πŸ“’Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования влияния ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² агрСссивного содСрТания Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ

РоссийскиС психологи Н.И. АлСшкин ΠΈ И.А. Π©ΡƒΠΊΠΈΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ исслСдованиС влияния ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² агрСссивного содСрТания Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ дошкольников, показавшСС Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ послСдствия взаимодСйствия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с агрСссивным ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ.
Участниками исслСдования стали 40 дошкольников Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ дСтского сада β„– 44 ΠšΠΈΡ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°ΠΉΠΎΠ½Π° Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³Π°. Возраст Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ – ΠΎΡ‚ ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎ сСми Π»Π΅Ρ‚. Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ 9 Π΄Π½Π΅ΠΉ ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹: ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ 3 дня Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ смотрСли Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΊΠΈ (Β«Π’ΠΈΠ½Π½ΠΈ-ΠŸΡƒΡ…Β», Β«ΠšΡ€ΠΎΡˆΠΊΠ° Π•Π½ΠΎΡ‚Β», Β«Π•ΠΆΠΈΠΊ Π² Ρ‚ΡƒΠΌΠ°Π½Π΅Β»), ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ 3 дня β€” ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΊΠΈ с ΡƒΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм насилия (Β«Π’ΠΎΠΌ ΠΈ Π”ΠΆΠ΅Ρ€Ρ€ΠΈΒ», «Микки ΠœΠ°ΡƒΡΒ», «Ну, ΠΏΠΎΠ³ΠΎΠ΄ΠΈ!Β»), послСдниС 3 дня β€” агрСссивныС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΊΠΈ (Β«Π“ΠΎΠ΄Π·ΠΈΠ»Π»Π°Β», Β«Π§Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ°ΡˆΠΊΠΈ-ниндзя», «ВрансформСры»). Π”Π΅Ρ‚ΠΈ смотрСли ΠΈΡ… Π΄ΠΎ ΠΈ послС Ρ‚ΠΈΡ…ΠΎΠ³ΠΎ часа, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π³ΡƒΠ»ΡΡ‚ΡŒ. На ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΊΠ°Ρ… присутствовал психолог, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ записывал Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ сСбя Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‚.
Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ оказались Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ прСдсказуСмыми:
1. ПослС агрСссивных ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ часто Π½Π°ΠΏΠ°Π΄Π°Π»ΠΈ Π½Π° своих свСрстников, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΡƒΠ½ΠΈΠΆΠ°Π»ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π²Π΅Π»ΠΈ сСбя Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокомСрно.
2. Π£ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ агрСссивныС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Π΄Ρ€Π°ΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ выяснСниС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ Π² мСньшСй стСпСни.
3. ПослС просмотра Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Ρ… сСриалов случаи нападСния Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ, Π½ΠΎ Π² ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ малСньком количСствС.
Β«Π’Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎ-агрСссивныС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹, ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ физичСской активности ΠΈ чувства сопСрничСства, Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ психологичСский ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ. Он состоит Π² Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ эгоистичСских установок ΠΈ стрСмлСния ΠΊ власти Π½Π°Π΄ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ. Π’Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎ-агрСссивныС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ – слишком суровоС испытаниС для дСтской психики ΠΈ поэтому ΠΈΡ… Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ дСструктивноС воздСйствиС Π½Π° Π½Π΅ΠΎΠΊΡ€Π΅ΠΏΡˆΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ установки Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°Β», – ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ исслСдования.
Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ экспСримСнта Π±Ρ‹Π» сдСлан Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄: ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ дСрутся ΠΈ скандалят, дольшС хранятся Π² памяти Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… пСрсонаТСй. Π§Π΅Ρ€Π΅Π· Π΄Π²Π΅ Π½Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈ послС ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° этих ΠΆΠ΅ рСбят попросили Π½Π°Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π² ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… рисовали Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ трансформСров.
