В истории музыки трудно определить чёткие рамки появления того или иного жанра; как правило, один вытекает из другого путём экспериментов исполнителей. Сложно представить, что современные музыкальные стили вышли из народной музыки, особенно такие, которые для законодателей были образом жизни. Одним из таких стал легендарный блюз.
Несмотря на то, что пик американского блюза пришёлся на 20-30 годы прошлого века, до Советского Союза он дошёл намного позже, как и остальные жанры.
Как в СССР попала афроамериканская музыка
Как и все музыкальные жанры, блюз возникает прежде всего из народной музыки афроамериканцев, работающих на плантациях. Сложился жанр из рабочей песни, спиричуэлса, баллады и различных выкриков, сопровождающих физическую работу и ритуалы. Несмотря на то, что в те времена не было обозначения для этого течения музыки, «безымянность» очень ярко отражала смысл блюза – в первую очередь это был жанр отчуждённой и угнетённой прослойки людей, сообщавшей в своих композициях о печали и унынии бедной жизни.
Образ жизни блюзменов-одиночек меняется с популяризацией стиля в обществе в 1920-х годах. Начали формироваться ансамбли, и теперь музыканты, раньше локализовавшиеся в гетто-районах, получили шанс выйти из тени. Блюзовый бум 20-х повлиял на настоящих идейных представителей направления – они стали законодателями новой для всего мира музыки.
Свой след исполнители оставили во многих свежих жанрах, таких как рок-н-ролл, блюз-рок, ритм-энд-блюз и прочих. Проникновение в СССР случилось постепенно, когда в 60-х годах молодое поколение советских граждан впервые услышало блюз в модернизированном виде в композициях The Rolling Stones, The Yardbirds, немногим позже – в песнях Led Zeppelin. Советские любители блюза ориентировались на ранние записи этих уже к тому моменту рок-групп, представлявших в своих первых альбомах каверы на произведения легенд блюза и джаза. Можно сказать, что в «чистом» виде до Союза блюз дошёл спустя время, когда был снят запрет на англоязычную музыку и для меломанов начали выпускать пластинки Мадди Уотерса и диски блюзмена Роберта Джонсона.
Главные представители жанра
Десятилетиями блюз в России почитался, но как первобытный не до джаз, то за африканскую песню свободолюбивых американских негров, то просто под статейной пропагандой западного образа жизни. Клише по осени опали, а блюз остался тем, чем был - необъятной вселенной сложнейших музыкальных взаимосвязей, отражающей реальность печалей и радостей обыкновенного человека.
В своё время блюз - простой и сложный по своей природе, в походе на Восток покорил всю Европу, приостановившись у Российских её пределов. Потом он двинулся дальше, маршрутами триумфального шествия советской власти. И блюз в России знаменует успешное окончание этапа первого знакомства широкой публики с музыкой блюз. Проведённый музыкальный фестиваль "Блюз в России " во многих отношениях был первым, столь представительным, хорошо телевизированным, первым спонсированным, и без рок-н-рольной приманки. За исключением рока- бильной группы "Опасные соседи" и тяжеловатых по звуку группы "Ultima Thule”. На сцене были действительно "люди грусти" (в переводе на английский bluesmen ).
Группа " Crossroads”: Коллектив из Москвы и относительно молодой проект вполне опытных музыкантов, собравшихся под сенью чёрной шляпы Сергея Воронова - певца, гитариста и автора уже нескольких блюз-хитов. И куда как знаменательно, что хоть и вышло так по случайному совпадению, песня "Blues Lives In Russia" ("Блюз жив в России") была написана не для фестиваля, а для своей пластинки. Именно группа, взявшая в название знаменитейший из блюзов Роберта Джонсона, вдохновляющий уже не одно поколение белых на блюз, представила в программу песню, которая могла бы стать гимном и девизом всего фестиваля - "Блюз жив в России ". "Crossroads" представляют современный, ритмически насыщенный гитарный хард-блюз. Это один из немногих среди участников фестиваля в полном смысле профессиональный блюз-бэнд.
Музыкант Игорь Вдовченко: Ансамбль Игоря Вдовченко собрался специально для выступления на фестивале. Игорь москвич. Майк Рыженков, запевающий в коллективе "Вознеси меня", и Иван Райнер - ветераны эстонского андерграунда. Барабанщик Александр Шах из Тбилиси. Они сдружились в блюзе многие годы назад и отыграли именно встречу друзей, самоуглублённый акустический джем-сейшн на кантри-блюзовые темы - в память о московских квартирниках и пляжных прибалтийских концертах.
