Что такое марш? Это перемещение воинского подразделения или части из одного местоположения в другое на достаточно больше расстояние. В понятие "марш" вкладывается и сам процесс перемещения подразделения (части), и все мероприятия, связанные с ним. Совершено неважно, совершается марш в боевых условиях или в мирных. Когда то умение совершать марши считалось одним из основных умений войск. Умение вести бой хоть наступательный, хоть оборонительный, конечно, это основное, что должны уметь делать войска. Но прибыть к месту боя вовремя, организованно, имея личный состав в состоянии вести бой и имея резерв времени для подготовки к бою - это больше чем половина успеха в бою. Недаром, большинство своих побед великий полководец А.В.Суворов одержал именно благодаря тому, что умел привести свои войска туда, куда нужно, в нужное время, быстро, организованно, сохранив силы солдат. Порядку совершения марша генералиссимус уделил немало внимания в своей широко известной (но мало кем в наше время читаной) "Науке побеждать". Он считал совершение марша одним из трех составляющих победы. Одним из главных показателей уровня подготовленности того или иного пехотного полка являлась т.н. "маршевая втянутость", т.е. насколько личный состав полка натренирован к совершению маршей. Настолько важным, что нередко войны, особенно в XVIII-XIX веках, начинали не весной, как только подсохнет земля, а в середине лета, когда полки после зимнего сидения на зимних квартирах восстановят свои навыки в совершении маршей. Маршевая подготовка, т.е. обучение умению совершать марши являлась одним из основных видов обучения всех родов войск. Настолько важным, что этим вопросом занимались лично русские цари. Известен факт, когда император Николай II, решив проверить удобство новой солдатской экипировки, надел на себя все, что положено нести на марше солдату пехоты, и отшагал вместе с одним из полков более 25 километров. Убедившись, что новая экипировка создает больше удобств солдату ( а следовательно, он имел опыт ношения на марше старой экипировки), Николай II подписал приказ о ее введении на снабжение войск. Не думаю, что царем руководили в этм случае гуманистические идеи и стремление облегчить жизнь простого солдата, хотя и это не исключается. . Очевидно, он понимал, что более удобное солдатское снаряжение повышает боевые возможности пехоты. На протяжении веков пехота составляла основной и самый многочисленный род войск. Имено пехота выигрывала бой и сражение. Все остальные рода войск играли, да и сегодня играют вспомогательную роль. И именно многочисленность пехоты предопределяла то, что она должна передвигаться пешком. Невозможно и нецелесообразно иметь столько лошадей, чтобы перевозить пехоту хотя бы и в телегах. Хотя в мировой военной истории известно не так мало случаев, когда такие попытки делались. Периодически в еврпейских армиях появлялась т.н. "ездящая пехота". Драгунские полки задумывались как вид ездящей пехоты, когда передвигаться они должны были на лошадях, а вступать в бой в пешем порядке. В конце концов это привело к тому, что драгуны превратились просто в вид тяжелой кавалерии, а пехота как ходила пешком, так и ходила. С появлением железных дорог войска на большие расстояния стали перевозиться в вагонах. Однако на расстояния до 500-700 километров пехота все равно шла пешком. Нигде не существовало настолько густой сети железных дорог, чтобы доставлять пехоту точно туда, куда требуется. Пехота передвигалась пешком и в Первую Мировую войну и во Вторую. И не только советская. Немецкая пехота, французская, английская тоже перемещались пешком. Автомобилей хватало лишь на то, чтобы посадить на них небольшую часть солдат. Появляются мотопехотные подразделения и полки. Немцы включали такие полки в состав танковых дивизий, чтобы пехота могла хоть в какой то мере поспевать за танками и закреплять достигнутый ими успех. Вот эта значительная разница в подвижности немецкой мотопехоты в сравнении с советской пехотой и способствовала ей в значительной мере победы летом-осенью 1941 года. И все же основная масса войск воюющих стран передвигалась пешком. Маршевая подготовка сохраняла свой приоритет. Вот как описывает свои впечатления о втягивании в марши немецкий новобранец 1940 года О.