Предпочтения в красках наилучшим образом отразились в мифологии и языке народа Каждый этнос определяет в своей культуре наиболее значимые символы и традиции. Своеобразие народа ярко прослеживается в орнаментальном искусстве, предпочтении отдельных форм, способов, направлений перед другими. Особенно наглядно данные особенности проявляются в выборе цветов и цветовых сочетаний. Эти национальные предпочтения представляются важными – как один из элементов основы при создании символики лезгин – флага, эмблем или национального костюма. Выделяются наиболее характерные, предпочитаемые, часто используемые, любимые и сакральные цвета. Чтобы их выявить и определить, надо внимательно изучить предметы материальной культуры, например, одежду, изделия народно-прикладного искусства, а также фольклор и религиозные воззрения разных периодов, топонимику и, конечно же, сам язык: обозначения цветов, слова, генетически связанные с ними, устойчивые выражения и т.д. Наиболее часто встречаются и используются лезгинами следующие цвета: белый, красный, коричневый, синий, зеленый, желтый и черный. Также можно отметить розовый, оранжевый, голубой, бирюзовый и некоторые другие цвета и оттенки. Но к сакральным в той или иной степени можно отнести белый (лаз - лацу), красный (яр - яру), синий (вил - вили), зеленый (къаз - къацу) и желтый (къиб - хъипи) цвета. БЕЛЫЙ – ЛАЦУ Любимый цвет лезгин, который, безусловно, является сакральным – это белый. Белый цвет предпочитают в самых торжественных случаях. Это «парадный» цвет, цвет нарядной и похоронной одежды. Белый цвет символизирует святое, новое, чистое, незапятнанное, благородное, лучшее, справедливое. Очень хорошо характеризует содержание, которое вкладывается в белый цвет, лезгинская пословица: «Вад чIулав йиъакъ са лацу югъ гала» - «за пятью черными днями один белый день наступает». По мнению специалиста по лезгинской мифологии Ф.А. Бадалова, важное место в мифологии лезгин занимают лацар - представительницы Солнца, созданные из солнечных лучей. ЛацI, т.е. «белизна», – название специальных аппаратов с помощью которых, боги спускались с небес на землю. К этому слову примыкает лаз - белая глина. Этим же словом называют белок глаз (вилин лаз), белок яйца (какад лаз). В лезгинском языке есть выражение лаз тун – светать. Однако название глины и белого цвета лингвисты возводят к разным основам. Тем не менее, в лезгинском языке часто встречается фонетическое сближение разных по происхождению слов. Такого рода омонимия зачастую связана с сакрализацией отдельных терминов и обозначений, а также последующим их влиянием на похожие слова. Известный исследователь лезгинского языка У.А. Мейланова предположила возможную генетическую связь этнонима лезги со словом ладз «белая глина для обмазки помещения». Само слово лацу восходит к обозначению яркого, белого металла в период существования общекавказского языка. В лезгинских языках оно стало позднее означать белый цвет и только в арчинском сохранилось первоначальное значение: лацут – железо. По гипотезе Ф.А. Бадалова этноним лезги восходит к «белизне». Он отмечает, что у лезгин сохранилось два одноименных села Лацар, которые расположены в Республике Азербайджан на противоположных склонах Большого Кавказского хребта недалеко друг от друга, между ними находятся развалины крепости ЛацI. Он выдвигает цепочку ЛацI–Лац–Лак–лакзи-лекзи, лягзи, лязги, лазги, лезги, взамен распространенному в научной среде взгляду на происхождение этнонима лезги: лег (лек) – Лакз (Лекз) – лекзи – лезги. Известный этнограф С.С. Агаширинова отмечала: «Лезгины считали, что старик с седой бородой и в белых шерстяных носках выглядит особенно благородно», «Курахские ханы не разрешали простым людям появляться в их присутствии в белых одеждах и папахах». Черкеска и папаха парадной формы лезгинских всадников должны были быть белого цвета. Особой магической силой лезгины наделяли бусы из черного агата с белыми крапинками, которые надевались на детей в качестве оберега. В лезгинском героическом эпосе «Шарвили» одноименный богатырь совершает один из своих первых подвигов, добывая себе белого коня. В этом ему помогает белобородый старик. Как объясняет эту особенность фольклорист А.М. Ганиева, животным белой масти лезгинские сказочники отводили особую роль, ведь по народным представлениям, белый цвет всегда символизировал удачу, благополучие, красоту. В сказке «Хизри Мелик» Шарвили за ночь строит себе большой белый дом среди перекрашенных в черных цвет домов разрушенного города и убивает Хизри Мелика – пришельца, виновника ужасных событий. На территории проживания лезгин расположено множество высочайших вершин Восточного Кавказа. Они образуют скопление на землях, охватывающих сопредельные участки Ахтынского и Докузпаринского районов Дагестана с Габалинским и Гусарским районами Азербайджана. Культ горных вершин, увенчанных белоснежными шапками, позднее, правда, во многом трансформированный в культ святых, сделал белый цвет священным. Снег является символом чистоты и непорочности. Недаром белый цвет очень часто называют цветом снега. Об этом свидетельствует поговорка: «Гьар лацуди жив туш» – «не все белое – снег». КРАСНЫЙ – ЯРУ Немного уступает по значимости белому красный цвет. Он не менее любим лезгинами, и используется чаще белого. Можно сказать, что мифология, фольклор и обрядность лезгин «окрашена» в красные цвета. Яр на лезгинском означает «заря», «зарево», «красный», «краснота», «весенний». Сакральная семантика красного цвета очень широка: жизнь, жизненная сила, кровь, огонь, солнце, тепло, весна, активность, созревание, плодородие, богатство, красота, сила, жертвенность, невинность. Важнейший домонотеистический праздник лезгин – «Яран сувар» или «Ярар», приуроченный ко дню весеннего равноденствия, тесно связан с сакрализацией огня, солнца и, как следствие, красного цвета. Яран сувар знаменует начало нового года и первого месяца, который называется яр (календарный период в 15 дней, начиная с 21 марта). Весну в целом иногда называют яр или яр-гатфар. По погоде в первые три дня периода яр определяли, какими будут весна, лето и осень. Ночью было принято трижды обводить вокруг селения красного быка, которого потом резали, а мясо раздавали всем сельчанам. Мясо этого быка считалось священным, его старались все попробовать, чтобы получить богатый урожай в предстоящем году. В числе ритуальных блюд на празднике обязательно должны быть яйца, которые окрашивают в красный цвет. Важнейшим элементом праздника являлось разжигание ритуальных костров, факелов и обряды, связанные с ними. Огню приписывалась очистительная сила. С гор и возвышенностей спускали подожженные обручи, символизировавшие солнце. Девушки на ночь выставляли на крышу дома яйца вместе с кусочками угля и красной краской. По поверьям яйца должны были к утру окраситься, если цвет оказывался красным, то девушку ожидали радостные события. На Яран Сувар лезгины повязывали запястье, а также ноги красной нитью, которую надо было носить три дня. К скоту также привязывали красные шнуры. Считалось, что данный обряд демонстрировал почитание солнца и оберегал человека и домашний скот от гнева божества Яр, которое могло ударить. По мнению А.