4) Фрагмент из публикации Владимира Семёновича Кондакова. Одним из наиболее известных способов «психологического родовспоможения» является «метод сократического диалога» - майевтика (греч. Maieutike - букв. повивальное искусство, родовспоможение) - метод древнегреческого философа Сократа (470–399 до н.э.) извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. Этот метод философствования Сократа описан в диалоге Платона «Теэтет». Сократ противопоставлял свой метод внешнему софистическому знанию (например, софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», поэтому «всё, что кому-либо кажется, истинно; сон не менее истинен, чем явь; мнение безумного столь же истинно, как и здорового»). Сократ считал, что истинному философскому знанию (добру, мудрости, истине) научить нельзя, но его можно открыть в себе самом. Сократ сравнивал свою деятельность с профессией своей матери Фенареты – повитухи: «Моему же искусству повивальной бабки свойственно иное, чем ихнему: моё отличается тем, что я принимаю не у женщин, а у мужчин, и наблюдаю над родами не телесными, а душевными. Важнейшее же дело нашего искусства есть возможность всячески испытывать, рождаются ли в голове юноши призрак и ложь, или плод здоровый и истинный. Ведь и со мной бывает то же, что с повивальными бабками: я не рождаю мудрости… других я спрашиваю, а сам не даю ни на что никакого ответа… Причина же этого следующая: принимать мне бог повелевает, а рождать запретил. Но обращающиеся со мной, хотя иные на первый взгляд оказываются и очень несведущими, все, кому бог помогает, с течением времени обращения удивительно до какой степени преуспевают, как представляется это и им самим и другим. Отсюда ясно, что у меня они ничему не научаются, а многое и прекрасное находят и держат в самих себе. Таким образом, причина родовспоможения - бог и я, и это ясно вот из чего. Многие уже, не уразумев того и всё приписав себе, меня же или сами собой или под влиянием других, презрев, разошлись со мной раньше времени, а разойдясь, через дурное обращение, прочее выкинули, рождённое же при моём посредничестве, плохо выкормив, погубили, потому что призрачное и ложное поставили выше истинного, и, наконец как для самих себя, так и для других стали казаться невеждами… Когда потом они снова приходили просить моего обращения и делали крайнее усилие, живущий во мне гений некоторым возбранил обращение со мной, некоторым позволил, и она стали снова делать успехи. Обращающиеся со мной чувствуют вот и это, общее с рожающими женщинами: они терпят боли, испытывают затруднительность своего положения день и ночь – гораздо боле, чем те. Возбуждать такие боли и успокаивать может и моё искусство. И эти так. Но иногда бывает, Теэтет, что юноши как-то не кажутся мне беременными; тогда, узнав что они во мне нужды не имеют, я радушно сватаю их, так как, слава богу, очень хорошо угадываю, обращаясь с кем они могут получить пользу… Об этом я распространился с тобой, почтеннейший Теэтет, подозревая, как и самому тебе кажется, что ты внутренне мучишься болями чревоношения. Итак, отнесись ко мне, как к сыну повивальной бабки, который и сам знает повивальное искусство, и о чём я буду спрашивать, постарайся на то как можно лучше отвечать. И если, рассматривая, что ты говоришь, я найду слова твои призраком, а не правдой, и потому потихоньку выну их и выкину, ты не сердись, как сердятся по поводу детей матери при первых родах. Ведь многие уже, почтеннейший, так чувствовали себя в отношении ко мне, что готовы были просто укусить, когда я вынимал у них какие-нибудь бредни; они не думают, что я делаю это из доброго расположения, и далеки от той мысли, что как ни один бог не мыслит людям зла, так и я не делаю ничего такого по злому намерению, но ведь никак же не позволительно мне уступать лжи и скрывать правду» (Платон, ПСС в одном томе, 2018. Теэтет, с. 135-136). Целью в сократическом диалоге являлось обнаружение истины, а не победа в споре. Основными же темами бесед становились, например, моральные принципы того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. При этом Сократ держал себя с учениками на равных, не ставя себя выше их и не выдавая себя за «учителя мудрости», которому истина дана в готовом виде и который способен ей обучить. Таким образом, майевтика – процесс обнаружения истины, уже имеющейся у человека, но которая становится доступной его сознанию в результате специально организованного Сократом совместного исследования путем вопросов и ответов. Основные идеи и принципы сократического диалога как способа обнаружения, усвоения и передачи знания широко применяются в различных сферах: от психологического консультирования, коучинга и психотерапии до менеджмента, педагогики, риторики и юриспруденции. Из описанных выше (в случае с нашей группой - ниже) научных фактов о рождении человека следует, что в этой жизни всем нам с вами, дорогие друзья, предстоит рождаться много раз. Вы можете прямо сейчас вспомнить и посчитать – сколько раз вы уже успешно рождались, и сколько попыток рождения пока не удались. В этом контексте наша жизнь представляет из себя непрерывную цепь из петель рождения. И, как показывает наш с вами жизненный опыт, в большинстве случаев успешность очередного «рождения» как этапа нашего личностного и духовного развития и созревания зависит, в основном, только от наших собственных умственных и душевных усилий. Владимир Семенович Кондаков, доцент, КМН, семейный психолог
Личность наизнанку
РОЖДЕНИЯ ДУШИ (ч.
