Профессионалы точно знают что им нужно, но как начинающему художнику разобраться во всем многообразии холстов? Лён или хлопок? Мелкозернистый или крупнозернистый? На подрамнике или на оргалите? Попробуем разобраться. Появление и использование холста в живописи обусловлено необходимостью длительного хранения произведений под воздействием различных условий и удобством транспортировки. Холст представляет собой полотно, которое натягивается на жесткую деревянную основу (рамку). В отличие от цельной деревянной доски, которая служила основой в начале зарождения живописи, холст позволяет создавать большие работы, но сравнительно легкие для перемещения. Преимущество холста перед бумагой – прочная поверхность, которая выдерживает множество слоев краски и воздействие разбавителя, хорошо переносит изменения влажности и температуры. Лен: Самый популярный и прочный материал. Уникальные свойства льняного волокна позволяют делать из него ткань совершенно разной зернистости, от очень тонкой и сглаженной фактуры до грубой, крупнозернистой. Льняной холст очень устойчив к механическим повреждениям – его волокна длиннее и прочнее, чем например, у хлопка. За счет этого он мало склонен к провисанию. Минусом использования льна для некоторых художников может стать рельефная фактура льняной ткани. Хлопок: Материал с более гладкой и мелкой фактурой. Хлопок не очень эластичен и менее устойчив к деформации, чем лен. Поэтому для живописи следует выбирать качественные плотные хлопчатобумажные холсты. Хлопковые холсты не выдерживают влажность и перепады температур – они начинают провисать. Преимуществами этого холста для живописных целей можно назвать ровную слабовыраженную фактуру и низкую стоимость. Лен/хлопок: Смесь льна и хлопка сочетает в себе свойства двух этих материалов. Такая ткань имеет гладкую фактуру, как хлопок, но благодаря добавке льна она более прочная. Однако наличие хлопковых волокон делает ее гигроскопичной, поэтому она не подходит для условий с повышенной влажностью и перепадами температур. Преимуществом холстов из смеси льна и хлопка является наличие свойств льняного холста при невысокой стоимости. Зернистость холста обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы. Мелкозернистый холст подходит для гладкой живописи с использованием небольших слоев краски, на нем удобно прописывать детали. Для работ среднего размера подойдет средняя зернистость, а большие картины пишут на крупнозернистых холстах, чтобы уменьшить риск провисания ткани под слоем краски. Однако, помимо размера, на выбор зернистости влияет и художественный замысел. Известно, что Айвазовский редко брал крупнозернистые ткани даже для больших картин. Некоторые же, напротив, выбирают среднее или крупное зерно, чтобы под краской оставалась видна фактура холста. Негрунтованный холст предназначен для самостоятельной подготовки художественной основы для живописи. Он представляет собой отрез ткани холста определенного размера. Для подготовки холста к работе его предварительно натягивают на подрамник, после чего наносят проклейку, которая укрепит холст и защитит от проникновения краски в ткань. После высыхания наносится грунт. Количество слоев грунта зависит от замысла художника. Большое количество слоев скрывает зернистость и делает поверхность более гладкой, однако при этом увеличивается нагрузка на ткань. Грунтованные холсты имеют уже подготовленную для работы поверхность – на производстве на них сразу же наносится проклейка и грунт. Такие холсты бывают разных видов: в рулоне на подрамнике на картоне Грунтованные холсты в рулоне продаются в больших размерах, для работы на таком холсте нужно предварительно отрезать нужный формат и натянуть его на подрамник. Очень удобны грунтованные холсты на подрамнике и на картоне - они не требуют никакой дополнительной подготовки к работе. В первом случае холст уже закреплен на подрамнике, во втором – наклеен на картонную основу. Холст используется для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. Краски наносят на холст кистью или мастихином, в зависимости от художественной задачи. Кисть позволяет прописывать детали, а мастихином можно создавать крупные, пастозные мазки. Также холсты используют для граффити-работ акриловыми баллончиками, акриловыми маркерами, аэрографом. Возможно использование холста для масляной или сухой пастели, для них потребуется специальный грунт и лак-спрей, который закрепит частицы сухой пастели на поверхности холста. Акварель и гуашь плохо ложатся на холст, поэтому для живописи этими красками его не используют.
Художественный Отдел. Магазин "Канцлер".