Группа "Blues Street Friens": Коллектив из Санкт-Петербурга. Гитаристка, композитор и поэтесса Терри и четверо её "Друзей по улице блюза" исполняли свой светлый спиричуэл-блюз во многих подземных переходах от Москвы до Прибалтики. По опыту подземного пения они младшие коллеги Игоря Вдовченко.
Группы "Дождь" и "Блюз-офис": Коллективы "Дождь" из Харькова и "Блюз-офис" из Ашгабата представляли на фестивале юниоров. Фактически участники "Блюза России" строго разделились на:
Маститые, больше 10-20 лет непрерывного стажа. Начинающие, 20 лет от роду. В силу ряда исторических причин среднее звено практически не встречается в отечественной блюз-природе. Так что фестивалю выпала еще и роль восстанавливать прервавшуюся связь поколении. "Блюз-офис", по необходимости изучающий хитрости аранжировки с радио эфира, звучит в ансамбле слегка сыровато, но чувствуется уже свой стиль, стремление к тонкой игре; и успех группы на фестивале - это их победа и наша надежда на будущее блюза в нашей стране.
Группы "Sats Blues Band", "Ultima Thule" и "Compromise Blue": Коллективы "Sats Blues Band" вместе c "Ultima Thule" и и "Compromise Blue" представляли в России эстонский блюз. Молодой коллектив "Sats Blues Band" гитариста Андре Сатса и певцы Андруса Альбрехта тяготеет к ранней психоделике блюза. Новый коллектив "Ultima Thule" опытного барабанщика Яака Ахелика, демонстрирует великолепную медную секцию, ищет компромисс блюзового звучания и популярных мелодий. А видевшие выступление вокалиста "Compromise Blue" Эмиля Руттику получили представление о том, как пляшут матросы на палубе в небольшой шторм.
Группа "Серебряный Рубль": Летучий голландец московского блюза. Группа появляется и исчезает таинственно и непредсказуемо, а встречи с ней порождают легенды. Когда-то соратник "Удачного приобретения", вокалист Алик Микоян в лучших традициях чикагских ветеранов, на хлеб насущный зарабатывавших сторонним ремеслом, формально остается непрофессионалом. Под его чутким руководством и при неизменной поддержке Константина Никольского (группа "Воскресение") не девальвируемый "Серебряный Рубль" время от времени возникает, как из небытия, чтобы, сорвав очередную долю оваций, по воле житейских обстоятельств рассредоточиться до следующего раза. Кстати, в фестивальную запись "Серебряный Рубль" бас-гитарой и бубном внёс свой вклад ещё один из непобедимых и легендарных музыкантов - Евгений Маргулис.
Группа "Старая Гвардия": Коллектив из Москвы. Ещё один непрофессиональный ансамбль супер профессионалов. Алик Сикорский, Миша "Петрович" Соколов и Алеша Шачнев^ имеют солидный послужной список от "Атлантов" до "Самоцветов". Образцовую геронтологическую картину путает девятнадцатилетний Денис Мажуков, сын гвардии видимо, но он же компенсирует свой юный возраст горячей игрой хонки-пиано.
Группа "Veto - Bank”: Коллектив из Каунас спаяли неотшлифованную искренность вокала Арины и сглаженное мейнстримовское звучание инструментальной группы. И кто бы мог подумать, что на фестивале выступает будущий лауреат Гран-при поп-конкурса "Юрмала".
Группа "Удачное Приобретение": Коллектив из Москвы. Аксакалы московского электро-блюз-рока. Почитание и уважение нажито группой ещё на заре 70-х, хоть и выпало потом на их долю больше воды и огня, нежели медных труб. Алексей "Уайт" Белов и 20 лет спустя пребывает в великолепной форме, приумножив гитарное мастерство, не утратив ни азарта, ни поэзии импровизации. В фестивальной программе с "Удачным Приобретением" выступал Алексей Большаков, запечатлев на записи великолепную скэтовую игру. Погостил в "Удачном Приобретении" на "Рок-н-ролл Хучи Ку" самый шикарный голос московского блюза - Николай Арутюнов. А затем принял Белова с ответным визитом в "Красном доме" на своей территории в "Лиге блюза".
