ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–

VIII ВЕКАХ
Прародина и происхождение славян
Первые письменные упоминания
в источниках о славянах относятся к
VI в.
(готский историк
Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).
Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам
племена
венедов, антов и склавинов
.
Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой
семье, образуя самостоятельную группу. Археологич
еская культура, которую ученые, безусловно,
связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике,
раскопанной близ г. Праги).
Вопрос о
прародине
славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей,
опир
аясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек
Дуная, Вислы и Одера.
Эпоха Великого переселения народов (IV

VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В
VI

VII вв. происходит разделение ранее единого сл
авянского этноса на три основные группы:

западную;

южную;

восточную
.
Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно
-
Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные
угро
-
фи
нские и балтские племена.
Древнейший летописный источник

«Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает
следующие восточнославянские союзы племен:

поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

ильменские словене (бассейн ре
ки Волхов и озера Ильмень);

полочане (течение реки Полота);

кривичи (верховья Днепра и Волги);

дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

радимичи (междуречье Днепра и Десны);

вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).
Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и
юго
-
западе Восточно
-
Европейской равнины.
Занятия восточных славян
Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось
земледелие. В VI

IX вв. они возделывали
1) рожь;
2) пшеницу;
3) просо;
4) гречиху;
5) овес и ячмень.
В лесных районах было распространено
подсечное (подсечно
-
огн
евое) земледелие.
Выжигался
участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения
почвы на время забрасывались.
В степных районах доминировало
переложное (сжигание трав),
а с
VIII в.

пашенное
земледелие
.
Восто
чные славяне использовали
двупольный севооборот
, при котором земля разделялась на две
части

яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII

IX вв. начинает использоваться и
трехполье
,
при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую

озимые, а т
ретья остается под
паром.
Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:
1) борона
-
суковатка,
2) рало,
3) соха,
4)
с VIII

IX вв
. в лесостепной зоне начали применять
плуг.
Большая часть Восточно
-
Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия,
поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли:
скотоводство
(крупный и мелкий рогатый скот,
свиньи, птица),
охота, рыболовство и бортничество
(сбор меда и воска диких пч
ел),
т.е.
промыслы.
Восточные славяне преимущественно вели
натуральное хозяйство
. Однако важным изменением
в их жизни VIII

IX вв. явилось постепенное отделение
ремесла
от земледелия. Раньше всего
обособляется
обработка металлов
и
гончарное производство
, за
тем появляются другие ремёсла

камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия
труда и оружие. Владея приемами
зерни, скани, эмали,
они создавали замечательные украшения.
Славяне были умельцами по обработке кости.
Внешняя торговля
развивалась на Балтийско
-
Волжском пути, а также на известном пути «из
варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (гр
еками).
Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.
Общественный строй восточных славян
В
VI

IX вв.
восточные славяне жили
первобытно
-
общинным строем
. Основной формой
социальной организации долгое время являлась
род
овая община (род).
Сородичи
совместно
трудились
.
Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.
С
VIII в
. в южных районах начинает складываться новая форма организации общества

соседская (территориальная) община
. У в
осточных славян она называлась
вервью.
При сохранении
коллективной собственности на землю и угодья, появляется
индивидуальная (семейная) запашка
. В
индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.
Несколько соседски
х общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а
племена, в свою очередь, объединялись в большие
племенные союзы
(поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).
Административными центрами
племенных союзов являлись
укрепленные грады
(у полян

Киев, у словен ильменских

Новгород, у полочан

Полоцк и т. д.).
Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и
социального неравенства. Постепенно начинает выделяться
знать (нарочитая чадь).
К ней можно
отнести
князей
(военных предводителей),
старейшин,
волхвов
(служителей языческих богов).
Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на
вече

собрании
общинников
(взрослых мужчин

воинов).
Существовало у восточных славян и
патриархальное рабс
тво
. Они брали пленных для того,
чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники
отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Общественный строй восточных славян VI

IX вв. историки
называют
«военной демократией».
Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у
племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда
о князьях, основателях города Киева:
Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал
-
Масуди (Х в.), который
писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение,
названное им
Валинана.
Скорее всего, речь ид
ет о славянах
-
волынянах, (летописных дулебах), чей
союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских
авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства:
Куявии, Славии, Артании
.
Первый некоторые от
ечественные историки связывают с Киевом, второй

с Новгородом или его
более древним предшественником, местоположение
Артании
продолжает вызывать споры. Видимо,
они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку
племенны
х союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли
противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.
Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами
-
полуземлянками, или деревянными
небольшими срубами, имеющими печи
-
камен
ки.
Соседи восточных славян
Основную часть территории Восточно
-
Европейской равнины до расселения славян (VI

VII вв.)
занимали
угро
-
финские
(мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и
балтские
(литва,
жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племе
на.
Все они в указанный период жили в
условиях первобытно
-
общинного строя
, занимались
земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен
были постепенно
ассимилированы
славянами.
На востоке и юго
-
востоке славяне со
седствовали с полукочевыми народами

волжскими
булгарами и хазарами
, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская
Булгария и Хазарский каганат).
Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли
варягами.
Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была
Византийская империя

мощнейшее государство раннего средневековья.
Язычество
Доминирующей религиозной формой
у восточных славян до конца X вв. оставалось
язычест
во
(политеизм, многобожие). Славяне обожествляли
силы природы,
оказывающие непосредственное
влияние на их жизнь и поклонялись
Щуру и Роду

древним прародителям;
рожаницам

богиням
благополучия и плодородия.
К
IX в
. оформляется уже целый
пантеон
славянских языческих
божеств
(Сварог

