VIII ВЕКАХ Прародина и происхождение славян Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский). Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов . Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологич еская культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги). Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опир аясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера. Эпоха Великого переселения народов (IV – VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI – VII вв. происходит разделение ранее единого сл авянского этноса на три основные группы: • западную; • южную; • восточную . Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно - Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро - фи нские и балтские племена. Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен: • поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять); • ильменские словене (бассейн ре ки Волхов и озера Ильмень); • полочане (течение реки Полота); • кривичи (верховья Днепра и Волги); • дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной); • северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец), • радимичи (междуречье Днепра и Десны); • вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы). Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго - западе Восточно - Европейской равнины. Занятия восточных славян Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI – IX вв. они возделывали 1) рожь; 2) пшеницу; 3) просо; 4) гречиху; 5) овес и ячмень. В лесных районах было распространено подсечное (подсечно - огн евое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались. В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. – пашенное земледелие . Восто чные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII – IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а т ретья остается под паром. Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были: 1) борона - суковатка, 2) рало, 3) соха, 4) с VIII – IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг. Большая часть Восточно - Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пч ел), т.е. промыслы. Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII – IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , за тем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости. Внешняя торговля развивалась на Балтийско - Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (гр еками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши. Общественный строй восточных славян В VI – IX вв. восточные славяне жили первобытно - общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась род овая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании. С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У в осточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот. Несколько соседски х общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.). Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.). Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов). Существовало у восточных славян и патриархальное рабс тво . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных. Общественный строй восточных славян VI – IX вв. историки называют «военной демократией». Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал - Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь ид ет о славянах - волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые от ечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенны х союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам. Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами - полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи - камен ки. Соседи восточных славян Основную часть территории Восточно - Европейской равнины до расселения славян (VI – VII вв.) занимали угро - финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племе на. Все они в указанный период жили в условиях первобытно - общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами. На востоке и юго - востоке славяне со седствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат). Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами. Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья. Язычество Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычест во (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место з анимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско - дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые ж рецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дош ли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др. 2. О СНОВНЫЕ ДАТЫ Даты События I тыс. до н.э. Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне. Св. 700 тыс. лет назад Проникновение человека в Восточную Европу. Ок. 35 – 40 тыс. лет назад Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца. К 10 тыс. до н.э. Умение добывать огонь. 4 – 3 тыс. лет до н.э. Окончательное заселение Евразии. Ок. 8 – 3 тыс. до н.э. «Неолитическая революция». Ок. 2 – 1 тыс. до н.э. Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи. Х – VII в. до н.э. Распространение железа в Европе. VII – VI вв. до н.э. Расцвет торговли и процветание греческих колоний. IV в. до н.э. Возникновение скифского государства. IХ – Х вв. Принятие Волжской Булгарией религии – ислам VII в. Образование Хазарского каганата. Конец IV в. Начало процесса Великого переселения народов. VIII – середина IХ вв. Начало экспансии норманнов. VI – VIII вв. Заселение славянами Восточно - Европейской равнины. 3. О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Автохтонное население – к оренное население. Бортничество – с обирательство дикого меда. Варяги – п о одной из версий, – воины - дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам. Варяжский путь («из варяг в греки») – о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х – ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского бере га до Византии. Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток. Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община. Вече – н ародное собрание. Военная демократия – ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече. Вождь – г лава племени. «Вои» – м ужское население рода. Волхвы – п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов. Гривна, резана, куна, лисица, векша – д енежные единицы у славян. Даждьбог – б ог солнца. Дружинники – л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу. Двуполье – с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян. Идол – и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния. Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко - язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что сим волизировало их независимость от Хазарского каганата. Капище – я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам. Князь – в оенный вождь. Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага. Нарочитая чадь – з нать в племени. Перелог – си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали. Перун – б ог молний и грозы. Полудница – д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной. Праславяне – п редки славян. Племя – с оюз родов, проживающий на одно й территории. Рало – д ревнее орудие труда у славян. Род – к оллектив родственников. Рожаницы – б огини плодородия. Сварог – б ог неба. Старейшина – у важаемый, опытный человек. Страда – с езон сельскохозяйственных работ. Стрибог – б ог ветра. Трехполье – с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром. Тризна – п оминальный пир. Чур – б ожественный образ родовой общины. Язычество – д охристианские и нехристианские религии, основанные на по клонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам. Ярила – б ожество солнца, весны, плодородия и л юбви у восточных славян Четыре этапа в развитии славянского язычества I этап Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни» II этап При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия. Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств III этап В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место. Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи. Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей свето зарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока. Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу. Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д. Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли IV этап Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покро витель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, оттесняя на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой мет аллов Вывод Славяне в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три яруса: I ярус: «Небо» (Мир богов). II ярус : «Земля» (Мир людей). III ярус: «Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть
Древние славяне
:Екатерина Шемелова (Широкова)
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–
VIII ВЕКАХ
Прародина и происхождение славян
Первые письменные упоминания
в источниках о славянах относятся к
VI в.