Г. Булатовой, Яр – это древнее божество солнца, а по Г.А. Гаджиеву – покровитель сельскохозяйственных работ. Иначе считает Ф.А. Бадалов, определяющий Яр в качестве умирающей и воскресающей богини растительности. Согласно восстановленной им версии мифа об этой богине злые силы убивают Яр, разорвав на части. В результате данного события растительность стала умирать. Но верховный бог Рагъ повелел ее возлюбленному богу Алпану собрать части тела Яр и оживил богиню. А Яран Сувар – это праздник воскрешения богини и растительного мира, свадьбы Алпана и Яр, которая длится 15 дней (т.е. весь период яр). Он уточняет, что красные нитки привязываются на шею и другие части тела людей и животных, согласно тому, как было расчленено тело богини. Из крови богини по преданию вырос гранат, священный плод у лезгин. У лезгин есть пословица «Яраз цавай яру стIални ават тавурай» - «Пусть во время периода яр с неба не упадет даже красная (т.е. видимо священная) капля». С.С. Агаширинова связывает это с тем, что если в период яр нет дождей, то это хорошее предзнаменование. Но не совсем понятно, почему говорится о красной капле. Ф.А. Бадалов находит этому объяснение в мифе о богине Яр. Возможно, данное выражение в прошлом было молитвой к богам, чтобы не пролилась невинная кровь, как это произошло с убитой и воскрешенной богиней. Во время праздника «выхода плуга» рога быков украшали красными лентами в честь божества весны Яр. Еще одним интересным обрядом является ала-пехъ, названный по имени чучела с красным лицом, символизирующим солнце. Его изготовляли девушки и с помощью него обращались с мольбой к солнцу. В одной из обрядовых песен, посвященных ему упоминается яру къуьл «красная пшеница». Красный цвет, как считает А. Ганиева, означает, что пшеница поспела. Мифология лезгинского народа насыщена другими образами (даны в транскрипции Ф.А. Бадалова), связанными с красным цветом: Яру де – «Красная мать», Яру руьгь – «Красный дух», Яру яц – «Красный бык», верховный бог лезгинского пантеона – Рагъ – «Солнце», сидит на золотой колеснице, запряженной четырьмя красными конями. С солнцем лезгины традиционно связывают красный, и также желтый (золотой) цвета. Еще одним персонажем лезгинской мифологии является уже упоминавшийся бог огня Алпан, олицетворяющий молнию и гром, которого большинство исследователей считает самым могущественным домусульманским богом. С этим божеством связано выражение Алпандин цIай «огонь Алпана» и цIайлапан «молния», являющиеся синонимами. Второе слово относится более раннему периоду и восходит к общекавказской морфеме, обозначающей вспышку и блеск. Т.е. первоначально цIайлапан означал огонь-вспышка, блестящий огонь. Алпан считается богом справедливости, с помощью молний он вершит свой суд. В этой ипостаси семантически он больше связан с белым цветом, нежели с красным. Справедливость у лезгин ассоциируется с белым цветом и вспышка молнии зрительно воспринимается ярко-белой, а не красной. В обрядах погребения усопших в албанский период особое место занимал огонь. В могилах также находилась красная охра, которая с одной стороны ассоциируется с кровью, с другой – символизирует солнце. Ее магическая сила должна была помочь жить в потустороннем мире. Ближайшие соседи лезгин, родственные им табасаранцы, агулы и рутульцы называют лезгин соответственно: ярккуржви, яркка шуй и йирг, соотносимые с этнонимом яркI-ар – яркинцы. Этноним и топоним яркIи по одной из двух гипотез, выдвинутых У.А. Мейлановой связывается с многозначной основой йар (яр). По ее мнению, местность ЯркIи можно перевести как «теплое солнечное место», «теплая сторона». Возможно к яр, яру восходит слово аяр – красивый(-ая), хороший(-ая) (диал.). Во время свадьбы на невесту надевается дуьгуьр – платок огненно красного цвета, символ домашнего очага и невинности невесты. Он закрывал ее лицо и служил также оберегом от сглаза и порчи. Более позднее, заимствованное из персидского значение слово яр – любимый(-ая), возлюбленный(-ая), наиболее часто употребляется в лезгинской любовной лирике. Красный цвет является одним из наиболее популярных цветов для тканей, одежды, ковров. Рубахи, платья и платки красного цвета часто предпочитали молодые девушки. Установившаяся парадная форма лезгинских всадников включала в себя красный башлык. В коврах, особенно ворсовых, красный и синий цвета были основными. Но доминирующим является красный с разнообразными оттенками. У Шарвили – героя народного эпоса – белый лоб и красное лицо. Наиболее распространенный мотив о рождении Шарвили связан с краснощеким яблоком (са пад яру ич), которое подарил бездетным родителям мудрец-ашуг Кас-буба. По его совету они разделили яблоко, съели его и через положенное время у них родился младенец богатырь. Красный цвет выступает в данных сюжетах как символ жизненной силы и плодородия. СИНИЙ - ВИЛИ Синий цвет по значению в культуре лезгин, несомненно, уступает и белому и красному. Тем не менее, он является одним из сакральных цветов, занимая особое место в фольклоре, мифологии и материальной культуре. В определенной степени семантика синего цвета перекликается с белым. Этот цвет обозначает нечто возвышенное, святое, небесное, парадное, нарядное. Также он может символизировать молодость, красоту и наиболее часто используется для создания романтических образов. Интересные обстоятельства связаны с происхождением слова «вили» – «синий». Известный языковед У.А. Мейланова выводит его из слова «вил» - «глаз». В лезгинском этимологическом словаре, составленном крупнейшим специалистом по сравнительно-историческому языкознанию С.