7 янв 2024

Николай Крючков

6 января 1911 — 13 апреля 1994
Советский актёр театра и кино
Народный артист СССР (1965)
Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) в Москве в Покровских казармах (на Красной Пресне).
Всего в семье Крючковых было семеро детей. Но к зрелому возрасту дожил только один Николай.
Отец работал на Трехгорной мануфактуре и рано умер. Мать - Олимпиада Федоровна, ткачиха. Семья жила бедно. Николаю с девяти лет пришлось начать работать.
В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика (1925—1928), там же начал выступать в художественной самодеятельности.
В 1928—1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура».
Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». С 1928 по 1934 год — актёр Московского центрального театра рабочей молодёжи (ТРАМ) (сейчас — театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.
С 1931 по 1940 год — актёр киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 — «Союздетфильм», с 1948 — киностудия имени М.Горького). Первую роль в кино сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. В 1941—1945 годах — актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. За свою жизнь сыграл более 120 ролей в кино.
С 1945 по 1992 год — актёр Театр-студии киноактёра.
Один из самых снимаемых актёров советского кино.
Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролёры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шёл 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролёрам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нём без остатка. Время, а не режиссёры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.
Режиссёры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссёров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» и «У самого синего моря». Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трёхгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 1930-1940-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет проявлять все качества, требующиеся от героя этих лет, и проделает всё так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Глан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те умения, которые в народе вызывают восхищение: «Ну, артист!»
Всё это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму качеств, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной комедии «Небесный тихоход» Крючков снимается меньше, наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Эммануила Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина.
Когда же в 1950-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но играет в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 1950-1970-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня, «Горожане»). Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Его зрелое мастерство обретает психологическую точность и глубину. Лучшие его работы послевоенного 30-летия прежде всего в фильмах Владимира Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица, в телефильме Семёна Туманова «Гнёзда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Георгии Данелии.
Николай Крючков умер 13 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Работы в кино:
1932 — Горизонт — партизан (нет в титрах)
1933 — Окраина — сапожник Сенька Кадкин
1933 — Частный случай — Андрей Журба
1935 — Любовь и ненависть — Миша, шахтёр, муж Веры
1935 — У самого синего моря — Алёша
1936 — Глюкауф — Сенька Прудников
1936 — Тринадцать — Николай Гусев (нет в титрах)
1937 — Возвращение Максима — солдат в вагоне (нет в титрах)
1937 — За Советскую Родину — Юкка
1937 — Балтийцы — матрос
1937 — Тайга золотая — друг Мраморова
1938 — Выборгская сторона — погромщик винных погребов (нет в титрах)
1938 — Год девятнадцатый — гонец
1938 — Друзья из табора (короткометражный) — раненый боец
1938 — Комсомольск — Андрей Сазонов
1938 — На границе — Иван Николаевич Тарасов
1938 — Человек с ружьём — Сидоров (нет в титрах)
1939 — Большая жизнь — сотрудник НКВД (нет в титрах)
1939 — Ночь в сентябре — Степан Кулагин
1939 — Станица Дальняя — Михаил Агеев
1939 — Трактористы — Клим Ярко
1939 — Член правительства — Никита Соколов
1939 — Щорс — провокатор
1940 — Брат героя — Климентий Черемыш
1940 — На путях (короткометражный) — Рогаткин
1940 — Салават Юлаев — Хлопуша
1940 — Яков Свердлов — Николай Трофимов
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Боевая песнь о славе русского оружия») — старший лейтенант-артиллерист
1941 — В тылу врага — Бойков
1941 — Свинарка и пастух — Кузьма Петров
1942 — Антоша Рыбкин — командир подразделения
1942 — Котовский — Кабанюк / Загари