Кариус в своей книге "Тигры в грязи" : " Они начались с пятнадцати километров, возрастали на пять километров каждую неделю, дойдя до пятидесяти километров". В послевоенные годы, впечатленные со одной стороны явным превосходством в подвижности моторизованной пехоты над обычной, с другой, вследствие общего промышленного развития и общего роста механизации армии вся пехота была посажена сначала на автомобили, а затем на бронетранспортеры, и в конце концов на боевые машины пехоты. Умение совершать пешие марши постепенно умирало. А следует заметить, что умение совершать марш состоит не только в том, чтобы солдат мог отшагать положенное число километров, а подразделение прибыть в конечный пункт в полном составе, но и в в распределении подразделений по всей длине колонны. Длина колонны пехотного полка на марше составляет до 5-8 километров. Между батальонами, ротами должны быть свободные промежутки чтобы, в частности, избегать значительных потерь в случае налета авиации или артобстрела. И самое главное, колонна должна уметь охранять себя от внезапных нападений. Для этого вперед, назад и в стороны высылаются дозоры, назначаются головная, боковые и тыловая походные заставы. Кроме того, полк, батальон распределяет свои силы в авангард, основные силы и арьергард. Их состав, силы и задачи выработаны длительным боевым опытом. В этом и состоит искусство командира управлять полком ( батальоном) на марше. Но по мере того, как пехота садилась на колеса разивалась проблема дозоров и походных застав. Если впереди и сзади иметь дозоры и заставы не составляло труда, то проблема боковых дозоров и застав стала трудно-решаемой. Дорог и путей, идущих паралельно основной дороге на нужных удалениях никто и нигде прокладывать не будет, а без них дозоры должны либо двигаться пешком, либо продвигаться на машинах с огромным трудом ( что нереально, поскольку они не будут поспевать за колонной на транспорте). Выставлять заблаговременно неподвижные дозоры, которые затем подбирать за собой тоже проблематично, поскольку на такие дозоры требуется слишком много сил, да и они могут быть уничтожены противником, т.к. свои войска могут оказаться слишком далеко. В нашей стране переход от пехоты к мотопехоте совершался в условиях мирного времени и в полном сознании того, что нет в мире армии, которая решится на войну с СССР. Поэтому, хотя в боевых уставах, наставлениях все эти дозоры и заставы прописывались, но на учениях никто эти вопросы не отрабатывал. С одной стороны потому, что никто из высших генералов не мог внятно объяснить как может существовать и двигаться реально моторизованный боковой дозор на нужном удалении от колонны на местности, где движение техники возможно лишь по дороге (болотистая местность Полесья, заросшая лесами Брянщина, горы Азербайджана). С другой стороны, попытки все же организовать во время учений марш с соблюдением требований боевых уставов приводили к тому, что все учение сводилось к организации этого самого марша, а вот на красивые атаки механизированной пехоты вместе с танками, которые так любили наблюдать с вышек наши генералы и маршалы, времени уже не оставалось. Можно было бы организовывать учения отдельно по атакам и отдельно по маршам, но даже у СССР ресурсы имели ограничения, а отказываться от красивых зрелищ никто не хотел. Короче говоря, в пятидесятые-семидесятые годы искусство пеших маршей было утрачено совсем, а марши на технике превратились в обыкновенную езду по дорогам, в лучшем случае по полигонным дорогам. Организация таких маршей ничем не отличалась от гражданских автопробегов или, скажем, торжественных колонн автомашин с зерном нового урожая от колхозного тока на элеватор. О дозорах и о том, что пехота есть пехота и никакие БМП заменить солдатские ноги не смогут, все в армии дружно забыли. Первый тревожный звонок прозвучал с началом афганской войны. После того, как наши войсковые колонны лихо вскочили в Афганистан и заняли все города, все уверились еще раз, что так и должны совершаться марши, и никакие заставы не нужны. Но с началом боевых действий душманов против советских войск оказалось, что воевать надо в горах и в пустыне, куда техника либо вовсе не идет, либо идет с огромным трудом. Пришлось нашей пехоте, да и не только ей, слезать с БТРов и двигаться пешком. И оказалось, что экипировка советского солдата совершенно непригодна для действий в пешем порядке. Он не может взять на себя всего того, что потребуется ему в походе, а то, что он сможет взгромоздить на себя, превращает его в некое подобие вьючного осла. При этом он не пройдет и трех километров, как вся эта амуниция начнет натирать ему спину, плечи, бока, бедра, стучать по позвоночнику и по ребрам. Действовать оружием почти невозможно, быстро сменить магазин автомата тоже, извлечь и бросить гранату нереально. Суровые будни войны заставили искать способы преодоления этих казалось бы мелочей, но на