🎖 Город, восставший из пепла (окончание.

Начало в № 18)
🌿По Старой Смоленской дороге...
У каждого города с историей военных действий есть места, которые сами по себе являются памятниками ушедших событий. Одно из таких мест на смоленской земле - Соловьева переправа, стратегически важный объект, причем несколько столетий подряд. Именно через нее пролегал ближайший путь к Москве. Переправа находится в одноименной деревне, в 13 километрах от города Ярцево по Старой Смоленской дороге. Всего в годы войны на реке Днепр были пять подобных переправ, через которые поддерживали коммуникации с тылом. Одной из них и посвящены строки «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый...» поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, уроженца Смоленской области.
С середины июля 1941 года переправа была единственным местом, через которое велось материально-техническое обеспечение войск Западного фронта в районе Смоленска, после того, как 17 июля немецкий десант высадился в городе Ярцево. Затем здесь выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения. За владение переправой постоянно шли бои. Бомбежка вражескими самолетами была беспрерывной. По воспоминаниям свидетелей боев на переправе: из-за невозможности быстро вывести из окружения огромное количество людей, солдаты и мирные жители оказались живой мишенью для гитлеровцев, которые уничтожали людей всеми возможными средствами. Все берега были завалены трупами, вода в Днепре на несколько километров окрасилась в кровавый цвет. Люди ползли на другой берег друг по другу.
«Это было жестокое планомерное уничтожение тылов нашей отступавшей армии вместе с переполненными обозами раненых. Двойки пикирующих бомбардировщиков, отбомбившись, сменялись двойками истребителей, расстреливающих живое и мертвое, и уцелеть здесь было просто невозможно», – напишет потом писатель Борис Васильев, уроженец Смоленска.
По разным подсчетам, на переправе навсегда остались до 100 тысяч военнослужащих, количество погибших мирных жителей до сих пор подсчитать не удалось. Но на берегах этой древней реки, в водах которой крестили Русь, наши бойцы под руководством выдающегося советского военачальника, коменданта переправы генерал-майора Александра Лизюкова дали достойные сопротивление и отпор врагу. Там же впервые в бой вступили наводившие ужас на немцев «катюши», которые выпускались и в Челябинске. Комендант переправы стал Героем Советского Союза.
«Гитлер решил — и это никто не ожидал — брать Москву. Шел через Смоленск. Можно сказать, что именно здесь и началась оборона Москвы. Наши историки говорят, что именно благодаря Соловьевой переправе наша армия продержалась в Смоленском сражении», — рассказала наш экскурсовод, методист местного историко-краеведческого музея Наталья Бондарь.
Она вспомнила, как в детстве, первый раз попав на Соловьеву переправу, увидела три могилы с касками. Захоронение постепенно разрослось. Сейчас в братских могилах лежат останки более тысячи человек.
📌 Пресс-тур южноуральских журналистов в г.Смоленск организован Союзом журналистов Челябинской области при поддержке АО «Областное телевидение» и Ассоциации городских и районных газет «Пресса».
🔊 Первыми зашли южноуральцы
День освобождения Смоленска — 25 сентября 1943 года. Этот день смоляне празднуют как второе 9 мая.
Освобождение города от фашистов было частью стратегической наступательной операции двух фронтов – Западного и Калининского. Операция получила название «Суворов» и проходила с 7 августа по 2 октября 1943 года. В рамках операции были проведены несколько фронтовых наступательных действий, осложненных условиями лесисто-болотистой местности, мешавшей применению танков и тяжелой артиллерии, трудностями снабжения боеприпасами. К 23 сентября смоленская группировка противника оказалась охваченной с северо-востока и с юго-запада. К вечеру следующего дня наши передовые дивизии вышли на подступы к Смоленску. В ночь на 26 сентября Смоленск был полностью освобожден от врага. В этот же день в Москве, в 21.00, один за другим последовали 20 залпов из 224 орудий - столица нашей Родины салютовала освободителям.
📌 6 мая 1985 года Смоленску - городу, восставшему из пепла - было присвоено почетное звание «Город-герой». Почему это произошло лишь на закате СССР? Есть несколько версий. Враг захватил Смоленск врасплох, заняв его силами одной мотодивизии. Советские власти были недовольны забытыми в спешке при эвакуации важными документами – архивом обкома партии, захваченным немецкими десантниками, активностью противников советского режима и другими событиями тяжелых лет.
По утверждению южноуральского журналиста и историка Андрея Зубанова, первым в Смоленск зашел 400-й артиллерийский полк из Челябинской области, находившийся в составе 133-й стрелковой дивизии. К началу октября последние участки Смоленской области очистили от немцев.
📌 За победу в операции «Суворов» была заплачена высокая цена: безвозвратные потери составили более 100 тыс. человек. В 13 братских захоронениях Смоленска ныне покоится прах более 48 тыс. человек, и почти все они - безымянные.
Оказавшись под оккупацией, многие смоляне не покорились врагу и организовали вооруженное сопротивление захватчикам. В Смоленске действовало советское подполье, а в Смоленской области, в немецком тылу - многочисленные партизанские отряды, а также специально заброшенные в тыл регулярные части Красной армии. Существовали даже свободные от немцев партизанские районы, в которых партизаны создали такую сильную линию обороны, что фашисты не могли ее взломать даже при поддержке танков. Об изматывающей и жестокой «охоте за партизанами» немецкие солдаты писали близким в своих письмах. А заключалась эта охота в уничтожении сел, скота, продовольствия, а часто и самого населения.
Отступая на запад, фашисты использовали тактику выжженной земли: по приказу немецкого командования специальные подразделения взрывали промышленные предприятия и крупные здания, разрушали школы, клубы, библиотеки, сжигали жилые дома в районных центрах и селах. Целые районы области обезлюдели. Когда советские войска вошли в город, в нем не осталось ни одного целого здания.
Смолянин А. П. Хомич, свидетель и участник борьбы за Смоленск, вспоминает о первом дне освобожденного города:
«Если бы вы видели Смоленск 25 сентября 1943 года, в день его освобождения! Передвигаться по городу было невозможно: все горело, рвалось, грохотало. На этом самом месте вместо сада – штабеля дров, трупы людей и лошадей. Там, где до войны был льнокомбинат, стояли ряды виселиц. На каждой - по нескольку повешенных… Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. В дымящихся развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены Кремля говорили, что это он, наш Смоленск. Обо всем этом вспоминать тяжело, но и забывать ничего нельзя».
-----
Наталия Сорока
На фото: южноуральские журналисты на месте Соловьевой переправы, автор на братских могилах в д. Соловьево; Смоленская крепостная стена – место проведения патриотических школьных линеек.
Фото автора, из открытых источников и Светланы Зайцевой

🎖 Город, восставший из пепла (окончание. - 974826116235
🎖 Город, восставший из пепла (окончание. - 974826115979
🎖 Город, восставший из пепла (окончание. - 974826115723
🎖 Город, восставший из пепла (окончание. - 974826115467

Комментарии

  • Пт 17:14
    Многострадальная Смоленская земля. Мой дед Заслонов Александр Михайлович погиб на Смоленской земле. Отец Кондратьев Сергей Иванович и свёкор Долгунов Николай Евтихович -танкисты воевали на Смоленщине.
    Как много Уральцев там полегли, просто душа обливается кровью.