4)
Фрагмент из публикации Владимира Семёновича Кондакова.
Одним из наиболее известных способов «психологического родовспоможения» является «метод сократического диалога» - майевтика (греч. Maieutike - букв. повивальное искусство, родовспоможение) - метод древнегреческого философа Сократа (470–399 до н.э.) извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. Этот метод философствования Сократа описан в диалоге Платона «Теэтет». Сократ противопоставлял свой метод внешнему софистическому знанию (например, софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», поэтому «всё, что кому-либо кажется, истинно; сон не менее истинен, чем явь; мнение безумного столь же истинно, как и здорового»). Сократ считал, что истинному философскому знанию (добру, мудрости, истине) научить нельзя, но его можно открыть в себе самом.
Сократ сравнивал свою деятельность с профессией своей матери Фенареты – повитухи: «Моему же искусству повивальной бабки свойственно иное, чем ихнему: моё отличается тем, что я принимаю не у женщин, а у мужчин, и наблюдаю над родами не телесными, а душевными. Важнейшее же дело нашего искусства есть возможность всячески испытывать, рождаются ли в голове юноши призрак и ложь, или плод здоровый и истинный. Ведь и со мной бывает то же, что с повивальными бабками: я не рождаю мудрости… других я спрашиваю, а сам не даю ни на что никакого ответа… Причина же этого следующая: принимать мне бог повелевает, а рождать запретил. Но обращающиеся со мной, хотя иные на первый взгляд оказываются и очень несведущими, все, кому бог помогает, с течением времени обращения удивительно до какой степени преуспевают, как представляется это и им самим и другим. Отсюда ясно, что у меня они ничему не научаются, а многое и прекрасное находят и держат в самих себе. Таким образом, причина родовспоможения - бог и я, и это ясно вот из чего. Многие уже, не уразумев того и всё приписав себе, меня же или сами собой или под влиянием других, презрев, разошлись со мной раньше времени, а разойдясь, через дурное обращение, прочее выкинули, рождённое же при моём посредничестве, плохо выкормив, погубили, потому что призрачное и ложное поставили выше истинного, и, наконец как для самих себя, так и для других стали казаться невеждами…
Когда потом они снова приходили просить моего обращения и делали крайнее усилие, живущий во мне гений некоторым возбранил обращение со мной, некоторым позволил, и она стали снова делать успехи. Обращающиеся со мной чувствуют вот и это, общее с рожающими женщинами: они терпят боли, испытывают затруднительность своего положения день и ночь – гораздо боле, чем те. Возбуждать такие боли и успокаивать может и моё искусство. И эти так. Но иногда бывает, Теэтет, что юноши как-то не кажутся мне беременными; тогда, узнав что они во мне нужды не имеют, я радушно сватаю их, так как, слава богу, очень хорошо угадываю, обращаясь с кем они могут получить пользу… Об этом я распространился с тобой, почтеннейший Теэтет, подозревая, как и самому тебе кажется, что ты внутренне мучишься болями чревоношения. Итак, отнесись ко мне, как к сыну повивальной бабки, который и сам знает повивальное искусство, и о чём я буду спрашивать, постарайся на то как можно лучше отвечать. И если, рассматривая, что ты говоришь, я найду слова твои призраком, а не правдой, и потому потихоньку выну их и выкину, ты не сердись, как сердятся по поводу детей матери при первых родах. Ведь многие уже, почтеннейший, так чувствовали себя в отношении ко мне, что готовы были просто укусить, когда я вынимал у них какие-нибудь бредни; они не думают, что я делаю это из доброго расположения, и далеки от той мысли, что как ни один бог не мыслит людям зла, так и я не делаю ничего такого по злому намерению, но ведь никак же не позволительно мне уступать лжи и скрывать правду» (Платон, ПСС в одном томе, 2018. Теэтет, с. 135-136).
Целью в сократическом диалоге являлось обнаружение истины, а не победа в споре. Основными же темами бесед становились, например, моральные принципы того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. При этом Сократ держал себя с учениками на равных, не ставя себя выше их и не выдавая себя за «учителя мудрости», которому истина дана в готовом виде и который способен ей обучить.
Таким образом, майевтика – процесс обнаружения истины, уже имеющейся у человека, но которая становится доступной его сознанию в результате специально организованного Сократом совместного исследования путем вопросов и ответов. Основные идеи и принципы сократического диалога как способа обнаружения, усвоения и передачи знания широко применяются в различных сферах: от психологического консультирования, коучинга и психотерапии до менеджмента, педагогики, риторики и юриспруденции.
Из описанных выше (в случае с нашей группой - ниже) научных фактов о рождении человека следует, что в этой жизни всем нам с вами, дорогие друзья, предстоит рождаться много раз. Вы можете прямо сейчас вспомнить и посчитать – сколько раз вы уже успешно рождались, и сколько попыток рождения пока не удались.
В этом контексте наша жизнь представляет из себя непрерывную цепь из петель рождения. И, как показывает наш с вами жизненный опыт, в большинстве случаев успешность очередного «рождения» как этапа нашего личностного и духовного развития и созревания зависит, в основном, только от наших собственных умственных и душевных усилий.
Владимир Семенович Кондаков, доцент, КМН, семейный психолог