Резные наличники в славянских домах - не только красота, но и важная составляющая природного образа жизни. Во-первых, сами резные наличники - это большой оберег, не допускающий в дом проникновения навьев, тьмы. Для этого резьба включала в себя изображение природных сил. Солнца, "хлябей небесных" и "тверди небесных". Во-вторых резьба вокруг окна показывала круговое движение Солнца. На востоке, в зените, на западе и его нижнее движение по подземной реке от точки заката до точки восхода. А если Солнце крутится вокруг окна, то только представьте, как ощущал себя человек! "Азъ есмь", как говорили раньше - "Я человек, я Бог". В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху. С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце. Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества. Центральный образ по- настоящему лучезарный, воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло. По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой). Кроме того, можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем. В вышивке сохранились названия "Громовержец" и "Огненная дева" с "Прибогами". «В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозовым знаком… Существование пары коней бога- громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями». Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.
СКАЗЫ РОДоВЕРия
Резные наличники
Резные наличники в
славянских домах - не
только красота, но и
важная составляющая
природного образа
жизни.
Во-первых, сами резные
наличники - это
большой оберег, не
допускающий в дом
проникновения навьев,
тьмы. Для этого резьба
включала в себя
изображение природных
сил. Солнца, "хлябей
небесных" и "тверди
небесных".
Во-вторых резьба
вокруг окна показывала
круговое движение
Солнца.
На востоке, в зените, на
западе и его нижнее
движение по подземной
реке от точки заката до
точки восхода. А если
Солнце крутится вокруг
окна, то только
представьте, как
ощущал себя человек!
"Азъ есмь", как говорили
раньше - "Я человек, я
Бог".
В основу всей символики
деревянной резьбы в
древние времена были
положены самые
главные языческие
божества наших
предков – бог неба
Сварог и бог солнца
Дажьбог. А поскольку,
согласно славянской
мифологии, Дажьбог –
сын Сварога, в
украшении окон
символы неба, как
правило, помещаются
над солнцем, как бы
накрывают его сверху.
С древних времён
наиболее искусно
украшалась верхняя
часть окна – так
называемое навершие
или кокошник. Конечно,
большое значение имела
«крыша» навершия,
однако центральным
знаком в верхней части
обрамления обычно
бывало Солнце.
Солярный знак
представляет собой
стилизованное
символическое
воплощение солнца –
самого почитаемого
языческого божества.
Центральный образ по-
настоящему лучезарный,
воспринимается как
выражение мощной
силы, энергии и сияния,
несущего тепло.
По боковинам окна и
справа, и слева
закреплены также
накладные
вырубленные из дерева
выпуклые ромбы,
которые символизируют
восходящее, утреннее (с
одной стороны окна) и
закатное, вечернее
солнце (с другой).
Кроме того, можно
увидеть на наличниках и
другие символические
знаки. Здесь можно
видеть образы коней,
которые оставались
многозначными, – с их
помощью выражались
различные
символические смыслы.
В народном
представлении солнце
по небосводу везёт
золотой конь,
запряжённый в золотую
колесницу, и потому
образы коней
непосредственно
связывались с солнцем. В
вышивке сохранились
названия "Громовержец"
и "Огненная дева" с
"Прибогами".
«В представлениях
славян конь – это
символ света, грома,
молнии, ветра, воды… Я
прихожу к выводу, что
конь или кони в целом
ряде славянских
сюжетов является
интегральным
солярным/грозовым
знаком… Существование
пары коней бога-
громовержца в
мифических сценах как
раз подчеркивает
неразрывную связь
старого и нового, смерти
и возрождения,
непрерывную
цикличность явлений в
природе, в соответствии
с архаичными
верованиями».
Чаще всего это
солярные кони, которые
сопровождают, а вернее,
влекут за собой светило.
Они обычно находятся с
двух сторон от солнца и,
как правило,
устремлены в разные
стороны и
символизируют
движение из прошлого в
будущее.