Группа "Лига Блюза":
Коллектив из Москвы. На тринадцатом году существования выпустила свои дебютный альбом, которому суждено войти в историю в качестве первой российской ритм-энд-блюзовой пластинки. Классика и оригинальный блюз на русском - это основные отличительные черты группы, запечатлённые теперь на виниле. Но у "Лиги Блюза" есть ещё одна ипостась, просветительно-тематические программы. И отыграв в ноябре 1991-го года в ДК МЭЛЗ репертуар " Cream ", в январе 1992-го года в "Измайлово" группа самоотверженно упускает случай раскрутить песни с дебютной пластинки - ради удовольствия отыграть цикл песен Джимми Хендрикса.
Трёхдневный январский блюз-форум 1992 года окончательно утвердил, что блюз в России есть кому играть и есть кому слушать. В смутные времена он не насытит утробу, но поможет сохранить ясность мысли при нехватке витаминов. В истории США именно блюз и его дети: джаз и рок-н-ролл - сломали последние барьеры расовой сегрегации. Наше блюзовое братство, родившееся десятки лет назад, существует и поныне, когда уже ни традиционные, ни экономические связи не принимаются в расчет, В надежде, что "Блюз в России" станет традиционным, вслед за классиком скажем: "It healed me, it can heal you".
Блюз Санкт Петербурга
Если Нью-Йорк (в том случае, если верить слухам, конечно) играет джаз, то на улицах Северной столице звучит только блюз. И не потому что у этого города разбито сердце - из-за несчастной любви погибают люди, но не каменные архитектурные изваяния. А потому что перспективы улиц этого города, как параллельные прямые в геометрии Лобаческого, так и норовят столкнуться друг с другом. Ностальгия - вечный спутник блюза - с его мутными окнами, пошарпанными зданиями, концом Прекрасной эпохи никак не оставят меня в покоя.
Согласно старому афоризму, блюз — это когда хорошему человеку плохо. Но на самом деле эта музыка необязательно рифмуется с тоской — она способна выражать любые эмоции. Блюз может быть светлым, задумчивым, ироничным, отчаянно весёлым. А ещё в Петербурге под него можно танцевать до упаду — всё зависит от мастерства музыкантов!
Лига Блюза - Ты споешь "Hoochie Coochie Man"
The CrossroadZ, Сергей Воронов - Blue Angel
Blues Cousins - The Dream
Гастарбайтер блюз - Ангел мой (Tinukoff BluesDay)
BIG BLUES REVIVAL - Oh Pretty Woman
РОКИН & Dr.VIK - Ироничный Питерский Блюз
BLUES STREET FRIENDS - Blues For Alcoholics
ЛИГА БЛЮЗА - Angel
ЛИГА БЛЮЗА - Red House
X-ROADS (Кросроудз) - Leave My Girl Alone
Дождь - That's alright (A. Crudup)
COMPROMISE BLUE - Sunday Papers On A Saturday Night
Удачное Приобретение - Rambling on my mind (R. Johnson)
🎶 𝕭𝖑𝖚𝖊𝖘 𝕻𝖗𝖔𝖕𝖍𝖊𝖙𝖘 🎶
:Liliya Bloom
История Российского Блюза
В истории музыки трудно определить чёткие рамки появления того или иного жанра; как правило, один вытекает из другого путём экспериментов исполнителей. Сложно представить, что современные музыкальные стили вышли из народной музыки, особенно такие, которые для законодателей были образом жизни. Одним из таких стал легендарный блюз.Как в СССР попала афроамериканская музыка
Как и все музыкальные жанры, блюз возникает прежде всего из народной музыки афроамериканцев, работающих на плантациях. Сложился жанр из рабочей песни, спиричуэлса, баллады и различных выкриков, сопровождающих физическую работу и ритуалы. Несмотря на то, что в те времена не было обозначения для этого течения музыки, «безымянность» очень ярко отражала смысл блюза – в первую очередь это был жанр отчуждённой и угнетённой прослойки людей, сообщавшей в своих композициях о печали и унынии бедной жизни.Образ жизни блюзменов-одиночек меняется с популяризацией стиля в обществе в 1920-х годах. Начали формироваться ансамбли, и теперь музыканты, раньше локализовавшиеся в гетто-районах, получили шанс выйти из тени. Блюзовый бум 20-х повлиял на настоящих идейных представителей направления – они стали законодателями новой для всего мира музыки.