Поговорим о холстах.
Профессионалы точно знают что им нужно, но как начинающему художнику разобраться во всем многообразии холстов? Лён или хлопок? Мелкозернистый или крупнозернистый? На подрамнике или на оргалите? Попробуем разобраться.
Появление и использование холста в живописи обусловлено необходимостью длительного хранения произведений под воздействием различных условий и удобством транспортировки.
Холст представляет собой полотно, которое натягивается на жесткую деревянную основу (рамку). В отличие от цельной деревянной доски, которая служила основой в начале зарождения живописи, холст позволяет создавать большие работы, но сравнительно легкие для перемещения. Преимущество холста перед бумагой – прочная поверхность, которая выдерживает множество слоев краски и воздействие разбавителя, хорошо переносит изменения влажности и температуры.
Лен:
Самый популярный и прочный материал. Уникальные свойства льняного волокна позволяют делать из него ткань совершенно разной зернистости, от очень тонкой и сглаженной фактуры до грубой, крупнозернистой. Льняной холст очень устойчив к механическим повреждениям – его волокна длиннее и прочнее, чем например, у хлопка. За счет этого он мало склонен к провисанию. Минусом использования льна для некоторых художников может стать рельефная фактура льняной ткани.
Хлопок:
Материал с более гладкой и мелкой фактурой. Хлопок не очень эластичен и менее устойчив к деформации, чем лен. Поэтому для живописи следует выбирать качественные плотные хлопчатобумажные холсты. Хлопковые холсты не выдерживают влажность и перепады температур – они начинают провисать. Преимуществами этого холста для живописных целей можно назвать ровную слабовыраженную фактуру и низкую стоимость.
Лен/хлопок:
Смесь льна и хлопка сочетает в себе свойства двух этих материалов. Такая ткань имеет гладкую фактуру, как хлопок, но благодаря добавке льна она более прочная. Однако наличие хлопковых волокон делает ее гигроскопичной, поэтому она не подходит для условий с повышенной влажностью и перепадами температур. Преимуществом холстов из смеси льна и хлопка является наличие свойств льняного холста при невысокой стоимости.
Зернистость холста обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы. Мелкозернистый холст подходит для гладкой живописи с использованием небольших слоев краски, на нем удобно прописывать детали. Для работ среднего размера подойдет средняя зернистость, а большие картины пишут на крупнозернистых холстах, чтобы уменьшить риск провисания ткани под слоем краски.
Однако, помимо размера, на выбор зернистости влияет и художественный замысел. Известно, что Айвазовский редко брал крупнозернистые ткани даже для больших картин. Некоторые же, напротив, выбирают среднее или крупное зерно, чтобы под краской оставалась видна фактура холста.
Негрунтованный холст предназначен для самостоятельной подготовки художественной основы для живописи. Он представляет собой отрез ткани холста определенного размера. Для подготовки холста к работе его предварительно натягивают на подрамник, после чего наносят проклейку, которая укрепит холст и защитит от проникновения краски в ткань. После высыхания наносится грунт. Количество слоев грунта зависит от замысла художника. Большое количество слоев скрывает зернистость и делает поверхность более гладкой, однако при этом увеличивается нагрузка на ткань.
Грунтованные холсты имеют уже подготовленную для работы поверхность – на производстве на них сразу же наносится проклейка и грунт.
Такие холсты бывают разных видов:
в рулоне
на подрамнике
на картоне
Грунтованные холсты в рулоне продаются в больших размерах, для работы на таком холсте нужно предварительно отрезать нужный формат и натянуть его на подрамник.
Очень удобны грунтованные холсты на подрамнике и на картоне - они не требуют никакой дополнительной подготовки к работе. В первом случае холст уже закреплен на подрамнике, во втором – наклеен на картонную основу.
Холст используется для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. Краски наносят на холст кистью или мастихином, в зависимости от художественной задачи. Кисть позволяет прописывать детали, а мастихином можно создавать крупные, пастозные мазки. Также холсты используют для граффити-работ акриловыми баллончиками, акриловыми маркерами, аэрографом. Возможно использование холста для масляной или сухой пастели, для них потребуется специальный грунт и лак-спрей, который закрепит частицы сухой пастели на поверхности холста.
Акварель и гуашь плохо ложатся на холст, поэтому для живописи этими красками его не используют.