1942 — Парень из нашего города — Сергей Луконин
1943 — Во имя Родины — капитан Сафонов
1943 — Фронт — Сергей Горлов
1944 — Малахов курган — капитан 3 ранга Лихачёв
1945 — Небесный тихоход — майор Булочкин
1947 — Свет над Россией — Александр Рыбаков
1948 — Три встречи — Максим Корнев
1949 — Звезда — сержант Мамочкин
1949 — Сталинградская битва — полковник Иванов
1949 — Счастливый рейс — Петя Синичкин
1950 — Огни Баку — Иван Парамонов
1950 — Щедрое лето — Назар Проценко
1951 — Спортивная честь — Иван Николаевич, тренер
1952 — Максимка — боцман Тарас Матвеич
1952 — Садко — Омельян Данилович
1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Егор Плошкин, старший матрос
1954 — Море студёное — Алексей Химков
1954 — Об этом забывать нельзя — Родион Егоров
1954 — Тревожная молодость — Тимофей Сергушин
1955 — Дело Румянцева — Корольков
1955 — Эрнст Тельман — вождь своего класса — командир советских танкистов
1956 — Бессмертный гарнизон — Кухарьков
1956 — Поэт — Царёв
1956 — Сорок первый — комиссар Евсюков
1957 — Всего дороже — Фёдор Сергеевич Костомаров
1957 — Ленинградская симфония — Поляков, лётчик
1957 — Тайны мудрого рыболова — Николай Афанасьевич, актёр (камео), рыболов-любитель
1957 — Удивительное воскресенье — шофёр такси
1958 — Матрос с «Кометы» — Корней Петрович, боцман
1958 — Над Тиссой — Михаил Скибан
1958 — Юность наших отцов — Фролов
1959 — Баллада о солдате — генерал
1959 — Жестокость — Ефрем Ефремович, начальник угрозыска
1959 — Майские звёзды — сержант Платонов
1959—1961 — Поднятая целина — Устин Михайлович Рыкалин
1960 — Домой — Евсей Первунин
1960 — Яша Топорков — Силух
1961 — Алёнка — Роман Семёнович, директор совхоза
1961 — Годы девичьи — Трофим Иванович
1961 — Иду к вам — Рева, боцман
1961 — Музыка Верди — командир корабля
1961 — Сердце не прощает — браконьер
1962 — Гусарская баллада — Иван
1962 — Капроновые сети — Иван Захарович, отец Бориса
1962 — Остров Ольховый (короткометражный) — Илья Петрович
1962 — Суд — Семён Тетерин
1963 — Большой фитиль (киноальманах) (новелла «Гудок») — председатель колхоза
1963 — Город — одна улица — милиционер
1963 — День счастья — Тимофей, отец Риты
1964 — Весенние хлопоты — Иван Иванович Щёткин
1964 — Женитьба Бальзаминова — Неуеденов
1964 — Жили-были старик со старухой — Анатолий, директор совхоза
1964 — Какое оно, море? — Иван Данилович
1964 — Ко мне, Мухтар! — комиссар милиции
1964 — Трудный переход — Агбалов
1964 — Я — «Берёза» — дядько Левко
1965 — Дайте жалобную книгу — Николай Иванович
1965 — Комэск (короткометражный) — Петрович, комэск
1965 — Новогодний календарь
1965 — Преемник — генерал Николаев
1966 — Заблудший — Евсей Трофимович
1966 — Дядюшкин сон — Афанасий Матвеевич Москалёв
1966 — Наводнение — Михаил, лодочник
1966 — Нет и да — председатель комиссии
1966 — По тонкому льду — Пароконный
1967 — Встречи — генерал Николаев
1967 — Доктор Вера — Наседкин
1968 — Далеко на западе — Иван Захаров
1968 — День ангела — Иван Антонович, старпом
1968 — Служили два товарища — взводный командир
1969 — Золото — лесник, партизанский связной
1970 — Морской характер — Помпей Ефимович Карасёв
1971 — Большие перегоны — Касьян Кузьмич, машинист
1971 — Телеграмма — Иван Яковлевич, генерал-полковник
1972 — Адрес вашего дома — Панас Байда
1973 — Дело было, да? — Солодовников
1974 — День начинается в полночь
1975 — Горожане — Батя, таксист
1975 — Когда наступает сентябрь — подполковник Иванов
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Иван Гаврилов
1977 — Мой друг дядя Ваня — Иван Сергеевич Балашов
1977 — Ты иногда вспоминай — Герасим Васильевич
1978 — Бархатный сезон — Бур, капитан теплохода
1979 — Осенний марафон — дядя Коля
1980 — Особо важное задание — Панченко, старший бригадир
1981 — Цыганское счастье — Захар Алексеевич Касьянов, кузнец
1982 — Без году неделя — капитан Яруга
1983 — Дамское танго — дед Платон
1983 — Человек на полустанке — Прохор Тимофеевич Афанасьев, путевой обходчик
1985 — Битва за Москву — старик в Вязьме
1986 — Верую в любовь — генерал-майор Сергей Ильич Луконин
1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Фёдор Никифорович, отец Светланы
1987 — Вспомним, товарищ
1987 — Мирное время Романа Шмакова (в киноальманахе «Наездники») — отец Антонины
1987 — Первая встреча, последняя встреча — Пров Лаврентьевич, пристав
1989 — Сталинград — старый капитан
1991 — Царь Иван Грозный — Коршун
1993 — Ангелы смерти — старый капитан
#Советскиеактеры

Николай Крючков  - 959632580216
Николай Крючков  - 959632580472
Николай Крючков  - 959632580728
Николай Крючков  - 959632580984

Комментарии