А. Старостиным, слово «вили» отсутствует. Видимо, оно также рассматривается как производное от слова «вил», берущего начало в весьма отдаленную эпоху – в период существования гипотетического общечеловеческого праязыка. Существующие в других кавказских, в том числе и лезгинских, языках обозначения синего цвета в лезгинском языке не сохранились. Исключением является слово «харчI» в хлютском диалекте, имеющее параллели в агульском и даргинском языках. В тоже время в диалектах лезгинского языка имеется еще одна морфема, обозначающая синий цвет и его оттенки: «фичIи». Таким образом, генетическая связь синего цвета с глазами может означать, что ранее у лезгин и их предков голубой цвет глаз был доминирующим (об этом свидетельствуют античные источники по населению Кавказской Албании), и синий (голубой) цвет – это цвет глаз. Однако синие (голубые) глаза не фиксируются в фольклоре и лирике лезгинского народа. Поэтами в основном воспеваются черные глаза. Причина этого кроется в том, что в результате смешения с народами, вторгавшимися с юга, у лезгин стали преобладать более темные оттенки глаз. Свою роль в более позднее время видимо сыграли и поэтические образы южных народов (персов, арабов и др.), воспевавших черные глаза, и оказавших влияние на эстетические предпочтения лезгин. С другой стороны в лирических стихах и плачах сохранилось выражение «синие слезы» – «жуьли накьвар» (диал.), которым выражается глубокая скорбь матери по умершему сыну или девушки по возлюбленному. В лезгинском языке сохранилось выражение «Вилерал вили памбагар эцигун» – «на глаза голубую вату ставить», что означает «умереть». Возможно, в древности существовал соответствующий похоронный обряд. А голубой цвет, безусловно, имел сакральное значение. Синий цвет у лезгин также называется «цавун ранг» - цвет неба. Поклонение небу было развито в домусульманский период. Сохранились пословицы и клятвы, в которых упоминается небо. В мифологии лезгин фигурирует образ «Вили цавар» («Синие небеса») – отголосок той эпохи. Этнограф С. С. Агаширинова указывает, что черкеска жениха должна быть темно-синего или белого цвета. Синий цвет является одним из основных в лезгинских коврах. Как правило, если фон имеет красный цвет, то медальоны преимущественно окрашены в синий цвет, или наоборот. Синий цвет в мифологии связывается с актом творения. Так, Ф. Бадалов приводит сюжет, в котором первотворец отделил небо от земли, расколов сковывавшие их льды времени с помощью сине-зеленой молнии. Душа, которая направляется для вселения в тело новорожденного, тоже имеет синий цвет. Весьма часто встречается в лезгинской лирике образ голубого (сизого) голубя – «вили лиф». Он символизирует душу, нечто чистое и незапятнанное, незаслуженно страдающее. Сизым голубем в лезгинских песнях – «манияр» называют возлюбленного, которому иногда противопоставляется девушка в образе белой голубки. В представлениях лезгин голуби являются ангелами. Их строжайше запрещалось убивать. Исследователь мифологии лезгин Ф. А. Бадалов считает, что голуби – это символы душ умерших. Выражение «лиф хьтин инсан» (дословно «как голубь человек») используется в отношении спокойного, степенного человека В плачах, исполняемых по случаю смерти мужчины, особенно молодого человека, последнего называют «сизым соколом». Таким образом, синий (сизый) цвет в лирике и плачах служит для создания положительного образа. В фольклоре и любовной лирике лезгин встречается образ синего (голубого) камня. Распространены сюжеты, в которых невеста, выданная замуж за нелюбимого человека, превращается в голубой мрамор. Синий камень, по мнению известного фольклориста А. М. Ганиевой, – символ невесты, в который она превращается у изголовья могилы жениха. Легендарного героя Шарвили называют «посланником небес». Многие исследователи, считают, что его имя состоит из двух слов Шар-Вили. По мнению Ф. Бадалова оно означает «царь синих высот». ЗЕЛЕНЫЙ – КЪАЦУ В палитре сакральных цветов лезгинского народа имеется зеленый. Он связан с разными пластами национальной культуры. Первый – традиционный, домонотеистический, второй, впитавший арабо-мусульманское наследие, относится к позднему периоду. Поэтому так широк семантический спектр зеленого цвета, который одновременно символизирует и противоположные по значению образы и реалии. Он обозначает природу, жизнь, реальный мир, плодородие, благоденствие, активность, молодость, возрождение. В тоже время зеленый цвет символизирует мусульманский рай и вообще его определяют как цвет Ислама. Слово къацу, т.е. зеленый, имеет параллели и в других нахско-дагестанских языках. Исходная морфема, по мнению лингвиста С.А. Старостина, означала землю, грязь и т.п., а также цвет этой субстанции - темно-зеленый, коричнево-зеленый. Впоследствии первоначальная семантика претерпела изменения. Другая словоформа – къаз имеет больше значений: зеленый цвет, зеленая краска, пряжа зеленого цвета и вообще что-либо зеленого цвета, а также (вторичное значение) – зелень, зазеленевший посев. Зеленый цвет играет важную роль в обрядности лезгин. За две недели до праздника Яран Сувар начинали проращивать зерна пшеницы, называемые «къаз». Они достигали 10 см и более ко дню весеннего равноденствия. Украшенный красной лентой пучок проросшей пшеницы был символом праздника, наступившей весны и означал процесс возрождения природы. Главным участником обряда вызывания дождя у лезгин является Пешапай («лиственный свекор»). Роль Пешапая исполняет один из мужчин, раздетый и обернутый в ветви так, что его нельзя разглядеть. Пешапай в своем зеленом наряде олицетворяет дух растительности. В мифологии лезгин зеленый цвет встречается мало. Следует упомянуть о сине-зеленой молнии, с помощью которой верховный бог Рагъ отделил землю и небо друг от друга (см. «ЛИ» за янв. 2009г.). Особая роль зеленому цвету отводится в лезгинской поэзии. Изобилие лесов и лугов на территории проживания лезгин, раскрашенных в разные оттенки зеленого цвета, не могло не отразиться на устном творчестве народа. Очень часто в поэзии, устойчивых выражениях и пословицах встречаются образы зеленых лугов и пастбищ, гор и долин, зеленой травы, выражающие нечто благостное, красивое, счастливое. Зеленый цвет подчеркивает и усиливает данные эпитеты, противопоставляя их скорбным, безрадостным и трагическим реалиям. Семантика зеленого и красного цветов частично совпадает (плодородие, активность, жизнь и т.д.), нередко встречаются сочетания зеленого и красного цветов. Например, в стихотворении Етима Эмина «Къавумдиз» («Сторонникам жениха») среди вещей, покупаемых невесте, фигурируют зеленые башмаки и красная холщовая рубаха. С принятием ислама значение зеленого цвета в качестве сакрального усилилось. Известный этнограф С.