КАК ПРАВИЛЬНО ЕГО СОСТАВИТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ. Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт. Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.
Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален. Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов. Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи. Прежде всего, запомните – хороший натюрморт рождается задолго до того, как вы возьмете в руки краски и кисть. Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте. ИДЕЯ НАТЮРМОРТА Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт. Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично. Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
Примеры тематики натюрморта: - предметы искусства - охотничий натюрморт - цветы и фрукты - о смысле жизни - завтрак - национальный - дачный - учебный Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта: - "вещи человека" (личные, характеризующие человека, например "суета сует") - "вещи для человека" (например "цветы и фрукты", "битая дичь") Посмотрите на пример ниже. Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов. Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки. ПОДБОР ПРЕДМЕТОВ НАТЮРМОРТА: Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции. Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта: - Предметы подходят по смыслу - Предметы имеют разные формы и пропорции - Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма. - Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету. - Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
________________________________________ Помните о самом важном правиле: предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик, натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание. ________________________________________ Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты. КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА О чём стоит задуматься при расстановке предметов: 1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат? 2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное? 3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ? Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов. ФОРМАТ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА
Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов. Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса. Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста. Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз. Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя. В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления. Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту. КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ ПОСТАНОВКИ ПРЕДМЕТОВ: 1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ: Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом - создать равновесие композиции.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Свободное расположение предметов – бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Плотное расположение предметов - стабильность, благородство, наполненность - близкое расположение предметов друг к другу.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя. Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет). РИТМ Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие. Например, посмотрите на натюрморт слева. Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти. Именно такой повтор делает картину цельной. ________________________________________ Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта - движение глаза по картине.
________________________________________
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ПРЕДМЕТОВ: • одинаковых по форме объектов • несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький) • выстраивания предметов на одной линии • отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства) • совмещения осей у симметричных предметов • соприкосновения силуэтов • "лесенки" • неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую) • дробности • слияния силуэтов ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНОГО НАБОРА ПРЕДМЕТОВ:
Верхний ряд: 1) все линии силуэтов прямые - выглядит скучно 2) все линии силуэтов со сгибами 3) все предметы горизонтальные - не хватает вертикалей Нижний ряд: 3) одинаковая форма оснований у всех объектов 4) все объекты имеют ручки и сложные элементы 5) все основания равны по площади
ВАЖНОСТЬ ФОНА Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета. ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками. ДРАПИРОВКИ Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок. Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
ФОН С ОКНОМ. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
ИНТЕРЬЕР. Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных. Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны – повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине. СВЕТ В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет. Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта. Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение. Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча). Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой. Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ НАТЮРМОРТА: ШАГ 1 Придумайте тему натюрморта. Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически. ШАГ 2 Рассортируйте все составные части по форме. Желательно, чтобы она была разнообразна - найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие. ШАГ 3 Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету. Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных. ШАГ 4 Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта. Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д. ШАГ 5 Подберите подходящий фон. Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя. ШАГ 6 Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции. Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть. Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно. ШАГ 7 Выставьте свет над натюрмортом. Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными". Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов. Успехов вам в составлении натюрмортов!
Тасеевский РДК (tasrdk.ru)
НАТЮРМОРТ.
КАК ПРАВИЛЬНО ЕГО СОСТАВИТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ.
Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.
Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.
Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.
Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.
Прежде всего, запомните – хороший натюрморт рождается задолго до того, как вы возьмете в руки краски и кисть. Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.
ИДЕЯ НАТЮРМОРТА
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
- предметы искусства
- охотничий натюрморт
- цветы и фрукты
- о смысле жизни
- завтрак
- национальный
- дачный
- учебный
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
- "вещи человека" (личные, характеризующие человека, например "суета сует")
- "вещи для человека" (например "цветы и фрукты", "битая дичь")
Посмотрите на пример ниже.
Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.
Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.
ПОДБОР ПРЕДМЕТОВ НАТЮРМОРТА:
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
- Предметы подходят по смыслу
- Предметы имеют разные формы и пропорции
- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
________________________________________
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
________________________________________
Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.
КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.
ФОРМАТ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ ПОСТАНОВКИ ПРЕДМЕТОВ:
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Плотное расположение предметов - стабильность, благородство, наполненность - близкое расположение предметов друг к другу.
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
РИТМ
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Например, посмотрите на натюрморт слева.
Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
________________________________________
Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта -
движение глаза по картине.
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ПРЕДМЕТОВ:
• одинаковых по форме объектов
• несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
• выстраивания предметов на одной линии
• отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
• совмещения осей у симметричных предметов
• соприкосновения силуэтов
• "лесенки"
• неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
• дробности
• слияния силуэтов
ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНОГО НАБОРА ПРЕДМЕТОВ:
1) все линии силуэтов прямые - выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные - не хватает вертикалей
Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади
ВАЖНОСТЬ ФОНА
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
ДРАПИРОВКИ
Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
ФОН С ОКНОМ. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
СВЕТ
В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой. Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ НАТЮРМОРТА:
ШАГ 1
Придумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
ШАГ 2
Рассортируйте все составные части по форме.
Желательно, чтобы она была разнообразна - найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.
ШАГ 3
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.
Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.
ШАГ 4
Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.
Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
ШАГ 5
Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
ШАГ 6
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
ШАГ 7
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов. Успехов вам в составлении натюрмортов!