✅Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации
Доклад участника проекта «Научи хорошему» практического психолога Маргариты Сергеевны Новицкой, зачитанный на межрегиональной научно-практической конференции «Защита детей от вредной информации», прошедшей в Туле 15 октября 2015 года: Психологически период детства характеризуется как время интенсивного формирования основных структур личности. Формирование личности ребёнка происходит путём взаимодействия со средой развития. Мощнейшим фактором этой среды остаётся близкое окружение (семья) и информационное пространство, в которое включён растущий ребёнок. Период раннего и дошкольного детства характеризуются такими важными особенностями восприятия и переработки информации, как: низкий порог критического мышления, познание и научение через отождествление себя со значимыми объектами, Я-центричность в объяснении причинно-следственных связей между событиями и явлениями жизни. Согласно исследованиям Ж.Пиаже, критическое мышление начинает формироваться к 7-8 годам с постепенным вытеснением эгоцентричной системы мировосприятия ребёнком. Основной чертой мышления дошкольника является способность держать в фокусе внимания только один наиболее значимый и заметный признак или свойство предмета (или ситуации), мышление находится на дологическом уровне, вследствие чего ребенок ограничен рамками непосредственной значимой видимости вещей. Также Ж.Пиаже указывает на эгоцентризм детской мысли, который заключается в неспособности различать личное, субъективное и объективное знание о предметах и событиях действительности. Вследствие этого ребёнку свойственна неспособность устанавливать сложные причинно-следственные связи, непосредственность объяснения действительности («солнце не падает, потому что держится руками за небо» – перенесение своего субъективного опыта на незнакомый объект). Таким образом, до 7-8 лет ребенок неспособен четко различать внешний мир от собственного «Я». Ребенок видит только то, что знает и воспринимает мир таким, каким он предварительно построил его в своей мысли (сопереживает героям мультика и их ситуациям так же, как сопереживал бы, например, родственникам в реальной ситуации). Окончательное становление способности к критическому осмыслению информации появляется у человека к 18-21 годам, и границы этого возраста будут существенно разниться в зависимости от индивидуально-типологических черт конкретной личности. Информационная среда, окружающая формирующуюся личность и воздействующая на неё, содержит большое количество как явных, так и неявных моделей поведения, предлагаемых ребёнку для усвоения. Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального научения. Согласно теории и данным эксперимента Бандуры, дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели, в качестве которой выступает значимый объект. Одно из проявлений имитации – идентификация – процесс, в котором личность как бы заимствует мысли, чувства наблюдаемой им модели. Было установлено, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания: людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое. Таким образом, герои мультфильмов, фильмов, книг, телепередач, журналов, игр и т.д. могут стать для ребёнка носителями «научающих» моделей поведения, моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на запомнившегося персонажа. Психолого-педагогический анализ многих информационных продуктов для детей, которые сегодня пользуются популярностью в том числе среди родителей, показывает, что далеко не все из них можно считать полезными для развивающейся психики ребёнка, а некоторые – даже откровенно деструктивными. С учётом того, что именно семья, родители – это базовое ядро среды развития ребёнка, со всей очевидностью предстаёт факт, что защита ребёнка от вредной информации в самом непосредственном приближении может и должна осуществляться именно родителями. Здесь большое значение приобретает личность самого родителя, которая должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. Крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что всё-таки в конечном итоге наших детей воспитывают не столько мультики, детский сад, школа, друзья или улица – их воспитывает наш родительский нравственный пример. Это серьёзный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителя принять на себя ответственность за результаты воспитания своего ребёнка, и готовности осознанно включаться в непростую работу по формированию у него здоровой системы жизненных ценностей. При этом на текущий момент социальная ситуация отражает существенное снижение способности самих родителей объективно оценивать содержание и смыслы многих информационных