С. Агаширинова отмечает, что похоронная одежда у лезгин имела два цвета – белый и зеленый. Состоятельные семьи старались похоронить своего родственника, облачив его в зеленую одежду и обернув зеленым саваном. Чаще саван был белым, но завязанный лентой зеленого цвета. Женщине-покойнице, кроме того, надевали платок из белого полотна, поверх повязанный узкой зеленой лентой. Зеленый цвет означал по представлениям лезгин – рай, утопающий в зелени и цветах. В материальной культуре лезгин зеленый цвет встречается реже. Если в ковровых изделиях зеленая пряжа используется относительно мало, зато в шерстяных узорных носках и шерстяной обуви зеленый цвет применяется значительно чаще. В первую очередь он используется для создания растительных орнаментов. Зеленый цвет является одним из любимых и основных при изготовлении платья-булушки. Различные оттенки зеленого цвета, в особенности бирюзовый, преобладают в изделиях из поливной испикской керамики. ЖЕЛТЫЙ – ХЪИПИ Желтый цвет, несмотря на относительно меньшую распространенность в материальной и духовной культуре лезгин, занимает, тем не менее, почетное место в его цветовой палитре и является одним из сакральных цветов лезгин. Семантика желтого (в том числе и золотого) цвета достаточно широка, это символ роскоши и богатства, знатности, им обозначается солнце, а также нечто зрелое, законченное. Словоформа хъипи имеет значение желтый, а также бледный. Производным от нее словом къиб называют желтую пряжу и желток, имеется выражение «къиб ягъун» – желтеть, созревать. Данная морфема восходит к пралезгинскому языку, сохранились параллели в цахурском и рутульском языках. Желтый (золотой) – это основной цвет солнца. Исследователь мифологии лезгин Ф. Бадалов, описывая обряд вызывания солнца, упоминает о чучела, используемого для этой цели, изготовленного из деревянной лопатки и одетого в желтое платье. А Солнце – «Рагъ», возглавляющий, по его мнению, пантеон божеств, имеет атрибут царя – золотую царскую колесницу. Душа умершего человека, оторванная от тела и возвращающаяся в резиденцию Верховного бога, имеет желтый цвет, символизирующий законченность, завершенный цикл. У лезгин сохранилось большое количество выражений, клятв и т.п., связанных с солнцем, в которых отражены доброта, красота, благородство и другие положительные качества. Приветствие дорогого и желанного гостя лезгины сопровождают словами: «Вун атуй – рагъ атуй!» (дословно: «Ты пришел – солнце пришло!»). Сакрализация солнца, которое занимает одно из центральных мест в мифологии лезгин или даже играет в нем роль важнейшей стихии, придала особое значение желтому цвету. Яйцу и в особенности желтку лезгины придают космогоническое значение. По одной из версий зарождения мира в снесенном яйце желток образовал Землю, белок – воду, а пустое пространство стало небом. Преобладание желтого цвета в первой радуге, возникшей после праздника Яран Сувар, символизировало богатый урожай ячменя. Желтый цвет считался предпочтительным для одежд знатных особ, аристократии. Так, этнограф С. Агаширинова пишет: «Жены ханов – «хандин бикеяр» ходили в белых, желтых и красных дорогих парчовых платьях с золотыми украшениями». Среди основных цветов рубах, платьев-булушек и платков молодых девушек также был желтый Устное творчество имеет много образов, связанных с желтым цветом. По мнению фольклориста А. Ганиевой в лезгинских народных песнях «экуь рагъ» («светлое солнце», т.е. желтое, светло-желтое) является символом счастья. Встречается образ «золотой птицы», лирический герой называет ею свою любимую. В поэзии желтым цветом очень часто обозначается также увядание, упадок. Эпитеты пожелтевшей травы и опадающей листвы используются для передачи горести и безысходности, скорби сломанной судьбы, приближения физической смерти. В мифологии лезгин имеется образ первотворца «Кьуд нав алай ван» – «Четырехцветный голос», не имеющий аналогий в космогонии других народов. По описанию Ф. Бадалова первотворец обладал суровым мужским голосом. Атрибутами демиурга являются четыре сакральных цвета (красный, синий, зеленый и желтый) которыми он переливается. «Четырехцветный блеск» при создании мира использует свои цвета для того, чтобы оживить отдельные божества и стихии мироздания. Так, Большая Вода ожила, когда он передал ей часть своего сине-зеленого блеска, а Бык, созданный для поддержания Земли, – получив красный цвет. Таким образом, гамма сакральных цветов лезгин включает в себя пять цветов. Самыми важными из них являются белый и красный, затем следует синий, замыкают список зеленый и желтый цвета. Помимо пяти сакральных цветов, особое положение которых зафиксировано в материальной и духовной культуре лезгин следует выделить черный цвет (чIулав). Данное слово восходит к общекавказской морфеме, имеющей параллели в праязыковых формах других семей и макросемей. Семантика данного цвета почти исключительно носит отрицательный характер. В лезгинской мифологии черный цвет ассоциируется со злыми силами, которые хотят навредить людям, разрушить мир. Подавляющее большинство негативных эпитетов в устном творчестве также окрашено в черные цвета. Одним из исключений является антропонимика: известно собственное имя ЧIулав (наряду с еще одним «цветным» именем - Яру). Ковроткачество, являясь, пожалуй, наиболее развитым направлением художественных промыслов, аккумулирует в себе значительную часть богатства орнаментально-цветового наследия лезгин. Названия цветов в ковроткачестве в основном имеют исконную основу и в определенной степени стандартизированы. Известны следующие цвета: яр, вил, къаз, къиб, лаз, туракь (оранжевый), махъ (коричневый), мичI (черный) и некоторые другие. Для обозначения светлых и темных оттенков цветов используются слова экуь и мичIи. Например, экуь яр (светло-красный, розовый), мичIи яр (темно-красный). Опираясь на традиции обозначения цветов в ковроткачестве можно в дальнейшем разработать терминологию цветов на лезгинском языке. Амиль Саркаров
Конкурс "Лезгинская символика"
:Халу Хабаров
САКРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА ЛЕЗГИН
Предпочтения в красках наилучшим образом отразились в мифологии и языке народа
Каждый этнос определяет в своей культуре наиболее значимые символы и традиции. Своеобразие народа ярко прослеживается в орнаментальном искусстве, предпочтении отдельных форм, способов, направлений перед другими. Особенно наглядно данные особенности проявляются в выборе цветов и цветовых сочетаний. Эти национальные предпочтения представляются важными – как один из элементов основы при создании символики лезгин – флага, эмблем или национального костюма.