деле, как оказалось, решающих моментов. В ход пошли солдатская смекалка, опыт школьных турпоходов. За свой счет стали приобретать удобные туристические альпинистские рюкзаки. Все эти нелепые подсумки для магазинов, гранат стали заменять на устройства, назваемые ныне "разгрузка" или "разгрузочный жилет". А тогда им дали название по его сходству с предметом женского туалета "лифчик". Пилотку, столь лихо и красиво смотрящуюся на солдате в гарнизоне, но совершенно не защищающую ни от солнца, ни от дождя, ни от холода, да вдобавок и норовящую все время свалиться с головы, заменили на мягкую полевую фуражку. Душманы заставили и вспомнить опыт минувших войн. Уже первые рейды в горы, когда батальоны двигались так, как привыкли делать это на мирных российских полигонах, привели к тому, что душманы без особых трудностей устраивали засады, просачивались между ротами, окружали их и поочередно уничтожали. В ежемесячных разведсводках, которые зачитывались офицерам по всем Вооруженным Силам, и в которых лгать, так, как это делалось в советских СМП (средства массовой пропаганды) было нельзя, это обозначалось как "батальон понес потери". Пришлось под огнем врага восстанавливать то, что утратили за годы мирной жизни армии. Пришлось снова учиться ходить. Командиры сняли с пыльных библиотечных полок кое где сохранившиеся книжки под названием "Боец и отделение на походе" и т.п. Учеба давалась немалой кровью и потом. Научились. Но опыт афганской войны остался невостребованным. Вторая часть книги "Опыт боевых действий в горно-пустынной местности" так и не была издана. Изменений в систему боевой подготовки войск внесено не было. Афганский опыт постарались забыть. Опыт боковых стационарных застав, которым было найдено новое название "блок-пост" в Боевых уставах Российской армии учтен так и не был Но нас заставили вспомнить, что пехота есть пехота и что не след забывать, что пехота ходит и воюет пешком. Заставили вспомнить все это чеченцы. Вот только память нам пришлось освежать под жестоким душем льющейся солдатской крови. Снова дорого обошлась России короткая военная память и извечная российская беспечность. А враг в Чечне нам противостоял куда как более квалифицированный нежели неграмотные пуштунские скотоводы. Чеченские командиры, обученные английскими офицерами, которые в отличие от наших, ответственно относятся к своему ремеслу, оказались хорошими учениками. Да и те из них, кто раньше носили на плечах офицерские погоны Советской Армии, сумели в полной мере использовать накопленные знания и умения. Сегодня Чечня напоминает погасший костер, в котором изредка еще вспыхнет искорка, потянет дымок, затлеется уголек. Никто не подкидывает дровишки (доллары) и не раздувает в этом костре огонь ( европейское "общественное мнение"). Залили мы этот костер, залили солдатской кровью. От автора. Похожим способом мы заливали огонь Второй Мировой войны. Но не имеют морального права современные демократические историки, журналисты и писатели в том упрекать сталинских маршалов. Чеченская война еще раз отчетливо показала, что беспечность и нежелание учить тому, что необходимо на войне, нежелание любить и лелеять свою армию и офицерский корпус, обеспечивать ее наивысшей мере, не есть отличительная черта коммунистического режима. Это в России присуще всем правящим режимам, будь то монархия, революционная демократия, социализм или современная российская либеральная демократия современная. При всех режимах в России в отношении армии одно и тоже: *солдат есть человек, поставленный на низший уровень социальной лестницы, *ремесло офицера есть наиболее низко оплачиваемое при особо высоких требованиях, *войска обучаются чему угодно, только не умению воевать, *опыт предшествующих войн совершенно не учитывается, *армию к предстоящим войнам не готовят, *армию норовят использовать для решения текущих задач не имеющих к вопросу обороны страны никакого отношения, *любая государственная экономия начинается прежде всего с урезания военных расходов. Почитайте внимательно соответствующую литературу, распросите старых солдат и офицеров, и вы убедитесь, что всегда дело обстояло именно так. Сегодня же все эти действия в отношении армии усилены многократно в сравнении с любыми предшествующими режимами. Напрашивается вывод, что все это делается не случайно и не только в силу российской беспечности. Похоже, что те, кто это делает, делает это вполне сознательно и с определенными целями -уничтожить Россию как государство, ибо армия есть первое условие существования любого государства. Состояние армии есть вернейший