Долговременная фортификация

ДОТы линии Маннергейма
Предупреждение. Эта статья не о линии Маннергейма, а о долговременном фортификационном сооружении, которое в широком обиходе именуется ДОТ. Финские ДОТы этой линии здесь рассматриваются как пример, как варианты какими могут быть ДОТы. Цель статьи - дать общее представление об этом сооружении как таковом.
В нашей военно-исторической литературе война между Финляндией и СССР (30.11.1939- 13.3.1940) освещалась и освещается весьма скупо. И для этого есть определенные причины. Об этой войне у нас не любят говорить, ведь неоспорим тот факт, что Советский Союз здесь выступал агрессором, хотя всегда и везде старался доказать свою миролюбивость. Причин для этой войны у нас не было. Тот факт, что граница проходит слишком близко к Ленинграду и финское правительство не соглашается отодвинуть ее на несколько десятков километров, даже в обмен на большие территории в других местах, еще не дает основания для развязывания войны.
Поэтому, в советской литературе, расказывая об этой войне, предпочитали описывать только военные успехи Красной Армии, "сумевшей в условиях суровой зимы и непроходимой местности прорвать и преодолеть лучшую в Европе глубоко эшелонированную оборонительную линию, создававшуюся почти двадцать лет с помощью лучших еропейских фортификаторов и инженеров". А о том, что мы топтались на этой линии около трех месяцев и что, хотя линия действительно строилась около двадцати лет, но строилась урывками при скудном финансировании силами всякий раз не больше саперного батальона и далеко не лучшими фортификаторами Европы, об этом говорится как-то вскользь.
В наших источниках эту финскую оборонительную линию обычно называют "линия Маннергейма" по имени тогдашнего главнокомандующего финской армией маршала К.Г.Маннергейма, выпускника Пажеского корпуса, бывшего офицера Русской Армии.
Линию Маннергейма в нашей литературе обычно приравнивали по боевым качествам к французской линии Мажино и немецкому Западному валу (линия Зигфирида), а с учетом особенностей местности и сурового климата полагали еще более труднопреодолимой нежели французская.
То, что Красная Армия, имея явное превосходство в силах (на момент начала войны по личному составу почти в полтора раза, по артиллерии в пять раз, по пулеметам в два раза, по танкам и самолетам подавляющее), преодолевала оборонительную линию, имевшую глубину всего около 90 километров, почти три месяца, объясняли, в частности, огромным количеством чрезвычайно прочных ДОТов, за каждый из которых приходилось вести ожесточенный бой, использовать танки, чтобы заставить замолчать эти ДОТы, и тяжелую артиллерию, чтобы пробить стены этих сверхмощных ДОТов.
Ходило немало легенд о толщине и прочности стен, способных выдерживать многократные попадания даже бетонобойных снарядов калибра 280 мм. Даже в серьезных источниках указывалось - " углы наклона стен ДОТов таковы, что снаряд обязательно попадает только по касательной и непременно рикошетирует".
Находились "очевидцы", утверждавшие, что каждый финский ДОТ покрыт толстым слоем резины и снаряды от них просто отскакивают как мячики. О таких небылицах упоминает в своем докладе накрокму обороны 1 апреля 1940 г. начальник артиллерии РККА командарм 2-го ранга Н.Н.Воронов:
"Распространяли дикую легенду о резиновых ДОТах, от которых отскакивают снаряды, чем вызывалось невольно недоверие к нашей технике..."
findot-1.jpg (6316 bytes)Что бы там ни было, а под влиянием подобных сведений был срочно создан тяжелый танк КВ-2 со 152мм. гаубицей-пушкой в башне. Он предназначался именно для разрушения финских сверхпрочных ДОТов огнем прямой наводкой.
Но никто тогда не задумался над тем, как этот танк сможет приблизиться к ДОТу на дальность прямого выстрела. Их успели изготовить несколько десятков, на фронт попало всего несколько экземпляров, так что испытать их эффективность против ДОТов не пришлось.
Между тем, основная трудность в борьбе с финскими ДОтами заключалась в том, что эти сооружения были умело применены к местности и располагались так, что с большого расстояния они были практически не видны (скрыты складками местности, лесом), а приблизиться к ним наши танки и орудия зачастую не могли из-за многочисленных естественных и искуственных препятствий. К тому же многие из ДОТов предназначались для фланкирующей стрельбы и с фронта были вообще не видны и недоступны для настильного огня. А если разворачивать танк для стрельбы по ДОТу, то он подставляет свой бок огню с фронта.