Выделяются наиболее характерные, предпочитаемые, часто используемые, любимые и сакральные цвета. Чтобы их выявить и определить, надо внимательно изучить предметы материальной культуры, например, одежду, изделия народно-прикладного искусства, а также фольклор и религиозные воззрения разных периодов, топонимику и, конечно же, сам язык: обозначения цветов, слова, генетически связанные с ними, устойчивые выражения и т.д.
Наиболее часто встречаются и используются лезгинами следующие цвета: белый, красный, коричневый, синий, зеленый, желтый и черный. Также можно отметить розовый, оранжевый, голубой, бирюзовый и некоторые другие цвета и оттенки. Но к сакральным в той или иной степени можно отнести белый (лаз - лацу), красный (яр - яру), синий (вил - вили), зеленый (къаз - къацу) и желтый (къиб - хъипи) цвета.
БЕЛЫЙ – ЛАЦУ
Любимый цвет лезгин, который, безусловно, является сакральным – это белый. Белый цвет предпочитают в самых торжественных случаях. Это «парадный» цвет, цвет нарядной и похоронной одежды. Белый цвет символизирует святое, новое, чистое, незапятнанное, благородное, лучшее, справедливое. Очень хорошо характеризует содержание, которое вкладывается в белый цвет, лезгинская пословица: «Вад чIулав йиъакъ са лацу югъ гала» - «за пятью черными днями один белый день наступает».
По мнению специалиста по лезгинской мифологии Ф.А. Бадалова, важное место в мифологии лезгин занимают лацар - представительницы Солнца, созданные из солнечных лучей. ЛацI, т.е. «белизна», – название специальных аппаратов с помощью которых, боги спускались с небес на землю. К этому слову примыкает лаз - белая глина. Этим же словом называют белок глаз (вилин лаз), белок яйца (какад лаз). В лезгинском языке есть выражение лаз тун – светать. Однако название глины и белого цвета лингвисты возводят к разным основам. Тем не менее, в лезгинском языке часто встречается фонетическое сближение разных по происхождению слов. Такого рода омонимия зачастую связана с сакрализацией отдельных терминов и обозначений, а также последующим их влиянием на похожие слова.
Известный исследователь лезгинского языка У.А. Мейланова предположила возможную генетическую связь этнонима лезги со словом ладз «белая глина для обмазки помещения».
Само слово лацу восходит к обозначению яркого, белого металла в период существования общекавказского языка. В лезгинских языках оно стало позднее означать белый цвет и только в арчинском сохранилось первоначальное значение: лацут – железо.
По гипотезе Ф.А. Бадалова этноним лезги восходит к «белизне». Он отмечает, что у лезгин сохранилось два одноименных села Лацар, которые расположены в Республике Азербайджан на противоположных склонах Большого Кавказского хребта недалеко друг от друга, между ними находятся развалины крепости ЛацI. Он выдвигает цепочку ЛацI–Лац–Лак–лакзи-лекзи, лягзи, лязги, лазги, лезги, взамен распространенному в научной среде взгляду на происхождение этнонима лезги: лег (лек) – Лакз (Лекз) – лекзи – лезги.
Известный этнограф С.С. Агаширинова отмечала: «Лезгины считали, что старик с седой бородой и в белых шерстяных носках выглядит особенно благородно», «Курахские ханы не разрешали простым людям появляться в их присутствии в белых одеждах и папахах». Черкеска и папаха парадной формы лезгинских всадников должны были быть белого цвета. Особой магической силой лезгины наделяли бусы из черного агата с белыми крапинками, которые надевались на детей в качестве оберега.
В лезгинском героическом эпосе «Шарвили» одноименный богатырь совершает один из своих первых подвигов, добывая себе белого коня. В этом ему помогает белобородый старик. Как объясняет эту особенность фольклорист А.М. Ганиева, животным белой масти лезгинские сказочники отводили особую роль, ведь по народным представлениям, белый цвет всегда символизировал удачу, благополучие, красоту. В сказке «Хизри Мелик» Шарвили за ночь строит себе большой белый дом среди перекрашенных в черных цвет домов разрушенного города и убивает Хизри Мелика – пришельца, виновника ужасных событий.
На территории проживания лезгин расположено множество высочайших вершин Восточного Кавказа. Они образуют скопление на землях, охватывающих сопредельные участки Ахтынского и Докузпаринского районов Дагестана с Габалинским и Гусарским районами Азербайджана. Культ горных вершин, увенчанных белоснежными шапками, позднее, правда, во многом трансформированный в культ святых, сделал белый цвет священным. Снег является символом чистоты и непорочности. Недаром белый цвет очень часто называют цветом снега. Об этом свидетельствует поговорка: «Гьар лацуди жив туш» – «не все белое – снег».
КРАСНЫЙ – ЯРУ
Немного уступает по значимости белому красный цвет. Он не менее любим лезгинами, и используется чаще белого. Можно сказать, что мифология, фольклор и обрядность лезгин «окрашена» в красные цвета.
Яр на лезгинском означает «заря», «зарево», «красный», «краснота», «весенний». Сакральная семантика красного цвета очень широка: жизнь, жизненная сила, кровь, огонь, солнце, тепло, весна, активность, созревание, плодородие, богатство, красота, сила, жертвенность, невинность.
Важнейший домонотеистический праздник лезгин – «Яран сувар» или «Ярар», приуроченный ко дню весеннего равноденствия, тесно связан с сакрализацией огня, солнца и, как следствие, красного цвета. Яран сувар знаменует начало нового года и первого месяца, который называется яр (календарный период в 15 дней, начиная с 21 марта). Весну в целом иногда называют яр или яр-гатфар. По погоде в первые три дня периода яр определяли, какими будут весна, лето и осень. Ночью было принято трижды обводить вокруг селения красного быка, которого потом резали, а мясо раздавали всем сельчанам. Мясо этого быка считалось священным, его старались все попробовать, чтобы получить богатый урожай в предстоящем году. В числе ритуальных блюд на празднике обязательно должны быть яйца, которые окрашивают в красный цвет.
