобразить. Порой взрослые так концентрируются на деталях рисунка, что пропускают самое главное – общую идею, которую ребенок хотел выразить. Например, психология детского рисунка, на котором изображена, скажем, мама в черном платье, не всегда говорит о негативе. Конечно, малыш, рисующий маму в черном платье, может испытывать негативные эмоции по отношению к ней, но, возможно, он просто видел в мамином гардеробе такое красивое черное платье и хотел в рисунке «нарядить» мамочку. Не стоит забывать, что рисунок – это всегда элемент, вырванный из контекста, поэтому анализ детского рисунка по одной работе может лишь указать на возможные моменты, требующие уточнения и рассмотрения в связке с другими рисунками малыша и непосредственным общением с ним в процессе игры. Анализ детского рисунка: интерпретация В своем рисунке 5-летняя девочка изобразила жонглера – образ, который, по-видимому, впечатлил ее в детском саду (там, в группе, выполнялась аппликация «Жонглер»). Рисунок интересный, за кажущейся хаотичностью изображения при внимательном рассмотрении открывается целостность сюжета. Работа производит хорошее впечатление за счет приятной цветовой гаммы и оригинальности исполнения замысла (человечек нарисован кругами, а не палочками, как это бывает обычно, но круги здесь больше ассоциируются с идеей нарисовать жонглера). По степени учета основных элементов, традиционно используемых при изображении человека (голова, туловище, руки и т.д.), можно сделать вывод, что девочка нормально развита. Также видна ее склонность демонстрировать учебные навыки: надписи «Саша» в рисунке уделено достаточно большое место. Работа своеобразна, и это позволяет предположить, что у девочки весьма развиты фантазия и мышление. По насыщенному цветовому оформлению можно сказать о благоприятном фоне настроения ребенка. Несмотря на то, что у девочки неплохо развита мелкая моторика, что видно по «удержанию» круглой формы, ровным прямым линиям, рисунок выполнен небрежно, с низкой детализацией элементов. Пляшущие буквы, непопадание линий в нужное место, формальное раскрашивание указывают на импульсивность. В анализе детского рисунка обязательно учитывается размер рисунка и его расположение на листе. В данном случае эта информация свидетельствует об отсутствии каких-либо проблемных психологических состояний у ребенка. Округлость линий, простота выполнения рисунка говорят о том, что девочка по характеру доброжелательная, без вспышек агрессии и чрезмерного привлечения к себе внимания истериками. Что же касается ярких особенностей, то мы видим отсутствие у жонглера ног и «пустые» глаза. Можно предположить, что девочка склонна «уходить в себя», «витать в облаках». Широко расставленные руки говорят об открытости к общению, но их уменьшенный размер и упрощение кистей показывают, что общение это формально либо существуют некоторые сложности (скованность, застенчивость). Анализ детского рисунка: вывод Исходя из анализа детского рисунка девочки, можно сказать, что она импульсивна, порывиста, не всегда удерживает внимание и сохраняет контроль. Скорее всего, и сам рисунок был сделан быстро, «на эмоциях». Этого ребенка нельзя назвать проблемным и конфликтным, девочка доброжелательна, позитивно относится к миру, открыта для общения, однако родителям стоит обратить внимание, насколько у нее развиты навыки общения, не часто ли она предпочитает играть сама с собой, чрезмерно фантазировать, уходить в себя? У девочки, скорее всего, преобладает словесно-логическое мышление, выраженное интеллектуальное развитие, что объясняет и некоторую небрежность рисунка (ведь долго стараться скучно!), и сниженное развитие изобразительной деятельности. Возможно, это ее природная особенность, а может, родители в воспитании уделяют большее значение умственному развитию ребенка, нежели творческому. Мария Коновалова психолог, г. Яхрома
Дети играют и учатся!
СЕРЬЁЗНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК.
Анализ детского рисунка: СКРОМНАЯ УМНИЦА
В детском рисунке можно найти тайный смысл. Поэтому сегодня многие родители взволнованно изучают первые «работы» своих малышей, желая разобраться, что же они могут означать, и стремятся провести анализ детского рисунка.