индикатор общего состояния страны. Нет армии - нет государства. Не уверен, что и после этой войны кто-то хоть в армии, хоть вне ее попытается осмыслить ее опыт, сделать ее анализ и дать ркомендации на будущее. Я тоже не собираюсь этого делать, поскольку это была уже не моя война. Я был от нее столь же далек, как и вы. Ниже в статье я просто попытаюсь сжато и доступно описать подготовку и совершение марша пехотой на уровне бойца и отдельного подразделения. Может быть это и поможет кому либо научиться организовывать пешие марши. Дело это нехитрое, но как и любое другое требует определенных познаний, начиная с умения накрутить портянки, до умения составить колонну и расчитать режим ее движения. Подготовка солдата к маршу. Готовность солдата к маршу складывается из двух основных моментов. Это ноги и груз, который несет солдат. Груз. Хотя современные рюкзаки позволяют одному человеку нести на спине груз весом до 70 килограмм, однако переноска такого груза возможна лишь на сравнительно небольшие расстояния как за один переход, так и на ограниченное количество переходов. После этого довольно быстро начинаются накопление хронической усталости, необратимые изменения в организме (прежде всего в суставах и костно-мышечной системе, а также в сердце). Незаметно, но очень быстро человек становится неспособен совершать большие пешие переходы. Если же продолжать насиловать его организм, то это приводит к инвалидности. Длительным и вековым опытом установлено, что оптимальная масса переносимого пешим солдатом груза составляет около 21-24 килограмм. В этот вес входит оружие, боеприпасы, котелок с кружкой и ложкой, фляга с 750 мл. воды, плащ-палатка, шинель или аналогичная верхняя одежда, неприкосновенный запас питания ( 1-2 банки консервов, 750 грамм сухарей). Конечно, в зависимости от конкретных задач комплектация переносимого груза может меняться, но в целом обязательными являются фляга с водой, небольшой запас продуктов, средство защиты как от атмосферной влаги, так и от сырости на земле, посуда для приема горячей пищи. Остальные тяжести могут варьироваться. В предвидении активных боевых действий наибольшую часть переносимого груза составят боеприпасы и оружие, средства связи. А вот от туалетных принадлежностей, спальных мешков, теплоизолирующих ковриков стоит отказаться. Солдат это не турист. Заботы о его удобствах при ночлеге, отдыхе, приведении себя в порядок, нормальный прием горячей пищи это проблема командиров, а не солдата. Даже во времена, когда не существовало механических транспортных средств, каждое подразделение на марше имело минимум одну конную повозку или хотя бы пару вьючных лошадей или ослов для перевозки подобных грузов. Итак вес в 21 килограмм является верхним пределом для пешего солдата. и чем меньше груз он несет, тем проще ему совершать марш. Достаточно заметить, что солдат без груза движется со скоростью 4.5- 5 км/час, а с грузом 21 кг. всего лишь 3.8-4 км/час. А это весьма существенно. Разница в пройденном за 8 часов расстоянии составит 5.6-8 километров. Так что командирам стоит позаботиться о том, чтобы его солдаты были как можно меньше нагружены. Командиру при расчете марша необходимо учитывать груз, переносимый соладатами и в зависимости от этого в расчетах скорость движения принимать от 3 до 4.5 км/час. Это в средних нормальных условиях ( твердое покрытие дороги, средняя температура воздуха, уклоны местности не более 0.5-1 процент. В экстремальных условиях (грязь, распутица, сильная пересеченность местности, сильные жара или мороз) скорость может падать до 1-2 км/час. Вторым очень существенным моментом является то, как этот груз размещен на солдате. Основная масса груза должна размещаться на спине примерно посередине между поясницей и линией плеч. Груз по ширине спины должен быть распределен равномерно. marsh-pexota-1.jpg (14810 bytes)Особо важным моментом является то, что грудь должна быть совершенно свободна. Дело в том, что усилием грудных мышц мы делаем выдох, а вдох осуществляется их раслаблением. Чем больше расслаблены грудные мышцы, тем глубже мы можем сделать вдох. Если грудная клетка сдавлена каким либо грузом, то человек не может сделать достаточно полный вдох. А ведь на марше солдат дышит учащенно и глубоко, поскольку напряженно работающие мышцы требуют много кислорода. Довольно быстро накапливается кислородное голодание мышц и мозга. Солдат очень быстро устает и начинает терять сознание. Когда все поняли это, то господствовавшие в XVIII-первой половине XIX века крестообразные лямки ранцев были заменены повсеместно на паралельные.