Эта же умелая примененность ДОТов к местности приводила артиллерийских наблюдателей к многочисленным ошибкам результатов стрельбы (трудно было верно оценить дальности разрывов снарядов от цели). Таким образом, советская пехота оказывалась один на один с ДОТом и окружающими его ДЗОТами и окопами финской пехоты. А стрелять финские пехотинцы умели.
В результате огромный расход снарядов на каждый ДОТ, большие потери в пехоте и танках, а результат - войска топчутся на месте, несмотря на подавляющее преимущество во всех видах вооружения.
Как же на самом деле обстояло дело с финскими ДОТами и что они из себя представляли?
Не вдаваясь в подробности относительно самой линии Маннергейма, и не имея возможности в рамках настоящей статьи (да автор и не ставил себе такой цели) описать ее полностью, ограничимся самыми общими данными и остановимся поподробнее на самих финских ДОТах.
Итак, по данным составителей книги "Тайны и уроки зимней войны" длина линии Маннергейма составляла около 135 километров, а ее глубина около 90 километров. Эта линиия включала в себя три основные и две промежуточные полосы обороны. На трех основных полосах имелось свыше двух тысяч ДОТов и ДЗОТов, из них около 280 железобетонных пулеметно- артиллерийских огневых точек.
Однако, Дмитрий Ериков, вплотную занимающийся сегодня линией Маннергейма, насчитал только 165 ДОТов, 41 убежище, 9 командных пунктов, 6 прочих сооружений. Итого получается 221сооружение.
Комбриг Хренов А.Ф. начальник инженеров Северо-Западного фронта в своем выступлении на совещании при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии 14 апреля 1940г.говорил:
"В общей сложности на Карельском перешейке нами было захвачено и разрушено 285 железобетонных укреплений... Так, например, если мы возьмем самый мощный их Хотиненский узел, то на каждый квадратный километр площади приходилось долговременных железо-бетонных огневых точек 2 и деревоземляных и деревокаменных - 5, а на погонный километр этого фронта приходилось долговременных железобетонных огневых точек 5 и деревоземляных - 10" .
Делаем первый вывод -ДОТов по всей линии Маннергейма имелось в пределах 165- 285. Если распределить эти ДОТы (пор максимуму) только по трем основным полосам, то получается на 1 километр фронта в каждой из трех линий всего по 0.7 ДОТа или по 7 дотов на каждые 10 километров. Это не так уж и много, хотя и не сказать чтобы мало.
Впрочем, составители этой книги уже через две страницы несколько сами себе противоречат, указывая, что главная полоса обороны имела длину всего 110 километров. Но это не очень существенно.
Впервые вопрос о строительстве оборонительной линии на Карельском перешейке был поднят уже в 1918 году. Первый план линии был разработан подполковником А.Раппе, однако он не был осуществлен из-за ухода генерала Маннергейма в отставку, полагавшего недопустимым разрешить германской армии действия против России с территории Финляндии, чего намеревалось сделать тогдашнее правительство Финляндии.
Работу над планом обороны продолжил немецкий полковник барон фон Барндештайн. В октябре 1918г. финское правительство выделило на строительные работы 300 тыс. марок. Работы выполняли немецкие и финские саперы (один батальон) и русские военнопленные. С уходом немецкой армии работы были значительно сокращены и все свелось к работам финского учебного саперного батальона.
Осенью 1919 года разрабатывается новый план оборонительной линии. Им руководит генерал-майор Энкель. Основные проектировочные работы выполнял французский майор Ж.Ж.Гросс-Куасси.
По этому плану в 1920-24 годах было построено 168 бетонных и железобетонных сооружений. из которых 114 были пулеметными, 6 артиллерийскими и одно смешанным. Затем наступает трехлетний перерыв и вопрос возобновления работ поднимается лишь в 1927 году.
Новый план разрабатывает В.Карикоски. Однако к самим работам приступают только в 1930 году, наибольший размах они принимают в 1932 году, когда под руководством подполковника Фабрициуса было построено шесть двухамбразурных ДОТов.
По данным книги "Тайны и уроки зимней войны" эти новые ДОТы имели кроме бетона бронезащиту напольной стенки в виде броневых листов толщиной 100 мм. и размером 2х3 метра и каждый ДОТ имел кроме боевых казематов еще подземные казармы на 12-24 человека каждый. Казармыfindot-91.jpg (9719 bytes) имели двухярусные нары и отапливались печками, имели колодцы для воды. ДОТы, возводившиеся в 36-37 годах, оснащались бронеколпаками для кругового наблюдения.
На снике справа бронеколпак одного из финских ДОТов.

Долговременная фортификация - 839701796780
Долговременная фортификация - 839701797036
Долговременная фортификация - 839701797292
Долговременная фортификация - 839701797548
Долговременная фортификация - 839701798060
Долговременная фортификация - 839701798316

Комментарии

Комментариев нет.