Когда ребенок начинает рисовать, он особенно не задумывается о технической стороне процесса. Психология детского рисунка такова, что в большинстве случаев рисунок – это просто искренний «рассказ» об эмоциях малыша, его проблемах и особенностях. Ведь во время рисования активно работает правое полушарие мозга, которое связано с интуицией, чувствами, образами. Что же прорывается во внешний мир из глубин детской души с помощью красок и карандашей?
Прежде всего, при непроизвольном творчестве малыш отражает значимых для него персонажей и важные ситуации. Так он перерабатывает тот опыт, который получает в семье и социальном окружении. Очень важно при анализе детского рисунка учитывать его сюжет, т.е. что именно и кого ребенок хотел изобразить. Порой взрослые так концентрируются на деталях рисунка, что пропускают самое главное – общую идею, которую ребенок хотел выразить. Например, психология детского рисунка, на котором изображена, скажем, мама в черном платье, не всегда говорит о негативе. Конечно, малыш, рисующий маму в черном платье, может испытывать негативные эмоции по отношению к ней, но, возможно, он просто видел в мамином гардеробе такое красивое черное платье и хотел в рисунке «нарядить» мамочку.
Не стоит забывать, что рисунок – это всегда элемент, вырванный из контекста, поэтому анализ детского рисунка по одной работе может лишь указать на возможные моменты, требующие уточнения и рассмотрения в связке с другими рисунками малыша и непосредственным общением с ним в процессе игры.
Анализ детского рисунка: интерпретация
В своем рисунке 5-летняя девочка изобразила жонглера – образ, который, по-видимому, впечатлил ее в детском саду (там, в группе, выполнялась аппликация «Жонглер»). Рисунок интересный, за кажущейся хаотичностью изображения при внимательном рассмотрении открывается целостность сюжета. Работа производит хорошее впечатление за счет приятной цветовой гаммы и оригинальности исполнения замысла (человечек нарисован кругами, а не палочками, как это бывает обычно, но круги здесь больше ассоциируются с идеей нарисовать жонглера).
По степени учета основных элементов, традиционно используемых при изображении человека (голова, туловище, руки и т.д.), можно сделать вывод, что девочка нормально развита. Также видна ее склонность демонстрировать учебные навыки: надписи «Саша» в рисунке уделено достаточно большое место. Работа своеобразна, и это позволяет предположить, что у девочки весьма развиты фантазия и мышление. По насыщенному цветовому оформлению можно сказать о благоприятном фоне настроения ребенка.
Несмотря на то, что у девочки неплохо развита мелкая моторика, что видно по «удержанию» круглой формы, ровным прямым линиям, рисунок выполнен небрежно, с низкой детализацией элементов. Пляшущие буквы, непопадание линий в нужное место, формальное раскрашивание указывают на импульсивность.
В анализе детского рисунка обязательно учитывается размер рисунка и его расположение на листе. В данном случае эта информация свидетельствует об отсутствии каких-либо проблемных психологических состояний у ребенка. Округлость линий, простота выполнения рисунка говорят о том, что девочка по характеру доброжелательная, без вспышек агрессии и чрезмерного привлечения к себе внимания истериками.
Что же касается ярких особенностей, то мы видим отсутствие у жонглера ног и «пустые» глаза. Можно предположить, что девочка склонна «уходить в себя», «витать в облаках». Широко расставленные руки говорят об открытости к общению, но их уменьшенный размер и упрощение кистей показывают, что общение это формально либо существуют некоторые сложности (скованность, застенчивость).
Анализ детского рисунка: вывод
Исходя из анализа детского рисунка девочки, можно сказать, что она импульсивна, порывиста, не всегда удерживает внимание и сохраняет контроль. Скорее всего, и сам рисунок был сделан быстро, «на эмоциях». Этого ребенка нельзя назвать проблемным и конфликтным, девочка доброжелательна, позитивно относится к миру, открыта для общения, однако родителям стоит обратить внимание, насколько у нее развиты навыки общения, не часто ли она предпочитает играть сама с собой, чрезмерно фантазировать, уходить в себя?
У девочки, скорее всего, преобладает словесно-логическое мышление, выраженное интеллектуальное развитие, что объясняет и некоторую небрежность рисунка (ведь долго стараться скучно!), и сниженное развитие изобразительной деятельности. Возможно, это ее природная особенность, а может, родители в воспитании уделяют большее значение умственному развитию ребенка, нежели творческому.
Мария Коновалова психолог, г. Яхрома