Жизнь человека
:даниил гадицкий
Пехота на марше
Что такое марш? Это перемещение воинского подразделения или части из одного местоположения в другое на достаточно больше расстояние. В понятие "марш" вкладывается и сам процесс перемещения подразделения (части), и все мероприятия, связанные с ним. Совершено неважно, совершается марш в боевых условиях или в мирных.
Когда то умение совершать марши считалось одним из основных умений войск. Умение вести бой хоть наступательный, хоть оборонительный, конечно, это основное, что должны уметь делать войска. Но прибыть к месту боя вовремя, организованно, имея личный состав в состоянии вести бой и имея резерв времени для подготовки к бою - это больше чем половина успеха в бою. Недаром, большинство своих побед великий полководец А.В.Суворов одержал именно благодаря тому, что умел привести свои войска туда, куда нужно, в нужное время, быстро, организованно, сохранив силы солдат. Порядку совершения марша генералиссимус уделил немало внимания в своей широко известной (но мало кем в наше время читаной) "Науке побеждать". Он считал совершение марша одним из трех составляющих победы.
Одним из главных показателей уровня подготовленности того или иного пехотного полка являлась т.н. "маршевая втянутость", т.е. насколько личный состав полка натренирован к совершению маршей. Настолько важным, что нередко войны, особенно в XVIII-XIX веках, начинали не весной, как только подсохнет земля, а в середине лета, когда полки после зимнего сидения на зимних квартирах восстановят свои навыки в совершении маршей.
Маршевая подготовка, т.е. обучение умению совершать марши являлась одним из основных видов обучения всех родов войск. Настолько важным, что этим вопросом занимались лично русские цари. Известен факт, когда император Николай II, решив проверить удобство новой солдатской экипировки, надел на себя все, что положено нести на марше солдату пехоты, и отшагал вместе с одним из полков более 25 километров. Убедившись, что новая экипировка создает больше удобств солдату ( а следовательно, он имел опыт ношения на марше старой экипировки), Николай II подписал приказ о ее введении на снабжение войск.
Не думаю, что царем руководили в этм случае гуманистические идеи и стремление облегчить жизнь простого солдата, хотя и это не исключается. . Очевидно, он понимал, что более удобное солдатское снаряжение повышает боевые возможности пехоты.
На протяжении веков пехота составляла основной и самый многочисленный род войск. Имено пехота выигрывала бой и сражение. Все остальные рода войск играли, да и сегодня играют вспомогательную роль. И именно многочисленность пехоты предопределяла то, что она должна передвигаться пешком. Невозможно и нецелесообразно иметь столько лошадей, чтобы перевозить пехоту хотя бы и в телегах. Хотя в мировой военной истории известно не так мало случаев, когда такие попытки делались. Периодически в еврпейских армиях появлялась т.н. "ездящая пехота". Драгунские полки задумывались как вид ездящей пехоты, когда передвигаться они должны были на лошадях, а вступать в бой в пешем порядке. В конце концов это привело к тому, что драгуны превратились просто в вид тяжелой кавалерии, а пехота как ходила пешком, так и ходила.
С появлением железных дорог войска на большие расстояния стали перевозиться в вагонах. Однако на расстояния до 500-700 километров пехота все равно шла пешком. Нигде не существовало настолько густой сети железных дорог, чтобы доставлять пехоту точно туда, куда требуется.
Пехота передвигалась пешком и в Первую Мировую войну и во Вторую. И не только советская. Немецкая пехота, французская, английская тоже перемещались пешком. Автомобилей хватало лишь на то, чтобы посадить на них небольшую часть солдат. Появляются мотопехотные подразделения и полки. Немцы включали такие полки в состав танковых дивизий, чтобы пехота могла хоть в какой то мере поспевать за танками и закреплять достигнутый ими успех. Вот эта значительная разница в подвижности немецкой мотопехоты в сравнении с советской пехотой и способствовала ей в значительной мере победы летом-осенью 1941 года.
И все же основная масса войск воюющих стран передвигалась пешком. Маршевая подготовка сохраняла свой приоритет.
Вот как описывает свои впечатления о втягивании в марши немецкий новобранец 1940 года О.Кариус в своей книге "Тигры в грязи" : " Они начались с пятнадцати километров, возрастали на пять километров каждую неделю, дойдя до пятидесяти километров".
В послевоенные годы, впечатленные со одной стороны явным превосходством в подвижности моторизованной пехоты над обычной, с другой, вследствие общего промышленного развития и общего роста механизации армии вся пехота была посажена сначала на автомобили, а затем на бронетранспортеры, и в конце концов на боевые машины пехоты.