Важнейшим элементом праздника являлось разжигание ритуальных костров, факелов и обряды, связанные с ними. Огню приписывалась очистительная сила. С гор и возвышенностей спускали подожженные обручи, символизировавшие солнце. Девушки на ночь выставляли на крышу дома яйца вместе с кусочками угля и красной краской. По поверьям яйца должны были к утру окраситься, если цвет оказывался красным, то девушку ожидали радостные события. На Яран Сувар лезгины повязывали запястье, а также ноги красной нитью, которую надо было носить три дня. К скоту также привязывали красные шнуры. Считалось, что данный обряд демонстрировал почитание солнца и оберегал человека и домашний скот от гнева божества Яр, которое могло ударить. По мнению А.Г. Булатовой, Яр – это древнее божество солнца, а по Г.А. Гаджиеву – покровитель сельскохозяйственных работ. Иначе считает Ф.А. Бадалов, определяющий Яр в качестве умирающей и воскресающей богини растительности. Согласно восстановленной им версии мифа об этой богине злые силы убивают Яр, разорвав на части. В результате данного события растительность стала умирать. Но верховный бог Рагъ повелел ее возлюбленному богу Алпану собрать части тела Яр и оживил богиню. А Яран Сувар – это праздник воскрешения богини и растительного мира, свадьбы Алпана и Яр, которая длится 15 дней (т.е. весь период яр). Он уточняет, что красные нитки привязываются на шею и другие части тела людей и животных, согласно тому, как было расчленено тело богини. Из крови богини по преданию вырос гранат, священный плод у лезгин.
У лезгин есть пословица «Яраз цавай яру стIални ават тавурай» - «Пусть во время периода яр с неба не упадет даже красная (т.е. видимо священная) капля». С.С. Агаширинова связывает это с тем, что если в период яр нет дождей, то это хорошее предзнаменование. Но не совсем понятно, почему говорится о красной капле. Ф.А. Бадалов находит этому объяснение в мифе о богине Яр. Возможно, данное выражение в прошлом было молитвой к богам, чтобы не пролилась невинная кровь, как это произошло с убитой и воскрешенной богиней.
Во время праздника «выхода плуга» рога быков украшали красными лентами в честь божества весны Яр.
Еще одним интересным обрядом является ала-пехъ, названный по имени чучела с красным лицом, символизирующим солнце. Его изготовляли девушки и с помощью него обращались с мольбой к солнцу. В одной из обрядовых песен, посвященных ему упоминается яру къуьл «красная пшеница». Красный цвет, как считает А. Ганиева, означает, что пшеница поспела.
Мифология лезгинского народа насыщена другими образами (даны в транскрипции Ф.А. Бадалова), связанными с красным цветом: Яру де – «Красная мать», Яру руьгь – «Красный дух», Яру яц – «Красный бык», верховный бог лезгинского пантеона – Рагъ – «Солнце», сидит на золотой колеснице, запряженной четырьмя красными конями. С солнцем лезгины традиционно связывают красный, и также желтый (золотой) цвета.
Еще одним персонажем лезгинской мифологии является уже упоминавшийся бог огня Алпан, олицетворяющий молнию и гром, которого большинство исследователей считает самым могущественным домусульманским богом. С этим божеством связано выражение Алпандин цIай «огонь Алпана» и цIайлапан «молния», являющиеся синонимами. Второе слово относится более раннему периоду и восходит к общекавказской морфеме, обозначающей вспышку и блеск. Т.е. первоначально цIайлапан означал огонь-вспышка, блестящий огонь. Алпан считается богом справедливости, с помощью молний он вершит свой суд. В этой ипостаси семантически он больше связан с белым цветом, нежели с красным. Справедливость у лезгин ассоциируется с белым цветом и вспышка молнии зрительно воспринимается ярко-белой, а не красной.
В обрядах погребения усопших в албанский период особое место занимал огонь. В могилах также находилась красная охра, которая с одной стороны ассоциируется с кровью, с другой – символизирует солнце. Ее магическая сила должна была помочь жить в потустороннем мире.
Ближайшие соседи лезгин, родственные им табасаранцы, агулы и рутульцы называют лезгин соответственно: ярккуржви, яркка шуй и йирг, соотносимые с этнонимом яркI-ар – яркинцы. Этноним и топоним яркIи по одной из двух гипотез, выдвинутых У.А. Мейлановой связывается с многозначной основой йар (яр). По ее мнению, местность ЯркIи можно перевести как «теплое солнечное место», «теплая сторона».
Возможно к яр, яру восходит слово аяр – красивый(-ая), хороший(-ая) (диал.).
Во время свадьбы на невесту надевается дуьгуьр – платок огненно красного цвета, символ домашнего очага и невинности невесты. Он закрывал ее лицо и служил также оберегом от сглаза и порчи.
Более позднее, заимствованное из персидского значение слово яр – любимый(-ая), возлюбленный(-ая), наиболее часто употребляется в лезгинской любовной лирике.
Красный цвет является одним из наиболее популярных цветов для тканей, одежды, ковров. Рубахи, платья и платки красного цвета часто предпочитали молодые девушки. Установившаяся парадная форма лезгинских всадников включала в себя красный башлык. В коврах, особенно ворсовых, красный и синий цвета были основными. Но доминирующим является красный с разнообразными оттенками.
У Шарвили – героя народного эпоса – белый лоб и красное лицо. Наиболее распространенный мотив о рождении Шарвили связан с краснощеким яблоком (са пад яру ич), которое подарил бездетным родителям мудрец-ашуг Кас-буба. По его совету они разделили яблоко, съели его и через положенное время у них родился младенец богатырь. Красный цвет выступает в данных сюжетах как символ жизненной силы и плодородия.
СИНИЙ - ВИЛИ
Синий цвет по значению в культуре лезгин, несомненно, уступает и белому и красному. Тем не менее, он является одним из сакральных цветов, занимая особое место в фольклоре, мифологии и материальной культуре. В определенной степени семантика синего цвета перекликается с белым. Этот цвет обозначает нечто возвышенное, святое, небесное, парадное, нарядное. Также он может символизировать молодость, красоту и наиболее часто используется для создания романтических образов.
Интересные обстоятельства связаны с происхождением слова «вили» – «синий». Известный языковед У.А. Мейланова выводит его из слова «вил» - «глаз». В лезгинском этимологическом словаре, составленном крупнейшим специалистом по сравнительно-историческому языкознанию С.А. Старостиным, слово «вили» отсутствует. Видимо, оно также рассматривается как производное от слова «вил», берущего начало в весьма отдаленную эпоху – в период существования гипотетического общечеловеческого праязыка.
