Задайте вопрос Президенту России

Мастер-класс «Летний пейзаж».

Поэтапно масляными красками для начинающих художников.
Очень подробно.

Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336061637


Используемые материалы и инструменты:
холст 50х40 см;
кисти плоские щетинные № 4, 6, 8, 10, 12 (можно взять тонкую синтетическую кисть №1-2);
мастихин;
разбавитель "Тройник";
краски масляные ("Гамма")
- белила цинковые, титановые;
- кобальт синий светлый;
- виридоновая зелёная;
- охра светлая;
- фиолетовая светлая;
- кость жженая;
- кадмий жёлтый средний;
- умбра натуральная;
- кобальт зелёный светлый;
- кобальт синий средний;
- кадмий красный светлый;
ветошь для обтира кистей, бумажные полотенца + палитра (20х30 см) и маслёнка.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336083909
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336078533
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336074693
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336067013
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336088773
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336092101
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336093893
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336101573
1. Намечаем карандашом рисунок на холсте - начинаем с линии горизонта (её уровень относительно верхнего и нижнего краёв холста), примерно треть высоты от верхнего края. Мелкие детали не прорисовываем - отделяем массы воды, земли, леса, кустов линиями друг от друга.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336106181

2. Выкладываем на палитру краски холодного диапазона (кобальт синий средний и светлый, фиолетовую) + чёрный и виридоновую зелёную. Окунаем кисть в разбавитель и жидко разводим синие, намешиваем цвет неба в разных его участках. Первые мазки, лессировки и замесы делаем самыми широкими кистями, по мере надобности будем уменьшать размер кисти.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336114885

3. Жидкой краской прозрачным слоем прописываем голубое небо. Важно: первая прописка выполняется тонким прозрачным слоем (лессировкой) БЕЗ БЕЛИЛ! Это делается для того, чтобы тени и небо были прозрачными, как в реале, а не просто прописаны нужным цветовым оттенком. Фактура в масле очень важна!
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336118981

4. Заполняем всю поверхность неба лёгкими, перетекающими друг в друга оттенками с высветлением цвета в нижней части. Если краска стекает по холсту, ничего страшного - можно подобрать потёки сухой, хорошо впитывающей влагу тряпочкой. Кисти в разбавителе не моем, а промакиваем в тряпочку, снимаем лишнюю влагу, вытирам досуха, ещё раз опускаем в разбавитель и снова протираем - так кисть будет чистой и разбавитель в маслёнке тоже, он должен остаться прозрачным до конца сеанса.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336139717

5. Разбавляем виридоновую зелёную немного, добавляем кобальт синий средний в тени и умбру в полутона и втирающими вертикальными движениями начинаем прописывать массив леса.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336152261


6. Теми же оттенками закладываем теневые зоны берегов и глубокие тёмные тени в воде. Краску кладём тонким, но тёмным слоем (разбавителя минимум), чтобы зёрна холста просвечивали через красочный слой в тенях. Не забивайте тени толстым слоем краски и энергичными мазками, иначе не получится предать прозрачность и глубину теней и воды!
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336161733

Прозрачные тёмные лессировки в тенях выглядят так.

Фактура мазков пока не принципиальна, можно просто втирать краску в холст, стараясь создавать меньше фактур.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336181701
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336204229
7. Используя оттенки, которые брали для неба, но слегка более тёмные и замутнённые, начинаем прописывать воду в нижней части. Пока тоже без белил.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336221637
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336255685
Краска будет осаждаться между зёрнами холста - это нормально.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336274885

8. Вот теперь только выдавливаем на палитру белила цинковые (они немного теплее титановых) и кадмий жёлтый средний. Добавляем к их смеси немного виридоновой и кобальта синего светлого, чтобы получить разные оттенки зелёного. Чередуя более и менее тёплые мазки (кладём их вертикально), прописываем верхушки деревьев и освещённые части леса. Не пересветлите, лес, даже в самых светлых участках, он будет темнее неба. Чем дальше от нас находятся деревья, тем более холодные оттенки зелёного стоит использовать.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336305349

9. Покрытый травой берег значительно теплее, чем освещенный лес вдали, потому добавляем в замес для берега немного охры и умбры, в освещённые части берега больше жёлтого и белил, чем в теневые, но не слишком много. Сравнивайте цвета не только по оттенкам, но и по светлоте (тону): небо-земля, свет-тень.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336330181