Умение совершать пешие марши постепенно умирало. А следует заметить, что умение совершать марш состоит не только в том, чтобы солдат мог отшагать положенное число километров, а подразделение прибыть в конечный пункт в полном составе, но и в в распределении подразделений по всей длине колонны. Длина колонны пехотного полка на марше составляет до 5-8 километров. Между батальонами, ротами должны быть свободные промежутки чтобы, в частности, избегать значительных потерь в случае налета авиации или артобстрела. И самое главное, колонна должна уметь охранять себя от внезапных нападений. Для этого вперед, назад и в стороны высылаются дозоры, назначаются головная, боковые и тыловая походные заставы. Кроме того, полк, батальон распределяет свои силы в авангард, основные силы и арьергард. Их состав, силы и задачи выработаны длительным боевым опытом. В этом и состоит искусство командира управлять полком ( батальоном) на марше.
Но по мере того, как пехота садилась на колеса разивалась проблема дозоров и походных застав. Если впереди и сзади иметь дозоры и заставы не составляло труда, то проблема боковых дозоров и застав стала трудно-решаемой. Дорог и путей, идущих паралельно основной дороге на нужных удалениях никто и нигде прокладывать не будет, а без них дозоры должны либо двигаться пешком, либо продвигаться на машинах с огромным трудом ( что нереально, поскольку они не будут поспевать за колонной на транспорте). Выставлять заблаговременно неподвижные дозоры, которые затем подбирать за собой тоже проблематично, поскольку на такие дозоры требуется слишком много сил, да и они могут быть уничтожены противником, т.к. свои войска могут оказаться слишком далеко.
В нашей стране переход от пехоты к мотопехоте совершался в условиях мирного времени и в полном сознании того, что нет в мире армии, которая решится на войну с СССР. Поэтому, хотя в боевых уставах, наставлениях все эти дозоры и заставы прописывались, но на учениях никто эти вопросы не отрабатывал. С одной стороны потому, что никто из высших генералов не мог внятно объяснить как может существовать и двигаться реально моторизованный боковой дозор на нужном удалении от колонны на местности, где движение техники возможно лишь по дороге (болотистая местность Полесья, заросшая лесами Брянщина, горы Азербайджана). С другой стороны, попытки все же организовать во время учений марш с соблюдением требований боевых уставов приводили к тому, что все учение сводилось к организации этого самого марша, а вот на красивые атаки механизированной пехоты вместе с танками, которые так любили наблюдать с вышек наши генералы и маршалы, времени уже не оставалось. Можно было бы организовывать учения отдельно по атакам и отдельно по маршам, но даже у СССР ресурсы имели ограничения, а отказываться от красивых зрелищ никто не хотел.
Короче говоря, в пятидесятые-семидесятые годы искусство пеших маршей было утрачено совсем, а марши на технике превратились в обыкновенную езду по дорогам, в лучшем случае по полигонным дорогам. Организация таких маршей ничем не отличалась от гражданских автопробегов или, скажем, торжественных колонн автомашин с зерном нового урожая от колхозного тока на элеватор. О дозорах и о том, что пехота есть пехота и никакие БМП заменить солдатские ноги не смогут, все в армии дружно забыли.
Первый тревожный звонок прозвучал с началом афганской войны. После того, как наши войсковые колонны лихо вскочили в Афганистан и заняли все города, все уверились еще раз, что так и должны совершаться марши, и никакие заставы не нужны. Но с началом боевых действий душманов против советских войск оказалось, что воевать надо в горах и в пустыне, куда техника либо вовсе не идет, либо идет с огромным трудом. Пришлось нашей пехоте, да и не только ей, слезать с БТРов и двигаться пешком.
И оказалось, что экипировка советского солдата совершенно непригодна для действий в пешем порядке. Он не может взять на себя всего того, что потребуется ему в походе, а то, что он сможет взгромоздить на себя, превращает его в некое подобие вьючного осла. При этом он не пройдет и трех километров, как вся эта амуниция начнет натирать ему спину, плечи, бока, бедра, стучать по позвоночнику и по ребрам. Действовать оружием почти невозможно, быстро сменить магазин автомата тоже, извлечь и бросить гранату нереально. Суровые будни войны заставили искать способы преодоления этих казалось бы мелочей, но на деле, как оказалось, решающих моментов. В ход пошли солдатская смекалка, опыт школьных турпоходов. За свой счет стали приобретать удобные туристические альпинистские рюкзаки. Все эти нелепые подсумки для магазинов, гранат стали заменять на устройства, назваемые ныне "разгрузка" или "разгрузочный жилет". А тогда им дали название по его сходству с предметом женского туалета "лифчик". Пилотку, столь лихо и красиво смотрящуюся на солдате в гарнизоне, но совершенно не защищающую ни от солнца, ни от дождя, ни от холода, да вдобавок и норовящую все время свалиться с головы, заменили на мягкую полевую фуражку.
