Лев Толстой принял Ислам.

Лев Толстой : ''Прошу считать меня
магометанином''
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910 гг.) – гениальный
русский писатель, мыслитель,
внесший огромный вклад в
русскую литературу и историю. Он
более известен нам как писатель.
Менее известны его философские
взгляды, трактаты, в которых
излагаются его представления о
Боге, душе, знании, любви, о
смысле жизни и т.д.
Мучительные поиски смысла
жизни, нравственного идеала,
скрытых общих закономерностей
бытия, духовный и социальный
критицизм проходят через все
творчество писателя. С 1870-х
годов возрастает внимание к
темам смерти, греха, покаяния и
нравственного возрождения.
Его совершенно неординарное
мышление в большинстве случаев
было непонятным для российского
общества.
Он был отлучен от церкви и
предан анафеме, друзья и
знакомые отвернулись от него. В
1910 году, в возрасте 81 года, Лев
Толстой уходит из дома и умирает
по дороге, на станции Астапово.
Почему конец жизни у великого
писателя оказался таким
печальным и куда он направлялся,
уходя из дома? Возможно, на эти
вопросы проливают свет
некоторые письма великого
писателя.
Вот что он пишет о церкви:
“Мир делал все что хотел,
предоставляя церкви, как она
умеет, поспевать за ним в своих
объяснениях смысла жизни. Мир
учреждал свою, во всем
противную учению Христа жизнь,
а церковь придумывала
иносказания, по которым бы
выходило, что люди, живя
противно закону Христа, живут
согласно с ним. И кончилось тем,
что мир стал жить жизнью,
которая стала хуже языческой
жизни, и церковь стала не только
оправдывать эту жизнь, но
утверждать, что в этом-то состоит
учение Христа”.
Ясная Поляна, март 1909 года.
Русская женщина, вышедшая
замуж за мусульманина Е.
Векилова, написала Толстому, что
ее сыновья желают принять
Ислам, и спрашивала совета, как
быть. Вот что, в частности, ответил
ей писатель:
“Что касается до самого
предпочтения магометанства
православию…, я могу только всей
душой сочувствовать такому
переходу. Как ни странно это
сказать, для меня, ставящего выше
христианские идеалы и
христианское учение в его
истинном смысле, для меня не
может быть никакого сомнения в
том, что магометанство по своим
внешним формам стоит
несравненно выше церковного
православия. Так что, если
человеку поставлено только два
выбора: держаться церковного
православия или магометанства,
то для всякого разумного человека
не может быть сомнения в выборе
и всякий предпочтет
магометанство с признанием
одного догмата, единого Бога и Его
пророка, вместо того сложного и
непонятного в богословии –
Троицы, искупления, таинств,
святых и их изображений и
сложных богослужений…”
Ясная Поляна, 15 марта 1909 года.
Приведем еще одно письмо
писателя, которое еще более
проясняет его мировоззрение,
сложившееся в результате
мучительных поисков.
“Я бы очень рад был, если бы вы
были бы одной веры со мной. Вы
вникните немножко в мою жизнь.
Всякие успехи жизни – богатства,
почестей, славы - всего этого у
меня нет. Друзья мои, семейные
даже, отворачиваются от меня.
Одни – либералы и эстеты -
считают меня сумасшедшим или
слабоумным вроде Гоголя; другие
– революционеры и радикалы -
считают меня мистиком, болтуном:
правительственные люди считают
меня зловредным
революционером; православные
считают меня дьяволом.
Признаюсь, что это тяжело мне.…
И потому, пожалуйста, смотрите
на меня, как на доброго
магометанина, тогда все будет
прекрасно”.
Ясная Поляна, апрель 1884 года.

Комментарии

Комментариев нет.