10. Мазки на травянистой части берега кладём как пасту, но не очень густо (немного разбавителя) - краска должна ложиться плотным слоем, перекрывая холст полностью, без просветов, направление мазков диагональное или дугообразное.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336342725

11. Старайтесь выдавливать краски на палитру вдоль верхнего её края, чтобы середина оставалась для замесов. Белила - самые первые в этом красочном ряду - это поможет приучить себя к порядку и не нужно будет искать свободное место для выкладки краски каждый раз, когда пишете маслом.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336352453

12. Горизонтальными мазками охристо-зелёного цвета намечаем отражения берега в воде, тёмным сине-зелёным подчёркиваем тени от берега. Можно использовать кисть поменьше.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336359109


13. Камни на первом плане проложим холодной серо-синей лессировкой, а поверх затиркой или быстрыми мазками начнём писать зеленоватую их часть подводой. Цвет зелёного чуть холоднее, чем теневые части берега. Чередуем кисти №10 и №8.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336365253

14. Воду будем писать горизонтальными мазками, чтобы создать контраст между лесом, кустами, водой и небом. Поэтому прописываем прозрачными тёмными лессировками горизонтально отражение берега слева в реке и плотными нейтрально зелёными оттенками с белилами освещённую прозрачную часть воды справа.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336370117

Разница между участками, написанными с белилами и без них очевидна. Для удобства, можно взять более мелкую кисть, но не самую тонкую, чтобы мазок краски, наносимый на холст был небольшим, но достаточно широким.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336376261

15. Мастихином создаём на палитре не до конца размешенный замес светлого травянисто-зелёного оттенка: кадмий жёлтый средний, белила титановые (!) и кобальт зелёный светлый, по степени надобности добавляем кобальт синий светлый. Комкуем бумажное полотенце и обмакиваем часть его в замес. Лёгким касанием тампуем на месте освещённой части куста слева и дерева за ним. Создаём фактуру мелкой листвы.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336388805

16. То же самое делаем с береговой растительностью справа, но в этом случае добавляем немного охры в замес, чтобы участки зелени в разных местах картины и с разной освещённостью отличались друг от друга по оттенку.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336392645

17. Пробегаем салфеточной фактурой и по светам и полутонам на деревьях 2 и 3 планов. В замес добавляем немного рыжего оттенка (кадмий жёлтый средний и кадмий красный средний, но можно обойтись охрой при желании).
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336399045

Краски смешиваются вот так.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336401605
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336408005
18. Тёмно-зелёные оттенки тоже не забываем вводить, особенно слева, там, где верхняя часть деревьев выглядит тёмным резным силуэтом. Аккуратно отделяем светлый силуэт верхнего края куста в левом нижнем углу от темного монолита теневой зоны деревьев за ним. Теневые зоны деревьев можно лишь слегка припорошить салфеточной фактурой, кое-где оставляйте лаконичные пустые пятна тёмного, на них глаз зрителя будет отдыхать.

19. Добавляем к белилам цинковым немного фиолетовой краски, кобальта синего светлого, чтобы получить лёгкий сероватый оттенок неба у верхушек деревьв (чем светлее, тем лучше, но ни в коем случае не белый!) и самой тонкой кистью формируем силуэт леса на фоне неба, внедряясь между верхушками деревьев кое-где.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336411589

Справа вверху цвет неба будет темнее и фиолетовее, чем в касании с деревьями дальнего плана в центре.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336417221

19. Можно сделать несколько касаний кистью поверх цвета неба, чтобы показать мелкую ажурность деревьев 2-3 планов.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336424901

20. Ярко синими, чуть замутнёнными местами мазками начинаем писать реку от линии горизонта. Кладём мазки горизонтально, вводя их друг в друга. Используем все оттенки синего, возможно чёрный, виридоновую и белила цинковые по мере надобности.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336427973
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336429509
21. Примерно на середине реки вводим больше зелёных и серых тёмных оттенков. Дописываем мутно-зелёные тёмные отражения берегов в воде.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336437957
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336447685
22. Там, где небо отражается в реке, кладём более жирные мазки, краска погуще. В средней части, ближе к зрителю фактуры мазка меньше, используем затирки.

