РОЖДЕНИЯ ДУШИ (ч.

4)
Фрагмент из публикации Владимира Семёновича Кондакова.
Одним из наиболее известных способов «психологического родовспоможения» является «метод сократического диалога» - майевтика (греч. Maieutike - букв. повивальное искусство, родовспоможение) - метод древнегреческого философа Сократа (470–399 до н.э.) извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. Этот метод философствования Сократа описан в диалоге Платона «Теэтет». Сократ противопоставлял свой метод внешнему софистическому знанию (например, софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», поэтому «всё, что кому-либо кажется, истинно; сон не менее истинен, чем явь; мнение безумного столь же истинно, как и здорового»). Сократ считал, что истинному философскому знанию (добру, мудрости, истине) научить нельзя, но его можно открыть в себе самом.
Сократ сравнивал свою деятельность с профессией своей матери Фенареты – повитухи: «Моему же искусству повивальной бабки свойственно иное, чем ихнему: моё отличается тем, что я принимаю не у женщин, а у мужчин, и наблюдаю над родами не телесными, а душевными. Важнейшее же дело нашего искусства есть возможность всячески испытывать, рождаются ли в голове юноши призрак и ложь, или плод здоровый и истинный. Ведь и со мной бывает то же, что с повивальными бабками: я не рождаю мудрости… других я спрашиваю, а сам не даю ни на что никакого ответа… Причина же этого следующая: принимать мне бог повелевает, а рождать запретил. Но обращающиеся со мной, хотя иные на первый взгляд оказываются и очень несведущими, все, кому бог помогает, с течением времени обращения удивительно до какой степени преуспевают, как представляется это и им самим и другим. Отсюда ясно, что у меня они ничему не научаются, а многое и прекрасное находят и держат в самих себе. Таким образом, причина родовспоможения - бог и я, и это ясно вот из чего. Многие уже, не уразумев того и всё приписав себе, меня же или сами собой или под влиянием других, презрев, разошлись со мной раньше времени, а разойдясь, через дурное обращение, прочее выкинули, рождённое же при моём посредничестве, плохо выкормив, погубили, потому что призрачное и ложное поставили выше истинного, и, наконец как для самих себя, так и для других стали казаться невеждами…
Когда потом они снова приходили просить моего обращения и делали крайнее усилие, живущий во мне гений некоторым возбранил обращение со мной, некоторым позволил, и она стали снова делать успехи. Обращающиеся со мной чувствуют вот и это, общее с рожающими женщинами: они терпят боли, испытывают затруднительность своего положения день и ночь – гораздо боле, чем те. Возбуждать такие боли и успокаивать может и моё искусство. И эти так. Но иногда бывает, Теэтет, что юноши как-то не кажутся мне беременными; тогда, узнав что они во мне нужды не имеют, я радушно сватаю их, так как, слава богу, очень хорошо угадываю, обращаясь с кем они могут получить пользу… Об этом я распространился с тобой, почтеннейший Теэтет, подозревая, как и самому тебе кажется, что ты внутренне мучишься болями чревоношения. Итак, отнесись ко мне, как к сыну повивальной бабки, который и сам знает повивальное искусство, и о чём я буду спрашивать, постарайся на то как можно лучше отвечать. И если, рассматривая, что ты говоришь, я найду слова твои призраком, а не правдой, и потому потихоньку выну их и выкину, ты не сердись, как сердятся по поводу детей матери при первых родах. Ведь многие уже, почтеннейший, так чувствовали себя в отношении ко мне, что готовы были просто укусить, когда я вынимал у них какие-нибудь бредни; они не думают, что я делаю это из доброго расположения, и далеки от той мысли, что как ни один бог не мыслит людям зла, так и я не делаю ничего такого по злому намерению, но ведь никак же не позволительно мне уступать лжи и скрывать правду» (Платон, ПСС в одном томе, 2018. Теэтет, с. 135-136).
Целью в сократическом диалоге являлось обнаружение истины, а не победа в споре. Основными же темами бесед становились, например, моральные принципы того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. При этом Сократ держал себя с учениками на равных, не ставя себя выше их и не выдавая себя за «учителя мудрости», которому истина дана в готовом виде и который способен ей обучить.
Таким образом, майевтика – процесс обнаружения истины, уже имеющейся у человека, но которая становится доступной его сознанию в результате специально организованного Сократом совместного исследования путем вопросов и ответов. Основные идеи и принципы сократического диалога как способа обнаружения, усвоения и передачи знания широко применяются в различных сферах: от психологического консультирования, коучинга и психотерапии до менеджмента, педагогики, риторики и юриспруденции.
Из описанных выше (в случае с нашей группой - ниже) научных фактов о рождении человека следует, что в этой жизни всем нам с вами, дорогие друзья, предстоит рождаться много раз. Вы можете прямо сейчас вспомнить и посчитать – сколько раз вы уже успешно рождались, и сколько попыток рождения пока не удались.
В этом контексте наша жизнь представляет из себя непрерывную цепь из петель рождения. И, как показывает наш с вами жизненный опыт, в большинстве случаев успешность очередного «рождения» как этапа нашего личностного и духовного развития и созревания зависит, в основном, только от наших собственных умственных и душевных усилий.
Владимир Семенович Кондаков, доцент, КМН, семейный психолог

РОЖДЕНИЯ ДУШИ (ч.4) - 923958912394

Комментарии

Комментариев нет.