бог небесного
огня,
Ярило

бог солнца;
Стрибог

бог воздушной стихии;
Велес или Волос

покровитель скота, а
также музыки и песен;
Мокошь

покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.).
Особое место з
анимал бог грома и молнии
Перун
, превратившийся со временем в княжеско
-
дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были
домовые
(духи предков

покровители жилища),
лешие, водяные, навьи
(русалки),
кикиморы, упыри
,
шишиги и
др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям
(священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных
местах

капищах.
В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые ж
рецы

волхвы и кудесники
, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе
язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество

песни, заклинания и заговоры,
былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дош
ли некоторые языческие
праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.
2.
О
СНОВНЫЕ ДАТЫ
Даты
События
I тыс. до н.э.
Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого
впоследствии сформировались славяне.
Св.
700 тыс. лет назад
Проникновение человека в Восточную Европу.
Ок. 35

40 тыс. лет назад
Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе
неандертальца.
К 10 тыс. до н.э.
Умение добывать огонь.
4

3 тыс. лет до н.э.
Окончательное заселение Евразии.
Ок.
8

3 тыс. до н.э.
«Неолитическая революция».
Ок. 2

1 тыс. до н.э.
Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.
Х

VII в. до н.э.
Распространение железа в Европе.
VII

VI вв. до н.э.
Расцвет торговли и процветание греческих колоний.
IV в. до
н.э.
Возникновение скифского государства.


Х вв.
Принятие Волжской Булгарией религии

ислам
VII в.
Образование Хазарского каганата.
Конец IV в.
Начало процесса Великого переселения народов.
VIII

середина IХ вв.
Начало экспансии норманнов.
VI

VIII вв.
Заселение славянами Восточно
-
Европейской равнины.
3.
О
СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Автохтонное население

к
оренное население.
Бортничество

с
обирательство дикого меда.
Варяги

п
о одной из версий,

воины
-
дружинники
из скандинавских стран, которых нередко
именовали
норманнами.
Согласно другой версии,

выходцы с побережья Балтийского моря,
родственные славянским
племенам.
Варяжский путь («из варяг в греки»)

о
дно из названий важного водного пути, связавшего
Северную
Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х

ХI вв. Путь
шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать,
далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского бере
га до Византии.
Велес

п
окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал
олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.
Вервь

участок земли, отмеренный веревкой,
община.
Вече

н
ародное собрание.
Военная демократия

ф
орма государственности на этапе разложения
первобытного строя
,
когда возникает
власть
наследственного
князя
, опирающегося на военную силу своей дружины. Но
эта власть ограничивалась остатками родовых отношений

вече.
Вождь

г
лава племени.
«Вои»

м
ужское население рода.
Волхвы

п
ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к
таинственным силам природы у древних славян,
служители языческих богов.
Гривна, резана, куна, лисица, векша

д
енежные единицы у славян.
Даждьбог

б
ог солнца.
Дружинники

л
юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и
получившие от него материальное вознаграждение за службу.
Двуполье

с
истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая

отдыхает под
паром. Название
зерна у славян.
Идол

и
зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.
Каган


т тюркского «властелин»)

титул главы государства у древних тюрко
-
язычных
народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С
конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что
сим
волизировало их независимость от Хазарского каганата.
Капище

я
зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.
Князь

в
оенный вождь.
Макошь

п
окровительница женщин, домашнего очага.
Нарочитая чадь

з
нать в племени.
Перелог

си
стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения

забрасывали.
Перун

б
ог молний и грозы.
Полудница

д
ух

покровительница отдыха селян в полуденный зной.
Праславяне

п
редки славян.
Племя

с
оюз родов, проживающий на одно
й территории.
Рало

д
ревнее орудие труда у славян.
Род

к
оллектив родственников.
Рожаницы

б
огини плодородия.
Сварог

б
ог неба.
Старейшина

у
важаемый, опытный человек.
Страда

с
езон сельскохозяйственных работ.
Стрибог

б
ог ветра.
Трехполье

с
истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая

под яровые, третьи

отдыхают под паром.
Тризна

п
оминальный пир.
Чур

б
ожественный образ родовой общины.
Язычество

д
охристианские и нехристианские религии, основанные на по
клонении многим
богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые
первохристианским общинам.
Ярила

б
ожество солнца, весны, плодородия и л
юбви у восточных славян Четыре этапа в развитии славянского язычества
I
этап
Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри

злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные
покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим
на земле.
Упырям противостоят добрые духи

«берегыни»
II
этап
При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия,
-
зародился культ Рода
и Рожаницы. Род

это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы

богини
плодородия.
Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял
пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма
почитался славянами на этом этапе и бог Велев

покровитель скота
и скотоводства. Считалось, что
этот бог способствует накоплению богатств
III
этап
В
VII

I
Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.
Сварог

властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько
детей

Сварожичи.
Сварожич

бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.
Дажьбог

сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет
далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей свето
зарной колеснице он совершает
свой бег над землей с востока.
Хорс

божество, близко стоящее к Дажьбогу.
Стрибог

бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья
деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки,
путники и т.д.
Мокошь

покровительница женщин, женского рукоделия и торговли
IV
этап
Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из
самых почитаемых богов становится Перун

повелитель грома и молний, покро
витель князя,
дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над
остальными языческими богами, оттесняя на второй план Сварога. За последним остается право
покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой мет
аллов
Вывод
Славяне в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три яруса:
I
ярус:
«Небо» (Мир богов).
II
ярус
: «Земля» (Мир людей).
III
ярус:
«Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть

Комментарии

Комментариев нет.