.

Виктор Боровик
УЧЕБНЫЙ В СТОРОНУ ГРАНИЦЫ

.                                                                                                            Виктор Боровик - 900195820353
Начиная очередной рассказ о пограничной службе, хочу рассказать о пограничной заставе Родниковая. Чем же интересна эта застава? Прежде всего событиями 13.08.1969 года произошедшими у озера Жаланашколь, сопка Каменная в районе сорокового погранзнака, на стыке Маканчинского и Учаральского отрядов, в зоне ответственности пограничной заставы Жаланашколь. Событие по своей значимости сравнимое с событием на острове Даманский, но не заслуженно забытые и о них сегодня мало кто знает, разве, что пограничники КВПО ( Краснознаменного Восточного Пограничного Округа). С той разницей, что на этот раз это для нас не было неожиданностью. Где китайской стороне был дан достойный отпор, после которого желание сопредельной стороны мериться с нами силами пропало. В этих событиях, так уж случилось более половины принимавших участие в боях были мои земляки- Пермяки! Группа из примерно пятидесяти бойцов штурмовала сопку Каменная, которую ночью заняли китайские военные численностью около батальона, успев окопаться. С возможностью тылового обеспечения. Откуда примерно чуть более чем за час были выбиты. В этих боях с нашей стороны были потери два убитых: Михаил Дулепов (Пермь) и Виталий Рязанов (Златоуст). С противной стороны потери были значительными. Но об этом я говорить не буду, потому, что не являлся участником тех событий и знаю о них не много. Но будучи на заставе Родниковая и служа на ней, мне показывали места тех боев и рассказывали, как это было. Рассказы передавались из уст в уста и с тех пор как я там служил прошло уже много времени.
В январе 1975 года нас шестерых бойцов Мотоманевренной группы ( ММГ ), направили на усиление на заставу Родниковая, ныне им. Ф.Ф.Озмителя. Как мне стало известно спустя более сорока лет, причиной этого решения командования, было не достаточное число бойцов оставшихся на заставе, потому что у старослужащих вышел срок срочной службы и они были уволены в запас. И, чтобы не оголять границу, а людей для ее надежной охраны стало не хватать, нас и отправили к ним на усиление. Как сейчас помню как приехали на заставу, коллектив оказался очень дружным и доброжелательным. Нас приняли хорошо, как-будто мы служили с ними всегда. Возможно потому, что условия службы на этой заставе были не простыми. Сильные ветра Евгей и Сайкан, кто слышал про Джунгарские ворота, тем объяснять не нужно, но об этом немного позднее. Нам выдали оружие,познакомили с участком границы и присвоили каждому личные номера. Мне достался № 52! Познакомили с личным составом. На сегодняшний день помню следующих: Начальник заставы Бухарев А.И. ( ушел в вечный дозор. для справки: пограничники не умирают- они уходят в вечный дозор), замполит Дегтярев П.А., Замбой Батурин, старшина Филатов, сержанты: Казаченко, Попов, Пустовалов, Стюфеев, ефрейтор- Зимовец, рядовые- Абрамов, Мальков, Чуканов, Жигулин, Осипов, Жихарев, Рубцов. Остальные из памяти стерлись, как и участки границы, на которых служил, но на протяжении лет тридцати помнил все в деталях и возможно смог бы пройти по памяти по тем местам, но время беспощадно... прошло уже сорок пять лет с того дня как меня призвали на срочную службу.
Но вернемся к тому моменту, как мы приехали на заставу. Как я уже говорил, что бросилась в глаза? Погода! Джунгарские ворота- это пространство между двумя горными массивами, точнее будет сказать труба, вот в эту трубу и задувало постоянно. Евгей- ветер сильный, сбивающий с ног, когда он дул ощущался недостаток воздуха, дышать было трудно, было ощущение, что ты задыхаешься и как рыба хватаешь воздух ртом. А его нет! Или еще смешнее- идешь дозором, упираешься ветру, а он на долю секунды ослаб, ты проваливаешься и тут же следует порыв, удар и ты валишься на землю. И так всю дорогу до стыка и обратно в течении пяти часов или более. А в ЧГ (часовой границы ) было такое ощущение, что лежишь будто в трусах и по телу гуляет ветер, хотя был одет в валенки, ватники и шубу, но ветер продувал одежду насквозь. Спасал только толстый брезентовый плащ одетый на шубу, без которого на службу не ходили. Сайкан же наоборот, ветерок тихий, "ласковый", легкий, но очень холодный. Дует едва заметно, но холод проникал всюду, под одежду, пробирал до самых костей и спасения от него не было. Я считал, что уж пусть лучше дует Евгей, но этот выбор от моего желания не зависел. Случались и метели, когда заметало дорогу, да так, что задувало все следы, ухудшалась видимость и в этой пелене исчезали ориентиры. В такие моменты, чтобы сохранить людей, не дать им заблудиться и замерзнуть, наряды даже снимали с флангов. А такие случаи бывали, только не с нашими пограничниками, а с дембелями из СА (Советской Армии). Мне рассказали один случай: Уволились и ехали домой, машина сломалась, помощи не было и они замерзли. Правда в одну такую метель было суждено попасть и нам.