продуктов. Многие из родителей не располагают способностью различать деструктивные информационные посылы в фильмах, передачах, играх. В этих условиях остро встаёт вопрос планомерного формирования так называемой родительской компетентности в защите детей от вредной информации, то есть – о методах обучающе-просветительской работы с родителями для выработки у них способности объективного анализа того или иного информационного продукта с позиции «а чему это учит?». Для достижения цели выработки у родителей компетентности в анализе информационных продуктов проектом «Научи хорошему» разработана методика данного анализа и на системной основе осуществляется объективная оценка содержательно-смысловых посылов различных телепередач, мультфильмов, художественных фильмов, книг и игрушек. В частности, в помощь родителям предложена классификация признаков вредного мультфильма/фильма. На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет. Проектом «Научи хорошему» также выработаны рекомендации для родителей по мерам как активной, так и пассивной защиты детей от вредной информации. Пассивный способ защиты направлен на возможное ограждение ребёнка от доступа к деструктивной информации. Активный способ заключается в постепенном формировании родителями у самого ребёнка способности отличать хорошее от плохого и самостоятельно задействовать защитные фильтры восприятия. Для обучения пассивной стратегии защиты проектом «Научи хорошему» предлагаются конкретные пошаговые инструкции для родителей по обращению с информационным контентом. Для выработки активной стратегии защиты проект регулярно на открытых площадках знакомит свою аудиторию с результатами собственной экспертизы различных информационных продуктов, где наглядно демонстрирует схему и метод данной экспертизы, что в конечном итоге приводит к научению аудитории самостоятельному применению этого метода. Проект «Научи хорошему» в первую очередь работает на активную защиту, создавая и распространяя материалы, которые помогают сформировать навык анализа информационных продуктов. Материалы проекта нацелены в первую очередь на подростковую и взрослую аудиторию. Источник: http://whatisgood.ru/theory/science/roditelskaya-komp .. #научихорошему
Научи хорошему
✅Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации
Доклад участника проекта «Научи хорошему» практического психолога Маргариты Сергеевны Новицкой, зачитанный на межрегиональной научно-практической конференции «Защита детей от вредной информации», прошедшей в Туле 15 октября 2015 года:
Психологически период детства характеризуется как время интенсивного формирования основных структур личности. Формирование личности ребёнка происходит путём взаимодействия со средой развития. Мощнейшим фактором этой среды остаётся близкое окружение (семья) и информационное пространство, в которое включён растущий ребёнок.
Период раннего и дошкольного детства характеризуются такими важными особенностями восприятия и переработки информации, как: низкий порог критического мышления, познание и научение через отождествление себя со значимыми объектами, Я-центричность в объяснении причинно-следственных связей между событиями и явлениями жизни.
Согласно исследованиям Ж.Пиаже, критическое мышление начинает формироваться к 7-8 годам с постепенным вытеснением эгоцентричной системы мировосприятия ребёнком. Основной чертой мышления дошкольника является способность держать в фокусе внимания только один наиболее значимый и заметный признак или свойство предмета (или ситуации), мышление находится на дологическом уровне, вследствие чего ребенок ограничен рамками непосредственной значимой видимости вещей. Также Ж.Пиаже указывает на эгоцентризм детской мысли, который заключается в неспособности различать личное, субъективное и объективное знание о предметах и событиях действительности.
Вследствие этого ребёнку свойственна неспособность устанавливать сложные причинно-следственные связи, непосредственность объяснения действительности («солнце не падает, потому что держится руками за небо» – перенесение своего субъективного опыта на незнакомый объект). Таким образом, до 7-8 лет ребенок неспособен четко различать внешний мир от собственного «Я». Ребенок видит только то, что знает и воспринимает мир таким, каким он предварительно построил его в своей мысли (сопереживает героям мультика и их ситуациям так же, как сопереживал бы, например, родственникам в реальной ситуации).
Окончательное становление способности к критическому осмыслению информации появляется у человека к 18-21 годам, и границы этого возраста будут существенно разниться в зависимости от индивидуально-типологических черт конкретной личности.
