А теперь коснемся всем известной – хохломской росписи. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Эта роспись настолько сказочна, что вокруг ее рождения даже появилась легенда. Согласно ей, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады “соловецких сидельцев” в кандалах вывезли с острова на материк. Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался. Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит. Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства. Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Хохлома – большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России. Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии. Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей. В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах “хохломской товар” – нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины – шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком. Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России – Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской. У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами. Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась “хохлома” по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии. Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты https://midulsepostre.wordpress.com/2014/12/04/хохломской-росписи/
Старообрядцы, староверы - родная, живая старина
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
А теперь коснемся всем известной – хохломской росписи.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса.
Эта роспись настолько сказочна, что вокруг ее рождения даже появилась легенда. Согласно ей, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады “соловецких сидельцев” в кандалах вывезли с острова на материк.
Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Хохлома – большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России. Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии. Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.
В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах “хохломской товар” – нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины – шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.
Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России – Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.
У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.
Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась “хохлома” по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты https://midulsepostre.wordpress.com/2014/12/04/хохломской-росписи/