Несли мы службу, где-то на правом фланге рубежа прикрытия ( непосредственно примыкающий к линии границы), где точно объяснить не смогу так, как служил я на этой заставе не долго, три месяца всего, а времени прошло уже много и таких застав у меня было, кроме этой еще три! По этой же самой причине не помню с кем я тогда был в наряде, помню только, что несли ЧГ и вдруг повалил снег, и поднялся ветер. Приехал за нами водитель шишиги ( Газ-66 ) Чуканов. Мы снялись и поехали обратно, сбились с дороги, следы замело, ехали по ощущению. Вдруг двигатель заглох, попытка завести его не увенчалась успехом. Вышли осмотреться и видим, как нам повезло, стоим на краю обрыва. Решили развернуть машину по ветру, включили первую передачу, взяли кривой стартер и стали по очереди крутить, разворачивая... Развернули по ветру и машина завелась с пол оборота. Осталось отыскать дорогу, нашли и благополучно добрались на заставу. Но бывали у нас и проверки боеготовности, умения обнаруживать следы, преследовать нарушителя, догнать его и задержать. Не дать уйти на сопредельную территорию. Об одном таком случае поведаю ниже.
Несли мы ЧГ, где-то на правом фланге первого рубежа. Родниковцы может быть догадаются, в памяти остались только эти ориентиры: Ровный участок, в сторону границы небольшие холмы, а слева низинка с камышами, это если стоять спиной к стыку с Учаралом. Вот здесь мы и тянули ЧГ. Снялись, приехали на заставу, смотрим все вооружены, одеты и чего-то ждут. Спрашиваем- Что случилось? Отвечают- Учебный в сторону границы! ( Прорыв в сторону границы, если учебный обязательно оповещается личный состав. Тут ведь нельзя допустить, чтобы нарушитель ушел, а следовательно и оружие могут применить и вот, чтобы такого не произошло предупреждают, что нарушение, как бы "игрушечное"). Поехали с нами! Говорим- Да ну вас. Только со службы голодные, холодные... Да ладно вам, поехали? Упираться не стали, согласились. Подходит к нам еще один боец и говорит- Парни, можно я с вами? Я один напарника нет. Хорошо- отвечаем. Так в нашей группе оказалось два как бы старших и один младший- это Я! В этот момент происходит сработка системы и звучит команда- Застава "В ружьё"! Тревожная группа на выезд! Поехали в заслон. И так получилось, что попадаем мы на тот же участок, на котором только, что несли службу. , но уже втроем. Распределились, темно и вдруг сигналы осветительных ракет одна за другой в направлении границы. Значит группа преследования взяла след. Прошло какое-то время и я слышу шаги, докладываю старшему- Шаги! Спрашивает- Где? Указываю направление, он светит ФАСом. Нет ничего. Настаиваю- Шаги! И когда оба направили свои фонари в камыши в перекрестии мелькнуло... Команда- Осветительную! Я даю осветительную ракету и в камышах отчетливо видим человека. Следует команда- Стоять! И далее все по инструкции. Человек поднимает руки, сдается, оказывается замбой заставы. Докладываем на заставу о задержании учебного нарушителя. Замбой первым делом спрашивает- Кто идет по следу? Отвечаем- Дагай! О!!! Собака зверь! Злой, сильный кобель четырех лет. Подъезжает Уаз-469, замбой садится машину, выбрасывает из нее тряпку и буквально минуты через две из камышей вылетает Дагай, хватает тряпку, в остервенении рвет ее, раскачивая из стороны в сторону машину. Это после того, как он задержал двоих солдат, переключился на третий след, пробежал не менее десяти километров и сохранил столько сил и злости. Сразу подумал- А если бы нарушитель был не учебный? Что бы было?
Стали делиться впечатлениями- пацаны из группы преследования сказали нам- Молодцы! А мы когда увидели осветительную от границы, подумали, что третий ушел. А вы его взяли- Спасибо!
На боевом расчете всем была объявлена благодарность! А мы продолжили службу в ожидании молодого пополнения. А когда пополнение прибыло, нам шестерым бойцам ММГ было предложено продолжить службу в составе пограничной заставы Родниковая. Но мы отказались. Не потому, что не хотели, а потому, что наша служба в ММГ состояла из постоянных разъездов по заставам. Нас направляли туда, где нужна была помощь, где требовалась наша поддержка. Мы не сидели на месте и были всегда там, где было трудно.
Наконец прибыло молодое пополнение, оно вживалось в распорядок заставы и привыкало к службе на новом месте. Как однажды Начальник заставы произнес фразу- Что-то система у нас давно не срабатывала, надо бы молодежь посмотреть в деле? И как-будто сглазил. И начала она срабатывать по три- четыре раза за ночь, а мы подниматься "В ружьё"! И до утра выезжать перекрывать границу. Но всему приходит конец. Успокоилась система "Скала", освоилось молодое пополнение, а нам пришла пора возвращаться к себе. Прибыл к себе на первую ПЗ ММГ, доложил старшине, что прибыл, он сказал, чтоб зашел в штаб ММГ. Вошел и от майора Голубева получил новое назначение на заставу, ответил- Есть! Разрешите идти? Идите!
До дембеля оставалось десять месяцев службы, которые мне суждено было провести на пограничной заставе Чоган-тогой, где я сдружился со своим командиром отделения Юрием Акиничевым, рядовыми Анатолием Каюковым и Юрием Якимовым, с которыми мы нашлись благодаря сети "Одноклассники" и дружим по сей день. За, что благодарен случаю, что свел нас вместе.