(готский историк
Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).
Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам
племена
венедов, антов и склавинов
.
Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой
семье, образуя самостоятельную группу. Археологич
еская культура, которую ученые, безусловно,
связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике,
раскопанной близ г. Праги).
Вопрос о
прародине
славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей,
опир
аясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек
Дуная, Вислы и Одера.
Эпоха Великого переселения народов (IV
–
VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В
VI
–
VII вв. происходит разделение ранее единого сл
авянского этноса на три основные группы:
•
западную;
•
южную;
•
восточную
.
Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно
-
Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные
угро
-
фи
нские и балтские племена.
Древнейший летописный источник
–
«Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает
следующие восточнославянские союзы племен:
•
поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);
•
ильменские словене (бассейн ре
ки Волхов и озера Ильмень);
•
полочане (течение реки Полота);
•
кривичи (верховья Днепра и Волги);
•
дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);
•
северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),
•
радимичи (междуречье Днепра и Десны);
•
вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).
Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и
юго
-
западе Восточно
-
Европейской равнины.
Занятия восточных славян
Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось
земледелие. В VI
–
IX вв. они возделывали
1) рожь;
2) пшеницу;
3) просо;
4) гречиху;
5) овес и ячмень.
В лесных районах было распространено
подсечное (подсечно
-
огн
евое) земледелие.
Выжигался
участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения
почвы на время забрасывались.
В степных районах доминировало
переложное (сжигание трав),
а с
VIII в.
–
пашенное
земледелие
.
Восто
чные славяне использовали
двупольный севооборот
, при котором земля разделялась на две
части
–
яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII
–
IX вв. начинает использоваться и
трехполье
,
при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую
–
озимые, а т
ретья остается под
паром.
Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:
1) борона
-
суковатка,
2) рало,
3) соха,
4)
с VIII
–
IX вв
. в лесостепной зоне начали применять
плуг.
Большая часть Восточно
-
Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия,
поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли:
скотоводство
(крупный и мелкий рогатый скот,
свиньи, птица),
охота, рыболовство и бортничество
(сбор меда и воска диких пч
ел),
т.е.
промыслы.
Восточные славяне преимущественно вели
натуральное хозяйство
. Однако важным изменением
в их жизни VIII
–
IX вв. явилось постепенное отделение
ремесла
от земледелия. Раньше всего
обособляется
обработка металлов
и
гончарное производство
, за
тем появляются другие ремёсла
–
камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия
труда и оружие. Владея приемами
зерни, скани, эмали,
они создавали замечательные украшения.
Славяне были умельцами по обработке кости.
Внешняя торговля
развивалась на Балтийско
-
Волжском пути, а также на известном пути «из
варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (гр
еками).
Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.
Общественный строй восточных славян
В
VI
–
IX вв.
восточные славяне жили
первобытно
-
общинным строем
. Основной формой
социальной организации долгое время являлась
род
овая община (род).
Сородичи
совместно
трудились
.
Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.
С
VIII в
. в южных районах начинает складываться новая форма организации общества
–
соседская (территориальная) община
. У в
осточных славян она называлась
вервью.
При сохранении
коллективной собственности на землю и угодья, появляется
индивидуальная (семейная) запашка
. В
индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.
Несколько соседски
х общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а
племена, в свою очередь, объединялись в большие
племенные союзы
(поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).