Главные представители жанра
Десятилетиями блюз в России почитался, но как первобытный не до джаз, то за африканскую песню свободолюбивых американских негров, то просто под статейной пропагандой западного образа жизни. Клише по осени опали, а блюз остался тем, чем был - необъятной вселенной сложнейших музыкальных взаимосвязей, отражающей реальность печалей и радостей обыкновенного человека.В своё время блюз - простой и сложный по своей природе, в походе на Восток покорил всю Европу, приостановившись у Российских её пределов. Потом он двинулся дальше, маршрутами триумфального шествия советской власти. И блюз в России знаменует успешное окончание этапа первого знакомства широкой публики с музыкой блюз. Проведённый музыкальный фестиваль "Блюз в России " во многих отношениях был первым, столь представительным, хорошо телевизированным, первым спонсированным, и без рок-н-рольной приманки. За исключением рока- бильной группы "Опасные соседи" и тяжеловатых по звуку группы "Ultima Thule”. На сцене были действительно "люди грусти" (в переводе на английский bluesmen ).
Группа " Crossroads”:
Коллектив из Москвы и относительно молодой проект вполне опытных музыкантов, собравшихся под сенью чёрной шляпы Сергея Воронова - певца, гитариста и автора уже нескольких блюз-хитов. И куда как знаменательно, что хоть и вышло так по случайному совпадению, песня "Blues Lives In Russia" ("Блюз жив в России") была написана не для фестиваля, а для своей пластинки. Именно группа, взявшая в название знаменитейший из блюзов Роберта Джонсона, вдохновляющий уже не одно поколение белых на блюз, представила в программу песню, которая могла бы стать гимном и девизом всего фестиваля - "Блюз жив в России ". "Crossroads" представляют современный, ритмически насыщенный гитарный хард-блюз. Это один из немногих среди участников фестиваля в полном смысле профессиональный блюз-бэнд.
Музыкант Игорь Вдовченко:
Ансамбль Игоря Вдовченко собрался специально для выступления на фестивале. Игорь москвич. Майк Рыженков, запевающий в коллективе "Вознеси меня", и Иван Райнер - ветераны эстонского андерграунда. Барабанщик Александр Шах из Тбилиси. Они сдружились в блюзе многие годы назад и отыграли именно встречу друзей, самоуглублённый акустический джем-сейшн на кантри-блюзовые темы - в память о московских квартирниках и пляжных прибалтийских концертах.
Группа "Blues Street Friens":
Коллектив из Санкт-Петербурга. Гитаристка, композитор и поэтесса Терри и четверо её "Друзей по улице блюза" исполняли свой светлый спиричуэл-блюз во многих подземных переходах от Москвы до Прибалтики. По опыту подземного пения они младшие коллеги Игоря Вдовченко.
Группы "Дождь" и "Блюз-офис":
Коллективы "Дождь" из Харькова и "Блюз-офис" из Ашгабата представляли на фестивале юниоров. Фактически участники "Блюза России" строго разделились на:
Маститые, больше 10-20 лет непрерывного стажа.
Начинающие, 20 лет от роду.
В силу ряда исторических причин среднее звено практически не встречается в отечественной блюз-природе. Так что фестивалю выпала еще и роль восстанавливать прервавшуюся связь поколении. "Блюз-офис", по необходимости изучающий хитрости аранжировки с радио эфира, звучит в ансамбле слегка сыровато, но чувствуется уже свой стиль, стремление к тонкой игре; и успех группы на фестивале - это их победа и наша надежда на будущее блюза в нашей стране.
Группы "Sats Blues Band", "Ultima Thule" и "Compromise Blue":
Коллективы "Sats Blues Band" вместе c "Ultima Thule" и и "Compromise Blue" представляли в России эстонский блюз. Молодой коллектив "Sats Blues Band" гитариста Андре Сатса и певцы Андруса Альбрехта тяготеет к ранней психоделике блюза. Новый коллектив "Ultima Thule" опытного барабанщика Яака Ахелика, демонстрирует великолепную медную секцию, ищет компромисс блюзового звучания и популярных мелодий. А видевшие выступление вокалиста "Compromise Blue" Эмиля Руттику получили представление о том, как пляшут матросы на палубе в небольшой шторм.