автор Виктор Боровик
25.10.2018г.
#рассказ #ВикторБоровик

Комментарии

  • 6 фев 2021 17:38
    В 2020 году в Перми вышла книга писателя, пограничника подполковника ФСБ и краеведа Алексея Дубровина "За спиною Россия" посвященная событиям 1969г. на Советско-Китайской границе, большая часть в которой посвящена событию на озере Жаланашколь. В которых принимали участие наши земляки- Пермяки. Работа заняла два года. Архивы по непонятной причине закрыты поэтому по крупицам собирались сведения об участниках того боя, ныне живущих и ушедших... Выражаю благодарность автору, сегодня об этом уже никто не знает. На обложке книги ФОТО сделанное сразу после боя офицером политотдела Эдуардом Петровым. В центре лейтенант Евгений Борисович Говор, руководивший боем с героями- пограничниками отстоявшими нерушимость наших рубежей. Вот на каких примерах нужно воспитывать молодое поколение.
  • 7 фев 2021 07:18
    Лейтенант Евгений Борисович Говор! Кавалер ордена Красной Звезды. г.Гомель.
    Фотография
  • 7 фев 2021 07:28
    Стихи участника боя, Валерия Кондакова ( ушёл в вечный дозор) *** Ноги мнут грунт дорожный, Руки сжаты в кулак, Лишь вперёд тебе можно И ни шугу назад! Спереди дали синие Покрываются мглой, ЗА СПИНОЮ РОССИЯ, За спиной дом родной. На далёкой заставе, Где лишь ветры и зной, Ты письмо вслух читаешь От любимой, родной. Она верит и знает: Ни за что, никогда, Край родной охраняя, Не пропустишь врага.