Административными центрами
племенных союзов являлись
укрепленные грады
(у полян
–
Киев, у словен ильменских
–
Новгород, у полочан
–
Полоцк и т. д.).
Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и
социального неравенства. Постепенно начинает выделяться
знать (нарочитая чадь).
К ней можно
отнести
князей
(военных предводителей),
старейшин,
волхвов
(служителей языческих богов).
Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на
вече
–
собрании
общинников
(взрослых мужчин
–
воинов).
Существовало у восточных славян и
патриархальное рабс
тво
. Они брали пленных для того,
чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники
отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Общественный строй восточных славян VI
–
IX вв. историки
называют
«военной демократией».
Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у
племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда
о князьях, основателях города Киева:
Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал
-
Масуди (Х в.), который
писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение,
названное им
Валинана.
Скорее всего, речь ид
ет о славянах
-
волынянах, (летописных дулебах), чей
союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских
авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства:
Куявии, Славии, Артании
.
Первый некоторые от
ечественные историки связывают с Киевом, второй
–
с Новгородом или его
более древним предшественником, местоположение
Артании
продолжает вызывать споры. Видимо,
они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку
племенны
х союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли
противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.
Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами
-
полуземлянками, или деревянными
небольшими срубами, имеющими печи
-
камен
ки.
Соседи восточных славян
Основную часть территории Восточно
-
Европейской равнины до расселения славян (VI
–
VII вв.)
занимали
угро
-
финские
(мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и
балтские
(литва,
жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племе
на.
Все они в указанный период жили в
условиях первобытно
-
общинного строя
, занимались
земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен
были постепенно
ассимилированы
славянами.
На востоке и юго
-
востоке славяне со
седствовали с полукочевыми народами
–
волжскими
булгарами и хазарами
, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская
Булгария и Хазарский каганат).
Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли
варягами.
Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была
Византийская империя
–
мощнейшее государство раннего средневековья.
Язычество
Доминирующей религиозной формой
у восточных славян до конца X вв. оставалось
язычест
во
(политеизм, многобожие). Славяне обожествляли
силы природы,
оказывающие непосредственное
влияние на их жизнь и поклонялись
Щуру и Роду
–
древним прародителям;
рожаницам
–
богиням
благополучия и плодородия.
К
IX в
. оформляется уже целый
пантеон
славянских языческих
божеств
(Сварог
–
бог небесного
огня,
Ярило
–
бог солнца;
Стрибог
–
бог воздушной стихии;
Велес или Волос
–
покровитель скота, а
также музыки и песен;
Мокошь
–
покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.).
Особое место з
анимал бог грома и молнии
Перун
, превратившийся со временем в княжеско
-
дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были
домовые
(духи предков
–
покровители жилища),
лешие, водяные, навьи
(русалки),
кикиморы, упыри
,
шишиги и
др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям
(священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных
местах
–
капищах.
В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые ж
рецы
–
волхвы и кудесники
, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе
язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество
–
песни, заклинания и заговоры,
былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дош
ли некоторые языческие
праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.
2.
О
СНОВНЫЕ ДАТЫ
Даты
События
I тыс. до н.э.
Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого
впоследствии сформировались славяне.
Св.
700 тыс. лет назад
Проникновение человека в Восточную Европу.
Ок. 35
–
40 тыс. лет назад
Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе
неандертальца.
К 10 тыс. до н.э.
Умение добывать огонь.
4
–
3 тыс. лет до н.э.
Окончательное заселение Евразии.
Ок.
8
–
3 тыс. до н.э.
«Неолитическая революция».
Ок. 2
–
1 тыс. до н.э.
Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.
Х
–
VII в. до н.э.
Распространение железа в Европе.
VII
–
VI вв. до н.э.
Расцвет торговли и процветание греческих колоний.
IV в. до
н.э.
Возникновение скифского государства.
IХ
–
Х вв.
Принятие Волжской Булгарией религии
–
ислам
VII в.
Образование Хазарского каганата.
Конец IV в.
Начало процесса Великого переселения народов.
VIII
–
середина IХ вв.
Начало экспансии норманнов.
VI
–
VIII вв.
Заселение славянами Восточно
-
Европейской равнины.
3.
О
СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Автохтонное население
–
к
оренное население.
