Комментарии
- 17 мая 10:40Ольга ЯчменёваОчень интересно, и рассказ, и показ. Я тоже занимаюсь вышиванием, благо, сейчас это без проблем, и купить материал для творчества и оформить в багет. Спасибо за показ и рассказ. А это мои некоторые работы.
- 17 мая 10:42Ольга Ячменёва
- 17 мая 10:43Ольга Ячменёва
- 17 мая 10:44Ольга Ячменёва
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"Благовещенск - пограничный городок"
:Ольга Колесникова
В коллекции мастерицы — жительницы Константиновки Евгении Лапиной собраны картины, вышитые ее мамой и бабушкой.
Некоторым — более 75 лет. На рукотворных работах с изображением лебедей, оленей и южных берегов можно увидеть не просто талант мастера, но и историю — различные техники тех времен и материалы, которые доставались из старинного сундука. Амурчанка не просто хранит память — она продолжает дело своих родных. Ее руками, буквально на коленях, создаются шикарные вышитые и украшенные бисером картины, пушистые думочки и нарядные бахтусы.
Евгения Лапина родом из Приморского края, на родину отца — в Константиновку — семья переехала, когда ей было полтора года. Здесь, в Приамурье, она окончила школу, получила три высших образования и вышла замуж за земляка. В свои 39 лет мастерица не представляет и вечера своей жизни без привычного и любимого занятия — рукоделия. Сейчас Евгения работает начальником районного отдела культуры.
— В моем случае сложно сказать, когда именно произошло знакомство с вышивкой: когда ты растешь в этой среде, какой-то конкретный день или год назвать невозможно. Я выросла на думочках, как они у нас назывались, — это вышитые подушки, — вспоминает свое знакомство с рукоделием Женя.
— Если папа приходил с работы и вальяжно ложился на ковер на полу и брал думочку, то хватало моментального цепкого взгляда мамы — и всё тут же возвращалось на место. Потому что нити были на вес золота, тогда не было такого ассортимента, а были с трудом добытые схемы и кропотливая работа. У меня тоже бережное отношение к вышивкам было заложено с ранних лет, — рассказывает мастерица.
Первое знакомство с иголкой и импровизированной канвой у Жени произошло, когда она нашла схему вышивки в журнале «Бурда». И хотя узор был незатейливым, крестики получались корявыми — девочка вышивала не по канве, а по приспособленной под это дело ткани, бесконечно спрашивая совета у бабушки. Женя постоянно вышивала, но увлечение накрыло ее с головой во время первого декрета. Тогда, в 2009 году, вернулась мода на вышивание и в продаже появились различные наборы с интересными сюжетами.
В доме распускалось всё, что можно было распустить
— Специальных ниток в то время не было. Не говоря уже о том, что есть сейчас: схемы, канва и готовые паспарту с разложенными нитями — только наслаждайся процессом. У нас дома всё, что можно было распустить и пустить на картины, — распускалось, — вспоминает Евгения.
Она берет в руки картину, на которой крестиком вышит пейзаж далекого южного берега. Подпись к вышивке гласит, что она была сделана в 50-е годы. Цвета хоть и немного поблекли, всё равно передают атмосферу. Если приглядеться, становится понятно, что нити — непривычные для современности.
«Это не просто вышивка — это история»
Некоторые картины в коллекции жительницы Константиновки вышиты по схемам уже готовых работ. Бабушка Евгении брала у подруги подушку, на которой уже был вышит приглянувшийся мастерице сюжет, и отсчитывала крестики не по схеме, а по готовой работе.
Мастерица вспоминает удивительные нитки мулине из бабушкиного сундука — хлопковая грубоватая нить кировского производства. Они тогда были в большом дефиците. Запомнились Евгении и бабушкины шерстяные нити, которые она раздваивала. В те времена школьница Женя увлекалась плетением модных фенечек. Но ей из сундука выдавали чуть ли не по сантиметру заветных материалов.
