один из древнейших видов художественной обработки металла.Слово «скань» древнеславянское съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей» .Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т. д. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.Искусство скани получило в Древней Руси широкое развитие почти повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые и серебряные изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов начиная с IX века. Височные кольца, лунницы, бусы, колты и другие предметы были найдены при раскопках в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской и во многих других местах.Исключительное значение по своим художественным качествам и тонкости мастерства имеют ювелирные украшения со сканью и зернью, найденные при раскопках Старорязанского городища, в пятидесяти километрах от современного города Рязани.На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость,сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
СКАЗЫ РОДоВЕРия
Скань или Филигрань —
один из древнейших
видов художественной
обработки
металла.Слово «скань»
древнеславянское
съкань, от глагола
съкати «сучить»,
«свивать в одну нить
несколько
прядей» .Элементы
филигранного узора
бывают самыми
разнообразными: в виде
верёвочки, шнурка,
плетения, ёлочки,
дорожки, глади и т. д.
В единое целое
отдельные элементы
филиграни соединяют
при помощи пайки. Часто
филигрань сочетают с
зернью,
представляющей собой
металлические мелкие
шарики, которые
напаивают в заранее
подготовленные ячейки
(углубления). Зернь
создает эффектную
фактуру, игру светотени,
благодаря чему изделия
приобретают особо
нарядный, изысканный
вид.Искусство скани
получило в Древней Руси
широкое развитие почти
повсеместно и достигло
высоких вершин
мастерства. Золотые и
серебряные изделия,
украшенные сканью и
зернью, встречаются при
раскопках
древнерусских городов и
деревенских курганов
начиная с IX века.
Височные кольца,
лунницы, бусы, колты и
другие предметы были
найдены при раскопках
в Киевской Руси, землях
Черниговской,
Переяславской,
Владимиро-Суздальской
и во многих других
местах.Исключительное
значение по своим
художественным
качествам и тонкости
мастерства имеют
ювелирные украшения
со сканью и зернью,
найденные при
раскопках
Старорязанского
городища, в пятидесяти
километрах от
современного города
Рязани.На XV—XVI века
приходится расцвет
московской скани.
Использовались
разнообразные
материалы: драгоценные
камни, эмаль, дерево,
резная кость,сплавы
золота, серебра и
платины, а также медь,
латунь, мельхиор,
нейзильбер. Украшения,
выполненные в технике
филиграни или с
элементами филиграни
очень часто (в целях
облагораживания их
внешнего вида)
оксидируют и серебрят.
Нередко филигрань
сочетают с эмалью (в том
числе финифтью),
гравировкой, чеканкой.
Техникой филиграни
можно изготовить все
без исключения виды
ювелирных
украшений.Самыми
известными сканщиками
в то время были
Амвросий и Иван Фомин.