Бортничество
–
с
обирательство дикого меда.
Варяги
–
п
о одной из версий,
–
воины
-
дружинники
из скандинавских стран, которых нередко
именовали
норманнами.
Согласно другой версии,
–
выходцы с побережья Балтийского моря,
родственные славянским
племенам.
Варяжский путь («из варяг в греки»)
–
о
дно из названий важного водного пути, связавшего
Северную
Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х
–
ХI вв. Путь
шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать,
далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского бере
га до Византии.
Велес
–
п
окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал
олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.
Вервь
–
участок земли, отмеренный веревкой,
община.
Вече
–
н
ародное собрание.
Военная демократия
–
ф
орма государственности на этапе разложения
первобытного строя
,
когда возникает
власть
наследственного
князя
, опирающегося на военную силу своей дружины. Но
эта власть ограничивалась остатками родовых отношений
–
вече.
Вождь
–
г
лава племени.
«Вои»
–
м
ужское население рода.
Волхвы
–
п
ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к
таинственным силам природы у древних славян,
служители языческих богов.
Гривна, резана, куна, лисица, векша
–
д
енежные единицы у славян.
Даждьбог
–
б
ог солнца.
Дружинники
–
л
юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и
получившие от него материальное вознаграждение за службу.
Двуполье
–
с
истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая
–
отдыхает под
паром. Название
зерна у славян.
Идол
–
и
зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.
Каган
–
(о
т тюркского «властелин»)
–
титул главы государства у древних тюрко
-
язычных
народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С
конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что
сим
волизировало их независимость от Хазарского каганата.
Капище
–
я
зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.
Князь
–
в
оенный вождь.
Макошь
–
п
окровительница женщин, домашнего очага.
Нарочитая чадь
–
з
нать в племени.
Перелог
–
си
стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения
–
забрасывали.
Перун
–
б
ог молний и грозы.
Полудница
–
д
ух
–
покровительница отдыха селян в полуденный зной.
Праславяне
–
п
редки славян.
Племя
–
с
оюз родов, проживающий на одно
й территории.
Рало
–
д
ревнее орудие труда у славян.
Род
–
к
оллектив родственников.
Рожаницы
–
б
огини плодородия.
Сварог
–
б
ог неба.
Старейшина
–
у
важаемый, опытный человек.
Страда
–
с
езон сельскохозяйственных работ.
Стрибог
–
б
ог ветра.
Трехполье
–
с
истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая
–
под яровые, третьи
–
отдыхают под паром.
Тризна
–
п
оминальный пир.
Чур
–
б
ожественный образ родовой общины.
Язычество
–
д
охристианские и нехристианские религии, основанные на по
клонении многим
богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые
первохристианским общинам.
Ярила
–
б
ожество солнца, весны, плодородия и л
юбви у восточных славян Четыре этапа в развитии славянского язычества
I
этап
Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри
–
злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные
покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим
на земле.
Упырям противостоят добрые духи
–
«берегыни»
II
этап
При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия,
-
зародился культ Рода
и Рожаницы. Род
–
это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы
–
богини
плодородия.
Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял
пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма
почитался славянами на этом этапе и бог Велев
–
покровитель скота
и скотоводства. Считалось, что
этот бог способствует накоплению богатств
III
этап
В
VII
–
I
Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.
Сварог
–
властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько
детей
–
Сварожичи.
Сварожич
–
бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.
Дажьбог
–
сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет
далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей свето
зарной колеснице он совершает
свой бег над землей с востока.
Хорс
–
божество, близко стоящее к Дажьбогу.
Стрибог
–
бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья
деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки,
путники и т.д.
Мокошь
–
покровительница женщин, женского рукоделия и торговли
IV
этап
Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из
самых почитаемых богов становится Перун
–
повелитель грома и молний, покро
витель князя,
дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над
остальными языческими богами, оттесняя на второй план Сварога. За последним остается право
покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой мет
аллов
Вывод
Славяне в соответствии со своими языческими представлениями разделяли мир на три яруса:
I
ярус:
«Небо» (Мир богов).
II
ярус
: «Земля» (Мир людей).
III
ярус:
«Подземелье», обитатели которого держат земную тяжесть