На преподобном Серафиме Саровском явственно и просто – так просто, что понятно любому, – явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины – только от Господа. Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства – нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы ещё не достигли такого уровня. А преподобный Серафим – без медицины! Ещё раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины – напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, ещё и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться – мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или ещё куда-то – ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмётся? Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо – умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живём как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придёт, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет /... / Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне – вера требуется. И, конечно, ещё раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. https://azbyka.ru/biblia/?Jac.2:17 ). Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное – делать добрые дела. И ещё раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу. Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя 1 августа 2024 #преподобнСерафимСаровский
«РАДОСТЬ МОЯ, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»
#СвятейшийПатриархКирилл_
На преподобном Серафиме Саровском явственно и просто – так просто, что понятно любому, – явилась сила Божия, благодать Божия, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет».
И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины – только от Господа.
Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства – нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы ещё не достигли такого уровня. А преподобный Серафим – без медицины!
Ещё раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины – напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, ещё и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться – мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или ещё куда-то – ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмётся?
Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо – умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону.
Потому что если просим Господа о помощи, а живём как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придёт, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет /... /
Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне – вера требуется. И, конечно, ещё раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. https://azbyka.ru/biblia/?Jac.2:17 ).
Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное – делать добрые дела. И ещё раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.
Патриаршая проповедь в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Храме Христа Спасителя
1 августа 2024
#преподобнСерафимСаровский