23 июл 2017

7.

Дидактика как наука и ее категории.
Дидактика – часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем
обучения и образования. Само слово – дидактика – произошло от греческого
didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий». Первым этот термин
использовал в своих сочинениях немецкий педагог Вольфганг Ратке, интерпретируя
его как искусство обучения. Позже А. Я. Коменский трактовал дидактику как
«искусство обучения всех всему». Наиболее оформленное определение и устойчивое
место в педагогике дидактика получила благодаря немецкому деятелю педагогической
науки И. Гербарту, который описал дидактику в виде целостной, непротиворечивой
теории воспитывающего обучения. К задачам дидактики относятся проблемы
разработки методов, содержания и целей обучения, принципы организации учебных
учреждений, соответствие содержания учебного процесса обобщенным
характеристикам субъектов обучения и т. д. Исходя из всего этого дидактика –
наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием методов, целей и
задач, содержании и организации этих процессов.
Дидактика
охватывает все связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем
направлениям. Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов
обучения занимается общая дидактика.
К
основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование,
учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства и
результаты обучения.
Преподавание –
организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на
достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и
усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а
так же способности их практического применения.
Обучение – взаимодействие педагога с
учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Образование – интеллектуальное и
культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.
Учение – реализация учащимся процессов
самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе
обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных
знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного
материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе
обучения.
Умения
– практическое
применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и
профессиональной деятельности.
Навыки – прочно устоявшиеся умения,
многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем
качества и результативности.
Цель – предмет стремления системы
обучения, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации,
и являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем
необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, и что целенаправленно
влияет на формирование его личности.
Организация – построение дидактического процесса
в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное
решение поставленных задач.
Форма – способ организации учебной
деятельности с учетом специфики направления обучения, его локальных целей и
задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и т. д.
Метод
– способ
решения задач и достижения цели обучения.
Средство – все то, что помогает осуществлять
учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и
профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал,
оборудование учебного заведения и т. д.
Результаты – степень реализации намеченной
цели, уровень, достигнутый учениками в направлении производимого обучения,
последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Комментарии

Комментариев нет.