Из истории села Таштып, Таштыпского района, Республика Хакасия.

В конце XVI - XVII вв. небольшие отряды казаков, терпя лишения и постоянно отражая нападения местных князьков, проникают в Сибирь и на Дальний Восток, дойдя в 1697-1699 гг. до Камчатки. Во второй половине XVII в. горно-таежная часть юга Хакасско-Минусинской котловины входила в состав Алтырского улуса Кыргызской землицы. Проживавшее здесь население испытывало постоянные набеги со стороныДжунгарии и Монголии. Параллельно шли попытки закрепления на этой территории Российского государства. В 1707 г. был построен Абаканский острог, в 1718 г. – Саянский.По пограничному трактату, заключённому 20 августа 1727 г. на реке Буре в 20 км. от Кяхты, произошёл раздел территории между Россией и Китаем от вершины реки Аргунь до вершин р. Абакан вплоть до владений Джунгарии. Было установлено 24 маяка. Маяк № 24 был установлен на перевале горы Шабин (Сабын). Здесь комиссары, заключили письменный акт, обменялись им 18 октября 1727 г. Для охраны этого маякабыли установлены караулы в устьях рек Джебаш и Таштып.В 1741 г. Сенат издал указ о строительстве Кузнецкой военной линии протяженностью 298 верст, включающей в себя Саянский острог и отъезжие караулы на реках Шадат, Кебеж, Нарыса, Монок, Таштып. Далее линия должна была пройти доТелецкого озера на Алтае и оттуда до г. Кузнецка. По секретной инструкции Сената от 5 марта 1745 г. инженер-капитан Сергей Плаутин и геодезист Яков Красиков провели исследование пограничных районов юга Сибири.В 1758 г., когда китайцы сосредоточили свои войска близ границы, в течение лета были построены форпосты Монокский (ныне Бейский район), Арбатский и Таштыпский.Они представляли собой четырехугольные сооружения, размером примерно 60 на 80 метров, с караульными башнями по краям и плотным забором из заостренных столбов. Изних же по наружному периметру стен закреплялись острием наружу на высоте метра надолбы; форпост окружался рвом с водой. Таштыпский караул, предположительно, располагался южнее современного села, на вершине высокой горы под названием «Будка». Первыми поселенцами Таштыпского караула были следующие казаки: Сидор Лалетин, Иван Юшков, Михаил Потылицын, Тимофей Шахматов, Тимофей Зырянов,Степан Козьмин, Иван Каргаполов.В 1759 г. на «Соборной карте полуденной части Сибирской губернии», составленной в 1759 г. поручиком Я. Уксусниковым, отмечен отъезжий Таштыпский караул. Отъезжим он назывался потому, что казаки не жили здесь постоянно, а посменнонесли службу, возвращаясь затем к семьям в крупные стационарные крепости. Поскольку путь длиной в сотни верст создавал огромные трудности, как для самих казаков, так и дляих семей (особенно во время полевых работ), то служивые обратились в Тобольск с просьбой о разрешении поселиться в здешних местах, а пограничную службу нестипотомственно. Губернатор генерал – поручик Д. И. Чичерин позволил поселение домами при занимаемых караулах. В силу этого указа казаки – Ворошилов, Зырянов, Кузьмин,Юшков, Шахматов и Смолянинов заложили постоянное поселение при реке Таштып в 1768 г. Позже появились Сипкины, Лебедевы, Байкаловы и другие.В 1772 г. немецкий ученый Паллас писал: «По левую сторону Таштыпа имеется пять дворов, за несколько лет построенных Красноярскими казаками, испросившими дозволения содержать здесь, на Таштыпе, пограничный караул из доброй воли с темтолько, чтобы ихние потомки освобождены были от рекрутского набору, иначе оное место должны были караулить татары».В 1776 г. пограничный комиссар Пестерев распорядился дополнительно подселить в станицы Таштып, Табат, Монок, Арбаты отставных казаков, отведя им достаточныеземельные угодья. В 1773 г. в деревне Таштып насчитывалось 131 двор, 248 ревизских душ, из них 123 - крестьяне. Минусинский исследователь В.А. Ватин в своей книге«Минусинский край в XVIII в. (Этюд по истории Сибири)», опубликованной в 1913 г., приводит данные о количестве казаков, несших службу в Таштыпском карауле в 1791 г. –19 человек.В период своего нахождения на посту губернатора (1822-1831 гг.) А.П. Степанов, объезжая губернию, побывал и в Таштыпском форпосте, который «стоял у подножья возвышенности, осененной гребнем лиственничных деревьев, на плоскости крутого берега реки Таштып». Очевидец свидетельствовал, что в 1831 г. форпосты уже представляли собой развалины старых деревянных укреплений; прежде они «состояли изчетырехугольника, обнесенного рвом и забором, с башнями по углам и с высокою казармой с одного бока. Возле них выстроены теперь прекраснейшие деревни с чистымидомами». Вскоре в Таштыпе началось строительство большого каменного храма.