Существующие в других кавказских, в том числе и лезгинских, языках обозначения синего цвета в лезгинском языке не сохранились. Исключением является слово «харчI» в хлютском диалекте, имеющее параллели в агульском и даргинском языках. В тоже время в диалектах лезгинского языка имеется еще одна морфема, обозначающая синий цвет и его оттенки: «фичIи». Таким образом, генетическая связь синего цвета с глазами может означать, что ранее у лезгин и их предков голубой цвет глаз был доминирующим (об этом свидетельствуют античные источники по населению Кавказской Албании), и синий (голубой) цвет – это цвет глаз. Однако синие (голубые) глаза не фиксируются в фольклоре и лирике лезгинского народа. Поэтами в основном воспеваются черные глаза. Причина этого кроется в том, что в результате смешения с народами, вторгавшимися с юга, у лезгин стали преобладать более темные оттенки глаз. Свою роль в более позднее время видимо сыграли и поэтические образы южных народов (персов, арабов и др.), воспевавших черные глаза, и оказавших влияние на эстетические предпочтения лезгин. С другой стороны в лирических стихах и плачах сохранилось выражение «синие слезы» – «жуьли накьвар» (диал.), которым выражается глубокая скорбь матери по умершему сыну или девушки по возлюбленному.
В лезгинском языке сохранилось выражение «Вилерал вили памбагар эцигун» – «на глаза голубую вату ставить», что означает «умереть». Возможно, в древности существовал соответствующий похоронный обряд. А голубой цвет, безусловно, имел сакральное значение.
Синий цвет у лезгин также называется «цавун ранг» - цвет неба. Поклонение небу было развито в домусульманский период. Сохранились пословицы и клятвы, в которых упоминается небо. В мифологии лезгин фигурирует образ «Вили цавар» («Синие небеса») – отголосок той эпохи.
Этнограф С. С. Агаширинова указывает, что черкеска жениха должна быть темно-синего или белого цвета. Синий цвет является одним из основных в лезгинских коврах. Как правило, если фон имеет красный цвет, то медальоны преимущественно окрашены в синий цвет, или наоборот.
Синий цвет в мифологии связывается с актом творения. Так, Ф. Бадалов приводит сюжет, в котором первотворец отделил небо от земли, расколов сковывавшие их льды времени с помощью сине-зеленой молнии. Душа, которая направляется для вселения в тело новорожденного, тоже имеет синий цвет.
Весьма часто встречается в лезгинской лирике образ голубого (сизого) голубя – «вили лиф». Он символизирует душу, нечто чистое и незапятнанное, незаслуженно страдающее. Сизым голубем в лезгинских песнях – «манияр» называют возлюбленного, которому иногда противопоставляется девушка в образе белой голубки. В представлениях лезгин голуби являются ангелами. Их строжайше запрещалось убивать. Исследователь мифологии лезгин Ф. А. Бадалов считает, что голуби – это символы душ умерших. Выражение «лиф хьтин инсан» (дословно «как голубь человек») используется в отношении спокойного, степенного человека
В плачах, исполняемых по случаю смерти мужчины, особенно молодого человека, последнего называют «сизым соколом». Таким образом, синий (сизый) цвет в лирике и плачах служит для создания положительного образа.
В фольклоре и любовной лирике лезгин встречается образ синего (голубого) камня. Распространены сюжеты, в которых невеста, выданная замуж за нелюбимого человека, превращается в голубой мрамор. Синий камень, по мнению известного фольклориста А. М. Ганиевой, – символ невесты, в который она превращается у изголовья могилы жениха.
Легендарного героя Шарвили называют «посланником небес». Многие исследователи, считают, что его имя состоит из двух слов Шар-Вили. По мнению Ф. Бадалова оно означает «царь синих высот».
ЗЕЛЕНЫЙ – КЪАЦУ
В палитре сакральных цветов лезгинского народа имеется зеленый. Он связан с разными пластами национальной культуры. Первый – традиционный, домонотеистический, второй, впитавший арабо-мусульманское наследие, относится к позднему периоду. Поэтому так широк семантический спектр зеленого цвета, который одновременно символизирует и противоположные по значению образы и реалии. Он обозначает природу, жизнь, реальный мир, плодородие, благоденствие, активность, молодость, возрождение. В тоже время зеленый цвет символизирует мусульманский рай и вообще его определяют как цвет Ислама.
Слово къацу, т.е. зеленый, имеет параллели и в других нахско-дагестанских языках. Исходная морфема, по мнению лингвиста С.А. Старостина, означала землю, грязь и т.п., а также цвет этой субстанции - темно-зеленый, коричнево-зеленый. Впоследствии первоначальная семантика претерпела изменения. Другая словоформа – къаз имеет больше значений: зеленый цвет, зеленая краска, пряжа зеленого цвета и вообще что-либо зеленого цвета, а также (вторичное значение) – зелень, зазеленевший посев.
Зеленый цвет играет важную роль в обрядности лезгин. За две недели до праздника Яран Сувар начинали проращивать зерна пшеницы, называемые «къаз». Они достигали 10 см и более ко дню весеннего равноденствия. Украшенный красной лентой пучок проросшей пшеницы был символом праздника, наступившей весны и означал процесс возрождения природы.
Главным участником обряда вызывания дождя у лезгин является Пешапай («лиственный свекор»). Роль Пешапая исполняет один из мужчин, раздетый и обернутый в ветви так, что его нельзя разглядеть. Пешапай в своем зеленом наряде олицетворяет дух растительности.
В мифологии лезгин зеленый цвет встречается мало. Следует упомянуть о сине-зеленой молнии, с помощью которой верховный бог Рагъ отделил землю и небо друг от друга (см. «ЛИ» за янв. 2009г.).
Особая роль зеленому цвету отводится в лезгинской поэзии. Изобилие лесов и лугов на территории проживания лезгин, раскрашенных в разные оттенки зеленого цвета, не могло не отразиться на устном творчестве народа. Очень часто в поэзии, устойчивых выражениях и пословицах встречаются образы зеленых лугов и пастбищ, гор и долин, зеленой травы, выражающие нечто благостное, красивое, счастливое. Зеленый цвет подчеркивает и усиливает данные эпитеты, противопоставляя их скорбным, безрадостным и трагическим реалиям. Семантика зеленого и красного цветов частично совпадает (плодородие, активность, жизнь и т.д.), нередко встречаются сочетания зеленого и красного цветов. Например, в стихотворении Етима Эмина «Къавумдиз» («Сторонникам жениха») среди вещей, покупаемых невесте, фигурируют зеленые башмаки и красная холщовая рубаха.