Душманы заставили и вспомнить опыт минувших войн. Уже первые рейды в горы, когда батальоны двигались так, как привыкли делать это на мирных российских полигонах, привели к тому, что душманы без особых трудностей устраивали засады, просачивались между ротами, окружали их и поочередно уничтожали. В ежемесячных разведсводках, которые зачитывались офицерам по всем Вооруженным Силам, и в которых лгать, так, как это делалось в советских СМП (средства массовой пропаганды) было нельзя, это обозначалось как "батальон понес потери".
Пришлось под огнем врага восстанавливать то, что утратили за годы мирной жизни армии. Пришлось снова учиться ходить. Командиры сняли с пыльных библиотечных полок кое где сохранившиеся книжки под названием "Боец и отделение на походе" и т.п. Учеба давалась немалой кровью и потом.
Научились. Но опыт афганской войны остался невостребованным. Вторая часть книги "Опыт боевых действий в горно-пустынной местности" так и не была издана. Изменений в систему боевой подготовки войск внесено не было. Афганский опыт постарались забыть. Опыт боковых стационарных застав, которым было найдено новое название "блок-пост" в Боевых уставах Российской армии учтен так и не был
Но нас заставили вспомнить, что пехота есть пехота и что не след забывать, что пехота ходит и воюет пешком. Заставили вспомнить все это чеченцы. Вот только память нам пришлось освежать под жестоким душем льющейся солдатской крови. Снова дорого обошлась России короткая военная память и извечная российская беспечность. А враг в Чечне нам противостоял куда как более квалифицированный нежели неграмотные пуштунские скотоводы. Чеченские командиры, обученные английскими офицерами, которые в отличие от наших, ответственно относятся к своему ремеслу, оказались хорошими учениками. Да и те из них, кто раньше носили на плечах офицерские погоны Советской Армии, сумели в полной мере использовать накопленные знания и умения.
Сегодня Чечня напоминает погасший костер, в котором изредка еще вспыхнет искорка, потянет дымок, затлеется уголек. Никто не подкидывает дровишки (доллары) и не раздувает в этом костре огонь ( европейское "общественное мнение").
Залили мы этот костер, залили солдатской кровью.
От автора. Похожим способом мы заливали огонь Второй Мировой войны. Но не имеют морального права современные демократические историки, журналисты и писатели в том упрекать сталинских маршалов. Чеченская война еще раз отчетливо показала, что беспечность и нежелание учить тому, что необходимо на войне, нежелание любить и лелеять свою армию и офицерский корпус, обеспечивать ее наивысшей мере, не есть отличительная черта коммунистического режима. Это в России присуще всем правящим режимам, будь то монархия, революционная демократия, социализм или современная российская либеральная демократия современная.
При всех режимах в России в отношении армии одно и тоже:
*солдат есть человек, поставленный на низший уровень социальной лестницы,
*ремесло офицера есть наиболее низко оплачиваемое при особо высоких требованиях,
*войска обучаются чему угодно, только не умению воевать,
*опыт предшествующих войн совершенно не учитывается,
*армию к предстоящим войнам не готовят,
*армию норовят использовать для решения текущих задач не имеющих к вопросу обороны страны никакого отношения, *любая государственная экономия начинается прежде всего с урезания военных расходов.
Почитайте внимательно соответствующую литературу, распросите старых солдат и офицеров, и вы убедитесь, что всегда дело обстояло именно так.
Сегодня же все эти действия в отношении армии усилены многократно в сравнении с любыми предшествующими режимами. Напрашивается вывод, что все это делается не случайно и не только в силу российской беспечности. Похоже, что те, кто это делает, делает это вполне сознательно и с определенными целями -уничтожить Россию как государство, ибо армия есть первое условие существования любого государства. Состояние армии есть вернейший индикатор общего состояния страны. Нет армии - нет государства.