Информационная среда, окружающая формирующуюся личность и воздействующая на неё, содержит большое количество как явных, так и неявных моделей поведения, предлагаемых ребёнку для усвоения.
Известный канадский психолог Альберт Бандура в 1961г. провёл знаменитый эксперимент «Кукла Бобо», результатами которого была подтверждена теория социального научения. Согласно теории и данным эксперимента Бандуры, дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели, в качестве которой выступает значимый объект. Одно из проявлений имитации – идентификация – процесс, в котором личность как бы заимствует мысли, чувства наблюдаемой им модели. Было установлено, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания: людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.
Таким образом, герои мультфильмов, фильмов, книг, телепередач, журналов, игр и т.д. могут стать для ребёнка носителями «научающих» моделей поведения, моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на запомнившегося персонажа.
Психолого-педагогический анализ многих информационных продуктов для детей, которые сегодня пользуются популярностью в том числе среди родителей, показывает, что далеко не все из них можно считать полезными для развивающейся психики ребёнка, а некоторые – даже откровенно деструктивными. С учётом того, что именно семья, родители – это базовое ядро среды развития ребёнка, со всей очевидностью предстаёт факт, что защита ребёнка от вредной информации в самом непосредственном приближении может и должна осуществляться именно родителями.
Здесь большое значение приобретает личность самого родителя, которая должна отвечать самым высоким духовно-нравственным требованиям. Крайне важно, чтобы сам родитель являлся носителем здоровых духовных ценностей. Ведь неоспоримым является тот факт, что всё-таки в конечном итоге наших детей воспитывают не столько мультики, детский сад, школа, друзья или улица – их воспитывает наш родительский нравственный пример. Это серьёзный вопрос о родительской ответственности, о готовности родителя принять на себя ответственность за результаты воспитания своего ребёнка, и готовности осознанно включаться в непростую работу по формированию у него здоровой системы жизненных ценностей.
При этом на текущий момент социальная ситуация отражает существенное снижение способности самих родителей объективно оценивать содержание и смыслы многих информационных продуктов. Многие из родителей не располагают способностью различать деструктивные информационные посылы в фильмах, передачах, играх. В этих условиях остро встаёт вопрос планомерного формирования так называемой родительской компетентности в защите детей от вредной информации, то есть – о методах обучающе-просветительской работы с родителями для выработки у них способности объективного анализа того или иного информационного продукта с позиции «а чему это учит?».
Для достижения цели выработки у родителей компетентности в анализе информационных продуктов проектом «Научи хорошему» разработана методика данного анализа и на системной основе осуществляется объективная оценка содержательно-смысловых посылов различных телепередач, мультфильмов, художественных фильмов, книг и игрушек.
В частности, в помощь родителям предложена классификация признаков вредного мультфильма/фильма. На основе этой классификации родители самостоятельно могут определить, вреден мультфильм для ребёнка или нет.
Проектом «Научи хорошему» также выработаны рекомендации для родителей по мерам как активной, так и пассивной защиты детей от вредной информации. Пассивный способ защиты направлен на возможное ограждение ребёнка от доступа к деструктивной информации. Активный способ заключается в постепенном формировании родителями у самого ребёнка способности отличать хорошее от плохого и самостоятельно задействовать защитные фильтры восприятия.
Для обучения пассивной стратегии защиты проектом «Научи хорошему» предлагаются конкретные пошаговые инструкции для родителей по обращению с информационным контентом. Для выработки активной стратегии защиты проект регулярно на открытых площадках знакомит свою аудиторию с результатами собственной экспертизы различных информационных продуктов, где наглядно демонстрирует схему и метод данной экспертизы, что в конечном итоге приводит к научению аудитории самостоятельному применению этого метода.
Проект «Научи хорошему» в первую очередь работает на активную защиту, создавая и распространяя материалы, которые помогают сформировать навык анализа информационных продуктов. Материалы проекта нацелены в первую очередь на подростковую и взрослую аудиторию.
Источник: http://whatisgood.ru/theory/science/roditelskaya-komp ..
#научихорошему