С принятием ислама значение зеленого цвета в качестве сакрального усилилось. Известный этнограф С.С. Агаширинова отмечает, что похоронная одежда у лезгин имела два цвета – белый и зеленый. Состоятельные семьи старались похоронить своего родственника, облачив его в зеленую одежду и обернув зеленым саваном. Чаще саван был белым, но завязанный лентой зеленого цвета. Женщине-покойнице, кроме того, надевали платок из белого полотна, поверх повязанный узкой зеленой лентой. Зеленый цвет означал по представлениям лезгин – рай, утопающий в зелени и цветах.
В материальной культуре лезгин зеленый цвет встречается реже. Если в ковровых изделиях зеленая пряжа используется относительно мало, зато в шерстяных узорных носках и шерстяной обуви зеленый цвет применяется значительно чаще. В первую очередь он используется для создания растительных орнаментов. Зеленый цвет является одним из любимых и основных при изготовлении платья-булушки. Различные оттенки зеленого цвета, в особенности бирюзовый, преобладают в изделиях из поливной испикской керамики.
ЖЕЛТЫЙ – ХЪИПИ
Желтый цвет, несмотря на относительно меньшую распространенность в материальной и духовной культуре лезгин, занимает, тем не менее, почетное место в его цветовой палитре и является одним из сакральных цветов лезгин. Семантика желтого (в том числе и золотого) цвета достаточно широка, это символ роскоши и богатства, знатности, им обозначается солнце, а также нечто зрелое, законченное.
Словоформа хъипи имеет значение желтый, а также бледный. Производным от нее словом къиб называют желтую пряжу и желток, имеется выражение «къиб ягъун» – желтеть, созревать. Данная морфема восходит к пралезгинскому языку, сохранились параллели в цахурском и рутульском языках.
Желтый (золотой) – это основной цвет солнца. Исследователь мифологии лезгин Ф. Бадалов, описывая обряд вызывания солнца, упоминает о чучела, используемого для этой цели, изготовленного из деревянной лопатки и одетого в желтое платье. А Солнце – «Рагъ», возглавляющий, по его мнению, пантеон божеств, имеет атрибут царя – золотую царскую колесницу. Душа умершего человека, оторванная от тела и возвращающаяся в резиденцию Верховного бога, имеет желтый цвет, символизирующий законченность, завершенный цикл. У лезгин сохранилось большое количество выражений, клятв и т.п., связанных с солнцем, в которых отражены доброта, красота, благородство и другие положительные качества. Приветствие дорогого и желанного гостя лезгины сопровождают словами: «Вун атуй – рагъ атуй!» (дословно: «Ты пришел – солнце пришло!»). Сакрализация солнца, которое занимает одно из центральных мест в мифологии лезгин или даже играет в нем роль важнейшей стихии, придала особое значение желтому цвету.
Яйцу и в особенности желтку лезгины придают космогоническое значение. По одной из версий зарождения мира в снесенном яйце желток образовал Землю, белок – воду, а пустое пространство стало небом.
Преобладание желтого цвета в первой радуге, возникшей после праздника Яран Сувар, символизировало богатый урожай ячменя.
Желтый цвет считался предпочтительным для одежд знатных особ, аристократии. Так, этнограф С. Агаширинова пишет: «Жены ханов – «хандин бикеяр» ходили в белых, желтых и красных дорогих парчовых платьях с золотыми украшениями». Среди основных цветов рубах, платьев-булушек и платков молодых девушек также был желтый
Устное творчество имеет много образов, связанных с желтым цветом. По мнению фольклориста А. Ганиевой в лезгинских народных песнях «экуь рагъ» («светлое солнце», т.е. желтое, светло-желтое) является символом счастья. Встречается образ «золотой птицы», лирический герой называет ею свою любимую.
В поэзии желтым цветом очень часто обозначается также увядание, упадок. Эпитеты пожелтевшей травы и опадающей листвы используются для передачи горести и безысходности, скорби сломанной судьбы, приближения физической смерти.
В мифологии лезгин имеется образ первотворца «Кьуд нав алай ван» – «Четырехцветный голос», не имеющий аналогий в космогонии других народов. По описанию Ф. Бадалова первотворец обладал суровым мужским голосом. Атрибутами демиурга являются четыре сакральных цвета (красный, синий, зеленый и желтый) которыми он переливается. «Четырехцветный блеск» при создании мира использует свои цвета для того, чтобы оживить отдельные божества и стихии мироздания. Так, Большая Вода ожила, когда он передал ей часть своего сине-зеленого блеска, а Бык, созданный для поддержания Земли, – получив красный цвет.
Таким образом, гамма сакральных цветов лезгин включает в себя пять цветов. Самыми важными из них являются белый и красный, затем следует синий, замыкают список зеленый и желтый цвета.
Помимо пяти сакральных цветов, особое положение которых зафиксировано в материальной и духовной культуре лезгин следует выделить черный цвет (чIулав). Данное слово восходит к общекавказской морфеме, имеющей параллели в праязыковых формах других семей и макросемей. Семантика данного цвета почти исключительно носит отрицательный характер. В лезгинской мифологии черный цвет ассоциируется со злыми силами, которые хотят навредить людям, разрушить мир. Подавляющее большинство негативных эпитетов в устном творчестве также окрашено в черные цвета. Одним из исключений является антропонимика: известно собственное имя ЧIулав (наряду с еще одним «цветным» именем - Яру).
Ковроткачество, являясь, пожалуй, наиболее развитым направлением художественных промыслов, аккумулирует в себе значительную часть богатства орнаментально-цветового наследия лезгин. Названия цветов в ковроткачестве в основном имеют исконную основу и в определенной степени стандартизированы. Известны следующие цвета: яр, вил, къаз, къиб, лаз, туракь (оранжевый), махъ (коричневый), мичI (черный) и некоторые другие. Для обозначения светлых и темных оттенков цветов используются слова экуь и мичIи. Например, экуь яр (светло-красный, розовый), мичIи яр (темно-красный). Опираясь на традиции обозначения цветов в ковроткачестве можно в дальнейшем разработать терминологию цветов на лезгинском языке.
Амиль Саркаров