Группа "Серебряный Рубль":
Летучий голландец московского блюза. Группа появляется и исчезает таинственно и непредсказуемо, а встречи с ней порождают легенды. Когда-то соратник "Удачного приобретения", вокалист Алик Микоян в лучших традициях чикагских ветеранов, на хлеб насущный зарабатывавших сторонним ремеслом, формально остается непрофессионалом. Под его чутким руководством и при неизменной поддержке Константина Никольского (группа "Воскресение") не девальвируемый "Серебряный Рубль" время от времени возникает, как из небытия, чтобы, сорвав очередную долю оваций, по воле житейских обстоятельств рассредоточиться до следующего раза. Кстати, в фестивальную запись "Серебряный Рубль" бас-гитарой и бубном внёс свой вклад ещё один из непобедимых и легендарных музыкантов - Евгений Маргулис.
Группа "Старая Гвардия":
Коллектив из Москвы. Ещё один непрофессиональный ансамбль супер профессионалов. Алик Сикорский, Миша "Петрович" Соколов и Алеша Шачнев^ имеют солидный послужной список от "Атлантов" до "Самоцветов". Образцовую геронтологическую картину путает девятнадцатилетний Денис Мажуков, сын гвардии видимо, но он же компенсирует свой юный возраст горячей игрой хонки-пиано.
Группа "Veto - Bank”:
Коллектив из Каунас спаяли неотшлифованную искренность вокала Арины и сглаженное мейнстримовское звучание инструментальной группы. И кто бы мог подумать, что на фестивале выступает будущий лауреат Гран-при поп-конкурса "Юрмала".
Группа "Удачное Приобретение":
Коллектив из Москвы. Аксакалы московского электро-блюз-рока. Почитание и уважение нажито группой ещё на заре 70-х, хоть и выпало потом на их долю больше воды и огня, нежели медных труб. Алексей "Уайт" Белов и 20 лет спустя пребывает в великолепной форме, приумножив гитарное мастерство, не утратив ни азарта, ни поэзии импровизации. В фестивальной программе с "Удачным Приобретением" выступал Алексей Большаков, запечатлев на записи великолепную скэтовую игру. Погостил в "Удачном Приобретении" на "Рок-н-ролл Хучи Ку" самый шикарный голос московского блюза - Николай Арутюнов. А затем принял Белова с ответным визитом в "Красном доме" на своей территории в "Лиге блюза".
Группа "Лига Блюза":
Коллектив из Москвы. На тринадцатом году существования выпустила свои дебютный альбом, которому суждено войти в историю в качестве первой российской ритм-энд-блюзовой пластинки. Классика и оригинальный блюз на русском - это основные отличительные черты группы, запечатлённые теперь на виниле. Но у "Лиги Блюза" есть ещё одна ипостась, просветительно-тематические программы. И отыграв в ноябре 1991-го года в ДК МЭЛЗ репертуар " Cream ", в январе 1992-го года в "Измайлово" группа самоотверженно упускает случай раскрутить песни с дебютной пластинки - ради удовольствия отыграть цикл песен Джимми Хендрикса.
Трёхдневный январский блюз-форум 1992 года окончательно утвердил, что блюз в России есть кому играть и есть кому слушать. В смутные времена он не насытит утробу, но поможет сохранить ясность мысли при нехватке витаминов. В истории США именно блюз и его дети: джаз и рок-н-ролл - сломали последние барьеры расовой сегрегации. Наше блюзовое братство, родившееся десятки лет назад, существует и поныне, когда уже ни традиционные, ни экономические связи не принимаются в расчет, В надежде, что "Блюз в России" станет традиционным, вслед за классиком скажем: "It healed me, it can heal you".
Блюз Санкт Петербурга
Если Нью-Йорк (в том случае, если верить слухам, конечно) играет джаз, то на улицах Северной столице звучит только блюз. И не потому что у этого города разбито сердце - из-за несчастной любви погибают люди, но не каменные архитектурные изваяния. А потому что перспективы улиц этого города, как параллельные прямые в геометрии Лобаческого, так и норовят столкнуться друг с другом. Ностальгия - вечный спутник блюза - с его мутными окнами, пошарпанными зданиями, концом Прекрасной эпохи никак не оставят меня в покоя.