— Я даже не знаю, что из рукоделия моя бабушка не умела: она и ткала, и вязала, и вышивала. Сегодня ее уже нет в живых, последнее десятилетие она жила с нами в Приамурье, она видела мои картины. У нее уже было слабое зрение, она могла только вязать. И всегда говорила, глядя на современную вышивку: «Вот если бы в мое время были такие сюжеты, если бы я могла сейчас заняться любимым делом…» — с грустью вспоминает внучка.
Мама Евгении Ольга Белокопытова занималась вышивками уже по журналам, она также стала поклонником рукоделия. Всегда сама шила новогодние костюмы, обшивала форму и, конечно же, делала замечательные картины.
Картины творятся на коленях, а руки сами всё чувствуют
— Иногда мне наборы дарят, но, если честно, я люблю всё же сама выбирать сюжеты. Каждая картина должна откликаться. Если этого нет, то работа не пойдет, и никакого удовольствия от творчества я не получу, — признается Евгения Лапина.
Яркие современные работы в коллекции рукодельницы и ее новая страсть — картины на флизелиновой основе: на готовую поверхность наносится узор бисером и бусинами.
Есть в работах Евгении незаметные на первый взгляд сложные моменты вышивки. Где-то мастерица добавляет, например, французские узелки — это уже не просто крестик, а совсем другая техника, или бекстич — тонкие линии, выделяющие мелкие детали на основном рисунке.
Особая любовь — вязание на пальцах и создание бахтусов
В Китае женщины присыпают вышивку мерцающей пудрой
— У меня есть свой багетный мастер в Благовещенске, с которым мы оформили уже более двух десятков работ, я доверяю его вкусу, — говорит Евгения. — К каждой работе очень важно подобрать подходящую рамку — по цвету, по текстуре. Вот, например, к картине с пандами я специально искала рамку в виде бамбука. Некоторые рамки и наборы для вышивания привозила из путешествий — например из Пекина.
Как отмечает Евгения, в Поднебесной очень любят вышивку, там много специализированных магазинов и отделов. По наблюдению амурской мастерицы, у китайских мастериц вышивка масштабная, с крупным крестиком, а при самом оформлении они часто посыпают готовое изделие мерцающей пудрой. В основе сюжета — цветы, природа, времена года.
— Всё по наитию. Даже не скажу, что есть любимый сюжет. Когда хочется успокоиться, выбираю пейзажи и цветы, когда хочется яркого праздника — беру яркую вышивку бисером и бусинами. Я могу взяться за большую работу и даже усложнить ее — вышивать не просто крестиком, а добавить еще и бисер. Главное — чтобы было желание творить, — уверена женщина.
Работы Евгении сейчас представлены на выставке в Амурском областном доме народного творчества. Одна из картин — вышивка крестиком по фотографии.
На вышивку простой картины у Евгении уходит около двух недель, более сложные работы могут занять до девяти месяцев кропотливого труда и даже до полутора лет.
— Когда беру в работу большую и сложную вышивку и устаю, то могу переключиться на более простую. При этом вышивка — это мое хобби, я могу посвятить ей не более нескольких часов в день, ведь у меня семья и двое детей, — признается мастерица.
В квартире мастерицы на стенах нет ни одной картины
— Если вы придете ко мне домой, то не увидите моих работ — ни одной картины на стене, ни одного пледа. Мой муж — любитель современного стиля в интерьере, а 16-летний сын говорит, что мне нужна отдельная комната для своих работ, — отмечает Евгения. — Были мысли набрать детей и учить их рукоделию. Но интерес проходит быстро, а чтобы вникнуть и полюбить ту же вышивку — нужно терпение, у современных детей это вызовет сложность, им результат нужен сразу.
https://ampravda.ru/2025/05/16/niti-sudby-kak-tri-pokolenija-amurskikh-masteric-sozdayut-istoriyu-v-krestikakh-i-gladi
#новости