В первой трети XIX в. Таштыпский форпост и поселение при нем в 66 дворов насчитывали 307 мужчин и 264 женщины. Здесь имелась небольшая деревянная часовня(по другим источникам – церковь). С преобразованием Таштыпа в станицу с сотеннымуправлением и увеличением количества христиан среди коренного населения возникает необходимость в строительстве новой, каменной церкви. Первое упоминание об этом событии в архивных документах относится к 1828 г., когда Минусинский Благочинный священник Александр Иноземцев обращается заподдержкой в вышестоящую инстанцию – Красноярское духовное правление. Через 2 года разрешение и необходимая для строительства документация были получены. Всезатраты осуществлялись за счет добровольных пожертвований населения, в том числе, хакасов Сагайской степной думы, принявших православие. Шнуровая книга для «сборовна построение каменной церкви во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла» среди коренного населения была выдана 23 декабря 1832 г. из Иркутской духовной консистории «ясачному Василию Федорову Орешкову».Первоначально руководство строительством было поручено уряднику Ивану Сипкину. В марте 1831 г. ему была вручена под «подписку» книга для сбора пожертвований. К сентябрю того же года собранная сумма составила 3934 руб. 25 коп.; изних израсходовано 1951 руб. 64 коп. В рапорте на имя Благочинного священника в г. Минусинск Сипкин сообщил, что в июле и августе 1831 г. «за исправлением сельскихработ» сбор денег производился «не успешно». Изготовление кирпича тормозилось по причине «малолюдства мастеров».Летом следующего, 1832 г., Иван Сипкин сообщал А. Иноземцеву, что приготовление материалов для строительства, кирпича и извести, идет успешно. Но уже 20 июля в Минусинское Благочиние поступило обращение от общества станичных казаков (при посредничестве Абаканского станичного головы Чанчикова), «приговоривших» сменить «строителя вновь в Таштыпском форпосте по плану и фасату созидаемой каменной Христорождественской церкви отставного урядника Ивана Сипкина по нерадению его к сборам». Позднее были обнаружены также нарушения при ведении «зборовой» книги. Новым руководителем строительства был избран урядник Ананий Степанович Кузьмин. 20 октября 1832 г. Иркутская духовная консистория утвердила «пятидесятника» Анания Степановича Кузьмина в качестве такового.Наконец, в апреле 1833 г. Абаканский голова сообщал в Минусинск, что все материалы для постройки церкви готовы и в первых числах мая состоится ее закладка. Голова просил благочинного священника приехать самому или откомандировать кого- либо для благословения «при зачатии оной». Закладка состоялась 20 мая 1833 г. по благословению Архиепископа Иркутского. К середине 1835 г. строительство было завершено, иконы написаны, изготовлена церковная утварь. Вскоре состоялось освящение церкви с присвоением ей Красноярским духовным правлением официального названия «Таштыпская Христорождественская церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла».На протяжении многих десятилетий Христорождественской храм являлся неотъемлемой частью повседневной жизни, центром духовного притяжения, украшением Таштыпа. Однако установившаяся советская власть не терпела идеологических«противников». Одна за другой подвергались уничтожению и разграблению таштыпские церкви.В 1946 г. властями было принято решение о взрыве Христорождественской церкви.Очевидцы вспоминают (например, К. Л. Грачева), что заряды пришлось закладывать несколько раз, поскольку построенный неспешно, но с великим старанием храм Божийникак не разрушался. Все же стены рухнули. Большими кирпичными блоками был забутован ряд заболоченных улиц на левобережье Таштыпа. Несколько лет назад в Таштыпе вновь появилась церковь, правда, пока еще в приспособленном здании, но по инициативе казачества уже идет в центре Таштыпа строительство часовни. Практически на том самом месте, где когда-то стояла Христорождественская церковь.Автор: Таштандинов Игорь Иванович (Igor I. Tashtandinov)Зав. научно-фондовым отделом ГАУК РХ "ХНКМ" имени Л.Р. Кызласова, г. Абакан, Республика Хакасия.

Комментарии

  • 9 ноя 2020 04:01
    Спасибо Александр!Очень интересно,фамилия Шахматов знакома,крёстным у бабушки Александровой Клавдии Николаевны  в 1910 г был Иннакентий Гурьянов Шахматов!!
  • 9 ноя 2020 04:07
    Огромный труд проделан!