Не уверен, что и после этой войны кто-то хоть в армии, хоть вне ее попытается осмыслить ее опыт, сделать ее анализ и дать ркомендации на будущее. Я тоже не собираюсь этого делать, поскольку это была уже не моя война. Я был от нее столь же далек, как и вы. Ниже в статье я просто попытаюсь сжато и доступно описать подготовку и совершение марша пехотой на уровне бойца и отдельного подразделения. Может быть это и поможет кому либо научиться организовывать пешие марши. Дело это нехитрое, но как и любое другое требует определенных познаний, начиная с умения накрутить портянки, до умения составить колонну и расчитать режим ее движения.
Подготовка солдата к маршу.
Готовность солдата к маршу складывается из двух основных моментов. Это ноги и груз, который несет солдат.
Груз. Хотя современные рюкзаки позволяют одному человеку нести на спине груз весом до 70 килограмм, однако переноска такого груза возможна лишь на сравнительно небольшие расстояния как за один переход, так и на ограниченное количество переходов. После этого довольно быстро начинаются накопление хронической усталости, необратимые изменения в организме (прежде всего в суставах и костно-мышечной системе, а также в сердце). Незаметно, но очень быстро человек становится неспособен совершать большие пешие переходы. Если же продолжать насиловать его организм, то это приводит к инвалидности.
Длительным и вековым опытом установлено, что оптимальная масса переносимого пешим солдатом груза составляет около 21-24 килограмм. В этот вес входит оружие, боеприпасы, котелок с кружкой и ложкой, фляга с 750 мл. воды, плащ-палатка, шинель или аналогичная верхняя одежда, неприкосновенный запас питания ( 1-2 банки консервов, 750 грамм сухарей).
Конечно, в зависимости от конкретных задач комплектация переносимого груза может меняться, но в целом обязательными являются фляга с водой, небольшой запас продуктов, средство защиты как от атмосферной влаги, так и от сырости на земле, посуда для приема горячей пищи. Остальные тяжести могут варьироваться. В предвидении активных боевых действий наибольшую часть переносимого груза составят боеприпасы и оружие, средства связи.
А вот от туалетных принадлежностей, спальных мешков, теплоизолирующих ковриков стоит отказаться. Солдат это не турист. Заботы о его удобствах при ночлеге, отдыхе, приведении себя в порядок, нормальный прием горячей пищи это проблема командиров, а не солдата. Даже во времена, когда не существовало механических транспортных средств, каждое подразделение на марше имело минимум одну конную повозку или хотя бы пару вьючных лошадей или ослов для перевозки подобных грузов.
Итак вес в 21 килограмм является верхним пределом для пешего солдата. и чем меньше груз он несет, тем проще ему совершать марш. Достаточно заметить, что солдат без груза движется со скоростью 4.5- 5 км/час, а с грузом 21 кг. всего лишь 3.8-4 км/час. А это весьма существенно. Разница в пройденном за 8 часов расстоянии составит 5.6-8 километров. Так что командирам стоит позаботиться о том, чтобы его солдаты были как можно меньше нагружены.
Командиру при расчете марша необходимо учитывать груз, переносимый соладатами и в зависимости от этого в расчетах скорость движения принимать от 3 до 4.5 км/час. Это в средних нормальных условиях ( твердое покрытие дороги, средняя температура воздуха, уклоны местности не более 0.5-1 процент. В экстремальных условиях (грязь, распутица, сильная пересеченность местности, сильные жара или мороз) скорость может падать до 1-2 км/час.
Вторым очень существенным моментом является то, как этот груз размещен на солдате. Основная масса груза должна размещаться на спине примерно посередине между поясницей и линией плеч. Груз по ширине спины должен быть распределен равномерно.
marsh-pexota-1.jpg (14810 bytes)Особо важным моментом является то, что грудь должна быть совершенно свободна. Дело в том, что усилием грудных мышц мы делаем выдох, а вдох осуществляется их раслаблением. Чем больше расслаблены грудные мышцы, тем глубже мы можем сделать вдох. Если грудная клетка сдавлена каким либо грузом, то человек не может сделать достаточно полный вдох. А ведь на марше солдат дышит учащенно и глубоко, поскольку напряженно работающие мышцы требуют много кислорода. Довольно быстро накапливается кислородное голодание мышц и мозга. Солдат очень быстро устает и начинает терять сознание.
Когда все поняли это, то господствовавшие в XVIII-первой половине XIX века крестообразные лямки ранцев были заменены повсеместно на паралельные.