23. Вводим серо-голубые оттенки, прописывая русло потока цвет воды у камней.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336455109


24. Фактурным сочным мазком пишем освещённые части на камнях и золотисто-зелёные блики на воде справа внизу. Используем для замесов белила титановые, кадмий жёлтый средний, охру, кобальт зелёный светлый.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336460485

25. Намешиваем цвет, похожий по качеству на уже положенный оттенок деревьев на свету на 3 плане мастихином, немного обогащаем его зелёным, белилами и желтым и, не до конца размешивая, прописываем мастихином фактуру поверх нанесённого гладкого слоя.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336467909

Фактуру вводим осторожно, едва касаясь мастихином холста. Теневые части деревьев едва трогаем.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336476613

Мастихинный замес.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336480709

Прописываем так только самые большие и значимые деревья.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336487109
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336497349
26. Мелкими вертикальными движениями мастихина пишем фактуру на кустах справа в свету. Цвет зелени тут более холодный, в сравнении с деревьями на 3 плане - добавляем кобальт синий светлый.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336500421

27. Формируем мастихином движение мелких зелёных веточек.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336504517
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336508869
28. Тонкой кистью, смешав умбру и тёмно-синий, прорисовываем стволы и ветки кустов справа в теневых участках . Главное - не перестараться, их не должно быть слишком хорошо видно.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336514757

29. Дописывает серо-синим и сине-зелёным оттенками отражения берегов.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336520645

30. Вводим серо-голубые, светлые мазки - пишем воду на первом плане у камней.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336525509

31. Чуть, более изумрудный, цвет между камнями, этим же оттенком пишем отражения камней в воде. Мазки кладём по диагонали и дугообразно, имитируя водную рябь и движение потока.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336529861

32. Светло голубым цветом (используем кобальт синий светлый и белила титановые) боковой стороной мастихина наносим отблески светлого и бурлящие пенные части на поверхности реки. Тонкой кистью пишем стволы и ветви куста слева в теневой зоне.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336536517

33. Почти чистыми белилами с лёгкой примесью тёплых и серых оттенков с палитры пишем пену и всплески воды. Работаем мастихином, нанося краску толстым вязким слоем энергичными мазками снизу вверх. Тонкой кистью пишем нисходящие потоки воды на камнях.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336541125

34. Энергичными разнонаправленными мазками серо-голубых и серо-охристых оттенков кистью средней толщины пишем блики на воде в нижней части холста. Тонкой кистью выписываем ветки деревьев там, где считаете нужным.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336548037

Замесы для бликов на воде.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336550597

35. Смотрим на работу внимательно: первоначальный рисунок сильно изменился, и река сейчас находится ровно посередине холста и занимает треть ширины всей работы. Это композиционная ошибка, зрителю будет неприятно смотреть на такой пейзаж - будем смещать русло реки вправо и добавлять объём куста слева.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336553925

36. Но сначала добавим немного света в облаках - широкой кистью светло серым оттенком мягкой затиркой высветляем небо у верхнего края картины.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336557253

Чтобы избежать лишней фактуры в небе, можно растереть мазки пальцем.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336560837

37. Оставляем верхнюю часть так как есть, занимаемся нижней: подчеркнули тёмным края камней на первом плане. Осталось совсем немного.

38. Смешиваем кадмий красный светлый (каплю), жёлтый средний (можно вместо него использовать лимонную или кадмий жёлтый светлый) и зелёные оттенки с палитры - мешаем цвет листвы куста на первом плане в свету. Он должен быть очень контрастным к цвету воды.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336562373

39. При помощи мастихина формируем ещё больше веточек с листьями на переднем кусте, перекрываем поверхность реки, смещая её вправо. Отражения левого берега делаем длиннее и темнее, смещаем голубую часть реки правее.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336565189

40. Формируем структуру светло-зелёных веточек переднего куста дугообразно вверх, добавляем фактуры при помощи мастихина.
Мастер-класс «Летний пейзаж». - 893336569029

Ещё раз просматриваем весь холст, добавляем детали по желанию, поправляем недочёты деликатно, чтобы не нарушить уже почти готовую работу.

Давайте делиться своими успехами и поддерживать друг друга в занятиях живописью. Удачи вам!

Комментарии

  • 27 мая 2020 11:24
    Художники, ау! Приглашаю вас поделиться "своим" летом!
    Мое - вот оно!
    Фотография