  • 18 дек 2020 15:47
    Александр, день добрый. Могу продолжить древо Юшковых 2-го поколения, по вашей схеме. Степан Гаврилович Юшков имел 4- сыновей. В апр.1775 году родился Мартын (он у вас есть), в авг.1776 род. Стефан, в окт. 1877 г. - Яков.
  • 18 дек 2020 15:51
    Яков Степанов Юшков стал казаком, он числится в 1798 году в семье дяди, Никиты Гавриловича Ю. племянник их казак Яков Степанов Юшков - 22 года.
  • 18 дек 2020 15:53
    А вот Степан Степанов Юшков в казаках не был, в 1812 году он еще при отце, мещанине Степане Гавриловиче Ю. 37 лет, в 1817 году его жена, Ефимия Мартемьяновна - 41 лет вдова.
  • 18 дек 2020 19:51
    Степан Гаврилов Ю. еще в 1896 году числится в казаках, при этом в 1894 - отставным казаком, а с 1798 года - переходит с сословие мещан. Чем мог заниматься мещанин? По вашему мнению. Мне видится, что только торговлей. Жену для своего сына Степана взяли из далекой от Тыштыпа деревни Шушенской. Ок. 1808 года в доме появляется Ефимия Мартемьяновна, дочь Шушенского крестьянина Мартемьяна Васильевича Плишкина. В этом браке она рожает Степану Степановичу трёх дочерей: Варвару, Евдокию и Агафью. В 1818 году, в семье Юшковых, Евфимия Мартемьяновна, сноха и уже вдова.
  • 18 дек 2020 20:06
    Степан Гаврилов Ю. со своей женой числится еще по исповедным за 1821 год, числятся в сословии крестьян, Степану Гавриловичу - 76 лет, жене 72 года, с ними проживает внучка, Евдокия Стефанова 10 лет, и все трое были на исповеди. А вот сноха, Евдокия Мартемьяновна вышла замуж вторым браком и тоже за вдовца, казака Макарова Павла Егоровича. Проживает в Абаканской станице.
  • 18 дек 2020 20:15
    А теперь основной вопрос. Самый старший Юшков из этой семьи, отец 5-х сыновей, ГАВРИЛО Никитин Юшков, согласно исповедным ведомостям, ок. 1710 г.р. Значит на момент 1-й переписи в 1719-1722 году ему 10-12 лет. Он должен обязательно быть учтен в ревизской сказке. А вижу выписки из неё: в деревне Овсянской значится 8 дворов казаков с этой фамилией. Есть и Микита Юшков, 30 лет, а вот сына Гаврилы у него не вижу. При этом понятно, что запись на сыновей этого Микиты читается очень сложно, с купюрами. Может и есть у него уже сын Гаврило.. Остались вопросы...
  • 18 дек 2020 20:20
    Самое замечательное в процессе изучения  на сегодня, что наконец-то начали оцифровывать фонд 592. И ИСПОВЕДНЫЕ по Аскызской церкви за 1789-1824 гг. можно просмотреть в удаленном доступе. Ф. 592-1-д.136. Я ждала целых 6 лет, чтобы разгадать свою родословную загадку, ОТЧЕГО у дочери казака Павла Егоровича Макарова, Едокии, после замужества отчество писалось СТЕПАНОВНА.
  • 15 июл 2022 08:31
    Превосходно!
    Возникает вопрос - как определить статус Таштыпа на 1910 год - год рождения там моей бабушки? Из какого документа?
    И с. Таштып с какого года? Заранее спасибо!
  • 15 июл 2022 08:38
    Огромное спасибо за фото!
    Именно подобный документ я и искал на, примерно, тот же, дореволюционный, период - за 1903 год - где есть полный терр.-адм. статус Таштыпа на то время. Теперь «место рождения» моей бабушки не просто Таштып - заполнен и этот пробел!

    P. S. Я правильно понял - «Поселение: Той же станицы»? 🧐
  • 16 июл 2022 10:49
    Александр, спасибо, что создаете свои посты. Я довольно продвинутый родослов, но и для меня есть новые находки в материалах, что вы выкладываете для своих читателей. Еще раз спасибо.
  • 1 фев 2023 10:01
    Впервые обращаюсь к Вам. Мой дед Петр Широков (отчество не знаю) уроженец с.Таштып, у деда было 6-ро детей, 5 мальчиков и 1- девочка -Елена -проживала в г. Глухов на Украине. Мой отец Широков Георгий Петрович 1910 г. уроженец с.Таштып Минусинского уезда. У деда был брат родной Федор у него было три дочери Фая, Зина 3 не помню - они проживают в С-Петербурге. Есть фото родственников тех лет - мужчины одеты по купечески . Вопрос: к какому сословию относились мои родные? Благодарю заранее.