12 апр 2015
Готовимся к ЕГЭ.
Учимся писать СОЧИНЕНИЕ. Перед вами фрагмент статуса, в котором мы сделали одну из первых попыток объяснить свое понимание проблем в написании сочинения... Статус и горячее комментирование этих проблем ушли глубоко в ленту и мы пытаемся поднять их из глубин.
На основе того, что я услышала 10 минут назад, я поняла некоторые вещи, которые до этого момента не улавливала. Для того, чтобы создать свое собственное сочинение, нужно преодолеть два этапа. (Макеева К, ученица 10 класса. Из кн. Л.Х. Исаевой "Голоса и лица")
Людмила Исаева (Бердыева)
07:39
В ПРОДОЛЖЕНИИ СТАТУСА: На первом я должна овладеть словом своего языка (для начала).
Класс!
Ответить
07:40
уметь владеть своим словом - это не только знать лексический состав, но и логически выстраивать последовательность этих слов.
07:43
Когда этот этап преодолен, нужно с уверенностью переходить ко второму. Для меня это немного посложнее.
07:44
НУЖНО понять СУТЬ ЧУЖОГО текста. Вытащить из него самое главное.
07:45
Понимание "чужого" текста нужно для того, чтобы написать свое собственное сочинение.
07:45
Это другая точка зрения, с которой я могу поспорить, опора.
07:46
В своей работе я могу опираться на любые источники информации, будь то доклады, статьи, сообщения или что-то другое.
Предварительно пропустив вс. эту информацию через себя, я также могу написать ОТЗЫВ, СООБЩЕНИЕ, АННОТАЦИЮ.
07:48
Это было мнение К. Макеевой. Дадим слово другой ученице. Это Наталья Школьник:
07:49
МНЕ СЛОЖНО ПИСАТЬ ЭТУ РАБОТУ, так как я до конца не поняла, что именно мне объяснили, но я попытаюсь.
07:50
Чтобы мне научиться правильно писать интересное сочинение, стоит пройти сложный путь.
07:51
Во-первых, я должна познать свой родной язык в той мере, чтобы я не казалась безграмотной.
Людмила Исаева (Бердыева)
07:52
Также мне предстоит перечитать кучу книг, статей, сообщений о том вопросе, который меня интересует. То есть понять мнение разных людей, осмыслить его и выбрать для себя нужное.
07:53
Дальше, по-моему мнению идет самое сложное - мое собственное сочинение. Для этого мне понадобятся изучать рефераты, доклады, которые подходят к теме сочинения.
07:55
И после всего этого я, наверное, смогу написать правильно сочинение, хотя я сделала небольшую ошибку, сказав о рефератах и докладах.
07:57
Две точки зрения, две позиции. Обсудим?
ЕЛЕНА Шапкарина (Матросова)
09:34
На мой взгляд эти позиции имеют много общего, как если бы они вытекали из одного источника. И тем не менее они разные и по разному раскрывают своё понимание, что есть такое путь к сочинению.
Для меня более точной является первая позиция. Постараюсь объяснить почему.
На первом я должна овладеть словом своего языка (для начала).
уметь владеть своим словом - это не только знать лексический состав, но и логически выстраивать последовательность этих слов.
В этом небольшом изложении ученик, на мой взгляд, раскрывает ТО основное, с чего начинается к Сочинению ПУТЬ. А именно об ОВЛАДЕНИЕ СЛОВОМ. Его лексическим значением.
1
09:35
Когда этот этап преодолен, нужно с уверенностью переходить ко второму. Для меня это немного посложнее.
НУЖНО понять СУТЬ ЧУЖОГО текста. Вытащить из него самое главное.
Если первый этап преодолен, на мой взгляд, суть чужого текста уже МОЖНО понять и, как следствие, вытащить из него самое главное уже не так трудно. И ученик в своей позиции на эту мысль нас (во всяком случае меня) наталкивает.
Я обратила внимание, что сложность в написании сочинения у учеников возникает на разных этапах. В первой позиции в самом начале, тогда, когда идет осознание, понимание сути, а во второй позиции ученик говорит о сложности в написании своего собственного сочинения.
1
Людмила Исаева (Бердыева) ответила ЕЛЕНЕ
09:38
Думаю, Вы правы. Обе работы действительно исходят из одного источника - из слова учителя.
09:40
Как известно: "Нам не дано предугадать, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ". Так и в данном случае. Ученик интерпретирует полученный на уроке материал ПО-СВОЕМУ. ОН МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ОШИБКИ, ОШИБАТЬСЯ. ЭТО ЕГО СВЯТОЕ ПРАВО. ЧЕРЕЗ ОШИБКИ, и ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СВОИ ОШИБКИ он учится.
ЕЛЕНА Шапкарина (Матросова)ответила Людмиле
09:42
И учителя хорошего, учителя, который сумел донести до своих учеников, как и из чего складывается путь к сочинению Поскольку и первая и вторая позиции этот путь (по своему, конечно) отражают. И понимают самую основную суть. А это уже многое значит!
Людмила Исаева (Бердыева) ответила ЕЛЕНЕ
09:43
Действительно, написание сочинения - это не ОДНОМОМЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ: пришел, увидел, написал. НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ - значит ВКЛЮЧИТЬСЯ В ПРОЦЕСС, то есть в действие, которое имеет свое НАЧАЛО, РАЗВИТИЕ И КОНЕЦ.
09:47
И, как водится, "В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО", потом - муки творчества, то есть ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА, ПОТОМ - РАБОТА СВОИМ СЛОВОМ. Результат - "СВОЙ ТЕКСТ" .
17:29
ЕЛЕНА Шапкарина (Матросова)ответила Людмиле
09:48
И самое сложное в моем понимание это понять С ЧЕГО ОНО НАЧИНАЕТСЯ.
Где же оно НАЧАЛО?
Где источник этого живительного родника?
Как его найти?
1
Людмила Исаева (Бердыева) ответила ЕЛЕНЕ
09:48
ВОТ ВЫ И НАЩУПАЛИ БОЛЕВУЮ ТОЧКУ В РАБОТЕ СЛОВЕСНИКА.
Вы
09:50
Давая сочинение, учитель просто называет тему. Потом предлагает план ее раскрытия или совершает какие-то другие действия. НО САМУ ТЕМУ НИ ОН, НИ УЧЕНИКИ, как правило, ОСМЫСЛИТЬ ЗАБЫВАЮТ.
09:51
Узнаем, все ли с этим согласны.
09:52
Давайте посмотрим и проверим эту мою мысль на примере ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ РАБОТЫ. Приходилось писать сочинение со своим ребенком?
ЕЛЕНА Шапкарина (Матросова)
09:53
Это та трудность, с которой мы столкнулись уже сейчас,будучи в пятом классе. Учитель даёт задание написать сочинение, а вот вопрос Как? остаётся открытым.
Людмила Исаева (Бердыева)
09:53
ОБРАЩАЛИ ЛИ ВЫ ВНИМАНИЕ НА ФОРМУЛИРОВКУ ТЕМЫ? ПЫТАЛИСЬ ЛИ ВЫ ОСМЫСЛИТЬ ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ? То есть ее эстетическую, моральную ценность?
09:54
ПЫТАЛИСЬ ЛИ ВЫ ПОНЯТЬ СУТЬ МЫСЛИ, ЗАЛОЖЕННОЙ В ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ?
09:55
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ФИЗИЧЕСКИ? КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАДО СОВЕРШИТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ОСМЫСЛИТЬ ФОРМУЛИРОВКУ ТЕМЫ?