Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами.
Но в Х в. стали распространяться срубные постройки. Печи либо вырезались из глиняного уступа, оставленного около одной из стен выкопанного для по¬стройки котлована, либо целиком лепились из принесенной со стороны глины. Площадь жилищ составляла от 16 до 20 кв. м. В некоторых случаях удалось определить, что жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж занимал котлован, пол второго настилался на столбы, расположенные по его периметру (Горбово). Кроме жилых на поселениях имелись хозяйственные постройки. Наиболее распространенным типом хозяйственных сооружений являлись зерновые ямы, располагавшиеся как внутри жилищ, так и рядом с ними. Исследователи отмечают постепенное увеличение объема этих ям-хранилищ от нескольких десятков почти до 1000 литров, что отражает постепенный рост сельскохозяйственного производства. Погребальные памятники роменской культуры — это небольшие округлые курганы с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помещались в основании насыпи. Постепенно расположение урн менялось. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи. Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений. Роменская культура всеми исследователями соотносится с восточнославянским племенем северян, территория обитания которого в XII в., согласно данным летописи, совпадает в значительной степени с ее ареалом. Однако, по наблюдениям некоторых авторов, в конце X — первой половине XI в. на территории Днепровского Левобережья происходит резкая смена материальной культуры, подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах. В то же время в первой половине XI в. отмечается появление каких-то групп славянского населения к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы. Какая-то часть роменского населения, несомненно, осталась на прежней территории своего обитания и приняла участие в формировании уже древнерусского населения этого региона. Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру (территория бассейна Верхнего и Среднего Дона) с историей вятичей, однако не все соглашаются с этим. Ясно лишь, что памятники боршевской культуры принадлежали какой-то группе славян. Часть поселений боршевской культуры расположена на территории скифских городищ — славянское население использовало сооруженные в раннее время укрепления. Отличие этой культуры от роменской незначительно. В первую очередь это связано с домостроительством: полуземлянки боршевцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины. Погребальный обряд боршевской культуры — трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, таковыми оказались курганы около Большого Боршевского городища (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной почвы. Поселения и курганы с боршевским материалом отмечены и на верхней Оке. Сходство в первую очередь определяется формами лепной керамики и погребальным обрядом сожжения на стороне. Для верхнеокских курганов характерно наличие остатков обугленных деревянных камер-домовин. В той же части ареала известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также оставленные славянами. Предполагают, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью), в VIII в. проникают группы славянского населения откуда-то с юго-запада. Древнерусские вятические курганы XI — начала XII в. (кроме верхнеокского региона, где отмечены ранние курганы с трупосожжениями) исследованы в бассейне Оки до впадения в нее р. Москвы и далее в ее бассейне. Вероятно, в XI в. вятичи из Верхнеокского региона начали активно расселяться на северо-восток и север. Постепенно славяне продвигаются на земли, занятые восточно-финскими племенами, часть которых является потомками племен позднедьяковской культуры, — так складывается территория, очерченная летописцем как земля вятичей. Источник Подробнее: http://swordmaster.org/2015/02/28/arheologicheskie-kultury-vostochnoy-evropy-i-tys-n-e.html
Древние славяне
:Екатерина Шемелова (Широкова)
Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами.
Но в Х в. стали распространяться срубные постройки. Печи либо вырезались из глиняного уступа, оставленного около одной из стен выкопанного для по¬стройки котлована, либо целиком лепились из принесенной со стороны глины. Площадь жилищ составляла от 16 до 20 кв. м. В некоторых случаях удалось определить, что жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж занимал котлован, пол второго настилался на столбы, расположенные по его периметру (Горбово). Кроме жилых на поселениях имелись хозяйственные постройки. Наиболее распространенным типом хозяйственных сооружений являлись зерновые ямы, располагавшиеся как внутри жилищ, так и рядом с ними. Исследователи отмечают постепенное увеличение объема этих ям-хранилищ от нескольких десятков почти до 1000 литров, что отражает постепенный рост сельскохозяйственного производства.
Погребальные памятники роменской культуры — это небольшие округлые курганы с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помещались в основании насыпи. Постепенно расположение урн менялось. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи. Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений.
Роменская культура всеми исследователями соотносится с восточнославянским племенем северян, территория обитания которого в XII в., согласно данным летописи, совпадает в значительной степени с ее ареалом. Однако, по наблюдениям некоторых авторов, в конце X — первой половине XI в. на территории Днепровского Левобережья происходит резкая смена материальной культуры, подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах. В то же время в первой половине XI в. отмечается появление каких-то групп славянского населения к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы.
Какая-то часть роменского населения, несомненно, осталась на прежней территории своего обитания и приняла участие в формировании уже древнерусского населения этого региона.
Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру (территория бассейна Верхнего и Среднего Дона) с историей вятичей, однако не все соглашаются с этим. Ясно лишь, что памятники боршевской культуры принадлежали какой-то группе славян. Часть поселений боршевской культуры расположена на территории скифских городищ — славянское население использовало сооруженные в раннее время укрепления.
Отличие этой культуры от роменской незначительно. В первую очередь это связано с домостроительством: полуземлянки боршевцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины.
Погребальный обряд боршевской культуры — трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, таковыми оказались курганы около Большого Боршевского городища (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной почвы.
Поселения и курганы с боршевским материалом отмечены и на верхней Оке. Сходство в первую очередь определяется формами лепной керамики и погребальным обрядом сожжения на стороне. Для верхнеокских курганов характерно наличие остатков обугленных деревянных камер-домовин. В той же части ареала известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также оставленные славянами. Предполагают, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью), в VIII в. проникают группы славянского населения откуда-то с юго-запада. Древнерусские вятические курганы XI — начала XII в. (кроме верхнеокского региона, где отмечены ранние курганы с трупосожжениями) исследованы в бассейне Оки до впадения в нее р. Москвы и далее в ее бассейне. Вероятно, в XI в. вятичи из Верхнеокского региона начали активно расселяться на северо-восток и север. Постепенно славяне продвигаются на земли, занятые восточно-финскими племенами, часть которых является потомками племен позднедьяковской культуры, — так складывается территория, очерченная летописцем как земля вятичей.
Источник
Подробнее: http://swordmaster.org/2015/02/28/arheologicheskie-kultury-vostochnoy-evropy-i-tys-n-e.html