Комментарии
- 23 окт 2015 10:34Людмила Исаева (Бердыева)Интересная, сложная судьба с трагическим концом (попал, потеряв зрение, под трамвай)...
- 23 окт 2015 10:35Людмила Исаева (Бердыева)Статьи захватывают внимание с первых строк и совершенно потрясают завершающей, эффектной мыслью, часто идущей вразрез со всем ходом предшествующего анализа.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Мудрый филин спешит на помощь. Сочинение
:Людмила Исаева (Бердыева)
Сочинение...
В помощь :
Айхенвальд, Юлий Исаевич ...
талантливый критик., один из лучших литературных критиков
первого десятилетия ХХ века.
Родился в 1872 году; сын популярного в Одессе раввина.
В 1892 году окончил курс в Новороссийском университете
по историко-филологическому факультету,
получив золотую медаль за сочинение
"Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница".
Поселившись в Москве, был секретарем Философского общества и
редакции "Вопросов философии и психологии".
Читал лекции по истории русской литературы
на московских женских педагогических курсах,
в университете имени Шанявского и
на высших женских курсах (Герье).
Часто, с большим успехом, читал публичные лекции в Москве и провинции.
Литературные характеристики русских поэтов и писателей,
созданные Ю.И. Айхенвальдом,.
вышли отдельным изданием под заглавием
"Силуэты русских писателей":
I выпуск в 1906 го (М., 2-е дополненное издание, М., 1908),
II - в 1908 году (2-е исправленное издание, М., 1909), III - в 1910 году.
Первые два выпуска "Силуэтов" удостоены
Академией Наук в 1909 году почетного отзыва.
Общепризнанными можно считать его достоинства
замечательного стилиста.
У него несомненно
блестящий, образный слог;
его статьи нечто вроде критических стихотворений в прозе.
Отсюда известная их вычурность,
приподнятость Айхенвальда,
органически и свободно вытекающая
из его
восторженного отношения
к литературе.
Те писатели, которых он любит,
представляются ему
пророками;
каждое слово их полно священного значения,
о них надо говорить молитвенно.
Статьи Айхенвальда являются попытками создания у нас
чисто импрессионистской критики,
задачи которой
не столько истолковать автора,
сколько передать
ВПЕЧАТЛЕНИЕ,
произведенное им на критика.
Свои статьи о Пушкине А. так и называет "Отклики Пушкину". ..
Лучше всего удался А. Пушкин,
потому что он для него "божественный".
Красиво передано Айхенвальдом
"сладкое" очарование "Бахчисарайского фонтана",
интересны замечания о "Скупом рыцаре", "Моцарте и Сальери".
Слабее характеристики "Бориса Годунова" и "Евгения Онегина",
именно потому, что здесь главную роль играют
быт и реальная действительность.
В первом томе очень содержательны этюды
о Баратынском , Тютчеве , Гоголе , Лермонтове , Гаршине , Чехове .
С особенною теплотою говорит А. о Чехове,
в котором усматривает не столько пессимизм,
сколько задушевную жалость ко всему несовершенному.
В своем стремлении во всем отыскать элементы гармонии,
критик усмотрел и в Лермонтове,
в последние годы его жизни,
"просветленное примирение с миром",
Лермонтов познал
смирение;
он не гордый и не злой, он был только несчастен.
"Тихая муза" Гаршина привлекает Айхенвальда тем,
что она дает так много "примирительных моментов"
в изображении вековечной борьбы
между добром и злом.
"Неутомимая гуманность" Короленко умиляет критика,
но он не отдает ему всей полноты своих симпатий,
потому что в произведениях Короленко слишком много человека,
и "не чуется космоса";
нехорошо, что он слишком ясен,
что "ему чужд всякий
мистицизм".
Во втором томе "Силуэтов" Айхенвальда интересны характеристики
Майкова , Щербины , Фета , Полонского ;
полна истинного восторга, хотя в общем ничего нового не дает,
характеристика Толстого
(мнение С. Венгрова) ;
Замечательна колоритная статья о Достоевском .
Безгранично высоко ставит А. Достоевского -
на самую вершину мировой литературы;
но,
с восторгом созерцая нечеловеческую силу его духовной личности,
он, вместе с тем,
полон ужаса пред теми безднами греха и неверия,
которые вскрыты его творчеством.
Достоевский для него "писатель-дьявол",
все его творчество - "собственная психология в лицах; все это -
больное откровение его беспримерной души...
Вопреки общепринятому взгляду можно думать,
что Достоевский - великий атеист, не христианин, а именно антихрист".
(оценка С. Венгрова)
Сложное впечатление производили статьи об Островском и Тургеневе ...
( С. Венгеров).
Айхенвальд считает, что "Тургенев не глубок",
что "во многих отношениях его творчество - общее место",
что он серьезные явления жизни изображает "поверхностно
и в тонах слишком легких",
что образованность у него
"неприятная".
В характеристике А.Н. Островского критик не хочет отделить
бытописателя от тупости изображаемого им быта.
Таковы в целом оценки маститого литературоведа начала ХХ века
С. Венгрова
Тем не менее, открытые заново в конце ХХ века
(После более чем полувекового забвения издание силуэтов пришлось на 1991-92 годы)
Юлия Исаевича Айхенвальда
потрясли читателя.
Интересные, броские, наблюдательные замечания
внимательного читателя вызвали и неприятие, и критику, и признание
равно как и "борцовский рефлекс",
(по словам одного из знаменитых исследователей творчества критика
(Степун)
вызвали у читателя
желание спорить, доказывать,
отстаивать свое право на прочтение, впечатление, оценки...
Весьма полезно будет прочитать "Силуэты русских писателей Ю.И. Айхенвальда" тем, кто склонен отстаивать свою точку зрения...