πŸ‘‰ΠΠΈΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠΈ ΠΈΠ· Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² исслСдования: «ВлияниС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² агрСссивного содСрТания Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста»:
Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΈΠ½ΠΎ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивноС влияниС, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ всСгда ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ часто находится ΠΏΠΎΠ΄ воздСйствиСм пСрсонаТСй ΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² агрСссивного содСрТания. Π ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈ спСциалисты Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠΎΠΊΠΎΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² связи с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ частоС созСрцаниС сцСн насилия ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ агрСссивному повСдСнию. ИсслСдования амСриканских ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психологов ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ срСдний подросток ΠΊ Π΄Π²Π΅Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ успСваСт ΠΏΠΎΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρƒ 100 тыс. сцСн насилия.
Один ΠΈΠ· Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ, И.А. Π©ΡƒΠΊΠΈΠ½Π°, участвовала Π² психологичСской экспСртизС описанного Π½ΠΈΠΆΠ΅ случая (ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹ Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ изоляции Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ Π“Π£Π’Π” Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³Π° ΠΈ ЛСнинградской области, 1996 Π³.). Π‘Ρ€Π°Ρ‚ ΠΈ сСстра Π’. (10 ΠΈ 9 Π»Π΅Ρ‚) Ρ…Π»Π°Π΄Π½ΠΎΠΊΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΎ ΡƒΠ±ΠΈΠ»ΠΈ одноклассника, нанСся Π΅ΠΌΡƒ мноТСство ΠΊΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎ-Ρ€Π΅Π·Π°Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π½ Π½ΠΎΠΆΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ. Π£Π±ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ€Π°Ρ‚Ρƒ ΠΏΠΎΠ½Ρ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊΡƒΡ€Ρ‚ΠΊΠ° ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠ°. Никаких ΡƒΠ³Ρ€Ρ‹Π·Π΅Π½ΠΈΠΉ совСсти ΠΈ раскаяния ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ содСянного Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ. А Π½Π° вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ поступили, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ маньяк ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΡƒΠ±ΠΈΠ» свою ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρƒ.
Π–Π΅ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹, Π½ΠΎ ΠΈ, казалось Π±Ρ‹, Β«Π½Π΅Π²ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅Β» ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹. ВлияниС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² агрСссивного содСрТания Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ нуТдаСтся Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ практичСском Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ. Π’ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… странах Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ своСй Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ агрСссивноС влияниС общСства Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.
ВлияниС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ° остаСтся нСдостаточно ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ – ΠΌΠ°Π»ΠΎ ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… исслСдований Π½Π° эту Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ. Но ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ нСмногочислСнныС ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ содСрТат Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π».
ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ исслСдования, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… установлСн Ρ„Π°ΠΊΡ‚ влияния агрСссивных Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ДСтям 5-6 ΠΈ 8-9 Π»Π΅Ρ‚ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚ дСмонстрировали ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ агрСссивного содСрТания. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΡ… Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Β«ΠΌΠ°ΡˆΠΈΠ½Ρ‹ агрСссии» А. Басса. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π²ΡˆΠΈΠ΅ агрСссивный Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌ, дСмонстрировали статистичСски Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡƒΡŽ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ агрСссивности.
ЭкспСримСнты ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈ Π² СстСствСнных условиях. Π‘Π΅Π»ΡŒΠ³ΠΈΠΉΡΠΊΠΈΠ΅ психологи Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ сСми Π΄Π½Π΅ΠΉ наблюдали Π·Π° Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² дСтском саду, устанавливая ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΠΈΡ… агрСссивности. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ дСтям 8 Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ пяти Π΄Π½Π΅ΠΉ (ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡƒ Π² дСнь) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ агрСссивного содСрТания. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ влиянии агрСссивных ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ.
ΠŸΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ коррСляционныС исслСдования, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΠΉ дошкольников просили ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ смотрят ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρƒ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ. Π’ это ΠΆΠ΅ врСмя психологи ΠΈ воспитатСли дСтских садов наблюдали агрСссивныС проявлСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. УстановлСна прямая коррСляционная Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ просмотра агрСссивных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² ΠΈ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ повСдСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ эта Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ коэффициСнту ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСскому полоТСнию сСмьи.
Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ процСсс ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния агрСссивных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. НаиболСС извСстна модСль Π . Π₯ьюсманна. Π’ соотвСтствии с этой модСлью Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ агрСссивными ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ°ΠΌΠΈ сопровоТдаСтся отоТдСствлСниСм сСбя с агрСссивными пСрсонаТами, усвоСниСм ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ трудностСй с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ агрСссии. Если дСструктивный ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ подкрСпляСтся срСдой (сСмьСй, свСрстниками ΠΈ Ρ‚.Π΄.), образуСтся своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³.
Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ эмпиричСскиС исслСдования Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ нСсколько Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… влияниС Π½Π° Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни, Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ влияниС ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ° с агрСссивным содСрТаниСм Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°:
- ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ агрСссивности содСрТания ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ° ΠΈ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воздСйствия;
- личностныС особСнности самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ интСрпрСтация ΠΈΠΌ ситуации общСния;
- ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воспитания;
- влияниС со стороны свСрстников.
ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ влияниС Π² слоТном сочСтании Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· этого влияния Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ систСмного рассмотрСния.
ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ созСрцаниС агрСссивных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π½Π΅ сниТаСт Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности, Π°, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π΅Ρ‘, особСнно Ссли Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌ отличаСтся Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.
Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ Π΄Π΅Π»ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ с агрСссивным содСрТаниСм, являясь ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ нас ΠΌΠΈΡ€Π°, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ нСсправСдливого ΠΈ ТСстокого, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Ρ€Π°Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… трудностях. Но это происходит ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ вслСдствиС агрСссивного содСрТания, Π° ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ эстСтичСской цСнности Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ° ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… усилий зритСля.
Π•Ρ‰Π΅ со Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ АристотСля принято Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ катарсичСском, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‡ΠΈΡ‰Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ, влиянии ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ искусства Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΡ… ΡΠΎΠ·Π΅Ρ€Ρ†Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ. Но ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС исслСдования влияния агрСссивных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ. ΠšΠ°Ρ‚Π°Ρ€ΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ эффСкт, ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, связан Π½Π΅ с пассивным созСрцаниСм агрСссивных Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π° с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚-Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ напряТСнности Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒ-Π½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ с физичСским ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ послС просмотра агрСссивного Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ° Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈ Π΅Π΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ²Π½Π΅.
МалСньким дСтям Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ со сцСнами ТСстокого обращСния Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ – ΠΎΠ½ΠΈ склонны ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ повСдСнию Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π² ΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ нСдостаточно ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ Π² ситуации ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°. К соТалСнию, просмотра ТСстоких Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ. Π’ этой ситуации взрослыС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ дСтям ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ поступки пСрсонаТСй Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ нСагрСссивныС способы повСдСния. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ установлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ интСрпрСтация агрСссивного Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ° ΠΈ установка Π½Π° Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°ΡŽΡ‚ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ взрослого зритСля послС просмотра Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ°, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, насколько Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.
ΠŸΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΉ тСкст ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ описаниС ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования доступны ΠΏΠΎ ссылкС: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-multiplika ..
______________________
πŸ‘‰Π’ΠΎΠΏ-100 ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² Π½Π° сайтС ΠšΠΈΠ½ΠΎΠ¦Π΅Π½Π·ΠΎΡ€ (ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΏΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΡŽ "ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ насилия"): https://kinocensor.ru/top/cartoons πŸ‘‰Π”ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ Научи Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΌΡƒ: https://whatisgood.ru/tv/cartoons/spisok-multfilmov-d ..

πŸ“’Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ исслСдования влияния ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ² агрСссивного содСрТания Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ - 953246396656
β€’

ΠšΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠΈ

ΠšΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠ΅Π² Π½Π΅Ρ‚.