Этот трехэтажный кирпичный особняк на северном углу ул. - 804343550463

Этот трехэтажный кирпичный особняк на северном углу ул.

Козлова и пр. 40 лет Октября некогда принадлежал известной в Пятигорске купеческой семье Свешниковых. Они были армянскими беженцами из Турции и фамилию Свешниковых получили в Российской империи. Глава семейства Лазарь(Газарос) Лазаревич Свешников занялся виноградарством и виноделием. Он владел обширными вино-градниками под Кизляром и спиртоочистительным заводом. Лазарь Свешников успешно продавал на Северном Кавказе собственные вина и спирт, и в конце XIX века получил звание пятигорского купца. В 1894-1895 гг. купец Свешников построил на этом месте большой оптовый виноторговый склад (погреб) и обширный кирпичный особняк. В доме Свешникова с дворовыми флигелями было свыше 30 комнат. В 1896-1901 гг. Лазарь Свешников был ктитором (старостой) Пятигорской армянской церкви. 22 августа 1901 г. он трагически погиб под колесами поезда близ железнодорожной станции Хасав-Юрт (Чечня). Тело его было привезено в Пятигорск и после отпевания в Армянском храме, предано земле на городском кладбище. Позднее там на средства его сыновей была построена красивая каменная часовня, сохранившаяся и поныне.

Этот трехэтажный кирпичный особняк на северном углу ул. - 804343551999
Отцовское дело и дом унаследовал старший сын Иосиф Свешников. Он стал владельцем кизлярских виноградников, оптовых виноторговых складов в Пятигорске и в Армавире. Иосиф основал новый коньячный завод близ Кизляра. Качество его продукции было удостоено золотых медалей на Международных выставках в Париже (1909 г.) и Риме (1911 г.). В 1910-х годах И.Л. Свешников был ктитором Армянской церкви и гласным Городской думы Пятигорска, участвовал в строительстве Всесословного клуба (ныне – театр оперетты) в Пятигорске. Его младший брат Арутюн Лазаревич Свешников (1882–1931) в 1910 году окончил медицинский факультет Московского университета. Затем работал врачом в Пятигорске, был на фронтах Первой мировой войны, хирургом Пятигорской окружной больницы и врачом военного госпиталя. Скончался от тифа.
В советское время в бывшем доме Свешниковых были устроены коммунальные квартиры, а в подвальном помещении находился продовольственный склад. В конце XX века в большом подвале открылся винный магазин. Ныне дом является жилым.
На доме прикреплена мемориальная доска в память об убитых товарищах Лонине и Зенцове. До сих пор общественности неизвестно, сколько заложников было убито в ответ на это покушение. А среди них, например, была жена станичного атамана Никиты Васильевича Лисичкина, члена 3 Государственной думы от Терской области, Анна Кирилловна. Это злодеяние уже не могло быть расследовано комиссией Деникина, как подобное убийство заложников в 1918 году.
В Центральном Архиве ФСБ РФ хранится следующий документ - Информсводка Пятигорской окружной ЧК за август 1920 года, где сообщается, что «Очередной задачей в августе с. г. было взятие на учет всей буржуазии и неблагонадежного элемента, и после убийства председателя Пятокрчека тов. Зенцова и окрвоенкома тов. Лонина из списков буржуазии была сделана выборка для взятия их заложниками, что и было исполнено в срочном порядке. Примечание: По постановлению коллегии Окрчека за варварское убийство Предпятокрчека тов. Зенцова и Окрвоенкома тов. Лонина расстреляно следующее количество: 289 человек...»(ЦА ФСБ РФ. Ф. I. Оп 4 Д. 230. Л. 57об. Подлинник).
Однако пятигорские краеведы считают, что в ответ на убийство 26 августа 1920 г. председателя Терской ЧК Зенцова и военного комиссара Лонина Коллегия окружной Пятигорской ЧК постановила расстрелять 244 заложника. И за две последующие недели "красного террора" было расстреляно сначала 148 заложников/бывшие офицеры, дворяне, казаки/, а потом еще 96. В числе расстрелянных было 37 женщин. Таким образом, точное число расстрелянных заложников, а также места их захоронения неизвестны.

Комментарии